Дополнительная общеобразовательная программа курс «Искусство владеть словом: основы журналистики» для 10-11 классов
рабочая программа (10, 11 класс)

Программа курса «Искусство владеть словом: основы журналистики» предлагается учащимся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений профильного обучения. Она направлена на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся с учетом их профессиональных намерений, интересов и запросов, на эффективную подготовку выпускников к освоению программ профессионального образования, предусматривает знакомство с профессией журналиста. Программа рассчитана на 62 часа (31 час в 10 классе, 31 час в 11 классе).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_vladet_slovom._osnovy_zhurnalistiki.docx60.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ        УЧРЕЖДЕНИЕ  ГИМНАЗИЯ № 16 ГОРОДА ТЮМЕНИ

(МАОУ ГИМНАЗИЯ № 16 ГОРОДА ТЮМЕНИ)

                                                     

Рассмотрено

на  заседании кафедры

Протокол № 1

от «28».08. 2019 г.

Руководитель кафедры

___________________           Подпись                        (Ф.И.О.)

.

Согласовано

на НМС гимназии

Протокол №1

от 29.08.2019г.

Руководитель НМС

________И.О.Маленкова          Подпись                       (Ф.И.О.)

Утверждаю

Директор МАОУ гимназии №16 города Тюмени

________________Н.А.Филиппи

              подпись                        (Ф.И.О.)

Приказ № 18 от 04.09.2019

Дополнительная общеобразовательная программа

 курс «Искусство владеть словом: основы журналистики»

для 10-11 классов

Срок реализации программы - 2 года

  Программу составила:  

Королева И.Г.

  1. Пояснительная записка

Программа курса «Искусство владеть словом: основы журналистики» предлагается учащимся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений профильного обучения. Она направлена на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся с учетом их профессиональных намерений, интересов и запросов, на эффективную подготовку выпускников к освоению программ профессионального образования, предусматривает знакомство с профессией журналиста. Программа рассчитана на 62 часа (31 час в 10 классе, 31 час в 11 классе).

Данная программа составлена на основе  авторских программ Л.И. Сухаревой. Журналистика и русский язык. Элективный курс. 10-11 классы. Профильное обучение. – М.: Айрис-пресс, 2007, Н.В. Васильченко. Русский язык. 10-11 класс: элективный курс «Искусство владеть словом» (для профильного обучения). – Волгоград: Учитель, 2008.

Жизнь общества и образование всегда были тесно взаимосвязаны: развитие общества ставит перед образованием задачу ориентации подрастающего поколения в трансформирующемся социуме, в огромном,  постоянно изменяющемся информационном пространстве. Социальным заказом современного информационного общества становится обучение и воспитание подрастающего поколения в области средств массовой коммуникации и «говорящего» на их языке. В связи с этим очевидна актуальность данного курса.

         Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи обучающихся.

Новизна данной программы состоит в том, что она дает возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая учащихся в систему средств массовой коммуникации общества путём формирования умений работы с информацией с использованием новых информационных технологий (набор текста, аудиозапись интервью и т.д., составление сообщений для СМИ, т.е. создание собственного текста).

Программа имеет блочно-модульную структуру. Содержание модулей основано на линейной структуре.

Структура программы:

Модуль 1.  Журналистика как сфера человеческой деятельности.

Модуль 2. Создание журналистского текста.

Модуль 3. Жанры журналистики.

      Раздел 1. Информационная публицистика.

                  Раздел 2. Аналитическая публицистика.

                  Раздел 3. Художественная публицистика.

Модуль 4. Редактирование журналистского текста

  1. Цель, задачи программы

Цель  курса – формирование мотивации к выбору  гуманитарного (филологического) профиля обучения, профессиональная ориентация и ознакомление с особенностями журналистских произведений.

Задачи:

  • развитие и совершенствование культуры устной и письменной речи;
  • углубление знаний по стилистике, а также знаний жанров публицистики, особенностей текстов публицистического стиля;
  • формирование умения работать с публицистическими текстами, приобретение учащимися способности анализировать публицистические тексты разных жанров;
  • ознакомление с основными требованиями к написанию текстов публицистического стиля и формирование навыков составления текстов разных жанров, развитие творческого потенциала учащихся, их коммуникативных способностей;
  • развитие умения ориентироваться в потоке поступающей информации;
  • формирование профессионально-ориентированных умений, которые помогут в выборе профессии;
  • привитие учащимся старших классов авторского достоинства, которое пробуждает подлинный интерес к написанию публицистических текстов разных жанров, воспитывает ответственность за творческую работу.

  1. Учебно-тематический план

№ п\п

Название модуля / раздела

Кол-во

часов

В том числе:

Кол-во теоретических часов

Кол-во практических часов 

10 класс

1.

Журналистика как сфера человеческой деятельности

2.

