Дополнительная общеразвивающая программ в области музыкального искусства ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ АККОРДЕОН У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
рабочая программа

Карпова Светлана Владимировна

           Программа учебного предмета «Программа формирования интереса к игре на музыкальном инструменте аккордеон  у детей старшего дошкольного возраста, в условиях детской школы искусств» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Дополнительная общеразвивающая программ  в области музыкального искусства

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ АККОРДЕОН  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Разработчик: Карпова Светлана Владимировна – преподаватель по классу аккордеона. Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования  «Курчатовская детская школа искусств»    

                                       г. Курчатов -2017г.

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета                                                

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.        Требования к уровню подготовки учащихся                        

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

VI.        Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

 - Учебная литература для аккордеона

 -  учебная литература для ансамблей

 - Методическая литература             

I.        Пояснительная записка

           Программа учебного предмета «Программа формирования интереса к игре на музыкальном инструменте аккордеон  у детей старшего дошкольного возраста, в условиях детской школы искусств» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.

       В основу  педагогического процесса, направленного на формирование интереса к музыкально-исполнительской деятельности у детей старшего дошкольного возраста положены работы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина о ведущей роли деятельности в развитии личности и игры, как особого вида деятельности дошкольников. В тоже время, мы учитывали выводы сделанные в работах Г.И.Щукиной, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьева, В.Н.Мясищева, В.Г.Иванова, Н.А.Курочкиной, В.И.Логиновой и других, о том, что интерес не формируется вне деятельности.

       Ими же было отмечено, что основными условиями формирования интереса является:                                            

       - наличие избыточной информации;

       - развивающая среда;

       - опора на ведущий вид деятельности;

       - организация разнообразной деятельности (продуктивной, игровой, учебной, общения);

       - расширение и углубление знаний;

       -успешное овладение общими и специальными навыками умственной деятельности;

       - включение в активный поиск знаний, в самостоятельный поиск ответа на поставленные задачи.

       Исходя из этого, мы разработали модель педагогического процесса для учреждений дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного возраста.                                                      

  1. Рисунок 1. «Модель педагогического процесса».

       Наша модель образно представлена на рисунке 1 и изображает храм, в котором живёт музыка.

       Фундамент данного храма – это игровая деятельность, поскольку она является ведущей в дошкольном возрасте.

       На фундаменте три несущие колоны:

       - эмоциональная отзывчивость на музыку;

       - основы музыкальной грамоты;

       - досуговая деятельность.

       Эти три колоны – это  учебные   блоки, реализация  содержания  которых позволяет стимулировать развитие исполнительских умений и навыков. И только при условиях достаточно устойчивого взаимодействия, у детей будет сформирован интерес, который и венчает образную модель.

    1 блок – эмоциональная отзывчивость.

       В основе формирования эмоциональной отзывчивости на музыку лежит музыкальное восприятие.

    Слушание музыкальных произведений в исполнении педагога и аудиозаписи,   рассказы   об истории музыкальных инструментов и композиторах, просмотры видеозаписей исполнения музыкальных произведений оркестрами и сольные выступления, посещение концертов ведёт к обогащению впечатлений детей, к способности глубже почувствовать и познать музыку, к более глубокому её переживанию.

       2 блок – основы музыкальной грамоты.

       Ребёнок познаёт нотную грамоту, читает с листа, овладевает игрой на  музыкальном инструменте, сочиняет и транспонирует музыку, импровизирует, играет в ансамбле с педагогом в единстве через теоретическую и практическую работу, сочетая в себе игровые приёмы и упражнения, стихотворения, загадки, игры.

       Овладевая этими знаниями, ребёнок сможет самостоятельно передавать свои впечатления, музыкальные образы, умение слушать своё исполнение, активизировать фантазию и творческое начало, заострить ощущения звукового колорита.

