Программа по декоративно-прикладному творчеству "Творческая мастерская народных ремесел
рабочая программа по теме

Программа расчитана на детей 9-13 лет, срок реализации программы 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_masterskaya_narodnyh_remesel.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр внешкольной работы

Ст. Полтавская, ул. Красная

Утверждаю:

Руководитель учреждения

___________________________

(ФИО руководителя)

Протокол учреждения

От «_____»________2011г №

Программа учебной дисциплины

Декоративно-прикладное искусство

(наименование объединения)

Творческая мастерская народных ремесел

(наименование учебной дисциплины)

2 года

(сроки реализации)

9-13 лет

(возраст)

Наконечная Людмила Васильевна

(ФИО преподавателя)

Ст. Новомышастовская

Красноармейский район

         

1.Пояснительная записка

Народное декоративно-прикладное искусство Кубани является частью общей системы традиционной культуры Кубанского казачества.

     Настоящая программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ, а также для учебных групп соответствующей направленности в учреждениях дополнительного образования детей. Образовательная программа по ДПИ Кубанского казачества является частью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться как и совершенно самостоятельная учебная дисциплина.

      Набор детей в кружок свободный. Формы занятий: групповые, индивидуальные.

      Данная программа рассчитана на 2 года обучения.  Занятия  проводятся в течение двух часов три раза в неделю. Возраст обучающихся – 9-13 лет. Количество обучающихся, учитывая практическую направленность образовательной деятельности, не более 15 человек

 Цель программы:

 -Формирование художественной культуры школьников как части  духовной культуры, приобщение детей общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого;

Задачи программы:

Развивающие

-развитие личностного самообразования

 - развитие творческих возможностей учащихся;

- развитие познавательного интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности;

Познавательные

 -  раскрытие истоков народного искусства,  осмысление народной    

   традиции и её роли  в жизни человека и общества;

 - помощь детям в усвоении специфики художественной системы народного              

    искусства;

 Мотивационная

-создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включение в активную деятельность

Социально-педагогическая

-формирование общественной активности, реализация в социуме

Обучающая

- формирование специальных знаний, умений, удовлетворение образовательных потребностей;

 научить их практическому опыту освоения народного ДПИ;

- научить их выполнению различных видов изделий народного декоративно-

    прикладного искусства и применению их в быту;

 - привить учащимся любовь к родному краю, народному искусству

 - воспитание трудолюбия, самостоятельности, эстетического вкуса, чувства прекрасного,      

    гордости за свой выполненный труд.

 Основные направления и содержание деятельности

Особенности организации образовательного процесса в УДО:

- организация обучения на добровольных началах;

- комфортный, неформальный характер психологической атмосферы, не    

   регламентированной обязательствами и стандартами;

- возможность для учащихся  сочетать различные направления и формы      

  занятий с учётом свободного времени;

- возможность для детей перехода из одной группы в другую.

Основные формы проведения занятий – лекции, беседы, встречи, дискуссии, экскурсии, игры, праздники, викторины, выставки, концерты.

 Учебно-воспитательный  процесс по данному направлению предполагает:

теоретические занятия;

практические занятия;

индивидуальные занятия;

совместные занятия с воспитанниками других групп, родителями.

Теоретическая подготовка

Чем больше содержание уроков отвечает интересам учащихся, тем шире у них возможность проявить свою индивидуальность. Чтобы учащиеся начали творчески применять полученные знания, у них должна возникнуть потребность в этом.

Занятия ручной вышивкой открывают детям возможность для самовыражения, пробуждают фантазию, воспитывают художественный вкус, духовно обогащают, а также формирую настойчивость, усидчивость, аккуратность в работе.

Практические занятия

Любое мастерство – это гармоническое сочетание знаний, умений и творчества. Понимание этого необходимо формировать у школьников с ранних лет. Изделия, которые они выполняют, должны быть не только полезными, но и интересными для них, чтобы сделав их, учащиеся могли гордиться результатом.