Создание журналистского текста

3.

 Жанры журналистики

39ч

15ч

24ч

Информационная публицистика

18ч

11ч

11 класс

 Аналитическая публицистика

11ч

 Художественная публицистика

10ч

4.

Редактирование журналистского текста

10ч

Всего часов

62ч

24ч

38ч

  1. Содержание программы

Модуль 1.  Журналистика как сфера человеческой деятельности (5ч)

Введение. Значение журналистики в современной жизни. Проблемы современной журналистики. Функции журналистики: информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения. 

Психология журналистского труда и творчества. 

Способы познания действительности. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. 

Журналист и аудитория. Требования к журналисту: компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм, глубокие знания в области литературы, философии и др., владение литературным языком. 

Экология речи. Речевой этикет. Речь СМИ. 

Истории развития журналистики в России и за рубежом. Прошлое, настоящее, будущее.

Виды средств массовой информации. Пресса. Электронные СМИ.

Модуль 2. Создание журналистского текста (8ч)

Основные этапы риторических действий, связанные с созданием текста любого жанра (инвенция, диспозиция, элокуция). 

Инвенция – I этап работы над журналистским текстом. Выбор темы. Подбор материала.

Основные источники информации: человек, документы (пресс-релизы, сводки от органов государственной власти, организаций и фирм), базы данных, архивы, Интернет, объявления, реклама, письма. Правила работы с информацией. Основные виды топосов  (род-вид, целое-часть, причина-следствие, определение, сравнение, противопоставление, свойства, имя, обстоятельства и т.п.)

Диспозиция – II этап работы над журналистским текстом. Расположение материала.

Структура журналистского текста. Основные признаки композиции: соразмерность составных частей, подчиненность второстепенного главному, гармония между общим и частным. Композиционные средства: кольцевая композиция, рефрен, временная диспозиция. Сюжет и композиция. Основные структурные связи в текстах, принадлежащих к различным типам речи (в повествовании - прямая хронология и обратная хронология, прямая хронология с отступлениями; в описании - движение по объекту описания, движение объекта. маршрут движения, убывание или возрастание признака; в рассуждении - умозаключение в доказательстве или опровержении, восхождение от конкретного к абстрактному). Виды заголовков. Надзаголовки и  подзаголовки. Рамка текста. Лид. Способы написания лидов. Заключительная часть  текста.

Элокуция – III этап работы над журналистским текстом. Словесное оформление мысли.

Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Тропы. Стилистические фигуры речи.

Модуль 3. Жанры журналистики (39ч)

Раздел 1. Информационная публицистика (18ч)

Система жанров публицистики. Информационная, аналитическая, художественная публицистика. Диффузия жанров. Информационные жанры и их признаки: событийность, документальная насыщенность, оперативность. Черты объектов информационных жанров.

Информационное сообщение (заметка). Специфические особенности, структура, назначение заметки. Хроникальная, событийная заметка.

Информационный отчет. Специфика жанра: подробная описательность, полнота событийной информации, строгая последовательность изложения. Виды отчетов: информационный, аналитический, проблемный отчеты; спортивные отчеты. Отчет и коммюнике. Цитаты и авторское «я» в отчете. Язык и стиль отчета.

Репортаж. Особенности жанра. Главные отличия «репортерского» стиля от прочих способов изложения факта. Виды репортажа: информационный репортаж, репортаж-«раздумье», аналитический репортаж, исторический репортаж. Приемы наглядного воссоздания факта. Цвет, свет, колорит события. «Эффект присутствия». Техника работы над репортажем. Репортерское расследование. Предыстория события, сопоставление, блиц-интервью. Цифровые данные. Расследование как «детективная история». Автор в сюжете. Маски расследователя Этапы работы над репортажем. Тема для репортажа: актуальное событие, интересные люди, заметка, по следам исторического события, собственное участие. Композиция репортажа. Техника письма. Способы выражения авторского «я». Какое время использовать, как вплетать цитаты. Язык и стиль репортажа.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Интервью. Отличительные особенности жанра. Подготовка к интервью. Структура интервью и ситуации бесед. Варианты ведения интервью («жесткое», «мягкое», конфликтное общение, «свободное плавание»). Внимание к внутреннему миру собеседника, его убеждениям, привычкам, эмоциональному состоянию. Виды интервью. Формализованное интервью (общение подчинено заранее составленной программе); неформализованное интервью (вопросы определяются темой разговора, ситуацией и т. д.). Свободное интервью. Модели интервью, виды интервью (интервью-сообщение, интервью-монолог, интервью-беседа, интервью-зарисовка, креативное интервью) Объекты интервьюирования («очевидец», «звезда», «интересный собеседник», «эксперт» и др.). Коллективные интервью: блиц-интервью, пресс-конференция или «круглый стол», анкета.

