Инновации в дополнительном образовании
статья

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inovatsii_v_dop_obraovanii.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Учреждения дополнительного образования уже по своей сути являются инновационными, т.к. творческая деятельность в его стенах уже предполагает постоянный поиск все новых и более совершенных педагогических технологий, приемов и методов воспитания и формирования юного гражданина России.

Сегодня дополнительное образование рассматривается не просто как функционирующий центр, а как центр творческого развития и становления личности, как педагогическая лаборатория дополнительного образования.

 Идеи обновления образовательного процесса:

  • Идея сотворчества педагога и обучающегося;
  • Идея содружества – педагог + ребенок + родитель;
  • Идея одухотворения, воодушевления ребенка, нацеленная на создание своего «Я»;
  • Идея воспитания человека своего времени;
  • Идея развивающегося педагога и обучающегося;
  • Идея сохранения и защиты психофизического потенциала;
  • Идея участия личности в формировании социума;

Педагог дополнительного образования должен четко представлять свой педагогический процесс и владеть понятийным словарем. Итак, кто является объектом инновационного процесса – дети! Обратимся к понятийному словарю.

Термин «инновация» (от латинского – обновление, новинка, изменение) – наука о нововведениях; «инновация» - процесс нововведения; нововведение – целенаправленное изменение; нововведение – только организация нового; инновационный процесс – отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового.

Инновационная деятельность:

 разработка;

- поиск;

- освоение и использование навыков.

Понятие «новое» является одним из стержневых понятий в инновационной педагогике. Два типа «новое»:

  1. Впервые созданное новое (адекватно открытию).
  2. Новое, имеющее примесь старого (из слоев нового и старого).

В России определились 3 направления инноваций в дополнительном образовании:

  • Раннее выявление способностей и интересов ребенка;
  • Ранняя специализация;
  • Ранняя социализация подростка.

Условия инновационной работы:

Материальные:

 приобретение литературы;

- научно-методическая работа.

Организационные:

- комфортная обстановка для педагога, родителей,

 ребенка;

- новая система контроля за ходом инновационной

деятельности.

Содержательные:

- семинары;

- лаборатории педагогического мастерства;

- административные совещания;

- диагностика.

Существуют такие виды структур инновационного процесса, как:

Деятельностная структура:мотив – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.

Субъективная структура –деятельность всех субъектов развития: директор, заместители, педагоги, воспитанники, родители, спонсоры, методисты, консультанты.

Структура жизненного цикла –выражающаяся в этапности: возникновение (старт) – быстрый рост – зрелость – освоение – диффузия (проникновение и распространение) – насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все части учебно-воспитательного и управленческого процессов) – рутинизация – кризис.

Управленческая структура:планирование – организация – руководство – контроль.

Организационная структура инновационного процесса-

Этапы:

1.диагностический,

2.прогностический,

3.собственно-организационный,

4.практический, 

5.обобщающий,

6.внедренческий.

Каждый этап инновационной деятельности требует от педагогов адекватных профессиональных компетенций. Профессиональная компетентность – основа деятельности педагогов. При внедрении инноваций более востребованы такие профессиональные компетенции, как организационные и коммуникативные, а при разработке инноваций прежде всего необходимы конструктивные и проектировочные компетенции.

Методическая компетентность понимается как часть профессионально-педагогической компетентности, определяющая готовность педагогов:

- осуществлять традиционную педагогическую деятельность;

-проектировать и конструировать педагогические инновации, т.е. готовность:

1) профессионально отбирать содержание инновации;

2) проектировать его реализацию путем применения современных педагогических технологий;

3) прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе реализации инновации;

4) описывать критерии оценивания эффективности спроектированной инновации.

Инновационная деятельность.

Инновация–нововведение, изменение внутри системы, внедрение новшеств порождающих значимые прогрессивные изменения в социальной практике.

Инновация – нововведение, изменение, вносящее в среду внедрения новые элементы, вызывающие переход образования из одного состояния в другое, и нацелены на достижение положительного результата.

Новация – это средство (новый метод, технологии, программы …)

Инновация – это процесс освоения этого средства

ВИДЫ ИННОВАЦИИ:

- организационно-управленческие;

- технико-технологические;

- социально-экономические;

- педагогические

Инновационное образовательное учреждение – где осуществляется инновационные образовательные процессы.