       3 блок – досуговая деятельность, также играет большую роль в развитии интереса к исполнительской деятельности. Она призвана закрепить все полученные представления, знания и умения в выступлениях детей на различных концертах, досугах, праздниках.

       Подготовка концертных номеров, сольные выступления, ансамблевая игра, оформление рисунками детей класса для родительского     собрания, чувство праздника вызывает у детей яркие впечатления и переживания.

       Взаимосвязь трёх блоков, их сочетание в работе с детьми, ведут к развитию исполнительских умений и навыков, к желанию познать большее, к формированию более устойчивого интереса.

       Аккордеон – один из популярных и любимых в народе музыкальных инструментов. Аккордеон является разновидностью гармоники, возникшей более 150-ти лет назад на основе конструкции переносного органа. Звук в аккордеоне образуется при помощи колебаний металлической пластины - язычка под воздействием струи воздуха в результате движения меха.

      Корпус аккордеона состоит из трёх основных частей: правой части корпуса, левой части корпуса и меха, соединяющего между собой оба корпуса.    

Правая клавиатура построена по рояльному принципу. Как правило, вдоль правой клавиатуры расположены регистры. Левая кнопочная клавиатура оснащена басовыми звуками и готовыми аккордами. Рядом с левой клавиатурой могут также располагаться регистры. Мех служит для нагнетания воздуха в оба корпуса, под давлением которого происходит колебание металлических голосов, в результате чего возникает звук.

       Аккордеон – сложный в изучении инструмент.   Играть    приходится на двух  (или   на   трёх,   если     аккордеон готово-выборный)     принципиально разных клавиатурах, причём левая находится в движении и вне обзора играющего. Поэтому в поле зрения педагога на протяжении всего обучения должны быть посадка, установка инструмента, постановка рук ученика.

       Аккордеон обладает особыми свойствами, которые характерны только для данного музыкального инструмента.

       Готовые аккорды левой клавиатуры    дают    преимущество аккордеона перед другими инструментами. Многие пьесы танцевального плана, песни, эстрадные произведения легче играть, так как нажатием одной кнопки берётся целый аккорд. Тем самым, левая клавиатура прекрасно справляется с функцией аккомпанемента, предоставляя широкие возможности соло в правой.                                      

       Рояльный принцип построения правой клавиатуры позволяет не только освоение владения аккордеоном, но и даёт знания и навыки игры на фортепиано, что вызывает интерес у обучающихся.

       Наличие регистров (что характерно только для аккордеона), значительно расширяют возможности инструмента. Они служат для изменения окраски, насыщенности и высоты звука, расширяют диапазон инструмента. Позволяют   имитировать   звучание   других    инструментов (фагот, орган, гобой, скрипка и др.)

  Благодаря   особенностям аккордеона, обучение игре на данном инструменте имеет большое значение для развития ребёнка. Это не только формирование навыков музицирования, но и формирование музыкально-художественных и слуховых представлений, развитие музыкальных способностей и  творческой фантазии, расширение кругозора, активизация творческого    мышления   развитие внимания,   памяти, мышления,    а также трудолюбия и способности к саморазвитию.  

     Предлагаемая программа рассчитана на срок реализации 1 год обучения.

    Возраст детей, приступающих к освоению программы 6 – 7 лет.

    Недельная нагрузка по предмету «Программа формирования интереса к игре на музыкальном инструменте аккордеон  у детей старшего дошкольного возраста, в условиях детской школы искусств» составляет 2 часа в неделю.

      Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.

      Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена. Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов, переводных зачетов, академических концертов, контрольных уроков.

Срок реализации учебного предмета

        При реализации программы учебного предмета «Программа формирования интереса к игре на музыкальном инструменте аккордеон  у детей старшего дошкольного возраста, в условиях детской школы искусств» срок реализации 1 год, продолжительность учебных занятий составляет 35 недель в год, по 2 часа в неделю.

