Статья "Формирование компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста"
статья

Шибаева Татьяна Петровна

В статье "Формирование  компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста" изучены теоретические подходы к вопросам  формирования  компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста, определены понятия компьютерной грамотности,  описаны методы и приёмы  формирование  компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -_shibaeva_t.p._-17.06.21-_statya.docx62.8 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга

Педагог дополнительного образования

Шибаева Татьяна Петровна

Статья

ФОРМИРОВАНИЕ

КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ

У ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                           

                                                               

Санкт-Петербург

2020


Оглавление

Введение……………………………………………………………………..... 3

Глава I. Теоретические подходы к вопросу формирования компьютерной

грамотности у детей младшего школьного возраста………………………  7

  1. Понятие о компьютерной грамотности……………………… 7
  2. Методы и приёмы формирования компьютерной

грамотности у детей младшего школьного возраста………..17

Заключение…………………………………………………………………… 25

Список литературы…………………………………………………………... 26


Введение

В настоящее время значительно увеличилась роль информационных технологий в жизни людей. Современное общество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств. Процесс информатизации происходит за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Информационные технологии предоставляют возможность: рационально организовать познавательную деятельность учащихся; сделать обучение более эффективным; использовать свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс.

Использование информационных технологий на этапе начального образования приводит к качественно новому состоянию подготовки младших школьников.

Необходимость формирования компьютерной грамотности учащихся начальной школы обусловлена тем, что современное общество предъявляет новые требования к человеку, существующему в информационной среде. Речь идёт о знаниях, умениях и навыках взаимодействия с компьютерной техникой, формирование которых необходимо начинать в младшем школьном возрасте с целью дальнейшей социализации ребёнка.

Младший школьный возраст – возраст познания мира, которое лучше всего происходит через деятельность, поэтому важно создать условия для пробуждения интереса к деятельности позитивной. Это возраст начального самоопределения учащихся, в ходе которого они знакомятся с миром творчества, труда и профессий, учатся занимать свое свободное время продуктивной деятельностью.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  предъявляет требования к детям младшего школьного возраста, важнейшим из которых является сформированность компьютерной грамотности. Дети знакомы с игровыми программами, используют компьютерную технику для развлечения, однако, они не знают наименование устройств компьютера, названия компьютерных программ и их использование, что говорит о несформированности компьютерной грамотности. Для решения учебных задач компьютер детьми используется недостаточно.

Необходимо создать программу с целью формирования компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста.

Программа познакомит детей с составом и назначением компьютерного комплекта, правилами работы с клавиатурой, научит выполнять простые задания в текстовом редакторе Word.

Актуальность данной работы заключается в  том, что использование компьютерной техники в качестве средства обучения и компьютерных технологий в качестве инструментов обучения позволит учащимся увидеть возможности компьютера для реализации конкретных заданий и собственных идей. Появятся условия для развития способности одновременно включать в работу зрительный, двигательный и слуховой анализаторы при использовании экрана монитора, клавиатур; для развития мелкой моторики рук и быстроты реакции в процессе работы с клавиатурой; для развития самостоятельности, повышения самооценки и интереса к логическим построениям.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические подходы к вопросу «формирование компьютерной грамотности».
  2. Проанализировать методы и приёмы формирования компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: формирование компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и электронных источников по проблеме исследования, тестирование, наблюдение.

Словарь основных понятий

Информационно-коммуникационные технологии – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Информационная культура - это умение человека ориентироваться в мире информации, находить нужную информацию и творчески её перерабатывать. Основы информационной культуры включают в себя самостоятельную работу с информацией.

Компьютер - устройство или система, способная выполнять заданную, чётко определённую, изменяемую последовательность операций. Описание последовательности операций называется программой.

Компьютерная грамотность - элементарные знания об устройстве ЭВМ и возможностях работы с компьютером. На самых разных этапах образования «грамотность» означает умение читать, писать и считать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере

Компьютерная грамотность – владение навыками использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества»

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса.