Индивидуальные занятия

Дети в тетради перерисовывают понравившиеся узоры, составляют композиции. Пытаются сами придумывать новые узоры. Узоры выполняются цветным фломастером или ручками. При отсутствии цветных фломастеров или ручек необходимо пометить орнамент условными знаками (черточки, крестики, кружки, галочки и т.п.), а рядом указать условные обозначения и цвета, которые им соответствуют.

Обучение производится индивидуально.

 Условия реализации программы

-Наличие светлого и просторного кабинета для занятий, удобной мебели;

-обеспеченность учащихся необходимыми материалами и  

 инструментами;

-ПДО соответствует квалификации;

-наличие технических средств обучения,  дидактического и методического материала.

Требования к знаниям и умениям учащихся, критерии оценки.

 По окончании 1 года обучения

 

учащиеся должны знать:

·  традиции своего народа;

·  виды прикладного искусства;

·  приёмы и технологии изготовления различных видов народного  

   декоративного искусства;

·  роль трудовой деятельности в жизни человека;

·   распространённые виды профессий;

·   правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами.

                                           учащиеся должны уметь:

·   осуществлять организацию и планирование собственной трудовой

    деятельности;  

·   получать необходимую информацию об объекте деятельности;

·   делать самостоятельную заготовку природного материала;

·   изготавливать изделия из доступных материалов, соблюдая

    последовательность технологических операций;

·   осуществлять декоративное оформление и отделку изделия;

·   быть терпеливыми друг к другу, более внимательными в своих

    наблюдениях за явлениями природы и поведением людей.

По окончании 2 года обучения

 учащиеся должны знать:

- роль и функции рушника в жизни восточнославянского населения Кубани;

- цветовую гамму вышивки Кубанского Казачества;

- основные приёмы вязания крючком;

- правила техники безопасности при выполнении практических работ.

учащиеся должны уметь:

- выполнить  небольшой  рушник, вышитый в технике крест (красно-чёрная

   гамма цветов);

- обработать края рушника известными им техниками (прошва, макраме)

- самостоятельно выполнять работу по составленному вместе с учителем

  плану  с опорой  на рисунок, схему, чертёж;         

- проявлять элементы творчества на всех этапах;

 - соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами;

 - эстетично оформлять изделия.

2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов

Всего часов

Теория

Практика

1 год

2 год

1 год

2 год

1

Вводное занятие

4

2

2

2

Вышивка

162

4

4

98

56

3

Вязание крючком

122

2

4

60

56

4

Лоскутное шитьё.

42

2

2

20

18

5

Плетение из талаша.

30

2

2

10

16

6

Плетение из бисера.

38

2

2

6

28

7

Макраме.

34

2

2

6

24

Всего:

432

16

18

200

198

3. Содержание тем программы.

1 год обучения

Вводное занятие. 2ч

  Экскурсия в школьный музей. Инструктаж. Знакомство с программой.

Вышивка         102ч

 Знакомство с народной вышивкой России. Техника безопасности. 2ч

Выполнение простейших видов швов: «вперёд иголку», «стебельчатый», «тамбурный».2ч

Варианты отделок швом «вперёд иголка». Выполнение образца. 2ч

Шов «назад иголка». Варианты отделок. Выполнение образца  2ч

Знакомство с мережками, выполнение простого вида мережек «снопик», «враскол». 2ч

Выполнение изделия (салфетка, платочек) в технике изученных швов.  4ч

Простые отделочно-декоративные швы. Шов «волнистый». Выполнение образца. 2ч

Швы «змейки». Выполнение образцов. 2ч

Шов «зигзаг». Выполнение образца. 2ч

Шов «волна». Выполнение образца .2ч

Шов «фонарик» Выполнение образца .2ч

Шов «лента». Выполнение образца 2ч

Шов «цепочка». Выполнение образца 2ч.

