Программа фольклорного кружка "Росиночка"
рабочая программа по теме

Пелагеина Елена Владимировна

Данная программа расчитана для учащихся общеобразовательных школ. На занятиях дети знакомятся с песнями, танцами и народными традициями, учатся играть на музыкальных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pelageina_programma_folklor.doc386.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия

Программа

Фольклорного кружка

«Росиночка»

Автор программы:

Учитель музыки Пелагеина

Елена Владимировна

Информационная карта программы

Полное  наименование программы

Программа  деятельности фольклорного кружка  художественного направления  «Росиночка»

Руководитель

Быданов В. А.., директор МОУ гимназии г. Советский

Рецензент

Спирькова С. В. , учитель музыки высшей категории, Почетный работник общего образования, главный специалист УО КСП г. Черниголовка Московской обл.

Организация- исполнитель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия

Адрес

628240, Тюменская область, ХМАО- Югра, г. Советский , ул. Киевская 26а, т. 3 – 12 – 72

ФИО, должность автора

 Пелагеина Елена Владимировна, учитель музыки высшей категории

География программы

МБОУ гимназия

Целевые группы

По данной программе могут заниматься дети 2-7 классов. Наполняемость группы -  10-15 человек

Цель программы

Формирование  духовно – нравственных качеств личности школьников средствами музыкального фольклора

Направленность

Художественная

Срок реализации

4 года

Вид

Авторская  программа

Уровень реализации

Начальное и среднее общее образование

Уровень освоения

Общекультурный

Краткое содержание программы

     Данная программа  помогает освоить культурное наследие прошлого: знакомит с традициями и обычаями проведения праздников на Руси, раскрывает и развивает творческие способности учащихся,  прививает интерес к народному искусству – фольклору.

Имеющий опыт реализации программы

Апробирована в МБОУ гимназии г. Советский

Содержание

Пояснительная записка образовательной программы

3

Тематическое планирование на каждый год обучения:

5

Ученый план, учебно – тематический план, содержание 1 года обучения

6

Ученый план, учебно – тематический план, содержание 2 года обучения

9

Ученый план, учебно – тематический план, содержание 3 года обучения

12

Ученый план, учебно – тематический план, содержание 4 года обучения

15

Ожидаемый результат выпускника

18

Методическое обеспечение

19

Аппарат контроля

22

Условия реализации программы

23

Список литературы для педагогов

24

Список литературы для детей

25

Приложение 1

26

Приложение 2

30

Приложение 3

38

Приложение 4

40

Приложение 5                                                                                                 54

Пояснительная записка

«Музыка – искусство, которое обладает

 большой силой эмоционального воздействия

 на человека. И именно поэтому она может

играть громадную роль в воспитании детей».

Д. Б. Кабалевский

          Одним из важных свойств музыкального искусства  является то, что оно обращено к чувствам человека, его  мыслям и сознанию.

 Освоение культурного наследия народов и их прошлого формирует  интерес к искусству и фольклору, которые влияют на эмоциональное и нравственное развитие личности.  

Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа – актуальная проблема воспитания духовно - нравственной личности. Сегодня нельзя воспитать человека – гражданина и патриота без опоры на народное искусство. Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям через приобщение к национальной культуре.

На сегодняшний день стоит остро проблема невоспитанности молодого поколения. В связи с этим возникла необходимость в создании программы, которая позволила бы возрождать и  сохранять культуру.

Программа фольклорного кружка «Росиночка» позволяет изучить народное творчество и воспитать в детях духовно – нравственную личность.

Данная программа была составлена в 2006 году на основе  государственной федеральной программы «Музыкальный фольклор» Л.Л.Куприянова, Л. В. Шамина - 1992 года. 

Отличие программы фольклорного кружка от программы «Музыкальный фольклор» Л.Л.Куприянова, Л. В. Шамина состоит в углублении учебного материала, увеличении часов, использовании разных видов деятельности. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, народными играми, песнями, танцами, учатся играть на музыкальных инструментах, принимают участие в народных праздниках. Освоение музыкального фольклора детьми в школе происходит по специально разработанной системе. При этом обязательно учитываются возрастные психофизиологические особенности учащихся.

Первоначально программа фольклорного кружка была рассчитана на трехлетнее обучения. В результате  апробации программы и руководствуясь положительными  мотивациями учащихся, были внесены коррективы, и программа была дополнена содержанием четвертого года обучения.

      Новизна образовательной программы дополнительного образования  заключается в следующем:

  • Во-первых, содержание программы расширено за счет включения различных видов творческой деятельности учащихся: хорового пения, игре на музыкальных инструментах, инсценирования, хореографии.
  • Во-вторых, новизна программы состоит в использовании воспитательных возможностей разновозрастной общности, состоящей из школьников первой ступени и среднего звена.  
  • В-третьих, данная программа является комплексной и представляет собой серию тематических занятий, которые выстроены по временам года: осень, зима, весна, лето.
  • В-четвёртых, новизной можно считать интеграцию различных видов искусств и наук: музыкальную, хореографическую, художественную, литературу, историю.

Целью программы является формирование  духовно – нравственных качеств личности школьников средствами музыкального фольклора приобщение детей к культурным ценностям, знакомство с традиционными народными праздниками, развитие творческих способностей детей,  нравственное становление личности.

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить детей с различными формами народной культуры на доступном фольклорно – этнографическом материале.
  2. Изучение и освоение народной песни ее основных творческих и исполнительских закономерностей.

           Развивающие:

  1. Развитие вокального слуха и певческого голоса.
  2. Приобретение навыков вокально- хорового исполнения в народной манере.
  3. Развитие творческих, сценических, хореографических  способностей, навыков импровизации.

            Воспитательные:

  1. Воспитания интереса и уважения к искусству разных народов.
  2. Формирование и развитие коммуникативных навыков.

В программе кружка обеспечивается один из ведущих принципов современного образования – принцип интеграции.

    Направленность дополнительной образовательной программы: художественная. Программа представляет собой логически выстроенную систему, направленную с одной стороны, на овладение знаниями, с другой стороны -  на развитие у ребенка творческих способностей.

Включение детей в творческий процесс на занятиях происходит постепенно. Этому способствует внимание учителя к каждому ребенку, поддержание в коллективе творческого настроя. Ознакомление учащихся с неизвестным материалом, воспроизведение его, повторение, закрепление, поиск новых вариантов – все это происходит в игровых формах, вызывающих у детей интерес, а значит, повышающих эффективность усвоения.

Занятия предполагают освоение разнообразных музыкальных стилей, жанров, направлений. Знакомство с народной песней расширяет представление ребенка о народном музыкально- поэтическом языке, его образно- смысловом строе, развивает вокально-хоровые данные детей.

Возраст детей:  данный кружок могут посещать дети 1-7 классов общеобразовательного учреждения.

Срок реализации данной программы: Программа фольклорного кружка «Росиночка» рассчитана на 4 года занятий с детьми разного возраста: младших, средних классов. Педагог определяет подготовку вновь поступивших детей: вокальные данные, теоретические знания, ритм, слух. 

1-й год обучения — ознакомительный (1-2 классы)

2-й год обучения – развитие и закрепление полученных знаний (3-4классы)

3-й  и 4-й года обучения – творческая активность (5-7 классы)

Количество занятий и учебных часов в неделю Занятия первого и второго года обучения составляют 34 часа в год, (один час в неделю). Третий и четвертый год обучения составляют 64 часа, по 2 часа в неделю.

