Открытый урок "Электрический ток"
учебно-методический материал по физике (8 класс)

Гусева Людмила Викторовна

Слова «электричество» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой даже не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни.

 Целью данного урока является выяснение, что такое электрический ток, какие условия необходимы для его существования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Основная Общеобразовательная школа № 78»

Открытый урок физики в 8 классе

Электрический ток. Источники электрического тока



Учитель

Гусева Людмила Викторовна



Саратов 2018

Урок физики в 8 классе

Тема урока «Электрический ток. Источники электрического тока»

Цели урока:

Образовательные:
1)сформировать понятие электрический ток.
2)выяснить условия существования электрического тока и назначение источника тока.
3) рассмотреть принципы действия источника тока.
4)ознакомить учащихся с различными видами источников тока.
Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, формировать умение самостоятельной проектной деятельности.
Воспитательные: формировать материалистическое мировоззрение учащихся.

Цели урока:

системно-деятельностный подход

Цель – достичь образовательных результатов

1.Личностный результат:

-осознавать  свою идентичность как гражданина страны;

-ощутить чувство сопричастности к экологическим проблемам своего края;

- формировать положительную мотивацию к обучению;

- создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету.

2.Метапредметный результат :

-самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации,  устанавливать логические связи.

-организовывать и регулировать свою деятельность.
-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией : анализировать и обобщать факты, составлять  конспект, формулировать и обосновывать выводы.;

-использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация);
- сотрудничать с соучениками,  работать в группе .

3. Предметный результат:

-знать что такое электрический ток, условия существования электрического тока, назначение источников тока, виды источников тока;

-понимать принципы действия источников тока;

-уметь анализировать учебный материал, делать выводы, создавать простейший гальванический элемент.

Тип урока:

Урок изучения нового материала с первичным закреплением новых знаний.

Оборудование:

гальванометр, электрофорная машина, термопара, электрометр 2 шт., эбонитовая палочка, шерсть, сухое горючее, гальванические элементы, лампочка на подставке, ключ, соединительные провода, персональный компьютер, мультимедийная доска и проектор.

Методы: 

словесно- наглядно- практические.

Демонстрации:

-Деление электрического заряда, возникновение электрического тока.

-Превращения энергии в источниках электрического тока:

  1. работа электрофорной машины
  2. работа термопары;
  3. работа генератора;
  4. работа гальванического элемента;
  5. работа гальванического элемента, сделанного руками.

-Презентация учащегося.

Виды педагогических технологий, применяемые на данном уроке:

  • информационная технология;
  • личностно – ориентированное обучение (беседа – ответы на вопросы; развитие, понимание и объяснение опытов, исследовательский поиск при решении проблемного вопроса).

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.Орг.момент

Приветствие учеников класса и гостей

1 мин

2.Актуализация знаний

Беседа, фронтальный опрос (слайд №2,3,4)

Отвечают на заданные вопросы.

10мин

3. Постановка учебной проблемы. Изучение нового материала.

1.Демонстрация опыта №1.

Электроскопы соединены проводником

Следят за экспериментом, делают вывод.

3мин

2. Формулировка понятия эл.тока.

(слайд №5)

Пытаются самостоятельно сформулировать определение и записать его в тетрадь.

3мин

3.Выяснения условий длительного существования эл.тока.

(Слайд №6)

Пытаются самостоятельно сформулировать условия и записать в тетрадь

3мин

4. Создание модели эл,цепи и сборка эл,цепи (слайд №8,9,10)

Следят за экспериментом

3 мин

4.Демонстрация опытов с источниками эл.тока .

№2.Гальванический элемент(слайд №12)

Следят за экспериментами, делают выводы и записывают их в тетрадь.

1 мин

№3 Электрофорная машина (слайд №13)

записывают  в тетрадь.

1 мин

№4.Теплоэлемент

(слайд №14)

записывают  в тетрадь.

2мин

физкультминутка

2 мин

№ 5. Генератор эл.тока (слайд №8)

записывают  в тетрадь.

1мин

Представляет сообщение ученика «Альтернативные источники тока»

слушают, задают вопросы

5 мин

5.Закрепление материала, фронтальный опрос

отвечают на заданные вопросы

5 мин

4.Рефлексия

Проводит анализ усвоения изученного материала 

анализируют усвоенный материал

2 мин

5.Подведение итогов.

Домашнее задание

Сообщение учителем домашнего задания и его пояснение.

Записывают домашнее задание.

3 мин

Ход урока:
1.Подготовка к усвоению нового материала (мотивация и формулировка цели урока).

Учитель цитирует слова П. Н. Яблочкова:

«Настанет время, когда электричество будет доставляться по проводам, как вода по трубам, во все дома из особых фабрик электричества».(слайд № 1)

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Тема сегодняшнего урока: «Электрический ток. Источники электрического тока».