Инновационные процессы – управляемая деятельность создания, восприятия, оценки, освоения.

Инновационная деятельность – деятельность, которая осуществляется с помощью новых средств.

Принципы инновации:

- положительный результат;

- деятельный подход - как пригодятся знания в будущем.

Классификация инновации

- область реализации (образование, здравоохранение и т.д.);

- кейсовые технологии – организация самостоятельной деятельности детей;

- масштабность и социально-педагогическая значимость (что для кого актуально);

- случайные, системные, плановые;

- технологические инновации – (техника и оборудование);

- методические инновации – частный методический уровень (реализация внутри и на вашем уровне);

- организационные (создание новых форм и методов труда);

- управленческие (методы управления);

- экономические (новая система оплаты труда);

- юридические (новые законы, указы, постановления);

- социальные (условия жизни и общения);

- теоретические (на уровне теории);

- практические (на уровне практики).

Оценка новизны инновационной деятельности

- конкретизация;

- дополнения;

-преобразования;

- перспектива.

Направления инновационной деятельности

- разработка новых по содержанию документов;

- создание новых структур;

- оценка качества;

- совершенствование различных преобразований;

- новая система повышения квалификации педагогических кадров;

- здоровье сберегающие технологии;

- учебные пособия, методическая продукция.

Функции инновационной деятельности

- получение результата;

- видеть перспективу.

Особенности инновационной педагогической деятельности

- личностный подход;

- деятельность новая, несет новый характер;

- мотивация нового поиска.

Характеристики готовности по применению инновационной деятельности

- потребность в творчестве;

- осознанный выбор вариантов;

- способность ориентироваться;

- умение переводить любую ситуацию в педагогическую, развивающую (для себя и воспитанников).

Классификация субъектов инновационной деятельности

- инноваторы;

- ранние рационализаторы;

- предварительное большинство;

- позднее большинство;

- колеблющие.

Социальный эффект:

- формирование полезных навыков и принципов;

- повышение качества образования педагогов.

Оценка новизны инновационной деятельности

- конкретизация;

- дополнения;

-преобразования;

- перспектива.

Инновация в системе дополнительного образования

- активное использование региональных компонентов;

- программное;

- разнообразные формы взаимодействия с образовательными учреждениями:

- взаимодействие с семьями детей;

- система поддержки детского творчества («Одаренные дети» и др.)

- различные формы, технологии, применяемые в работе.

Современное содержание технологий образования

Три уровня мышления

- научное - теоретическое (знание терминологий, умение их объяснить);

- методическое мышление (грамотное описание всего того что делаете), осмысленное мышление (осмыслить, а не обобщить свой опыт, для чего и как);

- практическое мышление (педагогический опыт).

Принцип дополнительности – это принцип развития.

Дополнительное образование – открытое, доступное, строится не по стандарту, а из интересов и потребностей детей.

Задачи педагогической стратегии

- уметь рассказать о себе, о работе, уметь выделить главное, что я нужен. (требования -что я сделал , а что не могу);

- уметь проработать механизм как представить себя и свою работу, чтобы заинтересовать.

ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Окружающая нас реальность изменилась, происходит переоценка всей системы общественных отношений, меняется и система образования. О инновациях в российском образовании заговорили с конца 80 – х годов XXвека. Именно в это время проблема «инноваций» и ее понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований в педагогике. А в начале 90- х годов на базе внешкольного образования было создано дополнительное образование, где инновационная деятельность имеет особое значение и наполнение.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.

Что же такое инновация?

Инновация - есть процесс введения новшеств.

Инновация– от латинского «innovation – нововведение, изменение, обновление.

Инновации в образовании определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Инновационные технологии– это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Педагог - непосредственный участник всех преобразований

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества, создающую условия для самосовершенствования личности.

Направления инновационной деятельности в дополнительном образовании детей:совершенствование содержания образования

изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий

создание системы работы с одаренными детьми

совершенствование системы управления

Отличия содержания педагогической деятельности

в инновационном образовательном процессе от традиционной.

1. Значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологии деятельности.