  Учебный план 1 года обучения

Наименование разделов

Всего

часов

Теор.

Практ.

1

Введение

1

1

2

Народное искусство

3

3

3

Музыкальные инструменты

5

-

5

4

Вокально-хоровая работа

11

-

11

5

Народная хореография

6

-

6

6

Народный календарь

4

4

7

Народные игры

4

4

Всего:                                                                 34                         8           26

Учебно- тематический план 1 года обучения

Раз

дел

тема

Всего

часов

Цель

блока

Формы и методы обучения

Ожидаемый результат

Точки и виды контр

1

Введение

фольклор-народное творчество

1

Познакомить детей с народным искусством

Словесный метод, беседа

Выявить музыкальные способности

Диагосика

муз-х способн

2

Народное искусство

Загадки           прибаутки, заклички,

 считалки.

3

Знакомство с жанрами народного творчества

Занятие - игра

Расширение кругозора

Опрос,

игра

3

Музыкальные инструменты

«Как под горкой под горой», «Березка».

7

Знакомство и обучение игре на музыкальных инструментах

индивидуальный

Научить детей играть на музыкальных инструментах

навыки владения музыкальными инструментами

4

Вокально-хоровое пение

«На горе – то калина», , «Как у наших у ворот».

10

Развитие вокально-хоровых данных знакомство с различной манерой пения

Практическое занятие

Умение петь, интонировать простые песенки

Показ исполнение песен

5

Народная хореография

 хоровод «На горе – то калина»

5

Знакомство с основными позициями

показ

Умение двигаться под музыку, Использовать танцевальные элементы

Развитие координации памяти

6

Народный календарь

Деревенские посиделки, Рождество, Масленица

4

Знакомство с календарными праздниками

рассказ

Умение применять сценической культуры. Участие в концертах праздниках

Наблюдение

выступления

7

Народные игры

Золотые ворота. Игра жмурки с голосом

3

Знакомство с видами игр, знать и применять их в жизни

Познавательный метод

Развитие памяти, воспитание доброжелательности, коллективизма

Игра, групповая

Содержание программы  1 года обучения

Цель: знакомство с народным творчеством, адаптация детей в новой группе.

        Раздел 1. Введение.

Фольклор – народное творчество.

Знакомство  детей с понятием фольклор, истоками  появления русского     народного творчества на Руси. Диагностика музыкальных способностей.

 Раздел 2. Народное искусство.

Знакомство с жанрами устного народного творчества: разучивание             прибауток, считалок, закличек.

Раздел 3. Музыкальные инструменты. Показ русских народных инструментов: бубна, ложек, трещоток, ксилофона. Обучение игре на инструментах. Репертуар: «Как под горкой под горой», «Березка».

Раздел 4 . Вокально – хоровое пение. Музыкальная азбука фольклора, народная лексика, соединение слова с музыкой, движением. Распевки: расширение диапазона песен до кварты, квинты. Песни – игры, веснянки, потешки. Знакомство с вокально – хоровыми приемами пения в народной манере, близкой разговорной речи. Репертуар для исполнения: «На горе – то калина», «Как пошли наши подружки», «Где был, Иванушка», «Как у наших у ворот».

Раздел 5. Народная хореография. Знакомство с основными позициями ног, рук и  освоение движений. Основные положения ног: 1,2,4 позиции. Основные положения рук: подбоченившись, калачиком. Русский поклон: поясной, грудной. Соединение рук в хороводе. Фигуры хоровода: круг, стенка. Разучивание хоровода «На горе – то калина»

Раздел 6. Народный календарь. Знакомство с календарными праздниками и обрядами. Происхождение праздников, связь их с природой: Деревенские посиделки, рождество, масленица.

Раздел 7. Народные игры. Золотые ворота. Игра жмурки с голосом

К концу первого года обучения дети должны:

Знать:

  • Понятие фольклор
  • Календарные праздники
  • Знать жанры народного искусства

Уметь:

  • Исполнять песни одноголосные
  • Двигаться под музыку
  • Исполнять простейшие танцевальные движения

Учебный план 2 года обучения

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие.

1

1

2

Народное искусство. Жанры народных песен.

3

3

3

Музыкальные инструменты. «Во саду ли в огороде», «Как под горкой, под горой»

6

-

6

4

Вокально-хоровое пение. Пение без сопровождения инструмента.

10

-

10

5

Народная хореография Изучение фигур орнаментных хороводов: «восьмерка», «корзиночка», «колонна»

8

-

8

6

Народный календарь

4

2

4

7

Народные игры

2

2

Всего:                                                                               34            6           28

Учебно- тематический  план 2 года обучения

раздел

тема

Всего

часов

Цель

блока

Формы и методы обучения

Ожидаемый результат

Точки и виды контр

1

Вводное занятие.

фольклор

1

Познакомить детей с народным искусством

Словесный метод, беседа

Закрепить знание детей

Диагосика

муз-х способн

2

Народное искусство.

Жанры народных песен.

3

Знакомство с жанрами народного творчества

Занятие - игра

Расширение кругозора

Опрос,

игра

3

Музыкальные инструменты.

«Во саду ли в огороде», «Как под горкой, под горой»

5

Знакомство и обучение игре на музыкальных инструментах

индивидуальный

Научить детей играть на музыкальных инструментах

навыки владения музыкальными инструментами

4

Вокально-хоровое пение.

Пение без сопровождения

10

Развитие вокально-хоровых данных

Знакомство с различной манерой пения.

Практическое занятие

Умение петь, интонировать простые песенки

Показ исполнение песен

5

Народная хореография

Изучение фигур орнаментных хороводов: «восьмерка», «корзиночка», «колонна»

6

Развитие координации, памяти,

показ

Умение двигаться под музыку, Использовать танцевальные элементы

Развитие координации памяти

6

Народный календарь

Праздники: Проводы Зимы, Пасха

5

Знакомство с календарными праздниками

рассказ

Умение применять сценической культуры. Участие в концертах праздниках

Наблюдение

выступления

7

Народные игры

Жур –журавель, петушок

4

Знакомство с видами игр, знать и применять их в жизни

Познавательный метод

Развитие памяти, воспитание доброжелательности, коллективизма

Игра, групповая

Содержание программы  второго года обучения  

Цель: развитие и закрепление полученных знаний.  

     

     Раздел 1. Вводное занятие.

Фольклор – народное творчество.

Продолжить знакомство с музыкальным фольклором.

       Раздел 2. Народное искусство. Знакомство с жанрами народных песен: обрядовые, частушки, хороводные, плясовые, лирические, военные.

 Раздел 3. Музыкальные инструменты.

Обучение игре на металлофонах «Как под горкой под горой», «Во саду ли, в огороде».

Раздел 4 . Вокально – хоровое пение.

Расширение диапазона песенного материала. Пение без сопровождения инструментов. Навыки точного воспроизведения ритмического рисунка. Сценическая речь, работа над дикцией.

Раздел 5. Народная хореография. Изучение фигур орнаментных хороводов: восьмерка, корзиночка, колонна. Плавные переводы рук в основные положения из подготовительного.

Раздел 6. Народный календарь. Рождественские праздники. ( Колядки,  ряженые, песнопения). Проводы Зимы. Масленица. Весенний праздник «Жаворонушки».Пасха. Изготовление: яиц – писанок, игрушки – оберег.