                   

   Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

                                 1- год

Полугодия

1

2

Количество недель

16

19

Аудиторные занятия

32

38

70

Самостоятельная работа

32

38

70

Максимальная учебная нагрузка

64

76

140

                             

 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

      Общая трудоемкость учебного предмета «Программа формирования интереса к игре на музыкальном инструменте аккордеон  у детей старшего дошкольного возраста, в условиях детской школы искусств» при реализации 1 год, составляет 140 часов. Из них: 70 часов – аудиторные занятия, 70 часов – самостоятельная работа.

В самостоятельную работу входит:

- выполнение домашнего задания;

- посещение учреждений культуры (филармония, театры, музеи и др.);

- участие в творческих мероприятиях и культурно – просветительская деятельность.

Форма проведения учебных занятий

         Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 30 минут и предполагает занятия 2 часа в неделю.

        Наряду с традиционной, индивидуальной формой проведения урока, возможны мелкогрупповые занятия, при которых время урока целиком (или какая – либо его часть) используется для работы с двумя – тремя учениками одновременно. Это даёт возможность педагогу работать эффективнее и больше внимания уделять развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования, подбора по слуху, ансамблевой игре, а также расширению музыкального кругозора учащихся.

Цель и задачи учебного предмета

      Основной целью программы является: формирование навыков выразительной игры на аккордеоне и формирование интереса к музыкально-исполнительской деятельности на аккордеоне у детей старшего дошкольного возраста, а также:

- вызвать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, воспитывать эстетические чувства, развивать творческое воображение;

- вызывать и поддерживать интерес детей к музыке;

- развивать музыкальные способности – звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух;

- расширять знания детей о музыке;

- побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

- формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, творческого воображения через определённые методы работы с детьми, для развития интереса к музыкальной деятельности на аккордеоне.

 Задачи учебного предмета

      Задачами предмета «Программа формирования интереса к игре на музыкальном инструменте аккордеон  у детей старшего дошкольного возраста, в условиях детской школы искусств» являются:

  • ознакомление детей с аккордеоном, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;
  • формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
  • приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
  • приобретение  знаний в области истории музыкальной культуры;
  • формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
  • оснащение  системой  знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

Методы обучения

      Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, прослушивание аудио записей исполнителей на баяне, аккордеоне, симфонической музыки, иллюстрация картинок и другие);

- практический (освоение приемов игры на инструменте, умение исполнять различную по характеру, стилю музыку);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

      Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует противопожарным нормам, нормам охраны труда.

      Для реализации образовательной программы в каждом кабинете по классу аккордеона имеются  необходимые принадлежности:

 - Инструменты (аккордеоны) полные, размера три четверти, а также  инструменты  уменьшенного размера.

 - Подставки под ноги и разноуровневые стулья.

 - Пюпитр (подставка для нот) для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов.

      Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и видео оборудование, наглядные пособия, нотная и методическая литература. В школе имеется концертный зал.

     В ДМШ имеется библиотека, содержащая необходимое количество единиц методических пособий и нотных сборников. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.

      Учащиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае  необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведение.

 II.   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Учебно-тематический план

      В соответствии с данными направлениями строится основной раздел    программы «Содержание учебного предмета».

    Вся работа, направленная на формирование интереса к музыкально- исполнительской деятельности у детей старшего дошкольного возраста  осуществляется в четырёх основных направлениях:

       - слушание музыки;

       - изучение основ музыкальной грамоты;

       -  исполнительская деятельность;

       -  досуговая деятельность.

       В процессе слушания музыки у детей должны сформироваться представления об основных средствах музыкальной выразительности и о выразительных  возможностях  аккордеона. Например,  имея  свой особый

голос (наличие регистров), аккордеон обладает широким диапазоном звучания: от имитации звучания флейты-пикколо до органа – инструмента оркестра.

       Изучение «Основ музыкальной грамоты», позволяет ребёнку научиться       использовать средства      музыкальной        выразительности   в       собственной   музыкально-исполнительской деятельности, читать партитуры.