Шов «восьмёрка». Выполнение образца 2ч

Шов «волнистый».  Выполнение образца 2ч

Шов «стрела».  Выполнение образца 2ч

Швы «барашки». 2ч

Выполнение изделия. Салфетки.  4ч

Выполнение изделия. Грелка на чайник.  4ч

Счётные отделочно-декоративные швы. Шов «козлик» Выполнение образца 2ч

Шов «козлик с украшением».  Выполнение образца 2ч

Шов «восьмёрка». Выполнение образца 2ч

Шов «косичка». Выполнение образца.  2ч

Шов «зигзаг».  Выполнение образца  2ч

Шов «зигзаг-ромб». Выполнение образца.  2ч

Шов «зигзаг-ромб с  украшением». Выполнение образца.  2ч

Шов «зигзаг внахлёст» Выполнение образца  2ч

Шов «зигзаг внахлёст с украшением».  Выполнение образца 2ч

Шов «ёлочка».  Выполнение образца  2ч

Шов «треугольный внахлёст».  Выполнение образца.  2ч

Выполнение чехлов на круглые предметы. 4ч

Сувенирные мелочи. Игольница.  4ч

Подставка под чайник.  4ч

Знакомство с народной вышивкой Кубани.  2ч

Выполнение счётных швов (крест). Выполнение образца   2ч

Выполнение рушника с несложным орнаментом в технике «крест» (красно-чёрная цветовая гамма); обработка края рушника мережкой.  12ч

Выполнение сувениров к Новому году и Рождеству.

 Вязание крючком.   62 ч

Кружево России и Кубани; знакомство с изделиями народных мастеров.  2ч

Инструменты и материалы. Основные приёмы вязания крючком. Техника безопасности.  2ч

Вязание крючком круглых ковриков из связанных между собой ленточек ткани. 4ч

Плетение кружева крючком. Орнамент.  2ч

Украшение носового платка кружевом.  4ч

Вязание салфеток  24ч

Филейное вязание. Прошвы.  24ч

 Лоскутное шитьё.  22 ч

История возникновения лоскутной техники.  2ч

Изготовление прихваток.  4ч

Грелка для чайника. 6ч

Панно в лоскутной технике.  6ч

 Плетение из талаша.   12ч

Плетение из природных материалов на Кубани. Народные мастера. Техника безопасности. 2ч

Приёмы плетения из листьев початков кукурузы.  2ч

Плетение подставок под горячее. 2ч

Выполнение изделия  из талаша – хлебница.  6ч

Плетение из бисера 8ч

История возникновения бисера. Техника безопасности. Виды бисера.

Плетение изделий из бисера.   6ч

Макраме. 8ч 

Знакомство с макраме, как видом декоративно-прикладного искусства. Техника безопасности.  2ч

Изучение узлов.2ч

Выполнение изделий в технике макраме.  4ч

Содержание программы 2 года обучения

Вводное занятие 4ч    

Функции и классификация видов народного декоративно-прикладного искусства Кубани.

 Инструктаж по ТБ.

Вышивка 60ч

 Вышивальное искусство Руси.

Оборудование и подручные средства для вышивания. Техника безопасности.

Техника вышивания крестом. Простой крест.

Болгарский крест.

Неполные кресты.

Прямой крест.

Итальянский крест.

Рисовый шов.

 Датский способ креста.

Черногорский крест.

Шов «козлик».

Длинный крест.

Бахромчатый шов.

Шов «звёздочка».

 Шов «след горностая»

Секреты мастерства. Идеальная изнанка.

Кубанская народная вышивка.

Вышивание рушничка.

Вязание крючком 60ч

Кружево России и Кубани; знакомство с изделиями народных мастеров.  

Инструменты и материалы. Основные приёмы вязания крючком. Техника безопасности.  

Узоры и схемы для вязания.

Тунисское вязание.

Применение навыков вязания при изготовлении декоративных изделий. Изготовление вязаных цветов.

Лоскутное шитьё  20ч

История возникновения лоскутной техники. Техника безопасности.

Выполнение образца лоскутного одеяла.

Диванные подушки из лоскутов.

Плетение из талаша.18ч

Возрождение народных промыслов Кубани.

Техника безопасности при работе с талашом

Составление эскизов для работ из талаша.

Выполнение объёмных изделий из талаша.

Плетение из бисера.30ч

Беседа «Родословная стеклянной бусинки».

Подготовка к работе, полезные советы, материалы и инструменты.

Подарки из бисера своими руками.