Метод обучения - система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения.

Операционная система — программное обеспечение, которое управляет оборудованием компьютера, обслуживает программы и

 предоставляет им доступ к оборудованию. Она также управляет компьютерными операциями и задачами, такими как вход в систему или выход из нее и завершение работы.

Приём - составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. В процессе обучения приёмы играют важную роль, поскольку они побуждают учащихся к активному участию в освоении учебного материала.

СанПиН (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы) -

государственные нормативные правовые акты с описаниями и требованиями безопасных и безвредных для человека факторов среды обитания с целью сохранения здоровья и нормальной жизнедеятельности.

Творчество - особый вид деятельности, в ходе которого человек отступает от общепринятых шаблонов, экспериментирует и в итоге создает новый продукт в области науки, искусства, производства, техники и т. д.

Техническое творчество - это такая деятельность, результатом которой становится создание различных технических объектов.

ФГОС НОО - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Глава 1. Теоретические подходы к вопросу «формирования компьютерной грамотности» у детей младшего школьного возраста

  1. Понятие о компьютерной грамотности

Прогрессивные изменения, происходящие в рамках глобализации, требуют выполнения решительных действий в системе образования. Сегодня в системе образования предпринимаются реальные шаги по использованию возможностей информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. В ближайшие годы все школы будут обеспечены современными компьютерами и будут подключены к интернету.

Это предполагает наличие у обучаемых компьютерной грамотности: знания базовых основ компьютерной технологии, умения использовать эти знания в решении учебных задач.

Понятие компьютерной грамотности появилось вместе с введением в школу предмета информатики. Как отмечал академик Е. П. Велихов, «цель обучения предмету «Основы информатики и вычислительной техники» можно сформулировать как достояние учениками компьютерной грамотности, что включает в себя начальные фундаментальные знания в области информатики, знания и навыки, относящиеся к простейшему использования компьютеров, умение писать простые программы, представление о возможности и сферы применения ЭВМ, о социальных последствиях компьютеризации».

Понятие «компьютерная грамотность» возникло в годы компьютеризации образования, к концу 80-х годов XX века, когда содержание понятия стало системным и включало представление о новых информационных технологиях, основных понятиях алгоритмизации и программирования.

У истоков информатизации образования стояли выдающиеся учёные - академики А.П.Ершов, Е.П.Велихов, Н.Н.Красовский, В.А.Мельников, создавшие концепцию информатизации образования; руководители отрасли -Ф.И.Перегудов, В.Н.Афанасьев, М.Р.Леонтьева, А.Ю.Уваров, усилиями которых удалось не только успешно начать процесс информатизации образования в России, но и определить основные направления его развития на годы вперед.

Дидактические вопросы включения информационных технологий в обучении школьников раскрыты академиками Я.А. Ваграменко, Б.С. Гершунским, В.Г. Житомирским, M.JI. Левицким, Б.Ф. Ломовым, Е.И. Машбицем, Г.Ф. Фроловой и др.

 К их числу относятся проблемы роли компьютера в учебном процессе, функции учителя в реализации компьютерного обучения, проблемы взаимодействия учащегося с компьютером, характеристика изменений в содержании и методах обучения,  возможностей компьютера как средства обучения и др.

Современные исследования учёных Н.В. Апатовой, А.А. Дикой, А.Ю. Кравцовой, А.А. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, B.C. Леднева,  С.В. Панюковой, И.В. Роберт, В.Д. Симоненко, Щербакова и др. посвящены выявлению дидактических особенностей процесса обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий; исследованию условий, позволяющих реализовать возможности этих технологий; развитию дидактических принципов обучения; разработке методов и организационных форм обучения; обоснованию и разработке содержания образования, включающего современные информационные технологии.

