Рабочая программа фольклорного кружка
рабочая программа по музыке по теме

Урова Татьяна Юрьевна

Пояснительная записка и тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perepoloh.docx32.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Базарный карабулак

Саратовской области»

                                   

Руководитель:

Урова Татьяна Юрьевна

Базарный Карабулак

2012-2013 г.

Пояснительная записка.

Изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народной празднично-игровой культуры и народной педагогики способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю, народной культуре.

В рамках данной программы предусматривается овладение обучающимися некоторыми практическими навыками создания предметов празднично-игровой культуры.

Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к народной и игровой культуре, формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить и развить художественные способности детей в процессе учебно-практической деятельности.

Отличительные особенности программы

  1. Данная программа направлена на изучение традиционной празднично-игровой культуры русского народа, как материальной, так и духовной, а также на развитие творческих способностей детей.
  2. Особенностью программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий обучающиеся знакомятся с народными играми и праздниками.
  3. Кроме того, обучающиеся привлекаются к практической и исследовательской деятельности по сохранению и возрождению традиционной празднично-игровой культуры, участвуют в проведении календарных праздников.

Целью программы является освоение обучающимися ценностей народной игровой и традиционной культуры.

Программа предусматривает решение следующих задач:  

  1. Способствовать развитию у детей умений и навыков научного фольклорного и этнографического исследования;
  2. Приобщить учащихся к  творческой, исследовательской деятельности;
  3. Развивать интерес детей к народной культуре и вовлекать  их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры, творческие способности  в процессе изучения основ народной культуры.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения в младшей и старшей группах. Занятия проходят 2 раза в неделю протяжённостью 1 час (1ч. – младшая, 1ч. - старшая). Всего за учебный год – 68 часов.

Формы организации деятельности

Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия в классе, а также на улице во время проведения народных игр. Большое внимание в коллективе должно уделяться общественно-полезной направленности занятий.

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

В результате прохождения программы, обучающиеся должны знать:

  1. Основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
  2. Особенности традиционных календарных праздников;
  3. Основные жанры фольклора, в том числе детского;

Уметь:

  1. Играть в народные игры;
  2.  Принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации.

Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, связанной с народной культурой.

Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:

  1. наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
  2. опросов по изучаемым темам;
  3. фиксации частоты участия в соревнованиях по народным играм, в празднично-игровых мероприятиях и фестивалях.

Календарно-тематический план кружка

младшей группы

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Введение. Русский детский фольклор.

1

2.

Поэзия пестования. Колыбельные песни.

1

3.

Колыбельные песни.

1

4.

Пестушки.

1

5.

Потешки.

1

6.

Прибаутки.

1

7.

Докучные сказки.

1

8.

Бытовой фольклор. Детские народные песни.

1

9.

Заклички и приговорки.

1

10.

Детская обрядовая поэзия.

2

11.

Прозвища и дразнилки.

1

12.

Детские сказки.

2

13.

Страшилки.

1

14.

Потешный фольклор. Словесные игры.

2

15.

Молчанки и голосянки.

1

16.

Поддёвки.

1

17.

Сечки.

2

18.

Скороговорки.

1

19.

Небылицы – перевёртыши.

2

20.

Загадки.

1

21.

Игровой фольклор. Формальные ролевые игры без поэтически организованного текста.

1

22.

Формальные ролевые игры с игровыми припевами.

1

23.

Формальные ролевые игры с приговорками.

1

24.

Игры – импровизации.

1

25.

Жеребьёвые сговорки.

1

26.

Считалки.

1

27.

Народный кукольный театр. На весёлой ярмарке.

2

28.

Заключительное занятие.

1

Всего

34

Учебно-тематический план старшей группы

Наименование разделов и тем

                                                                                                                                   

                       

Кол-во часов

Устное народное творчество                        

1

 Введение. Жанровая система                        

1

Прозаические жанры русского фольклора

2

Детский фольклор                                              

2

Обрядовый фольклор                                  

5

 Игровая культура                                              

4

Народные игры                                              

3

Народные праздники                                  

4

Этнография                                                          

3

Основные понятия                                              

1

Народный костюм                                          

2

Народная символика                

1

Методика исследовательской работы                                                    

2

Методы научного исследования фольклора        

1

 Методы собирания и изучения народных игр                                              

1

                             Итого                                                                      

34

Содержание программы.

Устное народное творчество.

Введение. Жанровая система фольклора.