Украшения и талисманы Разновидности украшений: серьги, браслеты, броши, колье, фенечки. Изготовление изделий из бисера.

Макраме.26ч

Знакомство с макраме, как видом декоративно-прикладного искусства. Техника безопасности.  

Изучение узлов. Составление эскизов и схем.

Выполнение зделий в технике макраме.

4. Формы и виды контроля

1-й год обучения

Раздел

Вид контроля

Форма контроля

Срок контроля

Что контролируем

Вид контрольной работы

Народная
вышивка

Вводный
Итоговый

Практическая работа


Выставка«Вышивка в казачьей семье. Вышивка мастеров Кубани»

Во время
изучения
темы


Май

Знание
видов швов


Качество
и аккуратность выполнения образцов, соответствие их народным традициям

Салфетка


Экспонаты
выставки

 Вязание крючком

Вводный

Собеседование

Во время
изучения темы

Уровень владения данным видом
искусства

Устный
ответ

Лоскутное шитьё

Вводный


Итоговый

Собеседование


Практическая работа

Во время
изучения темы

Выявление уровня знаний о лоскутном шитье      Умение применять лоскутную технику на практике

Опрос


Изготовление прихватки в лоскутной технике

Плетение из природных материалов

Вводный

Практическая работа

Во время изучения темы

Уровень знаний о данном виде искусства, о заготовке материала

Работы из талаша

Текущий

Собеседование

Знание местных видов плетения правила техники безопасности с режущими инструментами

Устный

Итоговый

Выставка

Май

Умение плести простейшие виды плетения из листьев початков кукурузы

Работы учащихся

Плетение из бисера

Вводный



Итоговый

Беседа



Выставка

Во время
изучения темы


Май

Знание местных видов плетения правила техники безопасности с режущими инструментами Качество и аккуратность выполнения работы

Опрос



Изделия из бисера

Макраме

Вводный


Текущий


Итоговый  

Беседа


Практическая работа


Выставка

Во время
изучения темы



Май

Знание видов узлов

Уровень владения данным видом
искусства Овладение техникой изготовления изделия

Устный ответ

Изделие в технике макраме


2-й год обучения

Вышивка

Текущий

  Итоговый

Практическая работа

Во время
изучения темы        Май

Умение вышивать рушник

Работы учащихся

Вязание крючком

Текущий


Итоговый

Практическая работа

Выставка

Во время
изучения темы

Май

Умение выполнять кружево крючком

Салфетка, скатерть

Анализ работ учащихся

Лоскутное шитьё

Текущий



Итоговый

Практическая работа



Выставка

Во время
изучения темы


Май

Соблюдение техники безопасности при выполнение работы

Умение изготавливать изделия

Диванная подушка



Работы учащихся

Плетение из талаша

Текущий

Практическая работа

Во время
изучения темы

Умение плести объемные изделия.

Корзинки из талаша

Плетение из бисера

Текущий


Итоговый

Практическая работа

Во время
изучения темы

Май

Умение плести украшения из бисера



Украшения и талисманы из бисера

Макраме

Текущий



Итоговый

Практическая работа


Выставка

Во время
изучения темы

Май

Умение составлять эскизы и схемы

Умение владеть техникой

Выполнение эскизов

Работы учащихся

5. Методические рекомендации

Практический опыт многолетней работы авторов показывает,
что педагогу в выборе методов обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству, в организации учебного процесса
необходимо познакомиться со следующими основными методическими рекомендациями, при соблюдении которых возможна успешная реализация данной программы:

изучение и освоение народного искусства требует глубокого понимания его сущности и специфики, как особого типа творчества, знания его основных функций: обрядовой, бытовой, эстетической, воспитательной, образовательной, родовой и др.;

педагогу необходимо понимание того, что осваивать опыт на-
родной традиции прежде всего предстоит ему самому; стоит
настроиться на постоянное самосовершенствование и самоанализ собственных знаний и умений (что он знает о своей традиции, является ли он хотя бы отчасти её носителем);

свои суждения о традиционном искусстве педагог должен выверять не теоретическими источниками, а опытом народных мастеров — носителей местной традиции;