В СССР первым, кто стал выступать за идеи преподавания компьютерных технологий, был академик А. П. Ершов, в 1981 году на 3-й Всемирной конференции Международной федерации по обработке информации в Лозанне сделавший доклад под названием «Программирование— вторая грамотность». Под его руководством была создана школа информатики.

В Российской Федерации с 1985 учебного года в средних учебных заведениях введён общий курс «Основы информатики и вычислительной техники».

В условиях начавшегося массового внедрения вычислительной техники в школу и применения компьютеров в обучении умения, составляющие «компьютерную грамотность» школьников, приобретают характер общеучебных и формируются во всех школьных учебных предметах.

Сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность выпускника школы должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере как пользователь. Это потребность, продиктованная временем, уровнем развития экономики и нравственными ценностями общества.

Несмотря на то, что понятие «компьютерная грамотность» используется более 30 лет и в настоящее время очень широко, оно до сих пор не имеет точной формулировки, конкретного и научно-обоснованного определения.

В первых работах академика А.П. Ершова компьютерная грамотность определяется как «знание основ вычислительной техники и языков программирования».

Профессор, доктор компьютерных наук В.А. Каймин и учёный, к.п.н Н.Д. Угринович первоначально в определение компьютерной грамотности включают навыки работы с ЭВМ, т. е., умения «читать и писать, считать и рисовать, использовать информацию и работать с программами на ЭВМ». Такой уровень компьютерной грамотности, плюс умение «работать с базами данных, наполнять их информацией, проводить её поиск и анализ, искать ошибки и находить решения» В.А. Каймин относит к «расширенному пониманию информационной культуры».

Н.М. Розенберг характеризует понятие компьютерной грамотности как «умение ставить задачи для компьютеров, формализованно описывать задачи».

Профессор И.А. Негодаев в книге «На путях к информационному обществу» даёт подробный анализ сущности понятия «компьютерная грамотность». Компьютерную грамотность автор рассматривает, как «интеллектуальные возможности обучающихся использовать информатику для получения, понимания, усвоения и запоминания знаний.

Содержание компьютерной грамотности сформировалось к концу 90-х гг., и, согласно педагогу современности, академику, профессору, кандидату педагогических наук Г.К. Селевко, включало:

- знание основных понятий информатики и вычислительной техники, принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники, современных программных оболочек;

-   владение каким-либо текстовым редактором;

-   наличие первоначального опыта использования прикладных программ и первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования.

Вопросом определения понятия «компьютерная грамотность» занимались разные ученые, и оно менялось с развитием средств вычислительной техники и появлением информационно-комуникативных технологий. Можно найти следующие определения компьютерной грамотности.

Компьютерная грамотность - владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества.

Компьютерная грамотность – владение навыками использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества».

Компьютерная грамотность - это система навыков работы с компьютерами и другими устройствами, содержащими микропроцессоры. Навыки эти довольно сложны и не являются полностью механическими, они скорее относятся к мыслительным навыкам.

Компьютерная грамотность - это способ думать, учитывая особенности компьютеров и компьютерных сетей и открывая для себя новые возможности. Компьютерная грамотность не требует знания огромного количества фактов, а требует умения этими фактами оперировать.

Компьютерная грамотность - элементарные знания об устройстве ЭВМ и возможностях работы с компьютером. На самых разных этапах образования «грамотность» означает умение читать, писать и считать. С этой точки зрения, компьютерная грамотность - это умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере.

Вопрос определения понятия «компьютерная грамотность» осложняется тем, что существуют несколько видов компьютерной грамотности, каждый из которых требует отдельного рассмотрения.

Один из советских ученых в области информатики и педагогики Ю.А. Первин выделяет три вида компьютерной грамотности. (Рисунок 1).

                       

 

Рисунок 1. Виды компьютерной грамотности

В настоящее время практически каждый является пользователем бытовых компьютеров. Необходимая для этого «бытовая грамотность» состоит в приобретении практических навыков обращения с бытовыми устройствами нового типа.

