Программа фольклорного объединения "Хомусчаан"
рабочая программа (5 класс) на тему

Тастыгина Елена Александровна

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Основным принципом образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в многонационального государства. В условиях современной модернизации системы образования он может быть реализован через основные образовательные программы с этнокультурной направленностью. Такой подход даст возможность удовлетворить культурные и языковые потребности народов России.

Этнокультурная направленность образования в Республике Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, проживающих в республике, создание условий для становления высокообразованной личности, владеющей этнической и общероссийской культурой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

 Центр внешкольной работы «Росток» ГО «Жатай»

677902 Республика Саха (Якутия) п. Жатай, ул. Матросова, д 3/2 тел( 41120-42-65-63)

Программа

фольклорного объединения «Хомусчаан»

                                                                                   Педагог Д/О

                                                                                        Тастыгина Е.А.

п. Жатай 2015

Пояснительная записка

«Родной край, его история» - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, - «Основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Основным принципом образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в многонационального государства. В условиях современной модернизации системы образования он может быть реализован через основные образовательные программы с этнокультурной направленностью. Такой подход даст возможность удовлетворить культурные и языковые потребности народов России.

Этнокультурная направленность образования в Республике Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, проживающих в республике, создание условий для становления высокообразованной личности, владеющей этнической и общероссийской культурой.

Общество нуждается в нравственной эволюции.

Чтобы направить усилия в решении этой проблемы в нужное русло, необходимо обратить взоры на народные традиции, использовать их, прежде всего, в воспитании подрастающего поколения.

По статистике, в тех странах, где сохранены национальные традиции, и дети являются носителями родной культуры, нравственный и интеллектуальный уровень детей и молодежи достаточно высок.

Такая закономерность объяснятся тем, что традиционная культура располагает положительным опытом воспитания детей, накопленным многими поколениями.

Традиционные правила народной педагогики удивительно точно соответствуют законам физического, психологического и психофизиологического развития детей. Все приемы и средства народной педагогики прошли многовековую проверку и были направлены на воспитание полноценного члена общества. В современном воспитании ребенка умелое использование народной педагогики могло бы принести хорошие плоды.

Одним из мощных традиционных средств воспитания, является при общение к народной культуре. Современные дети мало знакомы с её жанрами, а самая негативная тенденция в том, что сегодняшнее поколение не являются его носителями, а значит, происходит неполная социализация личности ребенка в современных условиях.

О важности присутствия в жизни ребенка огромного пласта народной педагогики, а именно, - детского фольклора, пишет Г.С. Виноградов: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор».

Чтобы восстановить интерес к народному творчеству, в объединении используем приемы народной педагогики, которые приемлемы в современных условиях. Здесь огромную роль играет фольклор, все жанры которого в основном адресованы правому полушарию, отвечающему за образное мышление и эмоции. Без правильно сформированного аппарата у детей происходит срыв адаптации в виде неврозов, неадекватного и асоциального поведения.

Актуальность.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях.

Знание традиционного наследия необходимо каждому человеку. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем.

Данный курс поможет осознать и общие человеческие ценности, и самобытность родной культуры. Приобщение детей к исторической народной памяти обеспечит жизнедеятельность человека на современном этапе и в будущем. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, их творческое переосмысление в современных условиях и создание новых.

Новизна.

Этнокультурная направленность образования призвана решать задачи развития личности обучающихся, формируя у них:

- любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение к своему народу и всем народам, проживающим в республике, к их культуре и духовным традициям;

- осознание и принятие незыблемых ценностей: человеческой жизни, семьи, многонационального российского народа, труда, творчества;

- уважение к другим людям, достигать взаимопонимания;

Население поселка Жатай многонационально. В поселке проживают якуты, башкиры, украинцы, киргизы, узбеки, буряты, ингуши, чеченцы, армяне, татары и русские.

Программа фольклорного объединения «Источник» составлена для занятий с детьми в условия общеобразовательной школы и для сохранения и изучения якутского фольклора.

Основной целью программы является: пропаганда якутского фольклора для подрастающего поколения.

Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:

  • Изучение якутского фольклора, фольклорных жанров (якутские народные песни, тойук, осуохай, чабыр5ах)
  • Ознакомление детей с национальным музыкальным инструментом – хомусом (варганом);
  • Формирование у обучающихся культуры общения и поведения в социуме путем подъема и развития якутского фольклора;
  • Создание условий для развития музыкальных и творческих способностей, ответственности, социальной активности, аккуратности.
  • Формирование устойчивого интереса к якутскому фольклору;
  • Обучение выразительному пению и певческим навыкам,
  • Развитие слуха и голоса у детей;
  • Формирование голосового аппарата, чувства ритма, муз-слуховых представлений.
  • Приобщение к концертной деятельности (конкурсы фестивали).
  • Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

Для реализации программы используются:

- Принцип естественности;

- Принцип востребованности;

- Принцип преемственности;

- Принцип учета возрастных и индивидуальных    особенностей;

- Принцип наглядности;

- Принцип коллективного творчества;

- Принцип воспитания ребенка в радости.

Ожидаемые результаты от реализации программы:

- расширение возможностей для приобщения учащихся к якутскому фольклору;

- получение спектра информации эстетического содержания; комплекса знаний и навыков хомуса (варгана);знаний по якутскому фольклору и культуре; практических навыков для самостоятельного исполнительства.

Программа адресована детям начального и среднего возраста:

  • Начального (7 – 10 лет).
  • Среднего (11 – 14 лет).

Программа занятий рассчитана на 18 часов в неделю. Занятия проводятся 5 раз в неделю. В программу включены общие сведения о якутской народной культуре, отражены история, культура и якутский фольклор, основные жанры якутского фольклора, ознакомление детей с национальным музыкальным инструментом – хомус (варган).

Содержание занятий разнообразно.

Например:

-разучивание якутских народных и фольклорных песен (тойук,),

-разучивание якутского танца «Осуохай»

-разучивание якутских игр,

-разучивание национальном музыкальном инструменте – хомус (варганом).

-слушание музыкальных записей,

-посещение музеев города.

Занятия курсов несут комплексный подход и нестандартную форму проведения, тем самым способствуют достижению цели данной программы.

Этапы реализации программы

Настоящая Программа рассчитана на три года обучения, имеет три этапа:

I этап – подготовительный (организационный)

На первом этапе Программы детям будет предоставлена возможность пробовать свои силы в разных видах народного творчества (устное, песенное, танцевальное, инструментальное). Раскрытие способностей ребёнка будет проходить через приобщение к фольклору и народному творчеству по принципу от простого к сложному. В ходе 1 этапа дети участвуют в городских конкурсах по народному творчеству. Срок реализации 1 этапа – 1 учебный год

II этап – основной

В ходе 2 этапа проводится с детьми индивидуальная работа по отдельным направлениям фольклора, народного творчества, реализуются возможности ребёнка в творчестве, и тем самым происходит раскрепощение сознания ребёнка и устранение комплексов. Самое главное на данном этапе не оставить без внимания детей, которые не уверены в своих силах, помочь им открыть в себе таланты и способности, богатый мир народного творчества, воображения, фантазии. Толчком к внутренней эстетической активности – может послужить развитие интересов у ребёнка, бережное отношение к личности ребёнка и его внутреннему духовному миру.

Занятия на 2 этапе организованы так, чтобы дети не были пассивными исполнителями, а отталкиваясь от их интересов и способностей необходимо увязать с практическими задачами занятий ансамбля, помочь ребёнку проявить свою индивидуальность.

На втором этапе большое значение уделяется индивидуальной работе, главной задачей которой является зарождение у каждого члена ансамбля стимула творческого роста, который в свою очередь, выполняет воспитательную функцию, формирующую чувство ответственности за успехи каждого, из которых складываются достижения и успехи всего коллектива. В ходе 2 этапа дети участвуют в городских, республиканских конкурсах, фестивалях и научно-практических конференциях и семинарах. Срок реализации 2 этапа – 1 учебный год.

III этап – углубленный

На данном этапе происходит дальнейшее расширение и обогащение знаний учащихся, развитие их техники игры на хомусе, народных инструментах, песенно – танцевальных и артистичных способностей, исполнения осуохая.

