Юные историки
рабочая программа (5 класс) на тему

Сергазинова Рахима Павлихановна

рабочая программа кружка (НОУ)  . Главная цель- актуализация и обогащение исторического сознания школьников знанием истории своего края, его традиций и достижений, культуры на примере древней истрии Южного Урала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_istoriki.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор школы

Апрелева Л.Г.

Министерство образования и науки  Челябинской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Варшавская Средняя Общеобразовательная Школа

           

Программа

Внешкольного объединения  детей и подростков (НОУ)

«Юные историки»

                                                                                     Автор: Учитель МОУ Варшавская СОШ

                                                                   Сергазинова Р.П.

Уральские горы

По каменным плитам

Ведут за собой нас

В страну малахита.

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих

И добрых людей.

(В. Степанов)

Случилось так, что юные южноуральцы более сведущи в истории далеких стран и плохо представляют историю  Южного Урала.  Между тем она простирается на двести тысяч лет. Древние южноуральцы были полноправными участниками многих великих открытий человечества. Около семи тысяч лет назад здесь началась история животноводства. Ученые включают степи Южного Урала в район, где в первые на планете была одомашнена лошадь. Южноуральские колесницы бронзового века, запряженные конями, - древнейшие в мире. За тысячу лет до нашей эры в южноуральскую почву упали первые зерна пшеницы. Уже четыре тысячи лет назад у гор Южного Урала в своеобразных «городах» мастера металлурги и кузнецы начали ковать и лить бронзовые изделия и разрабатывать месторождения медесодержащих минералов. В этом смысле знаменитому Никите Демидову придется уступить первенство безвестным предшественникам из бронзового века, как, впрочем, и приоритет начала активного сведения на нет уральской природы.

    Наши дети знают до обидного мало о примерах исторического опыта природопользования из жизни древних и средневековых народов Южного Урала. Отравленный воздух наших городов, отравленная вода в реках,- только часть цены невежества детей и неразумности взрослых. Единство истории людей и окружающей среды с ее хрупкостью,- еще один фактор, повышающий значение краеведческого аспекта исторического образования школьников. «Всероссийская кочегарка», «кузница»,- наш край как в зеркале отразил технократический облик нынешней цивилизации.

    На протяжении многих тысячелетий Южный Урал был и остается сейчас местом встречи различных народов. По данным социологов, каждый третий брак в Челябинской области  сегодня – межнациональный. Бурное течение этнических процессов, рост этнического самосознания и необходимость влияния  на их направленность  с юного возраста обусловили ряд сюжетов предлагаемой учебной программы.

    Одной из приоритетных целей  настоящей программы – способствовать нравственно-эстетическому совершенствованию школьников.  

- способствовать актуализации и обогащению исторического сознания школьников знанием истории своего края;

 -  его традиций и достижений, культуры на примере страниц древней истории  Южного Урала;

 - воспитания уважения к ней, чувства гордости и любви к малой родине.

   В соответствии с многообразием поставленных целей, которые решает система нравственно-эстетического воспитания детей и подростков, она включает в себя следующие разделы, для удобства проведения комплексной работы в единстве ее всех составных частей и учетом возрастных особенностей школьников : с 10-16 лет .

5-7  классы – «Южный Урал – наша Родина.»

5-7  классы – «Череда народов из тьмы веков.»

5-7  классы  - « Жилища людей – история народа.»

5-7  классы -  « Каменных дел мастера.»

5-7  классы – «Люди и кони».

5-7  классы – «Древние металлурги.»

5-7  классы – « Тайны древних гончаров».

5-7  классы - «Одежда и украшения древних южноуральцев.»

5-7  классы – «Древние погребальные обряды».

5-7  классы – «Древние святилища Южного Урала».

8-11 классы  - «Мой край Южный урал».

8-11 классы  - «Воинская доблесть.»

8-11 классы  - « Выдающиеся люди Южного Урала.»

Срок реализации программы – 2 года

Реализация программы осуществляется в течение 2014-2016 гг. в 3 этапа:

  • 2014 г. – реализация первоочередных мер по выполнению приоритетных задач и мероприятий программы;
  • 2014-2015 годы формирование основных элементов системы патриотического воспитания;
  • 2016 г. – обобщение результатов практической реализации программы и отделение приоритетов на перспективу.

Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

Задачи работы по нравственно-эстетическому воспитанию на 2014-2015 гг.:

  • Формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
  • Сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
  • Формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
  • Вести постоянную деятельность по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
  • Формирования банка организационно-методического обеспечения функционирования системы духовно-нравственного воспитания школы;
  • Участие в областном фестивале национальных культур народов Южного Урала        « Мы –Россияне», «Наследие», « Отечество», « Я- гражданин России».

На 2015-2016 гг.:

  • Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе ценности и роли России в судьбах мира;

  • Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;

Ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры;

  • Участие в муниципальных и областных конкурсах.

Содержание деятельности:

Содержание программы находиться в строгом соответствии с рассмотренными выше целями. Отличительной ее особенностью является отсутствие жесткой привязке последовательности изучения тем к хронологии. Детям предлагаются яркие тематические страницы древней и средневековой истории края, его этнографии, топонимики.  Программа ясно ориентирована на развитие познавательной активности школьников.

Тема1. Южный Урал – наша Родина

Наш край на карте мира и России. Ландшафты, растительные зоны и реки Южного Урала. Их роль в жизни древних южноуральцев. Протяженность и периоды древней истории нашего края. Следы древней истории и их изучение археологами. Путешествие в страну географических названий . Башкирские, татарские, казахские географические названия Южного Урала – отражение жизни и души народов.