Этап инвенции при работе над интервью (выбор темы, продумывание коммуникативного намерения, выбор собеседника, сбор информации о нём,  изучение предмета будущей беседы). Технология постановки вопросов: подготовка примерного круга вопросов, последовательность задаваемых вопросов, новые сюжеты, появляющиеся в интервью, «трудные» вопросы.

Этап диспозиции: способы редактирования полной записи интервью, работа над элементами композиции интервью.

Этап элокуции - выбор языковых средств. Интервью – жанр двойной адресации.

Информационные объявления (программы, афиши). Специфика жанров.

Раздел 2. Аналитическая публицистика (11ч)

Аналитические жанры и их особенности. 

Методы обобщения, анализа, синтеза. Рассуждения индуктивные и дедуктивные. Поводы для комментирования событий. Организация публицистического материала, формулировка лида (лид «немедленная идентификация», лид-цитата, лид-рассказ, интригующий лид)  и постановка главного тезиса, группирование данных (тематический центр, вспомогательные тезисы), заглавия в тексте, врезки. 

Комментарий – компетентный «разбор полета»: структура, стилистика, формат.

Статья и её жанровые особенности (объективность, авторское «я», драматизация изложения). Интерпретация фактов в статье. Разновидности статьи (проблемная, научно-популярная, полемическая, обще-исследовательская,  статья-обзор и др.). Этапы работы над статьёй. Выбор темы. Заглавия, надзаголовок, подзаголовок, срединное заглавие, «выделение». Формулировка лида и постановка главного тезиса. Группирование данных: тематический центр, формулировка вспомогательных тезисов в чёткой последовательности. Подбор аргументов. Основные топосы: «целое – часть», «причина – следствие», «сопоставление – противопоставление».

Развитость содержания и богатство выразительных средств.

Рецензия и её жанровые признаки. Оценка научного, художественного или общественно-политического произведения. Критерии оценки. Стили речи и типы речи в рецензии. Система доказательств. Композиция рецензии. Языковые средства в рецензии.

Обозрение. Исследование событий для выявления тенденций. Метод панорамирования. Эффект «наглядных» связей фактов и мнений. Социальное время в обозрении. Свободная, раскованная форма, аналогии, сравнения, ассоциации. Диалог на ТВ: беседа, дискуссия, ток-шоу. От мирной беседы до схватки и потасовки.

Раздел 3. Художественная публицистика (10ч)

Художественно-публицистические жанры. От информационной лаконичности – к экспрессивной палитре художественного слова. Коммуникативная цель, образ автора, предмет речи, однозначность и многозначность прочтений, языковые средства. Типология художественно-публицистических жанров (очерк, эссе, фельетон, памфлет, пародия). 

Эссе и его жанровое своеобразие. История возникновения жанра. Поиск источников. Предмет речи. Переключение внимания с объекта рассуждения на субъект.  Самовыражение автора на заданную тему. Стиль — размышление: доверительность интонаций. Эффект «мыслей вслух», способы его достижения. Роль ассоциаций. Ритмический рисунок. Разновидности эссе: эссе-заметки, эссе-художественная зарисовка эссе-портрет, эссе-биография или автобиография, эссе-отзыв, эссе-воспоминание, эссе-дневниковая запись, эссе-письмо. Композиционные и языковые особенности жанров.

Очерк. Зрелищно-публицистическая структура жанра. Тематический центр очерка. Стилевые особенности очерка: авторское «я», образность, интимизация,     ассоциативность, эскизность,  известная доля вымысла, документальность, злободневность, типизация героя. Роль психологического анализа.

Особенности портретного очерка. Герой портретного очерка. Составные части портретного очерка и  этапы работы над ним. Особенности путевого очерка (пейзажные и портретные зарисовки, детали и подробности, многообразие авторского «я»). Этапы работы над созданием путевого очерка. Особенности проблемного очерка.Этапы работы над созданием проблемного очерка.

Сатира (фельетон и памфлет): критикуем действительность. Разновидности, стилистика, инструментарий жанра. Мастера сатиры.

Модуль 4. Редактирование журналистского текста (10ч)

Виды редакторского чтения: ознакомительное, углублённое, шлифовочное.

Виды редактирования: политическое редактирование, научное редактирование, литературное редактирование.

Виды правки: правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка. Корректура. Отличие редакторской правки от корректорской. Корректурные знаки, используемые при разных видах правки. Приемы корректурной правки.

Текст как объект литературного редактирования.

Логические основы редактирования текста. Логико-смысловой анализ текста. Приемы выявления и проверки логико-смысловых связей. Основные логические ошибки и способы их устранения. 

