« Повышение качества музыкального образования, переосмысление его целей и содержания».
статья по теме

Волкова Светлана Владиславовна

Сегодня очень мало детей и родителей приходят в музыкальную школу для того,  чтобы их музыкальное образование имело профессиональную направленность (вследствие большой загруженности в общеобразовательной школе, непрестижности профессии). Чаще дети приходят учиться «для себя». Все чаще родители приобретают  для домашних занятий не пианино, а синтезатор, что мешает целенаправленной работе над приемами звукоизвлечения, развитием слуховых звуко-красочных представлений и их реализацией  на фортепиано.Поэтому, одним из приоритетных направлений в своей педагогической деятельности считаю возрождение традиций домашнего музицирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povyshenie_kachestva_muzykalnogo_obrazovaniya.doc32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

« Повышение качества музыкального образования, переосмысление его целей и содержания».

Все новые и новые методики направлены на то, чтобы возродить такую чудесную традицию, как домашнее музицирование. Сегодня мы наблюдаем такую картину, когда выпускник музыкальной школы не умеет зачастую подобрать по слуху понравившуюся мелодию, легко прочитать с листа пьесу, не говоря уже о том, чтобы обладать умением импровизировать и сочинять на заданную тему.

Перемены, происшедшие в общественной жизни нашей страны, в значительной мере затронули систему образования и культуры. Такие современные тенденции, как демократизация и вариантность позволяют устранить многие накопившиеся за десятилетия противоречия, которые приводили к торможению его развития. В том числе и в системе детских музыкальных школ. Главным из этих противоречий являются малоэффективная направленность музыкального обучения на концертное исполнительство и отсутствие в изучаемых музыкальных дисциплинах межпредметных связей, дающих целостное представление о музыкальном искусстве, что в свою очередь необходимо для полноценного развития навыков любительского музицирования.

Другой причиной, ведущей особенно в последнее время к снижению уровня обучения в музыкальной школе, является перегруженность детей в общеобразовательной школе, что не позволяет выправить положение за счет увеличения времени для домашних занятий музыкой.

Единственный реальный путь повышения качества музыкального образования – это его интенсификация за счет внедрения новых методов, переосмысления его целей и содержания. Ключевой задачей является приближение обучения игре на музыкальном инструменте к запросам учащихся и их родителей. Необходимо так построить учебный процесс по предмету, чтобы  овладение им нашло свое практическое применение в жизни учащегося как во время обучения, так и после окончания школы.

Как показывает опрос родителей, в задачах и целях обучения игре на фортепиано они хотели бы видеть формирование следующих способностей и интересов детей:

- свободно читать с листа произведения различных стилей (классические, джазовые, эстрадные), иметь достаточно большой репертуар для досуга

-аккомпанировать и петь под свой аккомпанемент

-музицировать (импровизировать и сочинять)

-любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус

-уметь рассказать друзьям о музыке и композиторах, поддержать беседу на музыкальные темы

Данные требования родителей совершенно оправданы, ибо они соответствуют нацеленности основной части учащихся на общемузыкальное развитие, приобщению к любительскому музицированию. Вместе с тем эти требования не противоречат и задачам профессионального музыкального воспитания. Свободное владение инструментом, включающее в себя способности к интерпретации и музицированию, лежит в основе любой музыкальной деятельности и определяет уровень профессиональных возможностей преподавателя, концертмейстера, концертного исполнителя и других специализаций в профессиональной музыкальной деятельности.

В свете всего выше сказанного необходимо изменение подхода ко всему процессу обучения, модернизации устаревших программ и требований к обучающимся, созданию механизма, обеспечивающего интенсификацию процесса музыкального обучения. Этот механизм обусловлен взаимосвязью различных практикуемых на занятиях видов музыкально-творческой деятельности, что ведет их к взаимному обогащению и развитию. Речь идет о модернизации всего процесса обучения, налаживании тесной межпредметной связи. Так развитие навыков чтения с листа способствует более быстрому разбору текста. Гармонический анализ, ведущий к развитию ладо-гармонического  мышления и развитию внутреннего слуха, облегчит процесс приобщения ученика к импровизации и элементарному сочинению, позволит ему быстро заучивать текст наизусть в опоре не только на двигательную, но и на ладо-гармоническую память, ускорит формирование умения подбирать по слуху. Анализ формы, анализ развития тематического материала, т.е. музыкальной мысли, расширит представление ученика о содержании музыкального произведения и тем самым заложит основу для поиска его индивидуальной трактовки. Всесторонне развитый в процессе музицирования музыкальный слух обогатит восприятие музыки и сделает ее интерпретацию более тонкой, эмоциональной и артистичной.

Существующие сегодня учебные планы и время, отведенное на их выполнение, а с другой стороны загруженность наших учеников не позволяют по- настоящему углубиться в каждый из видов музыкальной деятельности. Может, настало время задуматься, что сегодня важнее – с трудом выученные ребенком полифонические произведения или произведения крупной формы (что далеко не всем удается и как следствие не прибавляет интереса к занятиям музыкой), или  приобретенные навыки подбора по слуху или чтения с листа.

Приобщение ученика к различным видам музыкальной деятельности не только ускоряет  обучающий процесс, но  и становится хорошим стимулом для музыкальных занятий.

Разрабатывая новые подходы к обучению, надо исходить из реалий сегодняшнего темпа жизни – ограниченного количества времени, которое ребенок может посвятить своему увлечению. Занятия проводятся два раза в неделю по 45 минут индивидуально, на выполнение домашнего задания в лучшем случае отводится час в день. Может, имеет смысл введения и групповых форм обучения. Так, упражнения по развитию ритма интереснее выполнять в группе, создав шумовой оркестр, в котором каждый ученик выполняет свою партию.

Одной из важнейших задач педагогов и родителей является развитие в своих учениках таких  качеств, как увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Давно известно, что только активная самостоятельная работа под контролем преподавателя позволяет значительно интенсифицировать учебный процесс. Наша задача научить ребенка работать самостоятельно, сформировать  у него способность к саморазвитию, чувство ответственности.

Когда ученик видит, что его музицирование может доставить удовольствие родным, друзьям, что благодаря своим музыкальным талантам  он становится интереснее и значительнее в их глазах, у него растет чувство самоуважения и желание самоутвердиться как личность в творческой музыкальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация современного урока в целях повышения качества математического образования

В настоящее время в школьном образовании отмечается тенденция снижения заинтересованности учащихся в обучении. Вызвано это высокой информативностью предметов и дефицитом времени, отведенного на их изу...

Индивидуальный план по самообразованию музыкального руководителя Воробьёвой Марины Валерьевны Тема: «Обеспечение качества музыкального образования посредством танцевально - игровой гимнастики» Цель: Выработка культуры движений и навыков координации, вос

Индивидуальный план по самообразованию музыкального руководителяВоробьёвой Марины Валерьевны Тема: «Обеспечение качества музыкального образования посредством танцевально - игровой гимнастики...

Пути оптимизация современного урока в целях повышения качества математического образования

В докладе представлены пути оптимизации современного урока в целях повышения качества математического образования ...

Методические рекомендации, составленные из опыта в целях повышения качества дополнительного образования "Использование игровых технологий на занятиях обучения стрельбе в полиатлоне , на этапе начальной подготовки."

В данной методике даются рекомендации по обучению приёмам стрельбы из пневматического оружия, в их основу положен обобщённый опыт проведения занятий по огневой подготовке в образовательных учреждениях...

Выступление на МО учителей истории и обществознания "Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия повышения качества современного образования"

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и...