Игровые приёмы в музыкальной работе
учебно-методическое пособие (6, 7, 8, 9 класс) по теме

Фролова Анна Сергеевна

Результаты на занятиях могут значительно активизироваться и вырасти, если использоватьигровые приёмы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no8_igrovye_priyomy.docx19.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Игровые приёмы в музыкальной работе

    Результаты на занятиях могут значительно активизироваться и вырасти, если использовать приёмами работы, основанных на игровых, соревновательных, проблемных принципах.

Вот несколько приёмов:

Пение и хлопки

     Неожиданный музыкально-ритмический эффект может дать следующий приём исполнения песни: часть ребят поёт мелодию, а другая, отстав на один-два такта, каноном отхлопывает ритм песни в ладоши. При этом создаётся весьма своеобразный ритмический аккомпанемент.

Цель: развить внимания и поднять интерес к занятиям, научить работать в команде.

Учитель и ученик

     Приём заключается в перемешивающемся пении: несколько тактов поёт учитель, а затем мотив подхватывает ученик. Показать учащимся вступление можно различными способами: дирижерским жестом, внезапным прекращением пения, аккордом, хлопком.

Цель: активизировать внимание ребёнка, улучшая певческую интонацию и возбудить интерес к процессу работы над песней.

Узнать песню по ритму

     Учитель (или кто-то из учеников) отхлопывает ритм одной из песен, разученных ранее. По ритму необходимо определить какая это песня.

Цель: развитие чувства ритма, более быстрое запоминание новых песен и повтор выученных.

Методика развития музыкальных способностей у детей

Для достижения положительных результатов и выработки певческих навыков при распевании необходимо учесть следующие рекомендации:

  1. Все упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей.
  2. Задачи, поставленные педагогом перед исполнителем, должны быть четко сформулированы, усложнять их необходимо только по мере овладения определенными певческими навыками.

Все необходимые вокальные навыки вырабатываются во время распевания. Распевание регулярно проходит в начале занятия. Оно помогает быстрой слуховой организации, подготавливает голосовой аппарат, концентрирует внимание.

Распевание преследует три основные задачи:

  1. Разогрев голосового аппарата.
  2. Психологический настрой для вокально-хоровой работы.
  3. Совершенствование певческих приемов и навыков.

Для распевания подбираются специальные упражнения: предельно ясные, лаконичные, не сложные для восприятия удобные для усвоения. Развитие голоса следует начинать с распевов в пределах терции.   Распевку показывает педагог, поддерживает пение детей  инструментом. Каждое упражнение несет конкретную задачу, которую педагог ставит перед коллективом. Основной материал для распевания детей младшего школьного возраста это потешки, дразнилки.

Как известно дети при пении пользуются смешанным типом дыхания. Поэтому необходимо изначально стремиться овладеть правильным певческим дыханием. Укрепление навыков дыхания – одна из основных задач в вокальном воспитании. Для этого используются специальные упражнения – бесшумный вдох «в живот» носом и спокойный выдох ртом.  Правильное дыхание дает возможность ровно и устойчиво исполнять гласные, свободно  вести мелодическую линию, звонкость и полетность голоса. В начальный период обучения дыхание рекомендуется брать через нос, так как оно помогает настроить певческий аппарат на фонацию и «открывает» головные резонаторы.

Для овладения правильным дыханием необходимы специальные упражнения:

  • Сделать несколько коротких вздохов и полный выдох, обратить внимание на работу диафрагмы и мышц живота.
  • Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, а затем медленно и равномерно сделать полный выдох ртом. Задержка при вдохе сомкнет связки, и работать мышцы дыхательного аппарата.
  • Сделать умеренный вдох и  на выдохе пропевать гласные звуки в удобном регистре. Можно повторить упражнение, пропевая какую-либо фразу из изучаемого произведения. Главная цель этого упражнения добиться естественной артикуляции, хорошего звука на опоре, работа грудного и головного резонаторов.
  • Выработать сознательное дыхание по фразам. Для этого упражнения подойдут попевки с короткими фразами. Во время работы над упражнением вырабатывается правильные рефлекторные навыки дыхания. Конец фразы поется сильным устойчивым звуком. Необходимо сосредоточиться на выдохе - научиться правильно, расходовать дыхании.
  • В работе над протяженностью  хорового звучания следует добиваться мягкости, напевности, ровности звука при хорошем дыхании. Очень полезными упражнениями могут служить мелодии распевов. На гласных вырабатываются лучшие качества голоса: сила, тембр, регистровая ровность, точность интонации, а также протяжное дыхание.  На распевах можно приобрести вокальную технику и мастерство.  Начинать отрабатывать можно с игровых песен, в которых используется два звука на один слог.