Работа над композицией авторского материала. Типичные недостатки композиции журналистского материала: отход от темы, неудачно выбранный принцип расположения частей, неоправданное нарушение последовательности изложения, несоразмерность частей,  неудачные композиционные приемы, непрочность связей между частями, нечёткость композиционных
рамок (неудачный заголовок, начало, концовка). Разработка плана, улучшающего построение журналистского материала.

Работа над фактическим материалом. Виды фактического материала (события, имена собственные, даты, цифры, цитаты). Редакторские приемы для проверки точности и достоверности фактов (внутренняя проверка, когда фрагменты текста соотносятся в пределах редактируемой публикации; проверка факта по авторитетному источнику; официальное подтверждение). Оценка уместности цитат.

Работа над языком и стилем публикаций. Проблема речевой нормы и выбора вариантов. Оценка явлений,  характерных для современного этапа  развития языка  (неологизмов,  заимствованных слов, семантических изменений). Типичные нормативно-стилистические ошибки, приемы их анализа и устранения. Жанрово-стилистические особенности произведения, специфика основных типов речевой коммуникации (монологическая, диалогическая речь), индивидуальная стилевая манера - условие объективности анализа и правки текста. Образность публицистического текста, приемы ее создания.

Стилевые особенности и особенности редактирования произведений различных жанров (информационных, аналитических, художественно-публицистических).

  1. Годовой календарный учебный график

Продолжительность учебного года

с 25.09. по 31.05.

Продолжительность образовательного процесса

10 класс - 31 учебная неделя

11 класс - 31 учебная неделя

Режим работы

6 дней в неделю (понедельник- суббота)

Выходные

воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской  Федерации

Летний период (без занятий)

с 01.06. по 31.08.

     

           Регламент непосредственной работы курса

Класс

10 класс

11 класс

День недели

       Пятница, среда

Продолжительность занятия

1 час

1 час

Кол-во занятий в неделю

1

1

  1. Организационно-педагогические условия реализации программы

        Основной единицей учебной работы является теоретико-практическое занятие. Предлагается следующий баланс времени на освоение материала: 30-40 % времени - на освоение теоретического материала; 70-60 % времени - на выполнение практических заданий, тренингов, деловых и ролевых игр, практикумов. Для формирования практических навыков и умений введена система обучающих игр (имитационных, поисковых, исследовательских).

Формы занятий, предусмотренные программой:

  • cвободная творческая дискуссия;
  • деловые и ролевые игры;
  • ситуативные тренинги;
  • практические занятия (подготовка творческих работ);
  • семинары-дискуссии;
  • круглые столы, пресс-конференции;
  • групповое проектирование;
  • мастер-классы. 

Средства, необходимые для реализации данной программы:

  •  разработки по темам;
  •  презентации;
  •  карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
  •  тематический материал периодической печати;
  •  справочники;
  •  словари;
  •  наглядный материал (схемы, шаблоны, таблицы, видеозаписи сюжетов на различные темы).

Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный комплекс, диктофон.

  1. Планируемые результаты

В   ходе   изучения   данного   элективного учебного предмета учащиеся   должны   достигнуть   следующих результатов:

  • определить свои способности и осознать собственные возможности в выборе гуманитарного профиля обучения;
  • повысить уровень общих и специальных знаний, умений и навыков по русскому языку;
  • понимать важную роль СМИ в современной жизни и ориентироваться в огромной массе периодических изданий, отличать качественный журналистский текст от непрофессионального;
  • уметь оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно ее защищать;
  • знать основные жанры журналистских текстов и их особенности, уметь определять жанр публицистического произведения;
  • уметь анализировать журналистские тексты;
  • характеризовать композицию и сюжет публицистического произведения;
  • уметь анализировать речевые средства, использованные в публицистическом произведении;
  • уметь редактировать журналистский текст;
  • уметь выполнять разного вида исследовательские работы;
  • уметь выполнять творческие работы разных жанров.

  1. Оценочные и методические материалы

Формы текущего контроля знаний:

  • собеседования по изученным темам (текущие и тематические);
  • тестирование (мини-тесты, обобщающие тесты);
  • защита практических работ по анализу и редактированию текстов;
  • защита творческих работ разных жанров; 
  • защита индивидуальных и коллективных проектов;
  • творческие конкурсы.

Для отслеживания результативности образовательного процесса

 используются следующие этапы контроля:

  • стартовый контроль (сентябрь)
  • промежуточный контроль (декабрь)
  • итоговый контроль (май)

Форма итогового контроля: итоговая аттестация по результатам изучения элективного учебного предмета проводится по мере   завершения его изучения в форме зачёта   с помощью защиты портфолио работ, которые были созданы обучающимся за время изучения данного предмета.

Воспитательная работа заключается в привитии учащимся старших классов авторского достоинства, которое пробуждает подлинный интерес к написанию публицистических текстов разных жанров, воспитывает ответственность за творческую работу.