Профессионально-научная компьютерная грамотность связана с использованием вычислительной техники во всё большем количестве профессий. Но характер этого использования в разных профессиях различный - от простого ввода данных до разработки новых поколений технических и программных средств. Поэтому содержание профессиональной компьютерной грамотности является специфическим для каждой профессии.

Интеллектуальная компьютерная грамотность формируется, когда персональные компьютеры используются для создания текстов, изображений и звуковых образов, личных банков данных, а также обеспечивающих доступ к различной информации. Формирование необходимой для этого компьютерной грамотности состоит в том, чтобы превратить компьютер в своего рода внешний орган мышления и памяти, которым можно свободно и эффективно пользоваться при решении широкого круга задач.

Перечисленные виды компьютерной грамотности не являются взаимоисключающими - они тесно взаимосвязаны и частично перекрываются. Хотя формирование бытовой компьютерной грамотности является достаточно важной задачей, но она носит временный характер. Профессиональная компьютерная грамотность не может быть универсальной.

А вот формирование интеллектуальных умений, обеспечивающих эффективное применение компьютера, представляет собой необходимую основу и для дальнейшего профессионального обучения, и для общей подготовки к жизни в информационном обществе.

К компонентам компьютерной грамотности можно отнести:

- знание основных терминов и того, что они означают;

- практические навыки работы с компьютером: включать и выключать компьютер, владеть клавиатурой, уметь пользоваться текстовым и графическим редакторами;

- понимание возможностей компьютера. Компьютер может быть лишь инструментом, с помощью которого выполняется работа. Он не заменяет самого человека;

- некоторые технологические принципы работы интернета. Прежде всего то, что нельзя подключиться ни к какой сети передачи данных, не имея при этом специального устройства и линии связи.

Выделяют несколько уровней компьютерной грамотности. Вариант классификации уровней компьютерной грамотности, предложенный американским специалистом Д. Норманом:

- знакомство с основными понятиями электронно-вычислительной техники и принципами ее применения;

- умение применять ЭВМ;

- умение программировать;

- разработка общих принципов и методов программирования.

Из приведенных уровней только первые три обсуждают в связи с проблемой компьютерной грамотности.

Компьютерная грамотность является элементом информационной культуры личности, предполагающей способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему.

В условиях информационного общества закономерно появление нового типа культуры - информационной культуры. В популярной литературе часто ставится знак равенства между компьютерной и информационной грамотностью, что не соответствует действительности.

Компьютерная грамотность, то есть умение работать с компьютером, безусловно, является важным умением для современного человека, желающего стать информационно грамотным, но не является частью информационной грамотности, которая подразумевает умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней, ее обработки и распространения.

Впервые термин «информационная культура» в отечественных публикациях появился в 70-х годах XX века. Инициаторами развития соответствующей концепции стали работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовался этот термин, были статьи библиографов К.М. Войханской и Б.А. Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре» и Э.Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределённости информационных запросов».

Краткая формулировка этого понятия может выглядеть таким образом: информационная культура - это умение человека ориентироваться в мире информации, находить нужную информацию и творчески её перерабатывать.

Основы информационной культуры включают в себя самостоятельную работу с информацией.

В современном обществе информационная культура и компьютерная грамотность неразрывно связаны между собой, так как очень много информации черпается из интернета. Информационная культура взаимосвязана с такими понятиями как «компьютерная грамотность», «компьютерная культура» и «информационная грамотность».

Существуют несколько критериев, позволяющих определять уровень информационной культуры, который напрямую зависит от умения человека пользоваться компьютерной техникой. К таким критериям относятся:

- способность правильно сформулировать запросы на количество информации;

- умение осуществлять поиск этой информации среди информационных ресурсов;

- умение отбирать нужную информацию, давать ей оценку и на основе полученных знаний делать выводы, создавая новую информацию;

- компьютерная грамотность и способность обмениваться полученной информацией.

