Интегрированный урок по математике и физики в 7 классе6 "Карта звездного неба и координаты"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Кулакова Наталья Викторовна

Урок по математике и физики для 7 класса и презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по математике и физике в 7 классе:

«Карта звездного неба и координаты».

Выполнили:

Вахромеева Галина Анатольевна - учитель математики;

Кулакова Наталья Викторовна – учитель физики и информатики

МОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа №2»

П. Ленинский 2013 год

Открылась бездна,

звезд полна.

Звездам числа нет,

бездне дна.

Цель: Развитие кругозора и творческих способностей учащихся.

Тип урока: Урок интегрированный  получения новых знаний на основе обобщения имеющихся.

Задачи: 

- воспитательная: систематизация знаний по теме и их адаптация к изучению проблемы. Развитие воображения и творческого мышления.

- развивающая: развивать интерес к физике, истории. Развивать навыки самостоятельной работы, находить и отбирать требуемую информацию, отбрасывая всю постороннюю, анализировать полученные сведения, приводить их в систему. Развитие навыков сотрудничества.

Оборудование: проектор, экран, презентация.

Материально-дидактическое оснащение:

- Наглядные пособия. Приложение 2

- Карточки с заданиями. Приложение 1.

- Старинная звездная карта. Приложение 3.

Ход урока

Организационный момент.

 Учитель математики: Приветствие учителем учащихся. Объявление темы, целей, формы проведения урока. Учитель математики представляет учителя физики и предоставляет ему слово.  

Учитель физики: Приветствие учителем учащихся. Знакомство учащихся с историей звездного неба, созвездий.

 В безоблачный вечер, когда стемнеет, взгляните на небо. Вы увидите чудесную картину! Недаром когда-то древнеримский философ Сенека сказал, что если бы звезды были видны только в каком бы только одном месте Земли, то к этому месту непрерывно шли толпы людей полюбоваться этим великолепным зрелищем.  

      Звезд на небе так много, что кажется – их не сосчитать. Однако  известно, что невооруженным глазом (без телескопа или бинокля) человек способен увидеть около трех тысяч звезд. Звезды представляются нам маленькими сверкающими точками. На самом деле звезды – огромные раскаленные тела, просто они находятся очень далеко от Земли.

       Еще за долго до того, как были составлены звездные каталоги, наблюдатели неба объединили наиболее яркие и заметные группы звезд в созвездия, дав им различные наименования. В причудливых очертаниях созвездий древние видели фигуры мифических героев или животных. Человеческая фантазия запечатлена на небе персонажи различных легенд и сказаний.  (Приложение 3).

     Чтобы легче было находить звезды, их объединяют в созвездия. Всего на небе 88 созвездий Они делятся на три группы: созвездия северного полушария, созвездия южного полушария и зодиакальные созвездия.

     Начинать наблюдения за звездами лучше с одного из самых знаменитых созвездий – созвездия Большой Медведицы. Разглядев его, сосредоточьте свое внимание на двух крайних звездах ковша. Затем переведите взгляд дальше, на расстояние, приблизительно равное пятикратному расстоянию между этими звездами. В этом месте расположена Полярная звезда. С нее начинается ручка ковша созвездия Малой Медведицы. Полярная звезда укажет вам направление на север. Вас, наверное, удивило, что Аид созвездий не соответствует их названию. Это объясняется двумя причинами: во-первых, вы видите лишь самые яркие звезды созвездия, во-вторых, за много лет расположение звезд изменилось.

      Название многих созвездий связаны с героями древних легенд. Вот одна из них:

«Бог Зевс полюбил красавицу по имени Каллисто. Узнав об этом, жена Зевса – Гера – решила убить Каллисто. Чтобы уберечь возлюбленную, Зевс превратил ее в медведицу. Но и это оказалось для нее опасным: однажды Каллисто едва не ранил ее собственный сын. Тогда Зевс решил спасти  Каллисто, взял ее за хвост и перетащил на небо. С тех пор у Медведицы стал такой длинный хвост. Однако и на небе злая Гера не оставила Каллисто в покое: она сделала так, что Большая медведица стала вечно кружиться высоко в небе, не имея возможности опуститься за горизонт, чтобы отдохнуть и окунуться в воды океана».

      Наблюдая  на небе звезды, можно заметить, что они бывают белые, желтые, красноватые. Чем краснее звезда, тем она холоднее.

Слово предоставляется учителю математики.

Учитель математики:  устный счет (после правильного ответа зажигается одна звезда). (Презентация слайд №1-2) (Приложение 5)

  1. Найти значение выражения:

      5 - 6,5             Ответ:-1,5                            -20*(-)      Ответ: 4

2.     х – у  при х = 1, у = -5       Ответ: 6

       1 – х  при  х = 10,9              Ответ: -9,9

3. Вычислить удобным способом:

     25*3,18*4                              Ответ: 318

4. Чему равен коэффициент в функции у = -1,4х + 17                    Ответ: -1,4

5. Функция задана формулой у = -2х + 1. Чему равно значение функции при х = 10.