Раздел 7 .Народные игры Жур-журавель. Петушок

К концу второго года обучения дети должны:

Знать:

  • Знать расположение нот на нотном стане
  • Знать жанры народных песен

Уметь:

  • Исполнять песни одноголосные
  •  Импровизировать под музыку
  • Исполнять танцевальные движения хоровода

Учебный план 3 года обучения

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Теор.

Практ.

1

Народное искусство. Изготовление куклы-оберега

1

1

2

Музыкальный фольклор

3

3

3

Музыкальные инструменты

20

5

15

4

Вокально-хоровое пение

20

-

20

5

Народная хореография Изучение фигур

8

-

8

6

Народный календарь: осенние, зимние, весенние, летние праздники, свадебные обряды. Концертная деятельность

12

2

10

7

Народные игры

4

4

Всего:                                                                                68         11          57

Учебно- тематический план 3 года обучения

Раз

дел

тема

Всего

часов

Цель

блока

Формы и методы обучения

Ожидаемый результат

Точки и виды контр

1

Введение

Наша Родина – Россия

1

Познакомить детей с народным искусством

Словесный метод

Выявить музыкальные способности

Диагосик

муз-х способн мониторинг

2

Народное искусство

Календарные песни

3

Знакомство с жанрами народного творчества

Занятие - игра

Расширение кругозора

Опрос,

игра

3

Музыкальные инструменты

Во саду ли, в огороде

20

Знакомство и обучение игре на музыкальных инструментах

индивидуальный

Научить детей играть на музыкальных инструментах

навыки владения музыкальными инструментами

4

Вокально-хоровое пение

 «Где был, Иванушка» , «Как у наших у ворот».

20

Развитие вокально-хоровых данных знакомство с различной манерой пения

Практическое занятие

Умение петь, интонировать простые песенки

концерт

5

Народная хореография

 хоровод «Березка»

8

Знакомство с основными позициями

показ

Умение двигаться под музыку, Использовать танцевальные элементы

Развитие координации памяти

6

Народный календарь

Деревенские посиделки, зимние святки, Масленица

12

Знакомство с календарными праздниками

рассказ

Умение применять сценической культуры. Участие в концертах праздниках

Наблюдение

выступления

7

Народные игры

Ручеек, Коршун

4

Знакомство с видами игр, знать и применять их в жизни

Познавательный метод

Развитие памяти, воспитание доброжелательности, коллективизма

Игра, групповая

Содержание программы третьего года обучения

Цель: дальнейшее развитие творческих способностей детей.

       Раздел 1. Народное искусство. Наша Родина – Россия.

Раздел 2. Музыкальный фольклор. Продолжить знакомство с жанрами песен: плясовые, лирические, протяжные, трудовые.

 Раздел 3. Музыкальные инструменты. Продолжить знакомство с народными инструментами, обучение игре в ансамбле.

Раздел 4 . Вокально – хоровое пение. Расширение попевочного букваря до септимы. Дальнейшая углубленная работа над репертуаром. Умение эмоционально исполнять репертуар:  работа над артикуляцией, дыханием, ритмом.

Раздел 5. Народная хореография. Исполнение движений в разном темпе: среднем, переходом на быстрый. Плясовые – полуприсядка, хлопушка. Приветствие гостей хлебом – солью. Фигуры хоровода: «улитка», «змейка», «гребень».

Раздел 6. Народный календарь. Встреча матушки Осени. Покров – первозимье Свадебный обряд на Руси. Синичкин день. Зимние святки. Вербное воскресение. Пасха. День Ивана Купала.  

Раздел 7. Народные игры продолжить знакомство с видами игр: «Птицы» «Игра в гостей». «А мы просо сеяли»

К концу третьего года обучения дети должны:

Знать: 

  • Знать календарные и семейные обряды
  • Календарные праздники
  • Знать жанры народного искусства

Уметь:

  • Уметь управлять дыханием
  • Двигаться под музыку
  • Исполнять простейшие танцевальные движения

Учебный план 4 года обучения

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Теор.

Практ.

1

Народное искусство. Мифы и легенды наших предков.

1

1

2

Музыкальный фольклор. Жанры песен

5

2

3

3

Музыкальные инструменты

10

2

8

4

Вокально-хоровое пение

28

-

28

5

Народная хореография Изучение фигур плясок.

8

-

8

6

Народный календарь: Параскева-Пятница, Покров, Рождество, Масленица, Красная горка, Зеленые святки, День Ивана Купала. Концертная деятельность

12

2

10

7

Народные игры

4

4

Всего:                                                                                    68         7            61

Учебно- тематический план 4 года обучения

Раз

дел

тема

Всего

часов

Цель

блока

Формы и методы обучения

Ожидаемый результат

Точки и виды контр

1

Народное искусство

Мифы и легенды наших предков

1

Познакомить детей с народным искусством

Словесный метод

Выявить музыкальные способности

Диагосик

муз-х способн мониторинг

2

Музыкальный фольклор

плясовые, лирические, протяжные, трудовые, хороводные

5

Знакомство с жанрами народного творчества

Занятие - игра

Расширение кругозора

Опрос,

Игра

Определять жанры народных песен

3

Музыкальные инструменты

Работа в ансамбле по группам

10

Знакомство и обучение игре на музыкальных инструментах

индивидуальный

Научить детей играть на музыкальных инструментах

навыки владения музыкальными инструментами

4

Вокально-хоровое пение

Двухголосное исполнение

28

Развитие вокально-хоровых данных знакомство с различной манерой пения

Практическое занятие

Умение петь, интонировать простые песенки

Фестиваль искусств

5

Народная хореография

Фигуры плясок: «звездочка», «карусель», «качели», «волна».

8

Знакомство с основными позициями

показ

Умение двигаться под музыку, Использовать танцевальные элементы

Развитие координации памяти

6

Народный календарь

Деревенские посиделки, Рождество, Масленица

12

Знакомство с календарными праздниками

рассказ

Умение применять сценической культуры. Участие в концертах праздниках

Наблюдение

выступления

7

Народные игры

Золотые ворота. Игра жмурки с голосом

4

Знакомство с видами игр, знать и применять их в жизни

Познавательный метод

Развитие памяти, воспитание доброжелательности, коллективизма

Игра, групповая

Содержание программы четвертого года обучения

Цель: закрепление полученных знаний и навыков, умение применить эти знания в жизни.

       Раздел 1. Народное искусство. Мифы и легенды наших предков.

Раздел 2. Музыкальный фольклор. Продолжить работу в разными жанрами песен: плясовые, лирические, протяжные, трудовые, хороводные.

 Раздел 3. Музыкальные инструменты. Работа в ансамбле по группам.

Раздел 4 . Вокально – хоровое пение. Распевки в пределах октавы. Пение двухголосья. Дальнейшая углубленная работа над репертуаром.

Раздел 5. Народная хореография. Соединение отдельных элементов – движений в танцевальную композицию. Тренировка пластики тела, моторики, эмоциональности исполнения. Соединение танца с пением. Фигуры плясок: «звездочка», «карусель», «качели», «волна».

Раздел 6. Народный календарь. Параскева  Пятница – покровительница женских ремесел. Покров. Свадьба. Сватовство. Свадебные обряды. Никола зимний. Зимние святки – поклонение солнцу. Рождество. Иконопись. Масленица. Красная горка. Пасхальные игры. Зеленые святки. Девичьи хороводы. День Ивана Купала.

Раздел 7. Народные игры Кто у нас хороший. Семь сыновей. Плести венок. Мы славные артисты.