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации».
  2. Засурский Я. Н. Язык третьего тысячелетия // Журналистика и культура русской речи. 2002. №1.
  3. Избранные страницы русской журналистики начала XX века. М, 2001.
  4. Калинин А. В. Культура русского слова. М., 2006.
  5. Касьянов С. Энциклопедия психологических тестов. М., 2002.
  6. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.
  7. Кошев Н. Г. Иностранные слова и выражения. М., 2007.
  8. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. Некоторые особенности языка современной стилистики. М., 2003.
  9. Костомаров В. Г. Стилистические смешения в языке газеты // Вопросы культуры речи. 1967. Вып. 8.
  10. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб., 2009.
  11. Крикунов Ю. А. Рецензия в газете. М., 2010.
  12. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2009.
  13. Кузнецова С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб., 2008.
  14. Лихачев Д. С. Самая большая ценность народа // Журналистика и культура русской речи. 2002. №1.
  15. Лихолитов П. В. Компьютерный жаргон // Культура речи. 2007. № 3.
  16. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русского жаргона. СПб., 2001.
  17. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2004.
  18. Пронин Е. И. Выразительные средства журналистики. М., 2005.
  19. Рахманова Л. К, Суздальцева В. Н. Современный русский язык. М., 2003.
  20. Сагал Г.А. Двадцать пять интервью. Так работают журналисты. М., 2004.
  21. Сковородников А. П., Копнина Г. А. Выразительные средства языка газетной публицистики //Журналистика и культура русской речи. 2004. № 1.
  22. Славкин В. В. Заголовок в современном газетном тексте // Журналистика и культура русской речи. 2002. № 1.
  23. Словарь иностранных слов. М., 2007.

Приложение к  программе

Календарно-тематический план

10 класс

п/п

Изучаемая тема.

Основные вопросы

Виды учебной деятельности

Кол-во теоретических часов

Кол-во практических часов

Дата

План

Факт

Журналистика как сфера человеческой деятельности (5ч)

1. 

Введение. Значение журналистики в современной жизни. Проблемы современной журналистики. Функции журналистики: информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения

Лекция с элементами беседы, работа с памяткой «Как конспектировать лекцию, статью»

1

1 неделя

2.

Психология журналистского труда и творчества. 

Способы познания действительности. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. 

Журналист и аудитория. Требования к журналисту: компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм, глубокие знания в области литературы, философии и др., владение литературным языком

Беседа, создание кодекса журналиста, работа в тетради, анализ цитат

1

2 неделя

3.

Экология речи. Речевой этикет. Речь СМИ

Лексический тренинг, краткий сравнительный анализ речи СМИ, защита мини-проектов

0,5

0,5

3 неделя

4.

Истории развития журналистики в России и за рубежом. Прошлое, настоящее, будущее

Орфоэпический тренинг, конспектирование, сообщения учащихся

1

4 неделя

5.

Виды средств массовой информации. Пресса. Электронные СМИ

Работа с периодическими изданиями, с Интернет-изданиями, создание коллективной стенной газеты «Лента новостей» с интересными сообщениями из СМИ

0,5

0,5

5 неделя

Создание журналистского текста (8ч)

6.

Выбор темы.

Основные этапы риторических действий, связанные с созданием текста любого жанра (инвенция, диспозиция, элокуция)

Лекция с элементами беседы составление памятки как «Как выбрать тему»

0,5

0,5

6 неделя

7.

Инвенция – I этап работы над журналистским текстом. Подбор материала.

Основные источники информации: человек, документы (пресс-релизы, сводки от органов государственной

власти, организаций и фирм), базы данных, архивы, Интернет, объявления, реклама, письма. Правила работы с информацией

Работа с памяткой

«Как работать с информацией, сбор информации из различных источников на заданную тему,

анализ журналистских текстов

0,5

0,5

7 неделя

8.

Топосы (род-вид, целое-часть, причина-следствие, определение, сравнение, противопоставление, свойства, имя, обстоятельства и т.п.)

0,5

0,5

8 неделя

9.

Диспозиция – II этап работы над журналистским текстом. Расположение материала.

Структура журналистского текста. Основные признаки композиции: соразмерность составных частей, подчиненность второстепенного главному, гармония между общим и частным. Композиционные средства: кольцевая композиция, рефрен, временная диспозиция. Сюжет и композиция

Анализ журналистских текстов разных жанров, принадлежащих к разным типам речи с точки зрения структуры, составление плана будущей статьи,

практические задания (выбор, создание заголовков, работа по созданию лида, заключительной части текста)

0,5

0,5

9 неделя

10-11.

Основные структурные связи в текстах, принадлежащих к различным типам речи (в повествовании - прямая хронология и обратная хронология, прямая хронология с отступлениями; в описании - движение по объекту описания, движение объекта. маршрут движения, убывание или возрастание признака; в рассуждении - умозаключение в доказательстве или опровержении, восхождение от конкретного к абстрактному)

1

1

10 неделя-11 недедя

12.