                                                                        Ответ: у = -19

6. Найти значение выражения:

          43                       Ответ:    64

         (-0,1)3                 Ответ:    -0,001

                6*(-3)2               Ответ:    54

                -5*24                  Ответ:   -80

                23*22                  Ответ:    32

               (-)17 : (-)16   Ответ:  -0,2  

Учитель физики: А теперь если соединить эти точки, то мы получим созвездие  Андромеды плавно переходящей в Пегас, с одной общей звездой.

Учитель математики:  на координатной прямой по точкам построить созвездие, прикрепляя каждую звездочку к доске ( на доске начерчена координатная плоскость):

  (-4;9)                   (-4;-9)           (7;7)

  (-7;3)                   (2;0)              (4;-6)

  (-3;3)                   (2;3)              (6;-8)

  (-1;-1)                  (3;6)

  (-3;-4)                  (5;8)

Учитель физики: А, соединив эти точки мы получим

перевернутую букву К – созвездие Геркулес.

Учитель математики:  А теперь приступим к

практической части урока, на которой мы построим

не все 88 созвездий, а лишь самые крупные из них.

 Затем каждый ученик получает карточку с заданием (название созвездия и координаты) и миллиметровый лист бумаги с системой координат ОХ , ОУ и единичным отрезком. (Время выполнения 7-10 мин) (Приложение 1).

 Учителя отвечают на вопросы детей и помогают слабоуспевающим.

На доске схема (рис.1) на которую ученики после выполнения задания все карточки склеиваются.

1. ЛЕВ

3. Большая медведица

4. Малая медведица

10. Цефей

12. Ящерица

9. Кассиопея

11. ТРЕУГОЛЬНИК

2. БЛИЗНЕЦЫ

7. Возничий

8. Персей

6. Телец

5. Орион

Рис.1

Ученики наклеивают на доску свои созвездия, а

учитель физики комментирует эти созвездия почему именно они так называются. (Презентация Слайд №3-14).

      Созвездие Лев: в этом созвездии запечатлен Немейский Лев, над которым одержал победу    Геракл.

     Созвездие Близнецы: Созвездие названо в честь двух неразлучных братьев, сыновей Елены Прекрасной – Кастора и Полидевка.

     Созвездие Большая Медведица: Согласно греческому мифу это созвездие олицетворяет прекрасную нимфу Каллисто, превращенную Зевсом в Медведицу, чтобы спасти ее от мести Геры.

    Созвездие  Малая Медведица: созвездие известно как Малый Ковш, последняя звезда в «ручке» которого – Полярная.

    Созвездие Орион: В греческой мифологии Орион – сын Посейдона и Эвриалы, великий охотник.

     Созвездие Телец: созвездие названо в честь быка, на котором Европа переплыла море и попала к Зевсу на Кипр.

     Созвездие Возничий: В мифологии Возничим, имя которого носит созвездие, считается бог моря Посейдон.

     Созвездие Персей: Персей – сын Зевса и Данаи, спас Андромеду от чудовища.

      Созвездие Кассиопея: Кассиопея была женой царя Цефея и матерью Андромеды.

      Созвездие Цефей: Цефей – мифический эфиопский царь, супруг Кассиопеи, отец Андромеды.

       Созвездие Треугольник: Созвездие образованно тремя крупнейшими городами, которые богиня плодородия Деметра попросила Зевса перенести на небо.

         Созвездие Ящерица: Ящерица изящное млекопитающее, занимающее мало места на карте.

Учитель математики:  Созвездия Цефей, Кассиопея, Персей, Андромеда, Пегас и Кит (Приложение 2) связывает легенда, которую я вам хочу рассказать:

     « Когда-то Эфиопией правил царь Цефей. Однажды его супруга, царица Кассиопея, имела неосторожность похвастаться своей красотой перед обитательницами моря - нереидами. Последние, обидевшись, пожаловались богу моря Посейдону, и разгневанный дерзостью Кассиопеи властитель морей напустил на берега Эфиопии морское чудовище – Кита. Чтобы избавить свое царство от разрушителей, Цефей, по совету оракула (предсказатель судьбы), решил принести жертву чудовищу и отдать ему на съедение любимую дочь Андромеду. Он приковал Андромеду к прибрежной скале и оставил ее в ожидании решения своей участи.