К концу четвертого года обучения дети должны:

Знать:

  • Понятие фольклор
  • Календарные праздники
  • Знать жанры народного искусства

Уметь:

  • Овладевать навыками ансамблевого исполнения.
  • Исполнять песни одноголосные, двухголосные
  • Играть на музыкальных инструментах
  • Уметь применять свои знания в жизни
  • Участвовать в театрализованных спектаклях

Личностные и мета предметные результаты образовательного процесса

Мета предметные результаты

      Предусматривает желание ребенка в дальнейшем расширять и углублять свои знания о народных традициях, принимать активное участие в праздниках, развивать свои творческие способности.

  • календарные и семейные обряды, обычаи, их символику
  • основные фигуры хоровода: «корзиночка», «змейка», «улитка», «гребень».
  • различать виды хороводов: кругового, орнаментного, игрового
  • жанры народного творчества
  • Сохранять и приумножать традиции народного творчества

Личностные результаты

  • применять полученные знания, опыт в своем творчестве, в жизни.
  • уметь петь в чистый унисон
  • исполнять песни в народной манере (петь открыто, звонко, легко с окрашенной речевой интонацией)
  •  играть на музыкальных инструментах
  • различать на слух тембры инструментов.

Ожидаемый результат выпускника.

      Предусматривает желание ребенка в дальнейшем расширять и углублять свои знания по народным традициям, принимать активное участие в праздниках, развивать свои творческие способности.

Знать:

  • календарные и семейные обряды, обычаи, их символику
  •  расположение нот на нотном стане
  • основные фигуры хоровода: «корзиночка», «змейка», «улитка», «гребень».
  • различать виды хороводов: кругового, орнаментного, игрового
  • жанры народного творчества
  • Сохранять и приумножать традиции народного творчества

Уметь:

  • применять полученные знания, опыт в своем творчестве, в жизни.
  • уметь петь в чистый унисон
  • исполнять песни в народной манере (петь открыто, звонко, легко с окрашенной речевой интонацией)
  •  играть на музыкальных инструментах
  • Различать на слух тембры инструментов.

Методическое обеспечение программы.

Основная форма проведения занятия – это учебное занятие. Такая форма обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять,  развивать полученные умения и навыки.

Формы работы с детьми:

  • традиционные занятия с элементами интеграции дифференцированные
  • игровые
  • концерты, выставки, ярмарки.

Методика проведения занятий предусматривает:

  • теоретическую подачу материала (словесные методы)
  • демонстрация старинных вещей,
  •  посещения выставок,
  • творческие встречи с другими коллективами,
  • практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде вокально- хоровой работы, знакомство с народным танцем, занятий по сценической речи, декоративно – прикладному искусству (знакомство с ремеслами, бисер).

Занятия часто проходят в форме игры. Народные игры всегда были неотъемлемой частью самой жизни, народных праздников. В них участвовали все: и дети, и взрослые.

Образные игровые формы проведения занятий: считалки, песни – игры, песни – хороводы, сценки, театрализации – сочетаются с элементами художественной деятельности. Игры позволяют померяться силами и умениями, удалью и скоростью, способствуют самовыражению личности. Основная задача при организации игровой деятельности – включение всех детей в игру, создание условий для развития.

Дидактический принцип построения материала в программе «от простого к сложному» реализуется на многих темах фольклора,      например,  кукла – оберег. На втором году обучения они изготавливают куклу из ниток, а на четвертом году шьют из ткани, ниток, бисера. Дети знакомятся с традициями костюмов разных народов, узнают, как в старину расшивали и украшали орнаментом костюмы. Учатся различать по орнаменту назначения одежды: для работы она или для праздника. Следующий этап работы, чтобы кукла «запела», ребенок должен научиться петь сам, а это требует знаний в области музыкального фольклора.

Совместная подготовка педагога,  детей и привлечение их родителей к проведению календарных праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества.

Привлекая детей к вокально-хоровой работе, следует учитывать желание и тягу каждого участника, его психологический настрой. Педагогу необходимо проводить дополнительную индивидуальную работу.

В процессе межличностного общения педагог – ребенок реализуется коммуникативный потенциал ребенка и формируется его мировоззрение.

 Получая информацию, дети включаются в диалог, совместный поиск решения, учатся активно мыслить, применяя знания в творческом процессе.

Педагогические принципы данной программы:

  1. Обучение проходит на основе данных диагностических исследований и личностных качеств учащихся.
  2. Любовь и уважение к каждому ребенку.
  3. Дифференцированный подход при проведении занятий.
  4. Осуществление дидактических принципов: доступности, последовательности, систематичности  «от простого к сложному».
  5. Принцип системности обучения и связи теории с практикой.
  6. Открытость окружающему социуму – расширение социальных контактов с учреждениями города (дом – интернат, ДЮК «Юность», д\с «Ромашка», УТТ, ДК «Сибирь») см. Приложение №4

      В процессе знакомства детей с народным творчеством применяю различные педагогические технологии для активной деятельности учащихся, развития их творческих способностей.

Методы и подходы программы.

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

  1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
  2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество  проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, в ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве воспитанников фольклорного кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

  1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

           4. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями, все это дает нам возможности для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару.

В рамках реализации программы наиболее актуально использование следующих педагогических технологий:

1. Педагогика сотрудничества, которая предполагает индивидуальную, групповую и дифференциальную форму организации.

2. Личностно- ориентированное развивающее обучение, которое предполагает проведение занятий с элементами дифференциации  и индивидуализации.

Режим и форма занятий 

В группе занимаются по 10-15 человек, так как коллективные занятия музыкальным фольклором предполагают регламентацию состава учащихся: их должно быть не более 15 человек. Именно такое количество певцов входило в русскую певческую «артель», которая могла виртуозно распевать песню.

 В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа с солистами, а также небольшими ансамблями. Расписание строится из расчета 1-2  занятия  в неделю. Образовательный процесс проходит в соответствии с возрастными, психологическими особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.

Фольклорный кружок может проходить в кабинете, в актовом зале, в хореографическом классе и на улице, так как предполагает исполнение танцев, хороводов, народных игр, праздников.

Аппарат контроля.

Формы контроля и подведения итогов реализации программы:

   Результат работы данной  программы можно отследить в двух направлениях:

- творческая активность учащихся, уровень их достижений в процессе учебной деятельности (диагностические таблицы, рейтинг учащихся, карты индивидуальных достижений)

- результат освоения программы учащимися: выступление на родительских собраниях, концертах, проведение календарных праздников: «Осенние капустники», «Колядки», «Деревенские посиделки», «Масленица», «Пасха», участие в фестивале искусств по концу года, выездные концерты к шефам, в дом – интернат; участие в районных конкурсах: «Минута славы», фестивале искусств, конкурс художественного чтения «Синяя птица», вокальные конкурсы «Моя России».

На основании полученных данных и по итогам каждого года обучения воспитанники получают грамоты, благодарственные письма и призы.

      Данная программа имеет положительные отзывы учителей школ, ее можно рассматривать как методическое пособие, которое поможет учителям и ПДО в организации учебной, внеурочной и внеклассной работы.

Ввиду отсутствия оценочной системы в кружковой работе фольклорного кружка возникла необходимость объективно отслеживать степень обученности по данной программе.

 На протяжении  каждого занятия отслеживается уровень усвоения материала и развитие сценических данных (метод наблюдения).

На протяжении всего учебного года  проводиться  диагностика уровня обученности воспитанников, которая проводиться в сентябре, декабре, мае учебного года  по следующим критериям: ритм, слух, вокал.