Через народное творчество происходит раскрытие способностей ребёнка, привитие уважения к национальной культуре, духовное раскрепощение, устранение комплексов. Развитие чувства коллективизма и сплочение в единый творческий коллектив. В ходе 3 этапа дети участвуют в городских, республиканских, федеральных и международных конкурсах и научно-практических конференциях. Срок реализации 3 этапа – 1 учебный год.

Ожидаемый результат:

Участники ансамбля должны освоить:

  • Основные жанры народного творчества и фольклора народов Якутии;
  • Обычаи, обряды и историю народа Саха;
  • Основное содержание наиболее значимых эпических произведений устного творчества народа Саха (олонхо, осуохай).

Участники ансамбля должны научиться:

  • Самостоятельно вырабатывать и выражать своё мнение по тематике занятий, изучаемому материалу, размышлять и анализировать;
  • Осуохай (национальное хороводное пение), петь национальные песни, танцевать национальные танцы, играть на хомусе и других национальных музыкальных инструментах;
  • Общаться, обмениваться мнениями, конструктивно спорить;
  • Индивидуальному и коллективному творчеству, вырабатывать свои творческие идеи, замыслы, планы и реализовывать их;
  • Целенаправленно шаг за шагом доводить до конца начатое дело.

Окончив курс обучения по данной программе, дети могут продолжить образование в колледже культуры на отделении «Фольклор».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

занятий фольклорного кружка «Хомусчаан»

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

(ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)

п/п

Темы занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

 

2.

Что такое якутский фольклор?

3.

Якутский хомус

4.

Техника игры на хомусе

5.

Приемы игры на хомусе

6.

Импровизация на хомусе

7.

посещение «Музей и Центр хомуса народов мира»

 

Итого

Литература для педагога и детей

1. Неустроева М.Д., Елисеева М.И. «Ураанхай саха огото» - Якутск, 1998;

2. Серошевский В.Л. «Якуты» - М, 1993;

3. Ксенофонтов Г.В. «Северные якуты» - Якутск, 1976;

4. Ксенофонтов Г.В. «Ураанхай-сахалар», том I в 2-х книгах - Якутск, 1992;

5. Березкин И.Г. «По следам наших предков и современников» - Якутск, 1987;

6. Чехордуна Е.П. «Земля олонхо» - Якутск, 1997;

7. Андросов П.Х. «По старинным легендам» - Якутск, 2004;

8. Шамшурин Ю.И., Егоров П.И. «Край наш родной – Якутия» - М, 1972;

9. Герасимова М «Саппай уопсан» - Якутск, 2002;

10. Аммосова Е.Е. «Народные истоки творчества» - Якутск, 1994;

11. Петров Н.Е. «Мы, якуты можем развивать говорящую музыку» - Якутск, 1995;

12. Жиркова Р.Р. «Музей хомуса народов мира» - Якутск, 1993;

13. Уткин К.Д. «Чыычаахтаах хомус» - Якутск, 1990;

14. «Варган (хомус) и его музыка» - Якутск, 1990;

15. Литературно-художественное издание «Кулаковский и хомус» - Якутск, 2004;

16. Жиркова Р.Р. «Методическое пособие для разучивания игры на хомусе» - Якутск, 1991;

17. Шишигин С.С., Алексеев И.Е. «Чарующие звуки хомуса» - Якутск, 1999;

18. Шишигин С.С. «Играйте на хомусе» - Покровск, 1994;

19. Шишигин С.С. «Методическое пособие игры на хомусе» - Якутск, 1995;

20. Алексеев И. «Искусство игры на якутском хомусе» - Якутск, 1996;

21. Ежегодный информационный научно-популярный журнал «Хомус» - Якутск;

22. Адамова А.С. «Школьный кружок хомуса» - Покровск, 1997;

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

занятий фольклорного кружка «Хомусчаан»

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)

п/п

Темы занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

 

2.

Устное творчество народа саха

3.

Народное песенное творчество народа саха

4.

Традиционный хороводный танец - осуохай

5.

Традиционная танцевальная культура народов Саха

6.

Национальные музыкальные инструменты Якутии

7.