Информационная культура человека является частью общечеловеческой культуры, необходимым звеном образовательной деятельности.

Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и соответствующих установок на взаимодействие с информационной средой.

Сопоставление понятий «компьютерная грамотность» и «информационная культура» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный и многоуровневый феномен взаимодействия человека, компьютера и информации.

В наше время компьютерная грамотность приобретает значение как показатель социального развития, как уровень цивилизованности. Но грамотность не приходит сама собой, всему нужно учиться. Не овладев современными знаниями, умениями, навыками в области поиска, отбора, хранения и использования информации, человек не сможет приспособиться к быстро изменяющимся условиям информационной среды.

Обучение компьютерной грамотности предполагает не только изучение информационной технологии, т. е., не ограничивается чисто техническим подходом. Важно создать условия для формирования у людей новых, современных представлений о роли информации и информационных процессов в природе, чтобы они могли ориентироваться в огромном океане информации, и помочь усвоить правила работы с самой разнообразной информацией.

Необходимо организовывать процесс формирования компьютерной грамотности уже в начальной школе, для этого необходима логически выстроенная система педагогической работы по формированию компьютерной грамотности учащихся начальных классов.

Рассмотрев различные подходы к определению понятия «компьютерная грамотность», а также её виды, можно сделать выводы:

  1. «Компьютерная грамотность» определяется, как владение основным минимальным набором знаний и умений работать на компьютере, владение каким-либо текстовым редактором, а так же как понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества, которыми должен обладать каждый современный человек.
  2. Компьютерная грамотность - элементарные знания об устройстве ЭВМ и возможностях работы с компьютером, владение навыками решения задач, это умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере. Мастерство столь же необходимое, как чтение и письмо.
  3. Компьютерная грамотность даёт знания об информационном обществе и компьютеризации, умение и навыки пользования компьютером. Позволяет широко использовать компьютер в качестве средства познавательной деятельности, расширяет возможности хранения и предъявления информации, усиливает мотивацию учения, позволяет осуществлять систематический самоконтроль и рефлексию деятельности, выполняет психотерапевтические функции, повышает самочувствие и самоутверждение.
  4. Компьютерная грамотность включает знание того, как, когда и где следует применять компьютер. Если человек обладает знанием общих принципов и навыками практического применения компьютера в своей профессиональной деятельности, то можно сказать, что он владеет компьютерной грамотностью.
  5. Начинаться компьютерная грамотность должна с правильного ввода информации - с клавиатуры в компьютер. Теоретические знания не принесут пользы на практике, если человек плохо знаком с клавиатурой.

1.2. Методы и приёмы формирования компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста

Для ознакомления детей младшего школьного возраста с элементами компьютерной грамотности необходимо учитывать психологические и возрастные особенности развития; принципы обучения; специфику учебного материала и дидактических задач урока; гигиенические условия; использовать разнообразные методы и приёмы.

Рассмотрим психологические и возрастные особенности развития младших школьников. Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Начинается в 7 лет и длится примерно до 10лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется. Ребёнок приобретает новую социальную роль — роль школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Его самосознание меняется коренным образом, что приводит к переоценке ценностей. Ведущей деятельностью данного периода является учебная деятельность.

Младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций ребенка. Этот возрастной период занимает особое место в психологии, потому что обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития личности. В это время психическое развитие ребенка осуществляется в процессе учебной деятельности.

Все познавательные психические процессы становятся произвольными. Воля проявляется во внимании, памяти, мышлении. Наблюдается тесная взаимосвязь между всеми психическими процессами.

У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое.

Дальнейшее развитие получает интеллектуальная рефлексия — способность рассматривать и оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности.

Для более продуктивного обучения надо учитывать специфику памяти детей. Младшие школьники легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. В начальных классах запоминание носит механический характер, который основан на многократном повторении. Учитель должен знать особенности памяти младших школьников, чтобы лучше строить занятия.

