Программа кружка "Юный историк"
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Программа объединения дополнительного образования для обучающихся 5 класса "Юный историк"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_yunyy_istorik.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                  «Согласовано»                                        «Рассмотрено»        

Директор МОУ «Оршинская основная                          Зам. директора по УВР                                на заседании МО. Протокол №____

общеобразовательная школа имени                          _____________ Т.Н.Нагаева                        от «___»_____________2015 г.

академика Ожиганова Л.И.»                                 «____»________________2015 г.                        Руководитель МО:

____________ С.М.Халтурин                                                                                        _____________ С.Е. Смирнова  

«___»_____________2015г.

Программа объединения дополнительного образования

«Юный историк»

на 2015 - 2016 учебный год

Учитель: Халтурин Сергей Михайлович    

Класс: 5

Количество часов всего:  17 часов

                                        Пояснительная записка

     Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или  в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. На занятиях кружка «Юный историк» мы планируем дать достаточно полное  целостное представление об истории Марийского края,  привить обучающимся  чувство гордости за свою малую родину. Программа носит  практический, и прикладной  характер, так как предполагает различные виды деятельности, связанные с поиском материала. В  этих условиях  особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются учебные  навыки. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают  учебный материал, приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательный объем знаний. Роль краеведения возрастает, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию личности ребенка.

     Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великой России. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

Кружок «Юный историк» рассчитан на 17 часов.

                                         Цели и задачи кружка

Программа кружка включает  в себя материал, не содержащийся  в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по истории, знакомит с жизнью, творчеством    народов проживающих в Республике Марий Эл. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у учащихся  высокую гражданскую позицию.

 Можно выделить следующие задачи:

  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • формирование самостоятельной оценки исторических явлений;  
  • организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных.
  • воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости за свой народ, его историю, культуру;
  • формирование навыков исследовательской деятельности, анализа исторических источников;
  • расширение кругозора;
  • закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности  информационных технологий.

Краеведение помогает воспитывать ответственность в своих поступках на примере земляков своей малой Родины, находить прекрасное в народном творчестве. А это имеет огромное  значение для воспитания патриотизма.

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Методы исследовательский, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия  носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала, посещение музеев Г.Йошкар-Олы и Краеведческого музея п.Советский

Календарно – тематическое планирование кружка «Юный историк»

Тематическое планирование уроков

Форма занятия

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

1.

Введение Что такое краеведение?

Коллективная

Инструктаж по ТБ, вводная беседа,  показ презентации. Рассказ- беседа

Папка с инструктажами, презентация.

Медиапроектор

2.

Родословная моей семьи.

Фронтальная, индивидуальная.

Рассказ, беседа, методы организации деятельности; воспитывающие ситуации

Подбор литературы, раздаточный материал, фрагменты рабочего альбома, семейный архив.

3.

История Оршинской  школы.

Индивидуальная, групповая

Обсуждение, мини-исследование

Материалы школьного музея

4

Ожиганов Л.И. –  академик, чье имя носит наша школа

Фронтальная, индивидуальная

Рассказ,

Материалы школьного музея

5

Экскурсия  в Храм Ксьмы и Дамиана,

Фронтальная, коллективная, индивидуальная

 Рассказ учителя,

Беседа с настоятелем храма

Инструктаж, документы архива Храма

Медиапроектор, музыкальное сопровождение.

6

История колхоза «Броненосец Потемкин»

Коллективная, групповая, индивидуальная

Работа с архивными материалами, методы стимулирования деятельности: создание ситуации успеха

Работа с архивом библиотек школы , карточки-задания, фотодокументы

7.

«Знаменитые люди нашего села» Встреча со старожилами села

Коллективная, групповая, индивидуальная

Беседа, интервью

Альбомы, фотографии, документы

Медиапроектор музыкальное сопровождение

8.

Наши Земляки, оставившие след в истории края, района и села .

Фронтальная, групповая

Урок-экскурсия, беседа, практические приемы, игровые приемы

Подборка литературы, интернет ресурсы, фотоматериалы

Альбом

9.

Административное устройство края. История Оршинского сельского совета

Коллективная

 Комментированное чтение, практические методы

Работа с документами и материалами СМИ, картой

10

«Наши деды – герои Великой Отечественной войны 1941-1945гг.»

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Рассказ-беседа ,сбор материала и экспонатов, рисунки, работа с картой

Экспонаты школьного музея, подбор иллюстраций, рабочий альбом, презентация

Медиапроектор музыкальное сопровождение

11.

Экскурсия в Сквер Победы с.Орши

Коллективная

Инструктаж по ТБ, рассказ, беседа

Журнал, инструкция по ТБ.

12.

История Советского района Республики Марий Эл

Коллективная, групповая, индивидуальная

Работа с документами и справочными материалами, обсуждение

Фотографии по теме, архив библиотеки, школьного музея и школьной библиотеки

13

Экскурсия в краеведческий музей п. Советский

Коллективная.

Инструктаж по ТБ, рассказ, беседа экскурсовода.

Журнал, инструкция по ТБ.

14

Жемчужины природы марийского края

Фронтальная, индивидуальная

Рассказ, работа с картой, презентация

Карта Марий Эл

Медиапроектор

15.

История Марийского края.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Рассказ, презентация, обсуждение

Карта марийского края

Медиапроектор

16.

Экскурсия в  Краеведческий музей Г.Йошкар-Олы, набережную р. Кокшаги

Коллективная.

Инструктаж по ТБ, рассказ, беседа экскурсовода.

Журнал, инструкция по ТБ.

17

Краеведческая викторина.

Коллективная, групповая

Игровые методы, урок-соревнование, беседа

Разработка  викторины, фотоматериалы школьного архива

Медиапроектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа интегрированного, историко -экономического кружка «Тайфун»

В данной работе представлена программа историко - экономического кружка "Тайфун". Актуальность программы заключается в том, она что  интегрированная, профилированная,   позволяет повыс...

ПРОГРАММА деятельности историко-краеведческого музея «Истоки»

   В основе учебно-воспитательной работы по предлагаемой программе лежит методика развивающего обучения и воспитания, активизация познавательной деятельности подростков, их вним...

Рабочая программа по историко-культурному краеведению «Живописное наследие Воронежского края» 10-11 класс

Рабочая программа по историко-культурному краеведению "Живописное наследие Воронежского края". 10-11 класс...

Рабочая образовательная программа предмету Историко-бытовой и современный бальный танец

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"8715611","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 100px; margin: 5px; float: left;"}}]]Рабочая образовательная п...

Рабочая программа по историко-краеведческому кружку «ШКОЛА КРАЕВЕДА»

Программа историко-краеведческого кружка составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования. Она призвана обеспечивать региональные особенности содержания образования в области...