"Инновации в дополнительном образовании"
методическая разработка

СИДЯКОВА СВЕТЛАНА ГРИГОРЬЕВНА

Материал рекомендован для педагогов дополнительного образования и учителей СОШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.o._innovatsii_v_dop.obr_.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               

 Методическое объединение № 2, от 28.11.2021

Выступление на методобъединении педагогов дополнительного образования.

Вопрос выступления: «Инноватика»  в системе дополнительного  образования.

  Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – вот  это и есть инновация.              Таким образом, образование по своей сути уже и  является инновацией.

Во взаимоотношениях между понятиями «новшество» и «инновация» устанавливается следующий порядок: «Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация- это процесс освоения этого средства».  С одной стороны, это сфера человеческой жизнедеятельности, которая все более влияет на определение будущего, с другой - специфический способ развития, наиболее полно воплощающий возможности движения к этому будущему.  

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

 В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

                                                                                                     

В настоящий момент в образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения.

Можно выделить  следующие наиболее характерные инновационные технологии:   

1. Личностно - ориентированные технологии.                                                                                               Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.                                                                                                                                                        2. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования.                                                                                                                                                                               Применение такой инновационной технологии, как информационно - аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом.                                                                                                                                                                3.  Мониторинг интеллектуального развития.                                                                                                     Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.                                                                                                                      4. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.               Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в центрах детского творчества, в культурно-массовых мероприятиях, по национальным традициям, театре, и др. 

5. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ.                                                                                   Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения  - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.                                                                                                            

6. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в  обучении.           

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой. Нововведением стало дистанционное образование, в том числе и в дополнительном образовании через социальные сети.

  Дистанционное обучение в системе дополнительного образования детей -способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и обучающимися.    Ещё несколько лет назад значение понятия «дистанционное обучение» было совсем иным, чем сегодня. Под дистанционным обучением понималась «одна из форм заочного обучения, дающая возможность человеку изучить курс подготовки по установленным дисциплинам и не отстраняться от привычного образа жизни».

С 2020  года (время пандемии) педагоги стали  активно вводить в  свою учебную деятельность дистанционное обучение. Я, как руководитель детского творческого объединения «Фантазия» учебный  видеоматериал я размещаю на личной странице Your Tube, учебно-воспитательный материал, тематические инструкционные и технологические карты-  в социальных сетях WhatsApp, Telegram.    В моих кружках «Шью сама» и «Лепка из пластилина» дети и родители заинтересованы в продолжении обучения даже на расстоянии и поэтому спокойно включаются  в образовательный процесс нового формата. Они,  наоборот, с интересом вникают в новую учебную деятельность, развивают  творческие способности самостоятельно опираясь на учебный материал, верят в свои возможности и способности.  В результате происходит обмен опытом и результатом труда между   всеми участниками образовательного процесса: педагог-ребенок-родитель.

Время пандемии, аномалии погоды в зимнее время – это все  временные условия…. Родители, заинтересованные в обучении своих детей, и их  дети увлеченные творчеством,   не видят преград с введением нового формата обучения в дополнительном образовании.                                    

У меня сложилось свое видение процесса инновации в системе дополнительного образовании. Я думаю, что  «Инноватика» должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. А цель инновации - повысить качественный уровень образовательно-воспитательного процесса. Как для многих творческих, «неспокойных» педагогов, моей  основной задачей стало – предложить ребятам такие дополнительные образовательные услуги, которые были бы интересны ребятам, и чтобы «зажигали их» и «питали голову». Я думаю, что инновации в образовании,  в целом, и дополнительном образовании, в частности, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.      

Педагог дополнительного образования  - Сидякова Светлана Григорьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции и инновации на занятиях по прикладному искусству в дополнительном образовании

Декоративное искусство прошло огромный путь развития – от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современно...

Инновации в этнокультурном образовании "«Школа –комплекс этнокультурного образования для формирования общекультурных компетенций в этносоциуме»

Эрхирикская средняя общеобразовательная школа  функционирует как учебное заведение с этнокультурным бурятским  компонентом образования с 1999 года. Статус школы определяется востребованность...

Научно-практическая конференция Центрального федерального округа «Система дополнительного образования: опыт, традиции, инновации» Воронеж, 6-8.11.2013

«Социально-педагогическое направление в системе дополнительного образования.  Деятельность Центра дополнительного образования «Юность»  как открытой социально – педагогической системы с разв...

Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Совершенствование педагогических технологий путем внедрения инноваций в сферу дополнительного образования детей художественной направленности" на тему:"Развитие художественно-творческих спос

Доклад     представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисовани...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...

Традиции и инновации в системе дополнительного образования

Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Педагоги дополнительного образования в основном работают по самостоятельно разработанным адаптированным и авторским...