Учеба, будучи ведущим типом деятельности, ставит ряд требований к младшему школьнику. Происходит изменение режима его дня, ритм школьной жизни способствует развитию умений и навыков, которые необходимы для успешного обучения. Младший школьник учится правильно распределять своё время, взаимодействовать с коллективом. Ребёнок начинает меньше двигаться, его основные нагрузки связанны теперь с умственной деятельностью, но у него по-прежнему остаётся потребность в игровой деятельности. В младшем школьном возрасте игра занимает не так много времени, как в дошкольном периоде, но играет немалую роль в психическом развитии ребенка.

Школьников, в отличие от детей дошкольного возраста, которых больше всего привлекает сам процесс игры, начинает интересовать ее результат, поэтому игры школьников требуют четкой организации и целенаправленности.

Учебная деятельность побуждается различными мотивами: у ребёнка наблюдается познавательная активность, появляется стремление к саморазвитию. Учебная деятельность начинает приобретать большое значение для младшего школьника. Успехи в учебе способствуют формированию его адекватной самооценки, в то время как, неудачи зачастую приводит к формированию комплексов неполноценности или развитию синдрома хронической неуспеваемости.

К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность. В поведении учащегося начальных классов проявляется послушание, подражательность.

В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Учитель является для них авторитетом, поэтому он должен создать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности.

 Несмотря на желание младших школьников обучаться, могут быть и проблемы, связанные с потерей интереса к обучению. Причинами этого явления могут быть:

- перегрузка однообразным учебным материалом;

- несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;

- ограниченные возможности для творческого самоуправления.

Задача обучения не только научить детей младшего школьного возраста читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить компьютерной грамотности.

Последнее особенно важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.

Таким образом, чтобы формирование компьютерной грамотности младших школьников было продуктивным, чтобы лучше организовать учебную деятельность и правильно построить занятие, педагогу необходимо учитывать их психологические и возрастные особенности, появившиеся новообразования этого периода.

Организация учебного процесса в начальной школе должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка.

На занятии с детьми младшего школьного возраста с целью формирования компьютерной грамотности применяются следующие принципы обучения:

- принцип доступности, учитывающий уровень подготовки и возрастные особенности учащихся;

- принцип систематичности и последовательности, требующий располагать материал с учетом логики изучаемой системы знаний и закономерностей развития понятии в сознании учащихся;

- принцип единства обучения, воспитания и развития, предполагающий неразрывную связь обучения и воспитания;

- принцип наглядности, ориентирующий на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления;

- принцип связи теории с практикой, предполагающий вовлечение учащихся в разнообразные виды учебно-познавательной деятельности, позволяющий применять приобретенные в процессе обучения знания;

- принцип активности и сознательности в обучении, требующий активизации учебно-познавательной деятельности, развития их самостоятельности;

- принцип преемственности, предполагающий установление необходимых межпредметных и внутрипредметных связей в процессе обучения, организацию учебной деятельности с учетом уровня предшествующей подготовки учащихся;

- принцип индивидуального подхода в обучении в сочетании с принципом коллективной организации учебной деятельности.

Выбирая методы и приемы обучения детей младшего школьного возраста для формирования компьютерной грамотности, педагог стремится найти эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы развитие умственных и творческих способностей, познавательной и самостоятельной деятельности, успешному усвоению материала.

Формирование компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе может происходить с помощью:

  1. традиционных методов и приёмов (объяснительно-иллюстративные, практические, наглядные, нестандартные виды занятий, беседы, объяснение, рассказ, метод самостоятельной работы);
  2. современных (информационные технологии, интерактивные технологии, игровые технологии, технология рефлексивного обучения).

В процессе обучения методы и приемы находятся в различных сочетаниях. Они могут меняться местами.  Один и тот же способ деятельности учащихся в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в другом – как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они используются в ходе практической работы для привлечения внимания учащихся, то  объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.