Обрядовая культура народов Якутии

 

Итого

Содержание

  • Вводное занятие. Знакомство с содержанием программы ансамбля на второй год обучения. Инструктаж по технике безопасности. Правила дорожного движения.
  • Устное творчество народа саха. Чабыргах (скороговорки). Обучение технике. Эпос (олонхо). Обучение технике. Подготовка концертных номеров. Подготовка к городским, республиканским конкурсам, фестивалям.
  • Народное песенное творчество народа саха. Стиль народного песнопения – «дьиэрэтии», техника, обучение. Стиль народного песнопения – «дьэгэрэн», техника, обучение. Стиль народного песнопения – «кылысах», техника, обучение. Народные песни. Техника, обучение. Современные эстрадные песни. Посещение концерта ведущих исполнителей. Подготовка концертных номеров. Подготовка к городским, республиканским конкурсам, фестивалям.
  • Традиционный хороводный танец – осуохай. Драматургическое построение танца осуохай. Поэтика танца осуохай. Импровизация запевалы. Техника, обучение. Подготовка запевал осуохай.
  • Традиционная танцевальная культура народов Саха. Ритуальный танец «Битии». Техника, обучение; «Алгыс», «Узор» – образцы древних обрядовых танцев народа саха. Техника, обучение; Подражательные танцы. Техника, обучение; Игровые танцы. Техника, обучение; Особенности постановки фольклорных танцев народа саха; Подготовка якутских фольклорных танцевальных номеров; Особенности танцев народов Севера; Подготовка танцевальных номеров народов Севера; Национальная одежда и атрибутика в танце. Подготовка вместе с родителями танцевальных костюмов; Национальные танцевально-пластические элементы. Техника, обучение; Постановка современных якутских танцевальных номеров; Подготовка танцевального сопровождения вокальных номеров (подтанцовка). Подготовка концертных танцевальных номеров. Подготовка к городским, республиканским конкурсам, фестивалям
  • Национальные музыкальные инструменты Якутии. Посещение международного музея хомуса. Творчество ведущих исполнителей. Упражнение для кисти. Упражнение для пальцев. Упражнения для дыхания. Упражнения для языка, губ, глотки. Обучение основным ударам. Техника игры на хомусе. Техника извлечения различных звуков. Воспроизведение простых народных мотивов на хомусе. Игра в ансамбле. Первые навыки импровизации. Подготовка сольных и ансамблевых номеров на хомусе. Варганное сопровождение вокальных номеров. Варганное сопровождение танцевальных номеров. Подготовка композиций. Техника извлечения различных звуков, голосов. Подражание звукам весенней капели, техника и обучение. Подражание звукам копыт лошади. Техника игры на дунур. Ударное сопровождение вокальных номеров на дунуре. Ударное сопровождение танцевальных номеров на дунуре. Использование дунур в ансамбле народных инструментов. Техника игры на купсуур. Ударное сопровождение вокальных номеров на купсуур. Ударное сопровождение танцевальных номеров на купсуур. Использование купсуур в ансамбле народных инструментов. Техника игры на различных видах дьага. Шумовое сопровождение вокальных номеров на дьага. Шумовое сопровождение танцевальных номеров на дьага. Использование дьага в ансамбле народных инструментов. Основы игры на айаан. Шумовоее сопровождение вокальных номеров на айаан. шумовое сопровождение танцевальных номеров на айаан. Использование айаан в ансамбле народных инструментов. Подготовка концертных номеров на музыкальных инструментах. Подготовка к городским, республиканским конкурсам, фестивалям.
  • Обрядовая культура народов Якутии. Верования народа саха. Посещение храма народа саха – дома «Арчы». Обряды народа саха. Алгыс (Благословение). Обрядовый праздник ысыах. Подготовка номеров, композиций к ысыаху.

Литература для педагога и детей

1. Лопатина А., Скребцова М. Серия книг для занятий по духовному воспитанию. Книги !-М1. - М., 1998-1999.

2. ШемшуринаА. И. «Система воспитания этической культуры школьников». - М., 1996.

3. ШемшуринаА. И. «Основы этической культуры». - М., 1999.

4. Шемшурина А. И. «Этика. Курс занятий». - М., 1999.

5. Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. «Новые технологии воспитательного процесса». - М., 1993.

6. Щуркова Н. Е. «Культура современного урока». - Смоленск, 1997.

7. Щуркова Н. Е. «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры». -М., 1997.