прежде чем приступить к изготовлению изделия народного декоративно-прикладного искусства, необходимо понимание и
чувство глубокого уважения к мастерам, которые на протяжении многих веков сумели выработать язык выразительности и высший стиль; понимание и сознание, того, что у народных
мастеров существует своя иерархия ценностей, которую необходимо знать;

освоение непременно должно идти в системном единстве всех
видов народного декоративно-прикладного искусства Кубани:
вышивки, плетения, резьбы по дереву, кружева, ткачества, а также с другими видами и жанрами народного искусства — пения, танца, игры, поэтического творчества и т.п.;

невозможна подмена изучения и освоения народного искусства,
творчества народного мастера самодеятельным, любительским
искусством, что, к сожалению, почти повсеместно осуществляется в детских садах, школах, студиях, кружках и пр.;

на учебных занятиях с учащимися стоит воспроизводить уникальные изделия народного искусства, ещё имеющиеся у населения и в музеях края с целью сохранения утрачиваемых образцов и приобщения к живой традиции народного искусства;

в школе, учреждении дополнительного образования детей необходимо создать музей народного искусства Кубани и других регионов России. Следует иметь подлинные образцы народного
декоративно-прикладного искусства;

освоение местной традиции осуществляется только вместе с народным мастером с целью постижения учащимися психологии
личности мастера, его мировоззрения, системы духовно-нравственных ценностей, его творческого мастерства как носителя
традиции коллективного опыта народа. Это поможет формированию у учащихся целостного представления о народном искусстве, о творчестве народного мастера, его творческом и духов-
ном росте на протяжении всей жизни, духовно связанного
с природой и культурой родного края; возрождению процесса
подлинного ученичества и сохранению преемственности в обучении народному искусству;

заготовку материала, изготовление изделий необходимо вести
с учётом региональных особенностей, а также жизненного, годичного круга носителей традиционного сознания с учётом
строгого применения к конкретному обряду;

отработка приёмов изготовления изделий идёт непосредственно
на самом будущем изделии. Так сложилось в самой традиции.
При неправильно выбранных методах обучения есть опасность разрушения народной традиции в целом и народного искусства
в частности;

в начале изучения каждого вида народного декоративно-прикладного искусства педагогу необходимо провести с каждым учащимся собеседование с целью выявления его знаний, умений и
навыков, уровня его подготовленности. Учащийся на собеседовании приносит свои ранее выполненные работы;

необходим учёт возрастных особенностей учащихся в выполнении изделий народного декоративно-прикладного искусства
в соответствии с выверенным опытом творческого становления
народного мастера и его духовно-нравственного роста;

обязательно следует учитывать технологию изготовления изделий местной традиции, опыт народных мастеров, современное
состояние НДПИ, а также опыт семейного воспитания. Следует
часто приглашать родителей для совместных мероприятий:
выставок, встреч с народными мастерами, проведения полевых
исследований, составления отчётов и др.;

в изучении теории и истории народного декоративно-прикладного искусства могут быть использованы общедидактические
методы обучения и воспитания, а в практическом же его освоении традиция выступает как метод обучения, отход от традиции
недопустим;

при обучении ученика народный мастер использует практические методы обучения, личный творческий и духовно-нравственный опыт в большей мере, чем словесные методы;

необходимо обучение учащихся методике полевых исследований, что позволит глубоко и системно изучать местную традицию, её связи с соседними регионами и метропольными территориями;

полевые исследования следует проводить постоянно, в течение
всего учебного года. Это поможет учащимся развить в себе
чувство сопричастности к народной традиции;

следует продумать домашние задания учащимся: наблюдение
за обустройством современного быта, явлениями природы, определение места народного декоративно-прикладного искусства
в городском и сельском доме, а также общение с носителями
местной традиции среди соседей, родственников и др.;

так как программа в большей степени носит практический характер, необходимо в учебном процессе выделять существенное

место инструктажу по технике безопасности: обучать учащихся
приёмам безопасного обращения с режущими инструментами,
иглой, печью для обжига керамики и др.;

желательно проводить анализ работ учащихся вместе с народным мастером. Учащиеся разовьют в себе чувство ответственности за выполненное изделие, и это поможет им выверять свою
деятельность с опытом народного мастера;