В современной дидактике выделяют традиционные методы обучения:

- словесные методы (слово);

- наглядные методы (наблюдаемые предметы, наглядные пособия);

- практические методы;

- методы проблемного обучения.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, подразделяются на виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция. Слово активизирует воображение, память, чувства.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учеников; к ним относятся упражнения, практические работы. Этими методами формируются практические умения и навыки. Практическое занятие - основной вид учебных занятий, направленный на формирование практических умений и навыков.

Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций, т. е. таких условий, при которых необходимо включение процессов активного мышления, познавательной деятельности для нахождения новых способов и приемов выполнения задания.

Выбор метода обучения зависит от:

- общих целей образования, воспитания и развития учеников;

- особенностей изучаемого предмета;

- цели, задач и содержания материала конкретного урока;

- возрастных особенностей учеников;

- уровня подготовленности учеников;

- материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

- возможностей преподавателя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Задача формирования компьютерной грамотности не может быть полностью достигнута без использования методов и средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) должны выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье.

Процесс обучения должен быть не только занимательным, но и увлекательным. Использование на занятиях игровых технологий позволяет повысить интерес воспитанников к предмету. У детей вырабатывается умение сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям.

Цель современных методик, направленных на формирование компьютерной грамотности, предусматривает решение следующих задач:

- дать учащимся общее представление об информационной картине мира, способах получения, хранения, обработки и передачи информации человеком;

- способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления и рефлексии младших школьников;

- выработать навыки культурно-продуктивного общения;

- научить использованию компьютера для получения новых знаний.

Средства достижения:

- использование проверочных тестов для закрепления пройденного материала;

- проведение работ, стимулирующих интерес и активность ребят;

- применение наглядных пособий и электронных развивающих книг;

- включение игровых и конкурсных элементов в ходе занятия.

В результате изучения вопроса методов и приёмов формирования компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста, можно сделать выводы:

  1. Для ознакомления младших школьников с элементами компьютерной грамотности необходимо учитывать психофизиологические особенности младших школьников; учитывать гигиенические условия; учитывать специфику учебного материала и дидактических задач урока.
  2. Принципы, положенные в основу формирования компьютерной грамотности в процессе обучения - принцип развивающего обучения; индивидуализация и дифференциация обучения; наглядность; доступность подачи информации; принцип последовательности - от простого к сложному; введение игрового элемента в процесс обучения; принцип научности; принцип единства обучения, воспитания и развития; связи теории с практикой; преемственности. Стимулируется самостоятельность и активность каждого учащегося, предлагаются задания, направленные на развитие памяти, внимания и логического мышления.
  3. Формирование компьютерной грамотности происходит благодаря методам и приемам, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, ориентируют на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении работ, развивают память, внимание, воображение, создают у детей позитивный настрой к учёбе, облегчают преодоление трудностей. Разнообразные задания усиливают интерес детей к учёбе.
  4. Применяются следующие методы и приёмы: практические, наглядные, игровые технологии, нестандартные виды занятий, метод самостоятельной работы, информационные технологии, интерактивные технологии, ИКТ.
  5. Последние исследования ученых показали, что не сам компьютер негативно воздействует на организм человека, а неправильное его расположение, несоблюдение временных ограничений по возрасту.
    Необходимо говорить с ребятами о пользе здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом. При соблюдении всех этих условий компьютер превратится в друга и верного помощника.

Заключение

В результате работы, изучив психолого-педагогическую литературу и электронные источники, мы определили содержание основного понятия исследования «компьютерная грамотность», изучили психологические возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста, проанализировали методы и приёмы формирования компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста.

При систематической работе с детьми младшего школьного возраста педагог может сформировать умения работать с компьютером и повысить компьютерную грамотность, согласно требованиям ФГОС начального общего образования, в котором прописано примерное планирование в области использования информационных технологий для первого класса.