       Досуговая деятельность, позволяет сохранить положительный эмоциональный фон деятельности, интерес к игре на аккордеоне. При этом досуговая деятельность, позволяет сформировать коллектив единомышленников, в котором центральным звеном является педагог.

       В музыкально-исполнительской деятельности происходит непосредственное освоение музыкального инструмента и его художественно-выразительных возможностей.

        Развитие навыков игры на аккордеоне и формирование интереса к музыкально-исполнительской деятельности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в различных формах. Ведущей формой являются индивидуальное занятие.

       Занятие имеет традиционную структуру: вводную, основную и заключительную.

       Во вводной части необходимо создать эмоциональный фон, дать ребёнку эмоционально-мотивационную   установку,   настроить   ребёнка    на    занятие.

       Основная часть занятия направлена на развитие и формирование навыков выразительной игры на аккордеоне, развитие музыкальных способностей, освоение музыкальной грамоты через разнообразные методы и приёмы работы с детьми старшего дошкольного возраста.                                                              

       В заключительной части необходимо совместно с ребёнком проанализировать пройденный материал во время занятия, оценить работу ребёнка за работу во время занятия и за выполнение домашнего задания. Для  формирования воображения, мышления, увлечённости, инициативы, трудолюбия, самостоятельности, ответственности и способности к саморазвитию. А также для закрепления полученных знаний, необходимо дать ребёнку задание на дом.

 Построение занятия:

Вводная часть:

       - беседа.                                                            

Основная часть:

       - слушание музыки;    

       - изучение нотной грамоты;

       - постановочные упражнения;

       - игра на инструменте;

       - проверка домашнего задания.

Заключительная часть:

       - анализ урока;

       - оценка;

       - домашнее задание.

Содержание работы:   

1. Слушание музыки.

Цель:

- накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и столетий и народной музыки;

- вызывать сопереживание музыке, проявления музыкальной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;

- развивать музыкальное мышление детей;

- развивать творческое воображение;

- побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

- расширять знания детей о музыке;

- вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально – эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представление о красоте;

- побуждать к оценке музыки, поддерживать проявления оценочного отношения.                                                          

      Слушание музыки, в соответствии  авторской программе О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры».  Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры» «Слушаем музыку» (на 10 CD дисках) с методическими рекомендациями.                                 

2. Музыкальная грамота.

Цель:

-ознакомление детей с элементарными теоретическими понятиями;

- развитие умений анализировать изучаемый материал;

- воспитание музыкального мышления.

На первом году обучения ребёнок должен усвоить:

В  первой четверти :

- название звуков, ноты и клавиши в пределах первой октавы скрипичного   ключа, правой клавиатуры; гамму С, устойчивые ступени (У);

- длительности нот (целые, половинные, четвертные, восьмые), паузы соответствующих длительностей;

- понятия: такт, размер (2/4, 4/4), темп, метр, ритм, штрихи (нон легато), динамика (f-форте, p-пиано), реприза, регистры (низкий, средний, высокий);

Во второй четверти:

- расположение нот в пределах второй октавы скрипичного ключа;

- знаки альтерации (диез), гамма G, устойчивые ступени (У);

- понятия: размер (3/4), штрихи (легато, стаккато), динамика (mf- меццо-форте, mp- меццо-пиано, <- крещендо, >- диминуэндо), знак вольты, музыкальная форма (мотив, фраза, предложение);

В  третей четверти:

- знаки альтерации (бемоль, бекар), гамма F, устойчивые ступени (У);

- понятия: ключевые и случайные знаки альтерации, транспозиция, затакт, обозначение темпа на итальянском языке (Adagio- медленно, Allegro- скоро, быстро, Moderato- умеренно, в характере обычного шага).)

- басовый ключ, расположение нот в басовом ключе, расположение басов фа, до, соль в левой клавиатуре.

- готовые мажорные аккорды (Б).

