Методическая разработка занятий для детей старшего дошкольного возраста: "Графика в детском саду".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Белова Любовь Александровна

Цикл занятий по графике ознакомительного характера для старших дошкольников. Занятия позволяют приобщить детей к мировой художественной  культуре, развить навыки рисования, повысить самооценку.                                                                                                                                                                                                                  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка цикла занятий по изо-деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Актуальность.

Говоря об искусстве, многие люди упоминают архитектуру, скульптуру, живопись, народно - прикладное искусство и забывают о графике.

Такое происходит от того, что скромные средства выразительности в графике не все воспринимают и могут получить удовольствие от  графических работ.

Тем не менее, графика – это искусство, с которым мы сталкиваемся еще в раннем детстве, взяв в руки карандаш, фломастер или мел. Рисуя, ребенок получает огромное удовольствие. Графика - это искусство и рисунок может быть искусным. Искусный рисовальщик – творец. А творчество начинается в детстве.  И в детском саду наряду с обучением технике рисования, надо знакомить детей с понятием графического искусства.

Зная, хотя бы немного о графике, творчество ребёнка поднимается в его собственных глазах.

Одним из первых исследований  изобразительного творчества был немецкий психолог 19 века Э. Мейман, и он выделил причины отсутствия способностей к рисованию у детей. Это  отсутствие правильного видения и недостаточная искусность руки.

Рисование в детском саду, как и деятельность художника, включает определенную технику. Обучение не препятствует развитию творчества, а способствует его развитию и становлению. Если у ребенка нет умений и навыков, то он рисует не то, что задумал, а что  получается. И Чем старше ребенок, тем сильнее он чувствует свою неумелость.

Цель и задачи проведения занятий.

Главная цель - ввести детей в мир изобразительного искусства.

1.Познакомить  с понятием графики  и  новыми приемами рисования.

2.Дать новые искусствоведческие знания,  эстетические впечатления и расширить кругозор.

3. Развивать творчество.

Пояснительная записка.

Занятия строились:

  1. С учетом особенностей восприятия, мышления и возможностей детей дошкольного возраста.
  2. С использованием общепринятых методов изобразительной деятельности:

- информационно - рецептивный метод;

-репродуктивный метод;

-исследовательский метод;

- эвристический метод.

      3. С учетом схемы развития изобразительного творчества детей:

          - спонтанное рисование;

          - фаза обработки (обучение технике рисования);

          - свободное рисование (прогрессирующее к творчеству).

Структура занятий.

Каждое занятие состояло из небольшого искусствоведческого рассказа, объяснения и показа способов действия, самостоятельного выполнения задания.

Все занятия связаны одной темой: «Учимся в художественной академии». Детям предложена игровая ситуация, где они ученики в академии и им предстоит узнать много нового о художниках и картинах,  секретах рисования.

Занятия по графике проводились как дополнительные во второй половине дня. Некоторые занятия в цикле интегрированные (аппликация, рисование, чтение, окружающий мир).

Цикл занятий по графике.  

Название занятия и тип

Цель занятия

Наглядный и раздаточный материал

План занятия

1.

Ознакомительное занятие: «Что такое графика?»  Рисование по замыслу.

Познакомить с понятием и видами графики. Дать возможность выразить в рисунке свои впечатления о празднике.

Различные открытки, марки, книжки, коробочки с этикетками, детски е рисунки.

1.Рассказать, что такое графика и какие виды графики есть.

2.Рассмотреть наглядный материал и найти в группе предметы с графическими изображениями.

3.Игровой момент: «Дети поступают в Художественную академию и будут сдавать вступительный экзамен: рисовать «Что мне понравилось на празднике».

Когда рисунки готовы, детям говорят, что они молодцы и все приняты в академию.

2.

Ознакомительное занятие: «Краски холодные и теплые».

Рисование по трафарету: «Бабочки».

Познакомить с теплыми и холодными цветами, ахроматическими (белым, чёрным). Учить рисовать, деля краски на холодные и теплые, аккуратно закрашивать, не выходя за контур.

Книга «Сказка про краски», таблица с оттенками холодных и теплых цветов.  Листы-шаблоны по 2 штуки на ребенка.

1.Чтение «Сказки про краски».

2. Рассмотреть цветовые таблицы.

3.Познакомить со смешением цветов и получением других.

4.Объяснить задание, как закрасить шаблоны.

5. Игровой момент: «Мы стали бабочками. Рисуем себе подружек - ночных и дневных бабочек».