Знакомство с группой. Техника безопасности и правила поведения на занятиях в помещении и на улице. Фольклор и фольклорные жанры. Жанровая система фольклора. Народные обряды и календарно-обрядовая поэзия. Семейно-бытовая обрядовая поэзия. Прослушивание и просмотр записей фольклора.

Прозаические жанры русского фольклора.

Сказки. Народная драма. Пословицы, поговорки.

Прослушивание записей фольклора. Коллективное чтение сказки. Детский фольклор.

Жанры детского фольклора.

Посещение выступлений детских фольклорных коллективов и праздников.

Обрядовый фольклор.

Прослушивание и просмотр записей фольклора. Посещение фольклорного праздника.

Игровая культура.

Народные игры.

История изучения и организации игр. Знаменитые собиратели и организаторы игр. Игровая терминология. Народные игры – основа игровой культуры. Материальная и духовная игровая культура. Роль и место игры в жизни людей. Методика записи игр.

Разучивание народных игр. Отбор игр для праздника. Посещение выставок игрушек. Изготовление игрушек из пластилина и глины, роспись игрушек. Изготовление простейшего игрового инвентаря. Запись любимой игры.

Народные праздники.

Традиционные народные праздники. Календарные народные праздники.

Посещение и участие в традиционных праздниках. Посещение и участие в праздниках игр. Организация и проведение игр на праздниках. Отбор игр для праздника.

Этнография.

Основные понятия.

Определение и история науки. Основные направления этнографического исследования. Общенаучная терминология. Хозяйственный уклад.

Народный костюм.

Народный костюм различных областей России.

Роспись сарафана.

Народная символика.

Народная символика, нашедшая отражение в изделиях народного творчества, в археологии и памятниках архитектуры.

Использование народной символики в раскраске игрушек.

Методика исследовательской работы.

Методы научного исследования.

Научное исследование. Этика науки. Методы научного исследования.  Технические средства.

Сравнительный анализ народных игр и традиционных праздников, опубликованных в сборниках, и современного их бытования. Работа с литературой,

Методы собирания и изучения народных игр.

Работа с литературой. Наблюдение специальное и попутное. Опробование игр. Оценка игры.

Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в исследовательской работе.

Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня обучающихся, является участие коллектива в различных народных и детских праздниках и фестивалях, посещение музеев и культурных мероприятий.

Важным условием реализации программы является развитие творческих способностей обучающихся.

Формы подведения итогов

Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачетных заданий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М.: Мол. гвардия, 1989.
  2. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
  3. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Мол. гвардия, 1991.
  4. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.
  5. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994.
  6. Дайн Г.Л. Русская игрушка. – М.: Советская Россия, 1987.
  7. Детский фольклор. Частушки. – М.: Наследие, 2001.
  8. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.
  9. Игры народов СССР / Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. – М., 1985.
  10. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1983.
  11. Круглый год. Русский земледельческий календарь. / Сост. А.Ф. Некрылова. – М.: Правда, 1989.
  12. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985.
  13. Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е / Автор-сост. В.М. Григорьев. – М., 1992.
  14. Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг. Методическое пособие. – М.: ВНМЦ им. Н.К. Крупской, 1988.
  15. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988.
  16. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. – М., Дрофа, 2002.
  17. Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. – СПб., 1994.
  18. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. – М.: Высшая школа, 1977.
  19. Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / Сост. А.В.Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
  20. Сахаров И.П. Сказания русского народа. – М.: Худ. лит., 1990.
  21. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.
  22. Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 1972.
  23. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа математического кружка для учащихся 5-6 классов.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и т...

Рабочая программа математического кружка по подготовке к ЕГЭ

Данный кружок посвящен подготовке   к сдаче единого государственного экзамена и дальнейшему поступлению школьника в ВУЗ.В кружке  рассматриваются все темы, которые утверждены Минис...

Программа фольклорного кружка "Ритайым"

Программа  кружка башкирского фольклора...

Программа фольклорного кружка

Программа фольклорного кружка...

Программа фольклорного кружка "Росиночка"

Данная программа расчитана для учащихся общеобразовательных школ. На занятиях дети знакомятся с песнями, танцами и народными традициями, учатся играть на музыкальных инструментах....

Содержание авторской программы фольклорного кружка "Лаадуухай"

Фольклор – как средство нравственного,духовного и патриотического воспитания детей и подростков.«Чтобы уничтожить нацию, не обязательно её истреблять, достаточно лишить её своей культуры, ...