Статья: "Значение информационных технологий в области дополнительного образования"
статья

Коннова Светлана Юрьевна

Особый интерес представляют вопросы, связанные с применением информационных технологий в дополнительном образовании, так как в наше время обычными методами обучения удовлетворить индивидуальные запросы учащихся становится все труднее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Значение информационных технологий в области дополнительного образования

 В наши дни тема информационных технологий в образовании,  в том числе и в дополнительном,  является одной из самых актуальных. Развитие любой страны зависит не только от природных и физических, но, прежде всего от информационных ресурсов.

     Особый интерес представляют вопросы, связанные с применением информационных технологий в дополнительном образовании, так как в наше время обычными методами обучения удовлетворить индивидуальные запросы учащихся становится все труднее.

     Сегодняшние воспитанники учреждений дополнительного образования  достаточно активно интересуются информационными и Internet технологиями, сеть Internet в данном случае может выступать отличным средством для развития их творческих способностей.

Сеть Internet позволяет учащимся не только получать нужную информацию, но и самим опубликовывать свои работы, что является отличным стимулом в обучении.

Одним из самых доступных средств является использование компьютерной техники и сети Интернет. Средства информационных и компьютерных технологий позволяют автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют педагоги дополнительного образования и методисты  при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода электронных учебников, методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ.

Основные возможности применения информационных технологий на занятиях: расширение содержания изучаемого материала обеспечение совершенствования методики обучения обеспечение эффективности методики проведения занятий формирование у обучающихся мировоззрения открытого информационного общества формирование умений самостоятельного поиска, анализа и оценки информации овладение навыками использования информационных технологий доступ к большому объёму информации формирование умения принимать оптимальное решение визуализация знаний возможность самоконтроля и самоподготовки развитие наглядно-образного мышления формирование информационной культуры экономия времени развитие познавательной и творческой активности обучающихся и педагога повышение эффективности и доступности обучения и воспитания использование новых форм работы

Использование компьютерных технологий помогает в работе:

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • формировать информационную культуру у обучающихся;
  • активизировать познавательный интерес;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • дисциплинировать самого педагога, формировать его интерес к работе;
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

Таким образом, преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

• позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала;

• использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

• одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

• при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;

• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.)

Применение информационных технологий актуально в процессе подготовки к теоретическому или практическому занятию, экономит время на подготовку к нему. Индивидуальное информационно-образовательное пространство дополнительного образования целостно, пополняемо. Освоение информационных технологий способствует его расширению и многофункциональному применению и актуализации в соответствии с образовательными потребностями.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по адресам:
http://school-collection.edu.ru/ , https://infourok.ru/, https://znanio.ru/

Содержание единой коллекции представляет интерес для дополнительного образования. В каталоге можно найти доступ к следующим учебным материалам: методическим рекомендациям; инновационным учебным материалам; инструментам учебной деятельности; электронным изданиям.

В частности: электронное учебно-методическое пособие «Ступеньки творчества» (Для детей 10-14 лет). В состав пособия входят: иллюстрированные информационные статьи по истории и развитию бисероплетения в различных странах мира; перечень материалов и инструментов, используемых в данном виде рукоделия; авторская образовательная программа «Ступеньки мастерства» студии бисероплетения «Волшебные бусинки» (три года обучения: учебно-тематические планы, учебные материалы, проектируемые результаты обучения); описание основных материалов и инструментов; описание различных техник работы с бисером; схемы и описания изготовления изделий; цветные иллюстрации старинных изделий и фотогалерея современных украшений из бисера; обширный список литературы для педагога и учащихся; список Интернет-ресурсов по бисероплетению; иллюстрированная инструкция по использованию электронного учебно-методического пособия «Ступеньки мастерства», содержащая перечень и описание всех панелей инструментов, описание и назначение кнопок.

Таким образом, очевидно, что применение информационных технологий различного назначения в дополнительном образовании детей предоставляют возможности совершенствования целей, содержания, методов, организационных форм, технологий, средств подготовки обучающихся на этапе перехода к образованию в условиях расширенного доступа к информации, а также выступают одним из показателей профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. При этом важно понимать, что реализация этих технологий в дополнительном образовании детей требует системного изучения опыта оценки эффективности применения информационных технологий, разработки критериев и показателей эффективного применения различных информационных технологий в учреждении дополнительного образования детей (управленческий, образовательный, воспитательный, кадровый и др. аспеты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль информационных технологий в сфере дополнительного образования и их воспитательное значение (презентация).

В презентации отражены вопросы значения и применения информационных технологий в образовательном процессе их классификация и специфика,дидактические требования....

Использование информационных технологий в области общего музыкального образования

основные направления применения компьютерных технологий на уроках музыки...

Дистанционные образовательные технологии в рамках дополнительного образования детей в МКУ ДО "Нижнедевицкий Дом пионеров и школьников" Воронежской области.

В связи с эпидемией коронавируса многие школы, колледжи и вузы в России перешли на дистанционное обучение. Казалось бы, для онлайн-образования есть все необходимое: широкий набор интернет-ресурсов, уч...

Информационные технологии обучения в дополнительном образовании детей при дистанционном обучении и в режиме ограничения.

Текст содержит общую информацию о работе дополнительного образования при дистанционном обучении и в режиме ограничений....

Использование информационных технологий в системе дополнительного образования: видеозанятие как форма реализации программ технической направленности.

Развитие современного информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании. В настоящее время информационные технологии активно внедряются в...

Новые информационные технологии обучения в дополнительном образовании

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процес...