Виды заголовков. Надзаголовки и  подзаголовки. Рамка текста. Лид. Способы написания лидов. Заключительная часть  текста 

0,5

0,5

12 неделя

13.

Элокуция – III этап работы над журналистским текстом. Словесное оформление мысли.

Анализ журналистских текстов с точки зрения языка, деловая игра «Юниор»

0,5

0,5

13 неделя

Жанры журналистики (42ч)

Информационная публицистика (18ч)

14.

Система жанров публицистики.

Информационная, аналитическая, художественная публицистика. Диффузия жанров.

Информационные жанры и их признаки: событийность, документальная насыщенность, оперативность. Черты объектов информационных жанров

Беседа, работа с текстами, игра «Узнай жанр»

1

14 неделя

15-16.

Информационное сообщение (заметка). Специфические особенности, структура, назначение заметки. Хроникальная, событийная заметка

Чтение и анализ информационных заметок, сравнительный анализ

1

1

15 неделя-16 неделя

17-18.

Информационный отчет.
Специфика жанра: подробная описательность, полнота событийной информации, строгая последовательность изложения. Виды отчетов: информационный, аналитический, проблемный отчеты; спортивные отчеты. Отчет и коммюнике. Цитаты и авторское «я» в отчете. Язык и стиль отчета

Чтение и анализ информационных отчётов, сравнительный анализ отчёта и коммюнике, практические задания по оформлению цитат

1

1

17 неделя-18 неделя

19.

Репортаж. Особенности жанра. Главные отличия «репортерского» стиля от прочих способов изложения факта. Виды репортажа: информационный репортаж, репортаж-«раздумье», аналитический репортаж, исторический репортаж. Приемы наглядного воссоздания факта. Цвет, свет, колорит события. «Эффект присутствия»

Чтение и анализ репортажей разных видов (темы, события, способы изложения, детали, язык), создание алгоритма «Как работать над репортажем», создание отдельных частей репортажа и их обсуждение

0,5

0,5

19 неделя

20.

Техника работы над репортажем. Репортерское расследование. Предыстория события, сопоставление, блиц-интервью. Цифровые данные. Расследование как «детективная история». Автор в сюжете. Маски расследователя

0,5

0,5

20 неделя

21.

Этапы работы над репортажем. Тема для репортажа: актуальное событие, интересные люди, заметка, по следам исторического события, собственное участие.

Композиция репортажа.

0,5

0,5

21 неделя

22.

Техника письма.      Способы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       выражения авторского «я». Какое время использовать, как вплетать цитаты.

Язык и стиль репортажа

0,5

0,5

22 неделя

23.

Сочинение-репортаж

Защита творческих работ

1

23 неделя

24.

Интервью. Отличительные особенности жанра. Подготовка к интервью. Структура интервью и ситуации бесед. Варианты ведения интервью («жесткое», «мягкое», конфликтное общение, «свободное плавание»). Внимание к внутреннему миру собеседника, его убеждениям, привычкам, эмоциональному состоянию

 Анализ разных видов интервью, тест «Внимательный ли я собеседник?», создание модели интервью, подготовка вопросов для будущего интервью, чтение и обсуждение первых вариантов интервью, редактирование написанного

0,5

0,5

24 неделя

25.

Виды интервью. Формализованное интервью (общение подчинено заранее составленной программе); неформализованное интервью (вопросы определяются темой разговора, ситуацией и т. д.). Свободное интервью. Модели интервью, виды интервью (интервью-сообщение, интервью-монолог, интервью-беседа, интервью-зарисовка, креативное интервью) Объекты интервьюирования («очевидец», «звезда», «интересный собеседник», «эксперт» и др.).

0,5

0,5

25 неделя

26.

Коллективные интервью: блиц-интервью, пресс-конференция или «круглый стол», анкета

0,5

0,5

26 неделя

27.

Этап инвенции при работе над интервью (выбор темы, продумывание коммуникативного намерения, выбор собеседника, сбор информации о нём, изучение предмета будущей беседы). Технология постановки вопросов: подготовка примерного круга вопросов, последовательность задаваемых вопросов, новые сюжеты, появляющиеся в интервью, «трудные» вопросы

1

27 неделя

28.

Этап диспозиции: способы редактирования полной записи интервью, работа над элементами композиции интервью.

Этап элокуции - выбор языковых средств. Интервью – жанр двойной адресации

1

28 неделя

29.

Сочинение-интервью

Конкурс на самое интересное интервью

1

29 неделя

30.

Информационные объявления (программы, афиши). Специфика жанров

Знакомство с образцами афиш, программ. Работа в группах

(создание афиши, программы)

0,5

0,5

30 неделя

31.

