Олимпиада по музыкальной литературе "Сказка в русской музыке"
методическая разработка (6 класс)

Демчинская Лилия Владимировна

В учебно-методической работе представлен опыт проведения  и составления заданий  школьной олимпиады по музыкальной литературе среди учащихся 6 классов (третий год обучения) в Детских музыкальных школах и Детских школах искусств. Тематика олимпиады отражает сказочные сюжеты в произведениях великих русских композиторов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Олимпиада

по музыкальной литературе

 «Сказка в русской музыке»

среди учащихся VI классов

(третий год обучения) ДМШ и ДШИ

Олимпиада по  музыкальной литературе среди учащихся VI классов (третий год обучения) «Детских музыкальных школ» и «Детских школ искусств» проводится с целью создания положительной эмоциональной атмосферы для учащихся и повышения интереса к музыкально-теоретическим предметам, актуализации знаний и умений применять накопленные знания и слуховые представления путём обобщения и проведения анализа музыкального материала.

Задачи олимпиады:

- анализ музыкальных произведений с различным воплощением сказочных сюжетов  в музыкальных произведениях русских и советских композиторов;

- развитие образного восприятия, самостоятельного мышления;

- стимулирование  интереса к исследовательской деятельности;

- развитие творческой активности учащихся, повышение их мотивации к обучению в школе;

- пропаганда  музыкального наследия отечественных композиторов;

- развитие взаимодействия межпредметных связей учебного плана ДМШ для системного изучения учебного материала;

- совершенствование педагогического мастерства преподавателей и обмен педагогическим опытом.

Программные требования

Содержание заданий олимпиады по музыкальной литературе разрабатывается преподавателями теоретических дисциплин МБУДО «ДМШ» в соответствии с программными требованиями и уровнем сложности по учебному предмету «музыкальная литература».

Задания для участников включают в себя музыкальную викторину и теоретические задания. Все задания выполняются письменно.

Музыкальная викторина содержит аудиофрагменты музыкальных произведений:

  1. М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Марш Черномора
  2. М.П. Мусоргский. Фортепианная сюита «Картинки с выставки» «Избушка на курьих ножках»
  3. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Садко». Песня Садко с хором «Высота»
  4. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане». Полет шмеля
  5. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Хор «Прощай масленица»
  6. Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». «Море и Синдбадов корабль» (1 часть)
  7. П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Танец феи Драже
  8. А.К. Лядов. «Кикимора»
  9. С.С. Прокофьев. Балет «Золушка». Па-де-шаль
  10. С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». Тема Пети.

Теоретические вопросы составлены на содержании следующих тем:

  1. Сказка в творчестве композиторов: М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова,  П.И. Чайковского, А.К. Лядова, С.С. Прокофьева.
  2. Жанры музыкальных произведений.
  3. Средства музыкальной выразительности.
  4. Музыкальные инструменты.

Задания для участников представлены в приложении к Положению по школьной викторине по слушанию музыки.

Критерии оценки участников олимпиады

При оценке работ участников олимпиады учитывается грамотность ответов в каждом задании.

Выполнение заданий оценивается по сумме набранных баллов.

Каждый элемент задания в письменной работе оценивается 1 баллом.

Максимальная сумма баллов – 45.

Лауреатами олимпиады по  музыкальной литературе  «Сказка в русской музыке» среди учащихся VI классов (третий год обучения) со званием «Лауреат» (I, II, III степени) являются участники, набравшие по сумме от 30 до 45 баллов.

Лауреатами школьной олимпиады по музыкальной литературе среди учащихся VI классов (третий год обучения) со званием «Дипломант» (IV степени) являются участники, набравшие по сумме от 25 до 30 баллов.

По решению жюри допускается незначительное отклонение от указанных баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ

к музыкальной олимпиаде по музыкальной литературе «Сказка в русской музыке» среди учащихся VI классов

Задание № 1. Музыкальная викторина

Определите по порядку звучание аудиофрагментов и впишите композитора

Композитор

Музыкальное произведение, часть, фрагмент

Опера «Руслан и Людмила». Марш Черномора

Фортепианная сюита «Картинки с выставки» «Избушка на курьих ножках»

Н.А. Римский-Корсаков.