В  четвёртой четверти:

- расположение басов ре, ля, ми, си в левой клавиатуре, минорные аккорды (М);

- расположение басов на вспомогательном ряду (В) в левой клавиатуре, септаккорд (7).

- понятия: одноимённые слигованные ноты, нота с точкой, длительности нот (шестнадцатые), гармонические интервалы,  темпы (Largo- широко, Vivace- живо, Andante- умеренно).

3. Игра на инструменте.

Цель:

- воспитание любви к музыке посредством музыкального инструмента - аккордеон;

- формирование интереса к игре на инструменте в процессе овладения исполнительскими навыками;

- формирование первоначальных музыкально-художественных и слуховых представлений, развитие творческой фантазии, расширение кругозора;

- развитие способностей ученика, воспитание его музыкальной культуры;

- овладение и закрепление постановочными моментами, формирование навыков музицирования.                                                      

На первом году обучения ребёнок должен усвоить:

В первой четверти :

- постановочные упражнения, упражнения для освоения навыков ведения меха, упражнения для пальцевой активности, формирования аппликатурных принципов, развитие игровых навыков в пределах одной позиции, упражнения на усвоение длительностей нот, гамму С штрих нон легато, устойчивые ступени;

 - мелодии до четырёх - пяти звуков, с переносом в другую октаву;

- 2 - 3 музыкальных произведения (детских песенок) правой рукой в одной позиции до четырёх – пяти звуков;

- 2 – 3 музыкальных произведения в ансамблевом исполнении с педагогом;

- подбор по слуху песенок до 2- 3 звуков;

Во второй четверти:

- постановочные упражнения с  перемещением и переносом пальцев и кисти, упражнения на освоение штрихов легато и стаккато, упражнения на овладение динамическими оттенками, гаммы C, G всеми штрихами, устойчивые ступени;

- 3 – 4 музыкальных произведения с перемещением пальцев, и переносом в другую октаву правой рукой в скрипичном ключе, применяя штрихи;

- 2 – 3 произведения в ансамблевом исполнение с педагогом;

- подбор по слуху песенок до 4 – 5 звуков;

В третий четверти:

- гаммы C, G, F штрихами легато, нон легато, стаккато, устойчивые ступени;

- пьесы с встречающимися случайными знаками альтерации, штрихами, динамическими оттенками;

- 2 – 3 произведения с аккомпанементом в левой руке (мажорные аккорды);

- 2 – 3 произведения в ансамблевом исполнение с педагогом;

- игра упражнений и песенок в басовом ключе левой рукой используя басы (фа, до, соль), игра с поочерёдным вступлением рук;

- игра песенок с басами основного ряда в аккомпанементе;

- игра мажорных аккордов, подбор аккомпанемента (полька, вальс);

- транспонирование пьес в одной позиции правой рукой;

- подбор по слуху песенок до 6 звуков.

 В четвёртой четверти:

- гаммы  C, G, F всеми штрихами, устойчивые ступени;                                                            

- пьесы с встречающимися одноимёнными слигованными нотами, с затактом, нотой с точкой, со скачками в мелодии;

- игра минорных аккордов в левой руке;

- 2 – 3 произведения с аккомпанементом в левой руке (мажорные, минорные аккорды), со штрихом легато в мелодии и нон легато в аккомпанементе;

- 2 – 3 произведения в ансамблевом исполнение с педагогом;

- подбор по слуху  со скачками в мелодии.

3. Досуг.

Цель:

- повышать интерес к занятиям;

- стимулирование дальнейшего совершенствования мастерства;

- обогащение впечатлений детей новыми впечатлениями;

- воспитание чувства товарищества, вовлечение детей в коллективное музицирование.

В течение каждой четверти проводятся 2 – 3 досуговых мероприятия.