Итоговый урок

Конкурс творческих работ

1

31 неделя

11 класс

п/п

Изучаемая тема

Виды учебной

деятельности

Дата

теоретические занятия

практические занятия

План

Факт

Аналитическая публицистика (11ч)

1.

Аналитические жанры и их особенности. 

Методы обобщения, анализа, синтеза. Рассуждения индуктивные и дедуктивные

Беседа; игра «Узнай жанр»; упражнения «Сформулируй тезис», «Создай лид», «Придумай яркий заголовок», «Подбери аргументы», «Ассоциации, аналогии, сравнения»; анализ, редактирование и создание текстов (по шаблонам и без шаблонов), принадлежащих к различным жанрам аналитической публицистики; конкурсы творческих работ учащихся «Самая лучшая статья», «Самая лучшая рецензия»; сообщения учащихся о мастерах сатиры

0,5

0,5

1 неделя

2.

Организация публицистического материала, формулировка лида (лид «немедленная идентификация», лид-цитата, лид-рассказ, интригующий лид)
и постановка главного тезиса, группирование данных (тематический центр, вспомогательные тезисы), заглавия в тексте, врезки

1

2 неделя

3

Комментарий – компетентный «разбор полета»: структура, стилистика, формат. Поводы для комментирования событий

0,5

0,5

3 неделя

4.

Статья и её жанровые особенности (объективность, авторское «я», драматизация изложения). Интерпретация фактов в статье. Разновидности статьи (проблемная, научно-популярная, полемическая, обще-исследовательская,  статья-обзор и др.)

0,5

0,5

4 неделя

5.

Этапы работы над статьёй.

Выбор темы. Заглавия, надзаголовок, подзаголовок, срединное заглавие, «выделение».

Формулировка лида и постановка главного тезиса. Группирование данных: тематический центр, формулировка вспомогательных тезисов в чёткой последовательности. Подбор аргументов. Основные топосы: «целое – часть», «причина – следствие», «сопоставление – противопоставление».

Развитость содержания и богатство выразительных средств

1

5 неделя

6.

«Самая лучшая статья» (конкурс творческих работ учащихся)

1

6 неделя

7.

Рецензия и её жанровые признаки. Оценка научного, художественного или общественно-политического произведения. Критерии оценки. Стили речи и типы речи в рецензии. Система доказательств. Композиция рецензии. Языковые средства в рецензии

0,5

0,5

7 неделя

8.

«Самая лучшая рецензия» (конкурс творческих работ учащихся)

1

8 неделя

9-10.

Обозрение. Исследование событий для выявления тенденций. Метод панорамирования. Эффект «наглядных» связей фактов и мнений. Социальное время в обозрении. Свободная, раскованная форма, аналогии, сравнения, ассоциации

1

1

9 неделя-10 неделя

11.

Диалог на ТВ: беседа, дискуссия, ток-шоу. От мирной беседы до схватки и потасовки

Анализ телепередач в форме диалогов (работа с видеозаписями)

1

11 неделя

Художественная публицистика (10 ч)

12.

Художественно-публицистические жанры. От информационной лаконичности – к экспрессивной палитре художественного слова.

Коммуникативная цель, образ автора, предмет речи, однозначность и многозначность прочтений, языковые средства.

Типология художественно-публицистических жанров (очерк, эссе, фельетон, памфлет, пародия)

Упражнения «Узнай жанр», «Ассоциации»,  «Подбери деталь»; создание обобщающих таблиц «Типы героев», «Способы выражения авторского «я»»; анализ, редактирование и создание текстов (по шаблонам и без шаблонов), принадлежащих к различным жанрам художественной публицистики; конкурсы творческих работ учащихся «Самое лучшее эссе», «Самый лучший очерк»; сообщения учащихся о мастерах сатиры

1

12 неделя

13.

Эссе и его жанровое своеобразие. История возникновения жанра. Поиск источников. Предмет речи. Переключение внимания с объекта рассуждения на субъект.  Самовыражение автора на заданную тему. Стиль — размышление: доверительность интонаций. Эффект «мыслей вслух», способы его достижения. Роль ассоциаций. Ритмический рисунок

0,5

0,5

13 неделя

14.

Разновидности эссе: эссе-заметки, эссе-художественная зарисовка эссе-портрет, эссе-биография или автобиография, эссе-отзыв, эссе-воспоминание, эссе-дневниковая запись, эссе-письмо.

Композиционные и языковые особенности жанров

1

14 неделя

15.

«Самое лучшее эссе» (конкурс творческих работ учащихся)

1

15 неделя

16.

Очерк. Зрелищно-публицистическая структура жанра. Тематический центр очерка. Стилевые особенности очерка: авторское «я», образность, интимизация,     ассоциативность, эскизность,  известная доля вымысла, документальность, злободневность, типизация героя. Роль психологического анализа

0,5

0,5

16 неделя

17.