        В течение всего периода обучения осуществляется диагностика обученности воспитанников. Диагностика проводится в четыре этапа:

1. Первичное диагностирование уровня обученности (1-й год обучения);

2. Промежуточное диагностирование (2 -3год обучения);

3. Итоговое диагностирование (4-й год обучения).

Основным методом диагностирования является метод наблюдения. В основу диагностики положены следующие критерии:

  1. ритм;
  2. слух;
  3. вокал (см. Приложение 1).    

Так же отслеживается результативность участия воспитанников в мероприятиях  (концерты, конкурсы, фестивали) (см. Приложение 2)

Проводится мониторинг.

      Ведется рейтинг учащихся. Результаты отслеживаются по активности участия воспитанников в конкурсах различного уровня (гимназические, городские, районные). По концу года на фестивале искусств самые активные дети получают памятные подарки и дипломы.

Условия реализации программы

Созданная программа фольклорного кружка является комплексной, разноуровневой. При возникновении необходимости производится корректировка содержания, форм занятий и времени изучения материала.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Данная программа рассчитана на четырехлетнее обучение для детей 7-13 лет. Набор в кружок свободный, по желанию учащихся и родителей. При записи в кружок проходит диагностика воспитанника: проверяется ритм, вокал, слух. По результатам диагностики педагог определяет, над, чем нужно будет работать с ребенком в дальнейшем.

Состав группы в кружке постоянный. Занятия  проводит один педагог – специалист, либо привлекает хореографа, аккомпаниатора.

Оснащение программы

Поскольку программа рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям знаний, предполагается и обширная материально – техническая база:

  • Музыкальные инструменты (фортепиано, баян, шумовые и ударные инструменты:  ложки, трещотки, бубны, свистульки, колокольчики).
  • Различные материалы: ткани для пошива кукол и костюмов, нитки, бисер, соль, мука для изготовления из соленого теста и другое.
  • Аппаратура: магнитофон, фотоаппарат, диски, аудиокассеты, микрофоны.
  • Помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим требованиям, мебель, зеркала.
  • Костюмы, декорации.

Организация концертной деятельности и воспитательной работы будет облегчена, если педагог сможет привлекать родителей учащихся. Пошив костюмов, отчетные концерты, поездки с выступлениями – все это можно проводить в тесном контакте с родителями.

  • Музыкальный репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей участников. Песни с хореографическими движениями или театральным действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцем или же актерской игрой.

Кадровое обеспечение: руководитель кружка, аккомпаниатор, звукооператор.

Список литературы для педагогов

  1. Алдошина Л. И. Проведение фольклорных праздников в школе. Педагогическое общество России. - М., 2005.- 128 с.
  2. Беспятова Н. К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176 с. – (Методика)
  3. Ищук В. В., Нагибина М. И. Народные праздники. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2000. – 160 с., ил.
  4. Куприянова Л. Л., Шамина. , Л. В. Музыкальный фольклор. Министерство образования Российской Федерации, 1992.-15с.
  5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор. – М.: Гном – Пресс, 2000. - 88 с.
  6. Панкеев И. А. Русские праздники. – М.: Яуза, 1998. – 256 с.
  7. Агапова И. А., Давыдова М. А.: Фольклорные праздники в школе. – Волгоград, Учитель, 2008.
  8. Челышева Т. В., Спутник учителя музыки.- М. «Просвещение», 1993.

        9.   Широков А. Н.: Русские народные песни. – М., «Музыка», 1988

       10.  Заволокин А. Н., Заволокин Г. Н.: Звокое чудо – частушка. – М.,

             «Советский композитор», 1989.

       11. Михайлов М. А.,Горбина Е. В.: Поем, играем, танцуем. – Ярославль,                          «Академия развития», 1998.

      12. Налепин А. Л.: Русские сказки. – М., «ViTA», 1993.

      13. Юдин С. Е.: Мы друзей зовем на праздник. – Ярославль, «Академия   развития», 2003.

15. Елкина Н. В.,Тарабарина Т. И., 1000 загадок. – Ярославль, «Академия      развития», 2008.

Список литературы для детей

1. Гульянц Е. В.: Музыкальная азбука для детей. - М., «Аквариум», 1997.

2. Кудлаева Н.: Альманах. – Тюмень, 1992.

3. Широков А. Н.: Русские народные песни. – М., «Музыка», 1988

4. Заволокин А. Н., Заволокин Г. Н.: Звонкое чудо – частушка. – М.,

«Советский композитор», 1989.

5. Михайлов М. А.,Горбина Е. В.: Поем, играем, танцуем. – Ярославль, «Академия развития», 1998.

6. Налепин А. Л.: Русские сказки. – М., «ViTA», 1993.

7. Юдин С. Е.: Мы друзей зовем на праздник. – Ярославль, «Академия развития», 2003.

8. Елкина Н. В.,Тарабарина Т. И., 1000 загадок. – Ярославль, «Академия развития», 2008.

9. Агапова И. А., Давыдова М. А.: Фольклорные праздники в школе. Весна и лето.– Волгоград, Учитель, 2008.

10. Агапова И. А., Давыдова М. А.: Фольклорные праздники в школе. Зима и осень.– Волгоград, Учитель, 2008.

Приложение  №1

Диагностика способностей учащихся в течении года

Ф.И.О.

                               месяца

ритм

вокал

слух

сент

дек

май

сент

дек

май

сен

дек

май

с

в

в

с

с

в

с

с

с

с

с

в

с

с

с

с

с

с

с

с

в

в

в

в

в

в

в

с

в

в

с

в

в

в

в

в

н

с

с

н

с

с

с

с

с

н

с

с

н

с

с

с

с

с

с

с

в

с

с

в

в

в

в

с

с

с

с

с

с

с

с

с

в

в

в

с

в

в

в

в

в

с

в

в

с

с

в

с

с

с

в

в

в

в

в

в

в

в

в

с

в

в

в

в

в

в

в

в

с

в

в

с

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

Критерии мониторинга: Н – низкий, с- средний, в - высокий

Диагностика способностей учащихся по годам

Ф.И.О.

                               Год обучения                                      

ритм

вокал

слух

Резу

льтат

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

в

в

в

в

с

с

в

в

с

с

с

в

в

с

с

в

в

н

с

с

в

с

с

с

в

в

с

с

с

в

н

с

с

в

с

с

с

в

в

в

в

в

в

с

в

в

в

в

в

в

в

в

с

с

в

в

н

с

с

в

с

с

с

в

в

с

с

с

в

н

с

с

в

с

с

с

в

в

в

с

в

в

с

с

в

в

в

в

в

в

в

с

с

в

в

с

с

с

в

с

с

с

в

в

в

в

в

в

с

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

с

с

в

в

с

с

с

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

с

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

 Приложение  № 2

Результативность участия учащихся в мероприятиях

(концерты, конкурсы, фестивали)

 

Ф.И.О.

сентябрь

октябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

апрель

май

июнь

+

+

-

+

+

-

+

-

+

+

+

+

-

-

-

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

-

+

+

-

-

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

-

+

+

-

-

+

+

+

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

+

-

-

+

-

+

-

+

+

+

+

-

-

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

+

Осенины праздник

День учителя

Концерт к Дню пожилого человека  

День матери концерт

Концерт к дню Округа

Рождество

Коцерт к 23 февраля

Концерт к 8 марта

Пасха –народный праздник

Районный фестиваль искусств ДШИ

Концерт к 9 мая

Праздник березки

Приложение №3

Методические  материалы

Праздник  «Ярмарка»

Цель: Познакомить детей с историей появления праздника «Ярмарка» на Руси и традициями проведения этого праздника.