8. Неустроева М.Д., Елисеева М.И. «Ураанхай саха огото» - Якутск, 1998;

9. Герасимова М «Саппай уопсан» - Якутск, 2002;

10. Ноговицын В.А. «Ого чабыргага» - Якутск, 2002;

11. Илларионова В.В. «Якутские скороговорки»» - Якутск, 1992;

12. Составители Ойунская С.П., Чехордуна Е.П. «Якутские загадки» - Якутск, 2002;

13. Болот Боотур «Загадки, стихи» - Якутск, 2002;

14. Васильев П.К., Охлопков М.К. «Якутские игры» - Якутск, 1992;

15. Аммосова Е.Е. «Народные истоки творчества» - Якутск, 1994;

16. Петров Н.Е. «Мы, якуты можем развивать говорящую музыку» - Якутск, 1995;

17. АН СССР, ЯФ СО, институт языка, литературы и истории «Якутские народные песни» - Якутск, 1976;

18. Федоров А.С. «Развитие кылысаха» - Якутск, 1991;

19. Николаев Е.М. «Некоторые методические рекомендации по обучению якутскому тойуку и осуохай» - Якутск, 1992;

20. Петрова С.И. «Олонхо дойдутун кэрэ куоласа» - Якутск, 1996;

21. Нотные издания. Составитель Парников В.С. «Сияющие горизонты» - Якутск, 1998;

22. Петров Н.Е. «Божественный хоровод» - Якутск, 1997;

23. Попова З.Н. «Учимся танцевать» - Якутск, 1992;

24. Лукина А.Г. «Танцы Якутии» - Якутск, 1989;

25. НПП Хотугу танас «Национальный костюм народов Республики Саха. Одежда севера» - Якутск, 1994;

26. Иванова Г.И. «Уран» программа» - Покровск, 2003;

27. Прибылых Н.М. «Плетеные и вязаные игрушки из конского волоса» - Якутск, 2005;

28. Зыков Ф.М. «Ювелирные изделия якутов» - Якутск, 1976;

29. Жиркова Р.Р. «Музей хомуса народов мира» - Якутск, 1993;

30. Уткин К.Д. «Чыычаахтаах хомус» - Якутск, 1990;

31. «Варган (хомус) и его музыка» - Якутск, 1990;

32. Литературно-художественное издание «Кулаковский и хомус» - Якутск, 2004;

33. Жиркова Р.Р. «Методическое пособие для разучивания игры на хомусе» - Якутск, 1991;

34. Шишигин С.С., Алексеев И.Е. «Чарующие звуки хомуса» - Якутск, 1999;

35. Шишигин С.С. «Играйте на хомусе» - Покровск, 1994;

36. Шишигин С.С. «Методическое пособие игры на хомусе» - Якутск, 1995;

37. Алексеев И. «Искусство игры на якутском хомусе» - Якутск, 1996;

38. Ежегодный информационный научно-популярный журнал «Хомус» - Якутск;

39. Адамова А.С. «Школьный кружок хомуса» - Покровск, 1997;

40. Кириллин Т.С. «Эхо бубна» - Якутск, 2004;

41. Федорова Г.Г. «Утуо угетэри сэдиптээн» - Якутск, 1999;

42. Божедонов А.И. «Тайны тонкого мира» - Якутск, 1991;

43. Афанасьев Л.А. «Дорога Айыы» - Якутск, 2001;

44. Уткин Г.Д. «Якутский ысыах: проблема национального и интернационального» - Якутск, 1994;

45. Уткин Г.Д. «Педагогические основы народного праздника «Ысыах» - Якутск, 1994;

46. «Обряды предков» экспресс-бюллетень – Якутск, 1991;

47. Федоров А.С. «Эйгэ» (сборник сценариев по обрядам) – Якутск, 2002;

48. Спиридонова М.С. «Традиции бережно храня…» - Якутск, 2003;

Примерные планы занятий

Примерный план первого занятия для младшей группы фольклорного кружка.

Занятие 1. Тема: «Давайте познакомимся».

  • Цель: Выявление увлечений, интересов, творческих умений и навыков детей в пении, танцах и.т.д.
  • Оборудование и материал: видео – аудиотехника, варганный инструмент (хомус) и.т.д.
  • Виды деятельности: вводная беседа, рассказ о себе, исполнение домашнего задания (представление себя в стихотворной, песенной, танцевальной или в другой форме).