    А в это время на другом краю мифический герой Персей совершил смелый подвиг. Он проник на уединенный остров , где жили горгоны – удивительные чудовища в образе женщин, у которых на головах вместо волос кишели змеи. Взгляд горгон был так ужасен, что каждый, на кого они смотрели, мгновенно превращался в камень. Воспользовавшись сном этих чудовищ, Персей отсек голову одной из них – горгоне Медузе. В этот момент из отрубленного тела Медузы выпорхнул крылатый конь Пегас. Персей схватил голову Медузы, вскочил на Пегаса и по воздуху помчался к себе на родину. Когда он пролетал над Эфиопией, то увидел прикованную к скале Андромеду. В этот момент Кит уже вынырнул из морских пучин, готовясь проглотить свою жертву. Но персей , ринувшись в смертельный бой с Китом, победил чудовище. Он показал Киту еще не потерявшую волшебной силы голову Медузы, и чудовище окаменело, превратившись в остров. Что касается Персея, то. Расковав Андромеду, он вернул ее отцу, а растроганный от счастья Цефей отдал Андромеду в жены Персею. Так благополучно закончилась эта история, главные герои которой были помещены древними греками на небо».

учитель физики: Вы знаете что все знаки зодиаки также запечатлены  на небе по кругу, и чтобы лучше их запомнить есть стихотворение (читаю стихотворение и Презентация на экране слайд №16-27)

Резвятся РЫБЫ  и ОВЕЦ, погнал на пастбище ТЕЛЕЦ,

два БЛИЗНЕЦА поймали РАКА,

а ЛЕВ подумал,  будет драка,

ДЕВА тащит на ВЕСЫ  СКОРПИОНА за усы,

СТРЕЛЕЦ поранил КОЗИРОГА,

а ВОДОЛЕЙ всплакнул немного.

учитель математики: подводит итоги урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звездное небо

Слайд 2

32 24 -19 4 -0.001 6 -9,9 387 -0.1 64 -1,5 -1,4 54 43 -1,5 46 -80 318 90 128 -0,2 -1,5 321 102 87 76 -1.8 -7.9

Слайд 3

В этом созвездии запечатлен Немейский Лев, над которым одержал победу Геракл.

Слайд 4

Созвездие названо в честь двух неразлучных братьев, сыновей Елены Прекрасной – Кастора и Полидевка.

Слайд 5

Согласно греческому мифу это созвездие олицетворяет прекрасную нимфу Каллисто, превращенную Зевсом в Медведицу, чтобы спасти ее от мести Геры.

Слайд 6

Созвездие известно как Малый Ковш, последняя звезда в «ручке» которого – Полярная.

Слайд 7

В греческой мифологии Орион – сын Посейдона и Эвриалы, великий охотник.

Слайд 8

Созвездие названо в честь быка, на котором Европа переплыла море и попала к Зевсу на Кипр.

Слайд 9

В мифологии Возничим, имя которого носит созвездие, считается бог моря Посейдон.

Слайд 10

Персей – сын Зевса и Данаи, спас Андромеду от чудовища.

Слайд 11

Кассиопея была женой царя Цефея и матерью Андромеды.

Слайд 12

Цефей – мифический эфиопский царь, супруг Кассиопеи, отец Андромеды.

Слайд 13

Созвездие образованно тремя крупнейшими городами, которые богиня плодородия Деметра попросила Зевса перенести на небо.

Слайд 14

Ящерица изящное млекопитающее, занимающее мало места на карте.

Слайд 16

Созвездие Рыбы

Слайд 17

Созвездие Овен

Слайд 18

Созвездие Телец

Слайд 19

Созвездие Близнецы

Слайд 20

Созвездие Рак

Слайд 21

Созвездие Лев

Слайд 22

Созвездие Дева

Слайд 23

Созвездие Весы

Слайд 24

Созвездие Скорпион

Слайд 25

Созвездие Стрелец

Слайд 26

Созвездие Козерог

Слайд 27

Созвездие Водолей


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по математике и физике

Интегрированный урок по математике и физике по теме "Производная" 10 класс. Расчитан на 2 урока....

Интегрированный урок по математике и физике " Линейная функция и механическое движение"

Применение свойств линейной функции при решение задач на движение...

открытый интегрированный урок по математике и физике

Опыт данной работы может быть предложен и другим преподавателям, которые могли бы использовать компьютеризацию учебного процесса по различным предметам, интеграцию, особенно таких предметов, как матем...

Интегрированный урок по математике и физике в 7 классе по теме:«Решение физических задач с помощью линейных уравнений»

Математика  настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке математике можно найти связь, с какой либо дисциплиной.Общие задачи интеграции выстроил...

Интегрированный урок по математике и физике «Применение производной в физике и технике»

В статье предложен конспект интегрированного урока по теме «Применение  производной  в  физике и технике», направленного на достижение целей:Обучающих:Повторение, обобщение и систематиз...

Интегрированный урок по математике и физике по теме "Линейная и квадратичные функции в задачах ОГЭ по математике и физике"

Цели урока:Образовательные:Показать связь между физикой и математикой;Обобщить знания по темам "Линейная и квадратичная функции";Применить математические знания, умения и навыки при решении ...

Конспект интегрированного урока по математике и физике "Квадратичная функция в задах ОГЭ по математике и физике"

Представленный урок имеет большое значение как для математики, так и для физики, особенное при подготовке к ОГЭ. В нем показана связь меджу предметами, и как можно использовать знания из математики дл...