2. В современном педагогическом процессе в отличие от традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность, избирательность, креативность.

3. Представление познавательного материала и способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном дополнительном образовании более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, педагоги, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Концептуальность

Системность

Управляемость

Эффективность

Воспроизводимость

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности;

технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя игровая технология;

технология «ТРИЗ» и др.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

1. ИКТ (информационно-коммуникативные технологии).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником  в мир новых технологий, наставником в выборе  компьютерных программ,

сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

  • Недостаточная методическая подготовленность педагога
  • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
  • Бесплановость, случайность применения ИКТ
  • Перегруженность занятия демонстрацией.
  • ИКТ в работе современного педагога:
  • Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, группы, кабинетов
  • Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  • Знакомство с периодикой, передовым отечественным и зарубежным педагогическим опытом, обмен опытом.
  • Оформление документации, отчетов.
  • Создание презентаций.

2. Технология проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению используя ранее усвоенные знания и умения, в результате чего происходит творческое развитие мыслительных способностей.

Достоинства проблемного обучения

Высокая самостоятельность детей;

Формирование познавательного интереса и личностной мотивации ребёнка;

Развитие мыслительных способностей детей.

3. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в дополнительном образовании  является технология проектирования. Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний и совместным творческим созиданием.

Технология проектирования— способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Основная цель - развитие свободной творческой личности, обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит  применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Проекты классифицируются по разным признакам:

по составу участников;

по целевой установке;

по тематике;

по срокам реализации.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности:

исследовательско - творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.);

ролево - игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по - своему решают поставленные проблемы;

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

По составу участников:

групповой,

подгрупповой,

личный, семейный,

парный и пр.

По продолжительности:

краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели;

средней продолжительности - 1-3 месяца;

долгосрочный - до 1 года.

4. Игровая технология.

Назначение игровой образовательной технологии - организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно - экологического и др.)Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника.

В нее включаются последовательно:

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

5. Личностно – ориентированные технологии

Ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей; обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

6. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить и укрепить здоровье дошкольников, воспитать здоровых физически и психологически детей.

Цель – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

от типа дошкольного учреждения,

от продолжительности пребывания в нем детей,

от программы, по которой работают педагоги,

конкретных условий ДОУ,

профессиональной компетентности педагога,

показателей здоровья детей.

Направления использования здоровьесберегающих технологий

Лечебно-профилактическое

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка

Оздоровительное

Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания.

7. Технология ТРИЗ теория решения изобретательных задач.

Заключение

Инновационное образование не будет таковым, если главные его носители – педагоги – не станут новаторами, способными не только воспринять нововведения, но и сделать их главным механизмом в воспитательно – образовательном  процессе. Инновационная настроенность педагогов лишь на изменение содержания и объема учебных дисциплин не дает желаемого результата. Преодоление веками сложившейся дидактической трансляционности – «педагогики передачи и усвоения» (термин академика И. П. Иванова) – непременная задача инновации  дополнительного образования.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями.

Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать!

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

В. А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции и инновации на занятиях по прикладному искусству в дополнительном образовании

Декоративное искусство прошло огромный путь развития – от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современно...

Инновации в этнокультурном образовании "«Школа –комплекс этнокультурного образования для формирования общекультурных компетенций в этносоциуме»

Эрхирикская средняя общеобразовательная школа  функционирует как учебное заведение с этнокультурным бурятским  компонентом образования с 1999 года. Статус школы определяется востребованность...

Научно-практическая конференция Центрального федерального округа «Система дополнительного образования: опыт, традиции, инновации» Воронеж, 6-8.11.2013

«Социально-педагогическое направление в системе дополнительного образования.  Деятельность Центра дополнительного образования «Юность»  как открытой социально – педагогической системы с разв...

Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Совершенствование педагогических технологий путем внедрения инноваций в сферу дополнительного образования детей художественной направленности" на тему:"Развитие художественно-творческих спос

Доклад     представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисовани...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...

Традиции и инновации в системе дополнительного образования

Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Педагоги дополнительного образования в основном работают по самостоятельно разработанным адаптированным и авторским...

"Инновации в дополнительном образовании"

Материал рекомендован для педагогов дополнительного образования и учителей СОШ...