Оно включает в себя следующие знания: назначение основных устройств компьютера, включение и выключение его, запуск и завершение программы; клавиатура, общие представления о правилах клавиатурного письма и пользование мышью; соблюдение безопасных приёмов труда; файлы и папки, простейшие операции с ними; простые информационные объекты (текст, рисунок); выполнение предложенных заданий, создание небольших текстов и оформление его; знание элементов графической грамоты, виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, развёртка, линии чертежа; использование плоских и объёмных геометрических фигур; изготовление изделий по простейшему чертежу.

Подводя итоги проведенной работы, можно отметить, что цель достигнута.

 Список литературы

  1. Афанасьева, Е.В. Методика раннего обучения информатике: поиск, апробация, находки / Е.В.Афанасьева. // Информатика. – 2007. - №22. – С.25-27.
  2. Белянин, М.В. MicrosoftWord 2007 / М.В.Белянин. - М.: НТ Пресс, 2008.
  3. Брыксина, О.Ф. Информационные минутки на уроках в начальной школе / О.Ф.Брыксина. // Информатика.- 2000. - №6.
  4. Буйлова, Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт [Электронный ресурс]. URL:

       gddut.rusites

  1. Бутримова, И.В. Методические рекомендации о реализации ФГОС Начального общего образования / И.В.Бутримова // 2016. - [Электронный ресурс]. URL:

     http://ciur.ru S51…DocLib7/Методрекомендации…ФГОС НОО

  1. Вдовина, И.А. Информационная культура, информационная

грамотность и информационная компетентность в подготовке учителя / И.А. Вдовина // Вестник Института образования человека. 2017. - №2 [Электронный ресурс].  URL:

          http://eidos-institute.ru/journal

  1. Ершов, А. П. Основы информатики и вычислительной техники / А.П. Ершов, В.М. Монахов, С.А. Бешенков. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.
  2. Каптелинин, В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности / В.Н.Каптелинин – Ростов н/Д.: ДГТУ, 1999. - 247 с.
  3. Ковальков, В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер, 1-4 классы / В.И. Ковальков. - М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
  4. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания / Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 214с.
  5. Негодаев, И.А. На путях к информационному обществу / И.А.Негодаев. -  Ростов н/Д.: ДГТУ, 1999. – 247с.
  6.  Негодаев, И.А. Информатизация культуры  / И.А.Негодаев. - Ростов н/Д.: ЗАО Книга, 2003. – 320 с.
  7.  Первин, С.П. Дети, компьютеры и коммуникации / С.П. Первин. // Информатика и образование. -1994. - №4.
  8. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях // Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10. // Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 – М., 2015.
  9.  Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К.Селевко // М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
  10. Угринович, Н.Д. Теоретические основы компьютерной грамотности / Н.Д.Угринович, В.А.Каймин // – М.: 2010 [Электронный ресурс]. URL:

https://studwood.ru/informatika/

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. И.А. Сафронова. - М.: Просвещение, 2011.
  2.  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL:

         http://www.consultant.ru/

  1. Энциклопедический словарь / под ред. Ю.Ю.Глущеня. - М.: Рипол-Классик. - 2012. - 1568 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для детей младшего школьного возраста по формированию правовой грамотности «Уроки правоведа»

Программа направлена на повышение уровня правовых знаний воспитанниками детских домов....

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации. Как успеть принять, обработать и применить такое количество информации? На сегодняшний день в современном образо...

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматриваются и формулируются основные принципы процесса подготовки педагогов в сфере дополнительного образования, которые осуществляют формирование компьютерной грамотности у детей ...

Методическая разработка мероприятия, посвященного правовой грамотности детей младшего школьного возраста "Сказочное путешествие по правам и обязанностям ребенка"

Данное мероприятие разработано с целью формирования у детей младшего дошкольного возраста знания о своих правах в игровой форме. Мероприятие предполагает применение интерактивных методов работы. Реком...

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...