Годовые требования

                              Этюды                              

А.Салин До мажор (4)

А.Талакин Этюд До мажор (2)

Г.Беренс. Этюд До мажор (2)

К.Черни Этюд До мажор (7)

В,Лушников Этюд Соль мажор (8)

В,Лушников Этюд До мажор (8)                                                          

Обработки народных песен и танцев

Русская народная песня «Как под горкой, под горой» (16)

Русская народная песня «Не летай соловей» (14)

Русская народная песня «У кота» (2)

Русская народная песня «Я гуляю» (2)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Украинская народная песня «Осенью» (2)

Русская народная песня «Заинька» (2)

Украинская народная песня «На зеленом лугу» (14)

Русская народная песня» Котик» (2)

Русская народная песня «Петушок» (7)

Украинская народная песня «Веселые гуси» (14)

Украинская народная песня «Приди, приди солнышко» (7)

Украинская народная песня «В поле на пригорке» (2)

Башкирская народная песня «На лодочке» (2)

Немецкая народная песня «Зима» (7)

Украинская народная песня «Ой, звоны, звоны» (7)

Русская народная песня «Дедушка» (7)

                 

  Произведения композиторов

Р.Бажилин «Медведь» (7)

Р.Бажилин «Зхо» (7)

М.Красев «Белые гуси» (7)

Г.Вейс «Боевая песенка»(7)

Р.Бажилин «Кукольный вальс» (7)

Р.Бажилин «Кукушкин вальс» (7)

Г. Сальников «Гори – гори ясно!» (2)

М.Красев «Топ – топ» (2)

А.Березняк «Петя – Барабанщик» (2)

А.Березняк «Наша Таня» (2)

Д.Кабалевский «Песенка» (2)

Г.Эрнесакс «Едет, едет паровоз» (2)

В.Потоловский «охотник» (16)

В.Лушников «Хоровод» (16)

А.Денисов «Полька» (16)

М.Иорданский «Голубые санки» (16)

А.Белоусов «Тик – так» (8)

А.Белоусов «Сапожник» (8)

А.Белоусов «Мы едем» (8)

А.Белоусов «Петух» (8)

А.Белоусов «Поросята» (8)

А.Белоусов»Лесной концерт» (8)

 Н. Потоловский «Заинька» (2)

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

    Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:    

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике;

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение;

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения;

- владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.                                                      

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

    Основными видами контроля учащихся являются:

 - текущий контроль;

 - промежуточная аттестация учащихся;

 - итоговая аттестация учащихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:

 - систематичность,

 - учет индивидуальных особенностей учащегося.

         Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.

        Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.

       Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности.

       Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовая, годовая оценки. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.

         Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:

 - зачеты (недифференцированный, дифференцированный);

 - переводные зачеты (дифференцированные);

 - академические концерты;                                                        

 - контрольные уроки.

           Промежуточная аттестация может проводиться в первое  полугодие или один раз в год.

        Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут проходить также и в виде академических концертов.  

     Переводной зачет проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной зачет проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение.

       По состоянию здоровья  ученик может  быть переведен в 1 класс по текущим оценкам.  

2. Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу  музыкально, в характере и нужных темпах без ошибок.

4 (хорошо) – ставится при грамотном исполнении с наличием мелких технических недочетов, недостаточно убедительном донесении образа исполняемого произведения.

3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.

       При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

     Один год  срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить обучение под руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

            Для  формирования интереса к исполнительской деятельности,  развития навыков творческой, грамотной работы программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении, развитии его интереса к музыке и  развитии его творческих способностей.

       Занятия в классе должны сопровождаться  внеклассной работой - посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.

       Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности ученика. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием.

      Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его темперамент, характер.

В работе над произведениями рекомендуется добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения могут быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане учащегося.

                                                       

VI.        СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебная литература для аккордеона

1. Абелян Л. Забавное сольфеджио. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: «Советский композитор», 1985.

2. Аккордеон 1 – 3 классы ДШИ. Составитель В.Н.Мотов, Г.И.Шахов. – М.: «Издательство Кифара»,2002.