Задачи:

  1. Изучение народного творчества, знакомство с народным праздником Ярмарка.
  2. Развивать сценические данные, умение выступать на сцене.
  3. Уметь применять полученные знания, опыт в труде, в быту.
  4. Воспитание взаимовыручки, уважения.

Действующие лица: фольклорная группа, два скомороха, ведущая.

Участники: дети 1-8 классов, родители, классные руководители.

Оформление:   платки для украшения сцены, выставка изделий на продажу: вязание, плетение, вышивка, рукоделие.

Музыкальное оформление: русская народная музыка: звучание народного оркестра, гусли, балалайки, «Камаринская».

Оборудование (баян, музыкальные инструменты, музыкальный центр, столы)

Подготовительный этап: подобрать музыку, разучить песни, подготовить выставку.

Ход праздника:

(Звучит русская народная музыка, зал украшен празднично, на столах товары, участники одеты в народные костюмы, звучат фонфары, появляются 2 скомороха)

1 скоморох На ярмарку, на ярмарку!

                   Спешите все сюда!

2 скоморох Здесь песни, шутки, сладости.

                   Давно вас ждут, друзья!

1-2 ск-х     Эй, не стойте у дверей,

                  Заходите к нам скорей!

Вед. Издавна на Руси покровительницей ярмарки и торговли считалась Параскева Пятница. День ее памяти отмечается 10 ноября. Параскевой Пятницей нарекали девочку, родившуюся в 111 веке в городе Икония Турция. Традиционно она считалась покровительницей домашнего очага, хозяйства. В день ее памяти не работали. Пятница у христиан считалась днем строгого поста. Во имя Параскевы ставили на развилке дорог часовню или крест с образом. Эти перекрестки назывались «Пятницами». Здесь встречали и провожали гостей, друзей, родных. Отсюда пошла поговорка «Семь пятниц на неделе» о тех, кому часто доводилось встречать и провожать.

В Москве на Красной площади было построено 7 церквей во имя этой святой. Раз в пятницу не работали, вот и получилось «Семь пятниц на неделе».

    В Москве и других крупных городах устраивались ярмарки. Так появились ярмарки на Руси.

( звучит музыка «Камаринская»)

  1 скоморох И со всех концов земли все на ярмарку пришли!

                     Народ собирается, наша ярмарка открывается!

2 скоморох  Добрый день гости дорогие,

                      Жданные, званные и  желанные.

2 скоморох  Здравствуйте молодки, здравствуйте, лебедки!

                     Ребята молодцы - веселые удальцы!

1 скоморох  Мы рады гостям, как добрым вестям!

2 скоморох  Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!

Вместе:      Мы скоморохи! С нами лучше веселиться,

                   А без нас праздник ни куда не годиться!

Ведущая: Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ!

                  А на ярмарке товары! Пышут жаром самовары!

Песня: « Где был, Иванушка?» исполняет фольклорная группа

(выходят Фома и Ерема)

Вед. А, вы, кто такие?

Фома - я Фома.

Ерема - а я, Ерема.

Фома - низко поклонились.

Ерема - колпаки свалились!

Фома - колпаки надеваем.

Ерема - снова начинаем.

Фома - мы пришли к вам оба- Фома

Ерема - да Ерема.

Фома - на ярмарке погулять.

Ерема - на всех поглядеть и себя показать.

Ведущая:  Пожалуйте, гости дорогие.

                  Пожалуйте вместе.

                 Веселья вам, да радости!

1 скоморох:  у нас на каждого найдется

                      и местечко и словечко.

2 скоморох: К нам на ярмарку собирается народ!

                    Сегодня вас много чудесного ждет.

Фома:         Эй, девчонки- хохотушки запеваете ка частушки!

Ерема:        Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей.

Частушки исполняет фольклорная группа

1 девочка: Начинаю я припевку первую, начальную

                  Я хочу развеселить публику печальную.

2 девочка: Эй топну ногой, да притопну другой,

                  Не могу стоять на месте характер такой!

3 девочка: Чтобы печка разгоралась, надо жару поддавать.

                  Чтобы песня лучше пелась, надо пляской помогать.

4 девочка: Я плясала ночи три потеряла сапоги.

                 Оглянулася назад-сапоги мои  стоят.

5 девочка: На окошке два цветочка голубой и маленький,

                  Я девчонка боевая хоть и ростом маленька.

Ведущая: Ой, девчата просто диво, да и пели вы красиво.

                Предлагаю не стоять, попрошу вас станцевать.

ТАНЕЦ «Кадриль»

Ведущая:  Эй, девчата, в бубны бейте! Вы ладошки не жалейте.

        Поиграю на гармошке, постучите нам на ложках.

ПЕСНЯ «Как у наших у ворот»

Ведущая:  Солнце красное встает, спешит на ярмарку народ!

                 А на ярмарке товары пышут жаром самовары!

                 А ну честной народ, подходи, посмелей,

                Покупай товар, не робей!

1 скоморох  Давай- покупай, выбирай-забирай!

2 скоморох  Ребята, не зевайте, кто что хочет, покупайте!

Ведущая:  Что ж вы гости? Не сидите

                   Вы к прилавкам подходите

                   Не скупитесь на деньжата.

                   Ведь старались все ребята.

                   Подходи, народ не стой,

                  Покупай товар любой.

(Завершение праздника: звучит русская народная музыка,  идет торговля).

 

                Праздник «Зимние посиделки»

Цель: Обобщить знания детей о зимних православных праздниках:  рождество, святки, крещение,  масленица.

Задачи:

  1. Знать зимние народные праздники, обычаи их проведения и традиции.
  2. Совершенствовать коммуникативные навыки.
  3. Развивать память, мышление, смекалку, творческие способности детей.
  4. Воспитывать нравственные, общечеловеческие ценности.

Действующие лица: ведущая, девочки, фольклорная группа, Баба Яга, Домовенок.

Участники: дети 4-5 классов

Оформление: зал оформлен как русская изба, стол с самоваром, кренделями, блинами, самотканые дорожки, лавки, прялка, чучело- масленицы

Музыкальное оформление: русская народная музыка: «Ах вы, сени», «Барыня», «Рождество», «Баба Яга» М. П. Мусоргского,

Оборудование: канат, снежные шарики, валенки, русские народные костюмы, куклы для сказки ( кузнец, Машенька, рыба большая и маленькая, кот, Иванушка), баян, русские народные инструменты.

Ход праздника:

Девочка:1 На завалинках, в светелке

                 Иль на бревнышках каких

                 Собирали посиделки

                Пожилых и молодых.

Девочка:2 При лучине ли сидели

               Иль под светлый небосвод,

               Говорили, песни пели

              И водили хоровод.

Девочка: 3 А играли как? В горелки!

                 Ах, горелки хороши!

                Словом, эти посиделки

                Были праздником души.

Девочка: 4 наш досуг порою мелок,

               И, чего там говорить,

               Скучно жить без посиделок,

               Их бы надо возродить!

Девочка: 5 жива традиция, жива,

               От поколенья старшего

              Важны обряды и слова

              Из прошлого из нашего.

Девочка: 6  Если вы в зале не против

              И пришли к нам не на час,

              Предлагаем посиделки

             Провести вот здесь, сейчас.

 Девочка: 7  Отдых- это не безделки-

              Время игр и новостей,

              Начинаем посиделки

             Для гостей и для друзей!

