Использование информационных технологий в области общего музыкального образования
статья по музыке на тему

Борисова Ирина Анатольевна

основные направления применения компьютерных технологий на уроках музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodologicheskie_problemy.doc65.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный педагогический университет

им. А. И. Герцена»

 

Факультет музыки

Международная научно-практическая конференция

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Использование информационных технологий в области общего музыкального образования

Борисова Ирина Анатольевна

ГБОУСОШ №512

Санкт – Петербург

2013


План:

  1. Введение
  2. Информационно компьютерные технологии  и современный урок музыки

Интернет в музыкальном образовательном пространстве

Основные направления применения компьютерных  технологий на уроках музыки.

  1.  Заключение

I.  Введение

В условиях нового времени использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Процесс информатизации образования в настоящее время находится в стадии интенсивного роста. Новые информационные технологии, возникающие как следствие общего процесса информатизации общества, находят все большее применение в образовательном процессе при преподавании различных дисциплин. Идёт поиск приёмов и методов обучения, которые с помощью компьютерных технологий позволили бы повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения школьников новые компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

 предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

 ИКТ несёт в себе образный тип информации, понятный детям;

 движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

 ИКТявляется отличным средством для решения задач обучения.

II. Информационно компьютерные технологии  и современный урок музыки

В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека. Молодое поколение, в большинстве своём,  не имеет четкого представления о том, какую практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому.

 И в этих условиях возникает необходимость сделать предмет «Музыка» интересным и привлекательным для учащихся. Через формирование слушательского интереса, достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитания эстетического вкуса и высоких нравственных качеств.

Чтобы решить поставленные задачи, урок необходимо  сделать современным. Как этого можно достичь? Прежде всего используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии.  Необходимо изменить роль ученика: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.                                                                        

С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся.                                                                        

Использование современных информационных технологий позволяет осуществить ранее неосуществимое в рамках урока музыки – соединить два важных вида восприятия музыкального произведения – слуховое и визуальное. Наглядность материала повышает его усвоение детьми, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, моторный, слуховой и эмоциональный.

Это способствует наилучшему пониманию предмета, делает урок ярким, запоминающимся, интересным  для учащихся, формирует эмоционально положительное отношение к музыке.

Интернет в музыкальном образовательном пространстве

Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет дает нам возможность широко ее использовать в образовательном процессе. Качественное  звуковоспроизведение музыкальных произведений, возможность непосредственного погружения в концертную обстановку, виртуального перемещения в музыкальный театр, видения изучаемого предмета: музыкального инструмента,  жанра, исполнителя – всё это неполный перечень новых возможностей  современного урока музыки.  Современный учитель, благодаря сети Интернет, имеет возможность найти тот материал, который понадобится для него и предоставит широкую информацию школьникам о его предмете:

  1. видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и др.,
  2. зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика и др. ); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии и др.
  3. звуковой ряд: звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
  4. литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме.
  5. анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;

 Так же это даёт возможность широкой исследовательской и творческой деятельности учащихся: создание  и озвучивание мультимедийных презентаций, видеороликов, сочинения собственных мелодий…

            Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе инициирует процессы развития наглядно-образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки  – это объективная необходимость, продиктованная самой жизнью.  Компьютер -

  • источник учебной информации
  • наглядное пособие
  • средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение
  • средство подготовки выступлений.

              Применение информационных технологий на уроке музыки способствует:

              – личностному развитию учащихся;

– повышению интереса школьников к урокам музыки;

– росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;

– повышению интереса к творческой и познавательной деятельности;

– воспитанию активности и самостоятельности;

– формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству ;

– формированию у школьников основ теоретического мышления,                                                                                          - развитию творческих способностей учащихся

Основные направления применения компьютерных  технологий на уроках музыки.

         Если проанализировать разные подходы к применению компьютерных технологий в области музыкального образования в школе, можно выделить несколько направлений их применения, среди них:

  •  прослушивание и анализ музыкальных произведений (слушательская деятельность) ;                                                                          
  • вокально-хоровая работа (использование минусовок,  визуального ряда для разучивания песен) ;
  •  изучение истории и теории музыкального материала;
  •  получение разнообразной  музыкальной информации с использованием сети Интернет;
  1. Заключение

Внедрение новых информационных, мультимедийных технологий и Интернет-технологий в обучении определяет модификацию устоявшихся организационных форм и методов обучения. Интеграция информационных технологий с традиционными методами обучения порождает появление новых методов обучения, в основе которых лежит применение методов и средств информатики. Новые современные методы обучения призваны реализовывать идеи личностно-ориентированного и развивающего обучения, усиление всех ступеней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества.

Использование информационных технологий открывает практически неограниченные возможности для творческой деятельности как обучаемых, так и преподавателей.

Эффективность применения информационных технологий значительно повышается за счет реализации основных принципов работы учителя:                                  

- систематичность применения ИКТ.

- компетентность учителя в компьютерных технологиях.

- интерес и инициатива учителя.

- творческий подход в применении ИКТ.

- свободное владение современными  техническими средствами.

-программно – методическое и техническое  обеспечение.

Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.

В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий.  Использование информационных технологий в образовательном процессе дает учителю большие возможности при проведении урока, делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.

Источники информации:

  1. Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств»

  1. http://www.dslib.net/obw-pedagogika/novye-informacionnye-tehnologii-v-muzykalnom-

obrazovanii.html

  1. http://www.coolreferat.com/Применение_информационных_технологий_в_музыке_часть=2
  2. http://allforchildren.ru/songs/kid35.php

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный педагогический университет

им. А. И. Герцена»

 

Факультет музыки

Международных научно-практических конференций

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Использование современных и информационных технологий в области общего музыкального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа проектной деятельности с использованием информационных технологий дополнительного образования учащихся 1-4 классов по ФГОС: "Мои первые проекты".

Данная программа обучает учащихся создавать и работать с проектом, используя компьютер, как основной инструмент. Формирует навыки сотрудничества, учит способам обработки информации....

Повышение качества образования на основе использования информационных технологий на уроках истории

Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникативных технологий...

«Применение информационных технологий в системе дополнительного музыкального образования детского дома»

Тезисы к XIV Южно-Российской межрегиональной  научно-практической конференции "Информационные технологии в образовании"  " ИТО-РОСТОВ 2014"...

Статья: "Значение информационных технологий в области дополнительного образования"

Особый интерес представляют вопросы, связанные с применением информационных технологий в дополнительном образовании, так как в наше время обычными методами обучения удовлетворить индивидуальные запрос...

Методическая разработка "Использование информационной технологии при реализации ДООП «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН»"

Применение ИКТ на уроках ОФПВнедрение новых технических средств обучения не только заставляет размышлять над вопросами: «Чему учить?», «Зачем учить?», «Как учить?» ...