Опера «Садко». Песня Садко с хором «Высота»

Опера «Сказка о царе Салтане». Полет шмеля

Н.А. Римский-Корсаков.

Опера «Снегурочка». Хор «Прощай масленица»

Н.А. Римский-Корсаков.

Симфоническая сюита «Шехеразада». «Море и Синдбадов корабль» (1 часть)

Балет «Щелкунчик». Танец феи Драже

А.К. Лядов

Симфоническая пьеса «Кикимора»

С.С. Прокофьев

Балет «Золушка». Па-де-шаль

Симфоническая сказка «Петя и волк». Тема Пети.

 Максимальный балл: 15 баллов

Задание № 2.  Ответьте на вопросы

  1. Кто из перечисленных композиторов является автором нескольких опер по сказкам А.С. Пушкина?  

а) М. П. Мусоргский

б) Н.А. Римский-Корсаков

в) С.С. Прокофьев

  1. Определите фантастический персонаж, используя в качестве   подсказки эти слова:

Подсказка

Фантастический персонаж

Мусоргский, эскиз часов, выставка

Целотонная гамма, Баян, Руслан

Лядов, симфоническая картина, Кот-Баюн

  1. Звук этого инструмента, появившегося в 1886 году, высокий, нежный и звенящий, будто хрустальный. В переводе с итальянского языка означает «небесная», «прозрачная». Инструмент похож на маленькое пианино. В 1891 году П. Чайковский был одним из первых, кто применил этот инструмент в своем балете.

Определите название инструмента: _____________________________________

  1. «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту». Объедини стрелочками персонаж и его музыкальный инструмент.

Пионер Петя

Кларнет

Утка

Валторны

Кошка

Две скрипки, альт, виолончель

Птичка

Фагот

Дедушка

Флейта

Волк

Гобой

  1. На каких музыкальных инструментах играли…

Садко _____________________________________

Лель ______________________________________

Баян ______________________________________

  1. Укажите жанр и название музыкальных произведений по знакомым персонажам

а) Наина, Финн, Фарлаф, Людмила ________________________________

б) Берендей, Мизгирь, Лель ______________________________________

в) Царь Морской, Волхова _______________________________________

г) Мачеха, Принц, Кривляка ______________________________________

  1. В каких музыкальных произведениях встречаются эти средства передвижения?

Карета _________________________________________________________

Конь ___________________________________________________________

Бочка___________________________________________________________

Корабль ________________________________________________________

Ступа __________________________________________________________

  1. Кто написал литературные произведения? Соедините стрелочками

«Сказка о Золотом петушке»

Э.Т. Гофман

«Снегурочка»

Ш. Перо

«Золушка»

А.С. Пушкин

«Щелкунчик и Мышиный король»

А. Н. Островский

  1.  Эти народные мелодии использовали композиторы в своих музыкальных произведениях. Укажите персонажи, исполняющие эти мелодии:

а) Народная песня «Во саду ли, в огороде» ___________________________

б) Русская былина «Высота ль моя» _________________________________

в) Народная песня «Чижик-пыжик» _________________________________

Максимальный балл: 30 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

 УРОК МУЗЫКИ  В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1.                 Показать учащимся на...

Урок музыкальной литературы "Колокольные звоны в русской музыке"

Колокол Колокольные звоны всегда были неотъемлемой частью культуры русского народа. Поэтому колокольность в русской музыке представлена широко и разносторонне. Урок обобщает образы колоколь...

«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу

Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...

Музыкально - театрализованное представление к проекту "М.П.Мусоргский - душа русской музыки"

Сценарий итогового мероприятия к проекту "М.П.Мусоргский - душа русской музыки"...

План открытого урока по теме: « Музыкальные жанры в русской музыке: детские потешки, протяжные песни».

План открытого урока по теме: « Музыкальные жанры в русской музыке: детские потешки, протяжные песни».Предназначен для младшего школьного возраста....

«Музыкальная живопись и живописная музыка. Дыхание русской песенности» урок 23 час 2

Цель занятия - показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнение  на примере живописи И.Левитана и музыки А. Алябьева....