Ведущая: Сегодня мы пригласили, вас гости дорогие гости на наши посиделки, чтобы не только рассказать, но и показать, как на Руси в старину время проводили в долгие зимние вечера.

         Телевизоров в те времена не было, чем же люди занимали свой досуг? А вы знаете? Верно. Занимались домашней работой, девушки рукодельничали: вязали, вышивали, пряли. А мужчины по дереву вырезали, изготавливали домашнюю утварь, мастерили столы, стулья и многое что другое.

  На Руси посиделки начинались с летопроводца(1 сентября) и продолжались до Благовещения, когда начиналась работа в огороде , на поле, в садах.

  Для вас звучит песня «Ой вставала я ранешенько»-фольклорная группа.

Девочка: 6 На Руси уж так идет,

                  Что талантливый народ

                  Сам себе и жнец, и швец,

                  И на дудочке игрец.

В исполнении фольклорного ансамбля звучит русская народная песня «Светит месяц».

(появляется Домовенок)

Домовенок: Это кто здесь расшумелся? Спать мне мешает, здравствуйте. А сколько тут народу –то, чаво вы тут делаете?

Ведущая: А мы собрались на зимние посиделки. Праздник у нас будем петь, плясать зиму провожить.

Домовенок: А я праздники люблю больше всего на свете. Знаете почему? Потому что песни люблю, у меня есть одна любимая. Да где же она?(ищет по карманам) Опять Баба Яга была и стащила. Где же мне найти её?

Ведущая: Ребята давайте поможем Домовенку, позовем бабу Ягу.

 Домовенок:. 1,2,3 Баба Яга приходи (кричит вместе с детьми)

Под музыку залетает на метле Баба Яга.

Баба-Яга: Фу, фу русским духом пахнет. Батюшки! Домовенок! Двести лет не виделись.

Домовенок: А у меня гости дорогие- добры молодцы, да красны девицы. Детки сильные и умелые. Все знают, все умеют. На праздник пришли песни петь, да играть.

Баба-Яга:  Чаво меня звали?

Домовенок: Это  ты у меня песню украла?

Баба-Яга:  Ещо чаво! Больно надо.

Домовенок: У меня и свидетель есть.

Баба-Яга: Кто такой?

Домовенок:  Да кот мой. Он ночами не спит, а повсюду глядит.

Баба-Яга: Ха!Ха! Это где же видано, чтоб кот свидетелем был. Это лжесвидетель.

Домовенок: Сознавайся Баба Яга, а то ребята готовы мне помочь. Мы тебя свяжем и в печи зажарим. Али забыла, как Ваня тебя в печь посадил?

Баба-Яга: Вижу ребята вы неслабые, со мной потягаться решили? Только знайте меня еще никто не побеждал. Я даже Змея Горыныча перехитрила.

Домовенок: А ты не стращай, говори что делать надо. У нас ребята смелые и умелые все могут.

Игра «Меткий стрелок»

«Меткий стрелок» по 2 человека от класса попади в цель.

игра «Кто кого перетянет» канат и 2 команды мальчишек по 5 человек от класса.

Баба-Яга:Вижу сильные ребята. А девочки умеют танцевать? Кто может меня переплясать? (звучит музыка «Барыня» по 2 девочки от класса танцуют)

Баба-Яга:Уф уморили. Ну а петь то вы умеете?

Домовенок: Конечно умеют. Ставь ка ушки на макушки и послушайка частушки.

Частушки исполняют фольклорный ансамбль

1 заиграй-ка балалайка, балалайка-три струны!

   Подпевайте не зевайте, выходите плясуны!

2 Ветер дует, ветер дует, ветерочка не унять

   Лапти новые надену, побегу весну встречать.

3 Хватит реки льдом ковать, лес морозить, птиц пугать!

   Приходи, Весна, скорей- зажурчит опять ручей.

4 Скоро-скоро снег растает, вся земля согреется.

   Убирайтесь Вьюга злая, да пурга с метелицей!

5 Ух ты злющая Зима, уходить тебе пора!

   Налетим со всех сторон и тебя прогоним вон!

Баба-Яга: что ж хорошо поют, а что еще ребята знают, чаво мне старушке покажут?

Ведущая:Садись, послушай тебе тоже будет полезно знать, какие праздники на Руси зимой отмечают.

  Зимние месяца богаты на различные православные праздники.

- С какого православного праздника начинается новый год? (7 января-Рождество)

- Дни Рождества Христова у каждого народа носят свое название.

В Англии - кэролы, в Германии- Святые вечера, на Украине и в Белоруссии – колядки, в России – Святки.

-Эти праздники – сплав прекрасных обычаев и традиций, бытующих у людей разных национальностей. Объединяет их одно – это дни всеобщей любви и добра, когда люди помогают друг другу, помогали больным, раздавали милостыню. Это время называют временем свершения добрых дел.

-Рождество – праздник ожидания чуда. Как когда-то свершилось чудо в Вифлееме, родился спаситель человечества Иисус Христос. И взрослые и дети ждут этого праздника, так как чудесен сам праздник с его народными и христианскими традициями.

-Что принято делать в рождество ( ряжеными, рождественскими играми, песнями, гаданиями)

-А кто знает, до какого числа можно гадать?

Верно до 19 января?

-А что празднуют 19 января? (Крещение).

-Как называется промежуток между Рождеством и Крещением? (Святки).

-Что вы знаете о святках?

-Как проходят святочные гуляния?

-Святки - это ряженые, коляда, гадания.

С языческих времен сохранился обычай: наряжаться в смешные или грозные маски. Существовало поверье, что в первые дни после рождества активизируется сатанинская сила и бесы рыскают по земле, мучая и терзая людей. Ряженные, как бы олицетворяли собой тех демонов с целью отвадить настоящих злых духов. Скверну ряжения смывали потом в праздник крещения святой водой.

   Ряженные ходят из дома в дом поют колядки- маленькие песенки, прославляющие хозяев, желают им благополучия, за что просят награду.

А появилась эта традиция ещё в древние времена, когда люди, чтобы получить богатый урожай, обращались к богам.

    Коляда-это плодоносящий бог, в виде маленького мальчика.

Позднее, когда было принято христианство на Руси, колядование было связано с рождением Христа и его прославлением.

- Почему праздник назывался святки?

-Потому что символизировал святость, что- то доброе и светлое; просвещение и радость.

Священное, святое, светлое.

-Сегодня мы с вами окунёмся во времена святочных гуляний, поучимся колядовать, гадать, проводить святочный досуг.

Звучит русская народная музыка.

   Зимние приметы: звездное небо к морозу, жуки попрятались к зиме, если кот прячет нос, будет холодно.

С какой целью гадали? Узнать свою судьбу, будущего жениха.

Песня «Ах Самара городок».

Коляда – так назывался старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями. В святочные ночи народ не спал: ходил из дома в дом, угощались, колядовали. Праздничная процессия шла обычно с бумажной звездой и вертепом- ярко раскрашенным ящиком в два яруса. С помощью деревянных фигурок разыгрывали сценки, относящиеся к рождеству.

А сейчас мы увидим сказку «Золотой перстенек»

(Инсценировании сказки)

А кто у нас шустрые ребятки пропоет для нас колядки?

Конкурс колядок (дети, сидящие в зале исполняют колядки)

-Пока мы колядовали,

На небе звезды засверкали.

Значит нам пора гадать,

Что случится, узнавать.