Примерный план первого занятия для средней (старшей) группы фольклорного кружка.

Занятие 2. Тема: «Фольклор и народное творчество моими глазами».

  • Цель: Выявление уровня восприятия детьми богатого пласта фольклора и народного творчества и умения отразить её в том или ином жанре

народного творчества.

  • Оборудование и материал: видео – аудиотехника, национальные музыкальные инструменты (хомус, ударные инструменты и.т.д.) и.т.д.
  • Виды деятельности: наблюдение, поиск фольклорного материала, подготовка и показ номера с самостоятельным выбором сюжета, постановки.

 Пример плана занятия фольклорного кружка  на тему:

«Чарующие звуки хомуса»

План занятия рассчитан для младшей группы фольклорного ансамбля.

  • Цель: Ознакомление детей с национальным музыкальным инструментом – хомусом (варганом). Развитие познавательных интересов,
  • Оборудование и материал: видео – аудиотехника, варганный инструмент (хомус), записи хомусной музыки, книги по тематике, якутская утварь, березка украшенная саламой.

Педагог: Дорооболорун! Здравствуйте!

Норуон норгуй!

Я очень рада видеть всех Вас сегодня на нашем занятии. И в начале занятия я хотела бы узнать ваше настроение. У Вас на столе лежат рисунки изображающие облака и солнышки. Если у Вас хорошее настроение возьмите рисунок «солнышко», а если не очень – рисунок «облачко», наклейте их на лист ватмана (дети выполняют задание, после окончания педагог вывешивает лист ватмана с «тучками» и «солнышками»).

Ребята, с давних времен наши предки приветствие друг друга начинали с благословения. С восходом солнца обращались к солнцу с пожеланием хорошего дня. Такое приветствие в народе называется алгыс. Я предлагаю начать наше занятие с алгыса. (Вслед за педагогом детьми произносится алгыс).

В давние времена приветствуя друг друга, обращаясь к солнцу, каждый просил для себя, для своих родных хорошего дня, а давайте посмотрим, изменилось ли наше настроение после нашего благословения. Прошу выбрать рисунок соответственно Вашему настроению. Теперь приклеиваем на другой лист ватмана. Посмотрим, в нашей общей картинке больше ярких солнечных цветов значит, наше настроение улучшилось.

Ребята, начинаем наше занятие, как всегда с наших упражнений для правильного дыхания. Прошу всех встать. Приготовились, расслабились, глаза закрыты (включается варганная спокойная музыка). Вдыхаем воздух через нос и выдыхаем через рот. Это упражнение делаем 3 раза. Все мышцы расслаблены, начинаем с звука «а», «о», «у», с дифтонга «иэ», «уо», «ыа»

(включается видеоряд с видами природы в разные периоды года).

В далекой древности наши предки свою радость от того, что прошла долгая холодная зима, что пробудилась от зимней спячки, природа цветет всеми красками, выражали игрой на хомусе.

Сегодня тема нашего занятия «Чарующие звуки хомуса».

Какие бывают звуки весны?

С чем они связаны? /дети отвечают/.

Мы на прошлом занятии посмотрели видео-сюжет «Импровизация на хомусе на весенние темы». Дома вам необходимо было перенести в рисунок, то что Вы представили когда слушали волшебные звуки хомуса.

Кто бы хотел рассказать о своей картине, что он изобразил услышав хомус. /дети рассказывают о своих картинах и ассоциациях/.

Педагог: Очень интересные рассказы о своих картинах. Действительно природа Севера очень разнообразна, красива, величава и неповторима. Живущие на Севере народности имеют свои обычаи, культуру, песни и танцы. Предлагаю нашим девочкам из средней группы показать танцевальную композицию «Тундра». Движения этого танца свойственны народностям Крайнего севера. /девочки танцуют/.

Педагог: Хомус – древний инструмент, распространенный по всему миру, но только в некоторых странах сохранили его в первозданном виде, и нигде так не любят его музыку, как в республике Саха. Хомус является для народа Саха традиционным музыкальным инструментом. Хомус – это удивительный музыкальный инструмент. Через игру на хомусе наш народ выражает свою душу, свою любовь и стремление, веру в счастье и радость.