            Кропотливая работа над певческим дыханием  - главное условие повышения исполнительского мастерства не только коллектива, но и каждого исполнителя в отдельности, т. к. дыханию принадлежит огромная роль в становлении тембра. Правильное дыхание дает возможность ровно и позиционно устойчиво исполнять гласные звуки, значит одновременно работать над совершенством своего тембра.           

 Упражнения на развитие певческого дыхания можно использовать при работе с детьми, которые заикаются. Часто правильному дыханию мешают мышечные зажимы, напряжение отдельных групп мышц. Так как ребенок заикается, у него происходит психологический зажим всего артикуляционного аппарата.

            Упражнения помогают правильно организовать работу определенных мышц. Очень хорошо помогают упражнения, где на выдохе пропеваются гласные звуки (напр. А-О-Е-Я).

Важным моментов во время исполнения фольклорных произведений является «разговорность» пения. Единственный способ донести содержание песни до слушателя – понятные слова. Поэтому дикция должна быть чрезвычайно отчетливой. Добиваясь четкой и ясной дикции, активной артикуляции, следует обратиться к специальным упражнениям:

  • Проговаривать песенную фразу в разговорной манере, произнося слова естественно, не напрягая мышц лица.
  • Произносить фразу на распев на одном звуке активным посылом.
  • Петь мелодию, сохраняя разговорный посыл.
  • Наиболее эффективным для улучшения дикции являются скороговорки. При многократном повторении песни-скороговорки необходимо следить за четким пропеванием каждого звука с утрированным произношением. Главное внимание следует обратить на согласные р, м, н, б, которые должны произноситься особенно четко и ясно. Необходимо обратить внимание на четкое произношение согласных в конце слова: дон, дом, галочек и т.

Такие упражнения оказывают соответствующее влияние на процесс звукообразования и звуковедения.

Необходимо сознательно стремиться к достижению полной свободы артикуляционного аппарата. Хорошая дикция и артикуляция помогает овладеть наиболее важным качеством пения – естественной напевностью и широкой кантиленой.

От качества звука и четкости произносимого слова зависят многие элементы звучности. Для достижения устойчивой певческой интонации необходимы правильная певческая позиция и единая манера звукообразования.

Самая главная певческая задача при обучении фольклорному пению – выработка единой манеры пения у всех исполнителей фольклорного коллектива. Пение в народной манере доступно каждому ребенку. Для этого необходимо научиться петь просто естественно, не перекрывая звук. Единое звукообразование обеспечивает тембровой и звуковой ансамбль, способствует хорошему строю.

Перенимание «с голоса» манеры пения – один из методов вокального воспитания. В коллективе, созданном на основе определенной певческой манеры, постепенно «припеваются» к единой манере звучания хора. Прослушивание песен даст детям слуховые ориентиры о стиле и манере исполняемых произведений, которые запечатлеются в памяти.

Все вокальные навыки: дыхание, дикция, манера пения – отработанные на занятиях по певческому воспитанию детей, в конечном итоге дадут результаты, которые позволят овладеть сольным и ансамблевым пением.

Примерный план разучивания песни:

 -прочесть внимательно текст песни;

 -прослушав, проанализировать жанровые особенности и обрядовую принадлежность;

 -разучить текст песни и мотив с детьми;

 -обдумать художественное оформление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Игровые приёмы, как одно из средств активизации познавательной деятельности предметного интегрированного подхода в обучении и воспитании глухих младших школьников»

«Игровые приёмы, как одно из средств активизации познавательной деятельности предметного интегрированного подходав обучении и воспитанииглухих младших школьников»...

Использование игровых приёмов на начальном этапе обучения в классе вокала

В работе даны примеры из практического материала  игровой методики обучения детей пению...

Игры и игровые приёмы как средство повышения эффективности урока иностранного языка (из опыта работы)

Игра занимает особое положение в педагогическом процессе и даёт возможность детям проявить свою активность и самостоятельность, воображение, реализует представления об окружающем....

Игровые приёмы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков.

Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:1) пробудить в ребёнке желание самому активно у...