3.Беляев Г. Краски музыки 1-3 кл. Ростов на Дону №Феникс» 2011

4. Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне: Учебно – методическое пособие. – М.: Издатель В. Катанский, 1999.

5. Бажилин Р.Н. Учимся играть на аккордеоне. Тетрадь 1. Пьесы для начальных классов ДМШ - М.: Издатель В. Катанский, 2006

6. Бажилин Р. Н. Учимся играть на аккордеоне. Тетрадь 2. Пьесы для начальных классов ДМШ.  - М.: Издатель В. Катанский, 2006

7. Бойцова.Г. Юный аккордеонист. 1 – 2 части. Изд. Москва «Музыка», 1997.

8. Белоусов А.В. Я играть всегда готов! Педагогический репертуар для младших классов ДМШ. – Тула: ИПП «Гриф и К»,2004.

9. Вейс П.Ф. Ступеньки в музыку. Пособие по сольфеджио для подготовительных классов детской музыкальной школы. Под. ред. М. Ройтерштейна. – М.: «Советский композитор», 1980.

10. Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство РОСМЭН – Пресс», 2003.

11. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. - Москва.: Всесоюзное издательство Советский композитор, 1982.

12.Мы - музыканты, яркие таланты. Сборник пьес и песен для баяна (аккордеона). ... Автор: Л. Архипова. –М.: Издательство: «Феникс», 2011                                                          

13. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поём. Учебное пособие. – Ленинград.: «Советский композитор», 1989.

14. Мирек А.М. Самоучитель игры на аккордеоне. Изд. «Советский композитор», 1982.

15. Мирек А. Школа игры на аккордеоне. Москва «Советский композитор»,1970

16. Педагогический репертуар баяниста выпуск – 1. Состовитель И.Н.Бойко. – Ростов-на-Дону «Феникс», 1998.

17. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. – М.; Гном и Д, 2000. – 80с.

18. Серковская Т. Сольфеджио. Учебное пособие для 1 класса ДМШ и ДШИ. – Белгород.: 1996.

19. Самойленко Б. Музыкальные картинки. Саратов «Орион», 2008

20. Ушенин В. Школа игры на аккордеоне. Ростов на Дону «Феникс», 2013

21. Царёва Н.А. Уроки госпожи мелодии. – М.: «РОСМЭН», 2001.                                                                    

22. Шплатова О.М. Первая ступенька. Юным аккордеонистам и баянистам Учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2008

23. Шулешко В.Этюды-картинки для аккордеона и баяна - М.: Аллегро, 2010

Учебная литература для  ансамблей

1. Ансамбли баянов-аккордеонов вып. 1сост Л.Гаврилов. М., Престо, 1992

2.Играем вместе: сборник ансамблей для баяна (аккордеона).

3. Играем вместе. Сборник ансамблей для баяна (аккордеона). Левин Е. Учебно-методическое пособие. – М.: Феникс, 2010

4. Коробейников А. Детский альбом для баяна или аккордеона. СП, Композитор, 2004

5. Мал? Да удал!: сборник народных ансамблей для малого состава / Ю. И. Тимонин. - Москва : ФАИНА, 2014

6. Пьесы для ансамблей аккордеонистов. Москва «Издательство В.Катанского», 2000                                                  

7. Педагогический репертуар аккордеониста 1-2 кл. вып 9. М., Музыка, 1980

8. Сборник ансамблей. Сост. Р.Гречухина. СПб, Композитор, 1999

9. Ушенин В. Школа игры на аккордеоне. Ростов-на-Дону, Феникс, 2013

Методическая литература

1. Антонова Е, Криштоп Л.  «Страх сцены» у юных музыкантов и некоторые  

  пути его преодоления. Санкт-Петербург «Северный олень», 1997

2. Актуальные вопросы формирования интереса к обучению. /Под  ред. Щукиной Г.И. – М.: Просвещение, 1984.