3.

Занятие на закрепление.

Рисование с натуры: «Овощи».

Учить изображать предметы в холодных и теплых тонах, используя прием вливания.

Образцы нарисованных овощей в разных тонах. Муляжи овощей.

Детям по 2 листа (1/2 от формата А 4).

1.Вспомнить, что такое холодные  и теплые цвета.

2.Рассмотреть овощи, к каким тонам они относятся.

3.Рассказ, как теплое изображение сделать холодным и наоборот, показать прием вливания в общий тон листа.

4. Самостоятельная работа детей.

5. Анализ рисунков.

4.

Ознакомительное занятие:

«Акварель и гуашь».

Рисуем «Зимний пейзаж».

Познакомить с двумя красками,  их сходством и различием. Закрепить прием вливания. Учить рисовать, не затирая рисунок, не проводить по 1 месту несколько раз.

Краски: гуашь и акварель, кисти толстые и тонкие, палитра, лист бумаги для акварели на каждого ребенка.

Рисунки, выполненные разными красками.

  1. Рассказ о гуаши и акварели.
  2. Показ иллюстраций в гуаши и акварели. И показ на примере прозрачности и матовости красок.
  3. Объяснить детям, как работать с красками.
  4. Выполнение рисунка за показом воспитателя.
  5. Оценка работ.

5.

Ознакомительное занятие: «Карандашная графика».

Рисование по образцу: «Чайник».

Уточнить и закрепить понятие «графика», познакомить с «чудом» простого карандаша. Ввести понятия - блик, тень. Учить детей упорядоченно наносить штрихи, достигая тени, полутени, блика с помощью повторных штрихов в разном направлении.

Объёмные геометрические фигуры, металлический чайник, нарисованный образец чайника, игрушечный столик с чашками, кукла. Детям по листу бумаги, по 3  простых графитных карандаша (лучше разной твердости/ мягкости).

  1. Рассказ об истории создания карандаша и ластика.
  2. Игровой момент: «Пришла в гости кукла, чашки есть, а чайника нет, давайте нарисуем!»
  3. Рассмотреть чайник (светлые пятна, тени, блики, Объяснить, что это такое).
  4. Дети на разных предметах в группе показывают блики и тени.
  5. Рассмотреть образец рисунка..
  6. Рисование следом за воспитателем.
  7. Анализ работы детей.
  1. Комбинирован-ное занятие на закрепление: «Натюрморт».

Рисование с натуры: «Ковшик с фруктами».

Продолжать учить работать графитным карандашом, изображать предметы объёмными, используя технику светотени.  Познакомить с жанром натюрморта.

Металличес- кий ковшик, муляжи фруктов, драпировка. Репродукции  натюрмортов известных художников.

1.Рассказ о жанре натюрморта и показ иллюстраций художников.

2.Составить натюрморт самим из предложенных предметов. Один оставить как натуру для рисования.

3.Рассмотреть натуру, вспомнить приемы графики.

4.Самостоятельное рисование. Воспитатель помогает, если нужно.

5.Оценка работ.

6.В свободное от занятий время дети делают аппликацию из фруктов.

7.

Занятие на повторение.

Графика в цветном карандаше:

«Нарисуй жонглёру шарики».

Продолжать учить детей  использовать технику светотени в цвете. Показать  детям  разнообра-зие графических материалов.

Ватман с изображением клоуна - жонглера без шариков. Разные по цвету шары.

Материалы  для каждого ребенка: уголь, восковые мелки,  мел, фломастеры, карандаши, пастель, тушь, бумага.

1.Рассказ о разнообразии графических материалов.

2.Рассмотреть, что есть у детей на столе, назвать это и порисовать линии этими  материалами. Беседа о свойствах того или иного материала. Какие получаются линии.

3.Игровой момент: у жонглера нет шариков. Давайте нарисуем их. Рисование шара с показом воспитателя.

4.Анализ работ. Вырезать шарики и приклеить на ватман клоуну.

8.

Ознакомительное занятие: «Художники – анималисты».

Рисование по образцу: «Это всё – кошки».

Знакомить детей с жанром анималистики по иллюстрациям книг Е. Чарушина.

Учить   изображать животных в движении. Правильно передавать их строение, фактуру шерсти, используя графитный карандаш.

Книги с иллюстрациями Е. Чарушина.

Учебные картины с изображением животных.

1.Рассказать, кто такие художники – анималисты.