Особенности портретного очерка. Герой портретного очерка. Составные части портретного очерка и этапы работы над ним

0,5

0,5

17 неделя

18.

Особенности путевого очерка (пейзажные и портретные зарисовки, детали (деталь-символ, деталь-загадка) и подробности,

многообразие авторского «я»). Этапы работы над созданием путевого очерка

0,5

0,5

18 неделя

19.

Особенности проблемного очерка.

Этапы работы над созданием проблемного очерка

0,5

0,5

19 неделя

20.

«Самый лучший очерк» (конкурс творческих работ учащихся)

1

20 неделя

21.

Сатира (фельетон и памфлет): критикуем действительность. Разновидности, стилистика, инстру-

ментарий жанра. Мастера сатиры

0,5

0,5

21 неделя

Редактирование журналистского текста (10ч)

22-23.

Виды редакторского чтения: ознакомительное, углублённое, шлифовочное.

Виды редактирования: политическое редактирование, научное редактирование, литературное редактирование.

Виды правки: правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка. Корректура. Отличие редакторской правки от корректорской.

Корректурные знаки, используемые при разных видах правки. Приемы

корректурной правки

 Работа с памятками «Корректурные знаки», «Приёмы корректурной правки», «Правила оформления цитат», «Правила оформления фактического материала: имён собственных, дат, единиц измерения и т.д.», «Типология стилистических ошибок»; создание плана, улучшающего построение журналистского материала; составление библиографических списков; анализ и редактирование текстов (устранение логических, композиционных, фактических, стилистических  ошибок

1

1

22 неделя-23 неделя

24.

Текст как объект литературного редактирования.

Логические основы

редактирования текста.

Логико-смысловой анализ текста. Приемы выявления и проверки логико-смысловых связей. Основные логические ошибки и способы их устранения.

1

24 неделя

25.

Работа над композицией

авторского материала.

Типичные недостатки композиции журналистского материала: отход от темы, неудачно выбранный принцип расположения частей, неоправданное нарушение последовательности изложения, несоразмерность частей,  неудачные композиционные приемы,
непрочность связей между частями,
нечёткость композиционных рамок (неудачный заголовок, начало, концовка).
 

Разработка плана, улучшающего построение журналистского материала

1

25 неделя

26.

Работа над фактическим

материалом. 

Виды фактического материала (события, имена собственные, даты, цифры, цитаты).

Редакторские приемы для проверки точности и достоверности фактов (внутренняя проверка, когда фрагменты текста соотносятся в пределах редактируемой публикации; проверка факта по авторитетному источнику; официальное подтверждение). Оценка уместности цитат

1

26 неделя

27.

Работа над языком и

стилем публикаций.

Проблема речевой нормы и выбора вариантов.

Типичные нормативно-стилистические ошибки,

приемы их анализа и устранения

1

27 неделя

28.

Стилевые особенности и особенности редактирования произведений различных жанров (информационных, аналитических, художественно-

публицистических)

1

28 неделя

29.

Практическая работа «Редактирование журналистского текста»

Самостоятельная работа с текстом

1

29 неделя

30-31.

Итоговые уроки. Защита портфолио работ

2

30 неделя-31 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Знакомьтесь: сцена и слово» (2014-15 уч. г.)

Программа для учащихся 1-4 кл. по предмету сценическая речь....

Дополнительная общеобразовательная программа «Драматическое искусство. Актерская грамота» (направленность: художественная)

Каждый человек по природе – творец, в нем изначально заложены творческие способности. И моя задача разглядеть эти способности....

Дополнительная общеобразовательная программа "Создание образовательных ресурсов на основе интернет-технологий"

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования (прежде всего молодых), имеющих навыки работы на персональном компьютере и желающих создавать собственные образовательные ресурсы на о...

Мини-ателье «Белошвейка» дополнительная общеобразовательная программа профессионально-практической направленности «Клуб по интересам» для учениц старших классов

Программа Мини-ателье «Белошвейка» составлена в рамках дополнительных образовательных услуг в плане работы методической площадки профессионально-трудовой подготовки учащихся с ВОЗ в образо...

Дополнительная общеобразовательная программа курс «Деловой русский язык» для 10-11 классов

Школа явно недостаточно занимается речевой подготовкой выпускников, ориентированной на буду­щую трудовую деятельность. Учащиеся практиче­ски ничего не знают об особенностях служебного этикета,...

Элективный курс "Искусство владеть словом" для 11 класса на 2020/21 уч. год

Элективный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов и составлен на основе авторской Программы элективного курса "Искусство владеть словом" под редакцией Н.В.Васильченко,-Волгоград,изд-во &qu...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, в школе введена программа дополнительного образования «Основы профессионального ...