Начинаем вечерок, погадаем мы часок.

-Какие гадания вы знаете?

(дети рассказывают про гадания)

Ведущая: А теперь я вам предлагаю поучаствовать в гадании «Шесть горшочков»

Довольны вы предсказаниями?

Есть еще одно гадание «На валенках». В далекие времена девушкам предлагалось в 12 часов ночи выйти на перекресток и бросить валенок. В какую сторону носок валенка укажет, с той стороны и милый покажется. Будущий жених прибудет.

Для вас звучит русская народная песня «Валенки»

Ведущая:   В месяц феврале тоже есть замечательный праздник, который любят  дети и взрослые. Что это за праздник?

Верно Масленица. Он длится всю неделю и каждый день носит свое название

Как называется понедельник – встреча масленицы.

Вторник-заигрыш. 

Среда-лакомка.

Четверг- широкая масленица.

Пятница- тещины вечерочки.

Суббота-золовкины посиделки.

Воскресение- прощенный день.

- Какое блюдо пекут на масленицу?

Песня «Блины»

Домовенок: ну что Баба Яга убедилась, наши ребята все знают, все умеют. Где моя песенка?

Б.Я. Ладно, ладно отдам. Только можно я тоже спою с тобой.

Песня «Перед весной».

-Вот и время пролетело оглянутся не успели.

Завершился наш часок, тебе понравилось дружок?

Сегодня вы узнали о традициях Рождества.

Не забывайте творить добро, дарить людям тепло.

-Как вы думаете почему до наших дней сохранилась традиция праздновать святки, масленица? Какую роль в жизни народа играют посиделки?

Девочка 7 Дни общенья-счастья вехи,

                 Посиделкам каждый рад.

                Делу время, а потехе

               Рады люди как- никак.

Ведущая:

Посиделки, вечеринки,

Звезды в праздничной выси.

Это русские обычаи

Нашей жизни на Руси.

Все участники:

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: «До новых встреч!»

(Праздник завершен.Звучит музыка, гости расходятся)

Приложение № 3

Достижения фольклорного кружка «Росиночка»

год

конкурс уровень

Работа, номинация

результат

2006

Всероссийский  конкурс г.Москва«Педагогические инновации»

«Развитие творческих способностей детей через фольклор»

Диплом лауреата

I степени

2008

Региональный

II окружной фестиваль детского и юношеского творчества «ЮНТАГОР»

Номинация «Вокал»

Якутина Екатерина

Диплом лауреата

I степени

2008

Муниципальный конкурс «Минута славы»

Номинация «Вокал»

Воробьева Ксения

Диплом лауреата

I степени

2008

Муниципальный конкурс«Минута славы»

Номинация «Вокал»

Диплом лауреата

II степени

2008

Муниципальный конкурс«Минута славы»

Номинация «Вокальная группа»

Диплом лауреата

III степени

2008

Всероссийский  конкурс г.Москва«Педагогические инновации»

«Народный праздник – пасха» интегрированное занятие

Диплом лауреата

III степени

2009

Муниципальный конкурс программ дополнительного образования

Программ фольклорного кружка «Росиночка»

Диплом лауреата

I степени

2009

Всероссийский  конкурс г.Москва«Педагогические инновации»

«Музыкальные инструменты народов севера»

Диплом лауреата

III степени

2010

Муниципальный Военно-патриотической песни «Все, что было не со мной, помню»

Номинация «Вокальная группа»

Диплом лауреата

III степени

2010

Муниципальный конкурс  «Солдаты России»

Номинация «Вокальная группа»

Диплом лауреата

II степени

2010

Всероссийский  конкурс г.Москва«Педагогические инновации»

 «Здоровье сберегающие технологии на уроках музыки и во внеклассной работе»

Диплом лауреата

III степени

2011

Муниципальный Конкурс «Первые шаги»

Диплом участника

2011

Муниципальный конкурс  «Виват, Россия!»

номинация «Вокальные группы»

Диплом лауреата

IIIстепени

2011

Муниципальный конкурс  «Виват, Россия!»

номинация солисты

Диплом лауреата

II степени

2012

Муниципальный «Виват, Россия!»

Номинация «Солисты»

Диплом участника

2012

Муниципальный «Виват, Россия!»

Номинация «Вокальные группы»

Диплом лауреата

II степени

Приложение № 4

Сотрудничество фольклорного кружка с социальными партнерами

 

Годовая циклограмма сотрудничества  кружка «Росиночка»

Месяц

название мероприятия

сотрудничество

сентябрь

Осенний праздник

 

Семья

октябрь

Концерт к Дню пожилого человека

Библиотека

ноябрь

Концерт к дню матери

Семья

декабрь

Концерт «От всей души»

Окружной дом - интернат

январь

Рождественский праздник

д\с «Ромашка»

февраль

Поздравление к 23 февраля

Советское УТТ

март

Проводы Зимы Масленица

ДЮК «Юность»

апрель

Фестиваль искусств

Семья

май

 Концерт  к Дню Победы

Окружной дом - интернат

Приложение 5.

Анкета.

  1. Нравится ли тебе посещать занятия фольклорного кружка:
  1. с желанием;
  2. без желания;
  3. затрудняюсь ответить?
  1. Что тебя больше всего привлекает на занятии:
  1. беседы о народных праздниках, традициях, обрядах;
  2. народные игры;
  3. принимать участие в школьной деятельности;
  4. петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать;
  5. участвовать в конкурсах, в театрализованных постановках.
  1. Что нового для себя вы узнали на занятиях?
  2. Любите ли вы выступать, принимать участие в концертах?
  3. Какую трудность испытываете на занятиях (что получается, а что не получается)?
  4. Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные в кружке в дальнейшей жизни?
  5. Поете ли вы песни, разученные в кружке своим родителям?
  6. Интересуются ли родители, чем вы занимаетесь на занятиях в кружке, что нового узнали?

Список литературы

  1. Алдошина Л. И. Проведение фольклорных праздников в школе. Педагогическое общество России. - М., 2005.- 128 с.
  2. Беспятова Н. К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176 с. – (Методика)
  3. Ищук В. В., Нагибина М. И. Народные праздники. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2000. – 160 с., ил.
  4. Куприянова Л. Л., Шамина. , Л. В. Музыкальный фольклор. Министерство образования Российской Федерации, 1992.-15с.
  5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор. – М.: Гном – Пресс, 2000. - 88 с.
  6. Панкеев И. А. Русские праздники. – М.: Яуза, 1998. – 256 с.
  7. Агапова И. А., Давыдова М. А.: Фольклорные праздники в школе. – Волгоград, Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа фольклорного кружка

Пояснительная записка и тематическое планирование...

Программа фольклорного кружка "Ритайым"

Программа  кружка башкирского фольклора...

Программа фольклорного объединения "Хомусчаан"

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Методологической основой разработки и реализации федерального государственно...

Программа фольклорного кружка

Программа фольклорного кружка...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Фольклорный театр: русская традиционная культура детям" для детей 7-12 лет.

Одной из основных моих целей написания данной программы является- сохранение и возрождение русского фольклора, включение этого традиционного наследия в общее культурное достояние. Дополнительная общер...

Программа фольклорный кружок «Родничок»

фольклорный кружок «Родничок»...

Содержание авторской программы фольклорного кружка "Лаадуухай"

Фольклор – как средство нравственного,духовного и патриотического воспитания детей и подростков.«Чтобы уничтожить нацию, не обязательно её истреблять, достаточно лишить её своей культуры, ...