2.Рассмотреть учебные картины с животными , обращая внимание на средства выразительности.

3.Особенности работ Е. Чарушина.

4.Игровой момент: дети превратились в кошек и на ковре изображают разные  их движения.

5. Показ и выполнение детьми рисунков разных кошек.

Анализ работ.

9.

Занятие на закрепление и повторение.

Иллюстрирование рассказа Б. Емельянова «Кот – пожарный».

Дать возможность проявить своё творчество. Закрепить понятие –«художник –иллюстратор», «анималист».

Познакомить с новым графическим материалом – мелом.

Книга Б. Емельянова «Сапоги – собаки».

Листы цветного картона, мел для каждого ребенка.

1.Сообщить детям, что сегодня они будут художниками –анималистами.

2. Чтение и обсуждение рассказа «Кот – пожарный».

3.Рассказать о свойствах мела и как с ним работать.

4. Самостоятельная работа детей.

 5.Анализ работ.

10.

Знакомство с жанром – баталия.

Творческое задание: «Иллюст-рируем рассказ о войне».

Познакомить с понятием – баталия, баталист.

Прививать чувство любви к Родине.

Развивать творчество детей.

Предвари-тельная работа: чтение книг о войне. Показ иллюстраций  картин о войне.

Текст из книги

 В. Твардов-ского «Василий Теркин». Акварель. Кисти и бумага.

1.Рассказ о баталистах.

2.Показ иллюстраций о войне и обсуждение.

3.Предложить детям стать баталистами и проиллюстрировать стихотворение.

4. Чтение отрывка из книги «Василий Теркин».

5.Работа детей и анализ.

11.

Комбинированное занятие: «Портрет».

Психологическая игра:

«Рисуем портреты».

Познакомить с жанром портрета.

Учить замечать настроение людей, выражение их лица и передавать это в рисунке.

Книги с иллюстрациями знакомых детям героев.

Зеркало для каждого ребенка. Листы с готовыми кругами для рисования лиц по количеству детей. Карандаши.

1.Знакомство с жанром портрета.

2.В книгах рассмотреть портреты героев рассказов и поговорить об их настроении.

3.Игра с зеркалом: «Изобрази свои эмоции».

4.На доске воспитатель показывает, как изобразить разную мимику людей.

5. Работа детей и анализ работ.

12-13.

 Ознакомительное занятие: «Маринисты».

Рисование по образцу;  по замыслу:

«Выполни заказ Карлсона».

Познакомить с мариной.

Развивать наблюдатель-ность, творчество, умение самостоятельно анализировать картины и выражать в рисунке свое видение сюжета.

Репродукции пейзажей художников. Акварель, гуашь, бумага, кисти.

1. Познакомить с морскими пейзажами.

2. Рассмотреть иллюстрации.

3.Показ и выполнение

 работы.

4.На занятии-№2 дать художественные открытки детям и предложить для Карлсона «скопировать»  их.

5.Выполнение детьми «заказа» Карлсона и анализ работ.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Приключения на дороге"

Занятие познокомит детей с правилами поведения на дороге, закрепит знания о светофоре. Воспитывает грамотного пешехода....

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: "В гостях у Тигры".

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [p].Авторы: учитель-логопед Зайцева Елена Владимирона, учитель-дефектолог Ретивых Елена Сергеевна....

Конспект комплексного познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста "День освобождения г.Калинина от немецко-фашистских захватчиков 16 декабря 1941г."

Конспект комплексного познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста "День освобождения г.Калинина от немецко-фашистских захватчиков 16 декабря 1941г."....

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня "Грибы. Автоматизация произношения звука Р в словах и предложениях"

Сделать тяжелую работу по автоматизации поставленного звука интересной детям и разнообразить её - вот главная задача этого занятия.Использование в коррекционном процессе куклы,  вымышленного ярко...

методическая разработка Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами экспериментирования «На помощь жителям Цветочного города». Очищение воды.

Методическая разработка "Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами экспериментирования «На помощь жителям Цветочного города». Очищение воды"  соответствуе...

Дополнительная общеразвивающая программ в области музыкального искусства ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ АККОРДЕОН У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

         Программа учебного предмета «Программа формирования интереса к игре на музыкальном инструменте аккордеон  у детей старшего дошкольного возраста, в у...

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием"

Технология деятельностного подхода «Ситуация» Л.Г.Петерсон Цель занятия: Создать условие для развития музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому нар...