итогом каждого учебного года является не только и не столько выставка работ учащихся, сколько анализ приобретённого духовно-нравственного и практического опыта в освоении традиции учащимися. В течение пяти лет учащиеся должны усвоить суть, основные понятия и определения народного искусства как особого вида творчества. Это служит показателем процесса обучения в народной традиции; устоявшейся тенденции роста нравственных и духовных качеств личности учащегося;

знание выверенной в течение веков формы ученичества помогает при воссоздании системы обучения народному искусству;

учащийся должен научиться передавать младшим школьникам
полученные навыки и опыт народной традиции, приобретённый вместе с народным мастером, т.е. владеть традиционными
методами обучения.

    Для успешной реализации данной программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение: иглы для вышивания, кружева, нитки мулине, шерсть (объёмная пряжа), пяльцы, подставки для пялец, ткань — лён, батист, соломка, листья початков кукурузы, лоза (верба), ножницы, нож, крючок, ткани для пошива костюма, швейная машина.
А также педагогу следует позаботиться об удобном и свободном помещении для проведения занятий. Учебный кабинет непременно должен быть проветриваемым и светлым, иметь в наличии инструкции по технике безопасности, столы, шкафы, стулья, коробки для хранения материала.

Педагогу заранее следует продумать место для выставочных стендов (для постоянно действующей выставки работ учащихся, педагогов, народных мастеров). Необходимо также изготовить, приобрести образцы, экспонаты традиционных изделий (размещение и оформление экспонатов должно соответствовать традиции их бытования)

6. Литература

1  Л. Смирнова  «Энциклопедия бисера»

2  Л.А.Божко «Бисер. Уроки мастерства»

3  О.Г.Жукова «Бисерное рукоделие»

4  Н.А. Гусева «365 фенечек из бисера»

5 Ю.В.Гадаева «Бисероплетение. Флора и фауна»

6 В.Н. Мосякин «Самоучитель вязания крючком»

7 Ю.А. Дараева «Лоскутное шитьё»

8  Н. Сотникова «Вышивка украшающих отделок»

9 «Вышивка лентами» г. Минск

10 И.Н. Наниашвили «Вышивка крестом»

11 И.В. Кондратьева « Кружева из талаша» г.Краснодар 2005г.

Литература для детей

1 Ольга Гулидова « Деревья из бисера» 2010г

2 М. Калинич «Рукоделие для детей» 1997г

3 С. Лорт «Энциклопедия вышивания крестом» 2005г

4 А. Петрунькина «Фенечки из бисера» 1998г

 Дидактический материал

Схемы для вязания, образцы готовых изделий, схемы для вышивания,

видео «Вязание крючком», «Вышивка крестом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личная программа по декоративно-прикладному искусству

Личная программа по декоративно-прикладному искусству в начальной школе....

Рабочая программа объединения декоративно - прикладного творчества "Природа и фантазия"

Рабочая программа «Природа и фантазия» объединения декоративно – прикладного творчества является модифицированной. По своему функциональному назначению программа является прикладной, то есть создаёт у...

Авторизованная программа по декоративно - прикладному творчеству «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»

Программ "цветы как средство развития творческих спрсобностей воспитанников школы - интерната" ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала по средствам декоративно - прикладной и ...

Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество.Дизайн"

Рабочая программа кружка «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»...

Конспект занятия по декоративно – прикладному искусству на тему: «Народные промыслы России»

Конспект  занятия по  декоративно – прикладному искусству на тему:  «Народные промыслы России»...

Программа творческого объединения декоративно – прикладного искусства (профильный отряд) «Народная мастерская»

Образовательная программа «Народная мастерская» разработана на 1 месяц обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю, по 60 минут. Планируемая на занятиях практическая работа не является же...

Рабочая программа по внеурочной деятельности декоративно-прикладное направленности "Волшебная мастерская" и "Школа рисования" для обучающихся 1-9 классов

Рабочая программа дополнительного образования комбинаторного типа  реализует общекультурное (художестенно - эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным госуд...