3. Альсира Легаспи де Арисменди. Дошкольное музыкальное воспитание. Пер. с исп. /Общ. Ред. М.Шуаре. – М.: Прогресс, 1989.

4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.: Просвещение, 1967.

5. Воспитание творческого воображения учащихся музыкальных школ. /Сост. Т.Ермолаева. Москва, 1989

 6. Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство РОСМЭН – Пресс», 2003

7. Землянский Б.  О музыкальной педагогике.  Москва «Музыка», 1987

8. Играем вместе. /Сост. А.Грачев.  Москва, 1985

9. Кленова Н.В. Развитие дошкольников в учреждении дополнительного образования. //Дополнительное образование. – 2002. - № 11.

10. Курочкина Н.А., Лейкина Б.С., Логинова В.И. Дошкольная педагогика. Ч – 2., - М.: Просвещение,1988.

11. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1988.

12. Кравчук Л. Занимательные игровые ситуации для развития у детей 3-6 лет музыкальных способностей с использованием ЭВМ. //Д/в. – 1985. -

13. Ляховицкая С.  О педагогическом мастерстве.  Ленинград «МУЗГИЗ», 1963                                                              

14. Методические основы совершенствования исполнительских навыков игры на русских народных инструментах. / Сост. В.Саранин. Тамбов, 1989

15. Методическая рекомендация «Учитель и ученик». /Сост. Л.Мексина. Свердловск, 1975

16. Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах ДМШ. Москва, 1988

17. Мирек А. Беседы о народных музыкальных инструментах. Баян.Аккордеон. Москва, 1969

18. Морозова Н., Суетина Н. Ищем новые формы, методы и приёмы в музыкальном воспитании дошкольников. //Д/в. – 1995. - № 8, с. 122.

19. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поём. Учебное пособие. – Ленинград.: «Советский композитор», 1989.

20. Некоторые вопросы музыкально-слухового развития учащихся. / Сост.

В.Ананьева.  Ленинград, 1959

21. Развитие технических навыков у учащихся в классе баяна(аккордеона). Сост. Г.Семенова.  Москва, 1987                                                                                              

22. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сад. /О.П.Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палаваношивили. Под ред. О.П.Радыновой. – М.: Просвещение: Владос, 1994

23. Специальный инструмент баян (аккордеон). Основы выразительного исполнения музыкальных произведений. /Сост. Т.Лушникова. Москва, 1986

24.Тютюнникова Т. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками». //Д/в. – 2000. - № 5, с. 13.

25. Фадеева Ю.В. Диагностика музыкального развития учащихся на уроке фортепиано. //Дополнительное образование. – 2003. - № 12, с.31.

26. Шахов Г. Аппликатура как средство развития баяниста и аккордеониста. Москва «Музыка», 1991

27. Шахов Г.  Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. Москва «Музыка», 1987                          

28. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.

29. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971.

30. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. Популярная библиотека для родителей и педагогов. – М.: «Аквариум ЛТД», 1999.

        

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Методическая разработка занятий для детей старшего дошкольного возраста: "Графика в детском саду".

Цикл занятий по графике ознакомительного характера для старших дошкольников. Занятия позволяют приобщить детей к мировой художественной  культуре, развить навыки рисования, повысить самооценку. ...

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР

Многолетний опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи подсказывает, что фонематического восприятие необходимо формировать последовательно, поэтапно.У детей с общим недоразвитием речи при ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Работа по формированию экономического воспитания, культуры  старших дошкольников очень актуальна и невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы, ее акт...

Музыкально- дидактические игры с экологическим содержанием для детей старшего дошкольного возраста Зимние узоры.

Музыкально- дидактические игры с экологическим содержанием для детей старшего дошкольного возрастаЗимние узоры.Задачи: 1. Совершенствовать слуховое внимание детей и чувство ритма.2. Развивать тво...