Хомус – очень простой инструмент, умещающийся в ладони, но обладает богатейшими возможностями для передачи эмоционального и душевного состояния исполнителя. С виду неприметный хомус таит в себе необыкновенные возможности, ибо способен извлечь из себя все многообразие естественных звуков, как бы рожденных самой матерью-природой. Игра на хомусе всегда неповторимая импровизация, свойственная каждому исполнителю. В любое время года в музыке хомуса можно услышать топот скакунов, дыхание весны, звуки капели и пробуждающейся природы, радостное пение жаворонка и кукушки. Играя на волшебном хомусе можно развеять тоску и печаль, играя на нем можно излечиться и исцелить других от болезней. Ведь музыка хомуса исходит от сердца исполнителя и потому оказывает положительное воздействие на человеческий организм, помогает раскрытию его скрытых возможностей. Научиться играть на хомусе может каждый. Ведь у каждого человека есть потайная поющая струнка души, которую он может выразить через хомус.

Педагог: Дети, еще какие возникают ассоциации с звуками хомуса? Как Вы считаете, звуки хомуса имеют цвета? /дети отвечают/.

Педагог: Ребята, Вы слушали все одну и ту же музыку, а какие разные получились картинки и рассказы. Действительно хомус очень колоритный народный инструмент. А теперь делимся на три группы:

1 группа – дети импровизируют на хомусе ;

2 группа – в ритме игры на хомусе играют на национальных ударных инструментах (дунур, дьага);

3 группа – показывает произвольными танцевальными движениями то, что они слышат в музыке хомуса.

После этого старшая группа исполняет танцевальную композицию «Кулунчук (Жеребенок)» в сопровождении игры ансамбля хомусистов старшей группы.

Педагог: На каком национальном празднике очень широко используют музыкальное сопровождение на хомусе? /дети отвечают/.

Педагог: Якутский народ издавна отличался песенно-поэтическим богатством. Ысыах многовековая традиция якутского народа, музыкальная мелодия праздника состоит из трех частей: 1. Вступление. 2. Раскрытие темы. 3. Заключение.

В начале праздника ысыах хомус звучит еле слышно, потом звучание усиливается, но неторопливо и постепенно, как-бы приближаясь издалека. Раньше ысыах начинали с восходом солнца поэтому переходом к основной теме служит подражанию пению жаворонка, кукушки, проснувшихся с первыми восходами солнца. В основной части слышны радость, оживление собравшихся, мелодии их радостных песен, танцев перемешивающихся с голосами играющих детей, птиц, топотом и ржанием скакунов. Сила звучания, темп игры меняется так же, как меняются запевалы в якутском круговом танце хороводе – осуохай. В заключение переходим к национальному хороводу осуохай, выговаривая слова через хомус.

Педагог: Давайте, все вместе исполним композицию «Ысыах»;

Дети: Первая группа – тихо начинает игру на хомусе;

Вторая группа – подражает игрой на хомусе топот лошадей;

Третья группа – подражает игрой на хомусе пение птиц;

Педагог: Ребята, мы сегодня познакомились с чарующими

Звуками хомуса, узнали много интересного и полезного, побывали в тундре, праздновали наш любимый праздник Ысыах. Услышали разнообразие звуков и их оттенков.

Давайте в конце нашего занятия встанем все в круг, пригласим всех наших родителей на наш народный хоровод – осуохай.

В заключение все встают в круг и вслед за запевалами кружат в якутский осуохай. По желанию запевалами могут выступить и дети, и родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа фольклорного кружка

Пояснительная записка и тематическое планирование...

Программа фольклорного кружка "Ритайым"

Программа  кружка башкирского фольклора...

Программа фольклорного кружка

Программа фольклорного кружка...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Фольклорный театр: русская традиционная культура детям" для детей 7-12 лет.

Одной из основных моих целей написания данной программы является- сохранение и возрождение русского фольклора, включение этого традиционного наследия в общее культурное достояние. Дополнительная общер...

Программа фольклорного кружка "Росиночка"

Данная программа расчитана для учащихся общеобразовательных школ. На занятиях дети знакомятся с песнями, танцами и народными традициями, учатся играть на музыкальных инструментах....

Программа фольклорный кружок «Родничок»

фольклорный кружок «Родничок»...