Тема 2.Череда народов из тьмы веков.

Возникновение и история народов.  Современные народы Южного Урала. Череда веков из тьмы веков. Народы Южного Урала в каменном веке. Степные и лесные племена нашего края в эпоху бронзы. Древние кочевники степей Южного Урала раннего железного века. Иткульские городища раннего железного века. Великое переселение народов и его последствия для состава населения нашего края. Вхождения Южного Урала в состав России. Заселение края русскими людьми и представителями других народов. Южный Урал – наш общий дом.

Тема 3. Жилища людей – история народа.

Дом в котором мы живем, и его история. Убежища и стойбища охотников ледникового периода, охотников и рыболовов каменного века. Дома и поселки скотоводов бронзового века: постройки племен алакульской и алексеевской культур. Юрта – великое изобретение степных кочевых народов. Возникновение современных поселений: крепости на старинной границе Российской империи; заводы- города. Следы древней истории в современной архитектуре городов и сел в нашем крае и их сохранение.

Тема 4. Каменных дел мастера.

Каменные сокровища гор Южного Урала. Секреты древних мастеров каменных дел: мастерские каменного века; приемы обработки камня и изготовление орудий в древности. Методы изучения каменных орудий учеными: трасологическое изучение  и экспериментальное моделирование технологических процессов каменного века. Век каменный – не «дикий век».

Тема 5. Люди и кони.

Образ крылатого коня в преданиях и мифах раных народов. Степные народы приручают лошадей. Древнейшие колесницы на Земле: уникальные открытия археологов на Южного Урала; конструкция древнейших колесниц и ее применение древними южноуральцами. Зарождение всадничества. Конь в древних верованиях. Кони изменили людей и мир.

Тема 6. Древние металлурги.

Демидовы и их безвестные предшественники. Следы старинных горных разработок на Южном Урале. Синташтинские укрепленные поселения металлургов – кузнецов- литейщиков бронзового века. Процесс получения металла в бронзовом веке. Волшебство огненного ремесла. Иткульские металлурги раннего железного века: металлургические «заводы» иткульцев.

Тема7. Тайны древних гончаров.

Изобретение керамики- гениальное открытие далеких времен. Древние способы формовки глиняной посуды. Древнейшая керамика на Южном Урале: способы изготовления, орнаментация, сушка и обжиг. Методы изучения древней керамики. «Загадочный» язык орнаментов.

Тема 8 . Одежда и украшения древних южноуральцев.

Источники наших знаний об одежде древних народов. Инструменты ткачих и вязальщиц. Сырье для ткачества и плетения. Инструменты для выделки кож. Одежда южноуральцев в каменном веке.  Одежда и украшения женщин бронзового века. Одежда древних кочевых народов. Ткани из далеких земель.

 Тема 9. Древние погребальные обряды.

Представления древних людей о жизни и смерти. Смысл обряда погребения в древности. Погребения каменного века на Южном Урале. Как погребали сородичей южноуральцы медно-каменного и бронзового веков. Погребальные обряды народов Южного Урала в раннем железном веке. Могилы средневековых кочевников Южного Урала. Проникновение ислама на Южный Урал. Мавзолеи на караванных дорогах. Следы прошлого в современных погребальных обрядах.

Тема 10. Древние святилища Южного Урала.

Виды культовых сооружений. Древнейшие святилища Южного Урала: Игнатьевская пещера – святилище на озере Большие Аллаки; курганы « с усами»; поминальные комплексы средневековых кочевников. Разрушенные храмы в наших городах и селах и необходимость их реставрации.

Тема 11.Мой край Южный Урал.

Военная история России на карте Южного урала. История промышленного освоения края в географических названиях. Географическая карта – зеркало истории Южного Урала.

Тема 12. Воинская доблесть.

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева на Южном Урале. Южноуральцы- участники Отечественной войны 1812г.  Мой край в 1917 г. Развитие промышленности в годы В.О.В.  Ветераны В.О.В. п . Варшавка.

Тема 13. Выдающиеся люди Южного Урала.

Герои Советского Союза п. Варшавка. Герои Советского Союза Карталинского района. Ветераны труда п. Варшавка. Интернациональный долг. Участники боевых действий. Люди достойные подражания.

Ожидаемые результаты :

В процессе реализации школьной программы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся «Юные историки» у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности

На 2014-2015 гг. :

  • Знающая историю и культуру своей страны;
  • Творчески мыслящая;
  • Результаты участия в районных и областных мероприятиях.

На 2015-2016 гг.:

  • Духовно и физически здоровая ;
  • Способная саморазвиваться;
  • Обладающая культурой речи и мысли;
  • Соблюдающая духовные, правовые и общечеловеческие права и обязанности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по краеведению. кружок "Юные историки- краеведы"

учебно- тематическое планирование по краеведению....

ктп "Юные историки".

календарно-тематическое планирование...

программа кружка "Юный историк"

Данная программа составлена таким образом, чтобы можно было получить представление о прошлой и современной жизни Саратовской губернии. Познакомиться с саратовской землей с древнейших времен, основание...

Программа кружка "Юный историк"

Программа объединения дополнительного образования для обучающихся 5 класса "Юный историк"...

авторская программа внеурочной деятельности «Юный историк» (Путешествие в Средневековье).

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями  ФГОС  второго поколения  для учащихся 6 класса . Рассчитана на 34 часа. Содержит   календарно тематичес...

Программа "Клуб юного историка" (5 класс)

Рабочая программа дополнительного образования  «Юный историк» составлена с опорой на содержание курса истории в 5 классе в рамках ФГОС ООО...