     Слова «электричество» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой даже не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни.
    Представьте себе на минуту, что отключили электричество в наших квартирах. Что было бы? Каковы последствия этого события? ( Погас бы свет. Не смогли бы посмотреть телевизор, не работала бы микроволновая печь, компьютер, холодильник, пылесос, другие электробытовые приборы. Отключили бы отопление и воду, так как насосы, качающие воду, работают на электричестве. Невозможно было бы подзарядить сотовые телефоны).

   вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое.

Но неподвижные электрические заряды редко используются на практике. Для того, чтобы заставить электрические заряды служить нам, их нужно привести в движение, чтобы они совершали работу, т.е. создать электрический ток.
        Цель нашего урока: выяснить, что такое электрический ток, какие условия необходимы для его существования.

 2.Актуализация опорных знаний учащихся (фронтальный опрос).СЛАЙД 2, 3, 4

1. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноимённые заряды?

2. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноимённые заряды?

3. Может ли атом водорода лишиться заряда, равного 1,5 заряда электрона?

4. Какие два рода зарядов существуют в природе?

5. Как взаимодействуют между собой две стеклянные палочки, натёртые шёлком?

6. Атом хлора принял один электрон. Как называется полученная частица? Каков её заряд?

7. Как взаимодействуют между собой две эбонитовые палочки, натёртые мехом?

8. Какой заряд приобретает атом железа, если он потеряет один электрон?

9. Как взаимодействуют между собой стеклянная палочка, натёртая шёлком, и эбонитовая палочка, натёртая мехом?

10. Является ли нейтральным атом гелия, если вокруг его ядра обращается один электрон?

11. Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел? Ответ обоснуйте.

12. Вокруг ядра атома кислорода движется 8 электронов. Сколько протонов имеет ядро атома кислорода?

13. При трении эбонитовой палочки о мех наблюдается явление электризации. Объясните, какой заряд (положительный или отрицательный) сообщён при этом эбонитовой палочке, какой заряд сообщён меху?

14. В ядре атома азота 14 частиц, из них 7 нейтронов. Сколько протонов и электронов содержится в этом атоме?

15. Почему при расчёсывании волос пластмассовой расчёской чистые волосы словно прилипают к ней?

16. Положительно заряженное тело отталкивает подвешенный на нити лёгкий шарик. Можно ли утверждать, что шарик заряжен положительно?

17. В результате трения о шёлк стеклянной палочке был сообщён положительный заряд. Изменилась ли масса стеклянной палочки после сообщения ей положительного заряда? Как? Почему?

18. Изменяется ли сила, действующая на заряженную гильзу при удалении её от заряженного тела?

Ответы учащихся:

  1. Тела отталкиваются друг от друга.
  2.  Тела притягиваются друг к другу.
  3. Нет. Электрон – частица с наименьшим отрицательным зарядом.
  4. Положительные и отрицательные.
  5. Отталкиваются друг от друга.
  6. Отрицательный ион. Отрицательный.
  7. Отталкиваются друг от друга.
  8. Положительный (положительный ион).
  9. Притягиваются друг к другу.
  10.  Нет. Он представляет собой положительный ион.
  11.  Нет. При трении электроны переходят с одного тела на другое. На одном теле будет избыток электронов, а на другом – недостаток.
  12.  8 протонов.
  13.  При этом эбонитовой палочке сообщён отрицательный заряд, а меху сообщён положительный заряд.
  14.  7 протонов и 7 электронов содержится в этом атоме.
  15.  Небольшая часть электронов перейдёт с волос на расчёску и зарядит её отрицательно, а волосы зарядятся положительно.
  16.  Да. Необходимо сделать анализ поведения шарика, если он нейтрален или заряжен отрицательно.
  17.  Да. Она уменьшилась. С неё ушло некоторое количество электронов.
  18.  Да. По мере удаления действие поля ослабевает.

3.Освоение нового материала

1.Электрический ток

Демонстрация№1

 Два электрометра, соединенных металлическим проводником. Если поднести к одному электрометру заряженную эбонитовую палочку, то стрелка второго электрометра отклонится. Что происходит при этом?
Учащиеся отвечают (вокруг заряженной палочки возникает электрическое поле, под действием которого свободные электроны перемещаются сначала к одному электрометру, а затем через проводник к другому.)

В нашем опыте электроны двигаются в одну сторону, т.е. направлено (упорядочено). В этом случае можно сказать, что по металлическому проводнику протекает электрический ток.

Кроме металлических проводников мы будем изучать и другие проводники, например, проводящие ток жидкости. В них кроме электронов есть и другие заряженные частицы – ионы. Они тоже могут перемещаться.

Сформулируем вместе, что же такое электрический ток?
1.
 электроны и ионы – это…? (Ученики: заряженные частицы).
2. что с ними происходит? (Ученики: они движутся).
3. как они движутся? (Ученики: упорядочено, т.е. направлено).
4.под действием чего движутся заряженные частицы? (Ученики: под действием электрического поля).
СЛАЙД 5

электрический ток- это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц, под действием электрического поля.


                                2.Условие существования тока в цепи .

В нашем опыте в металлическом проводнике электрический ток возникает, но он быстро прекращается. Почему же он является кратковременным? По мере перемещения зарядов с палочки на электрометр и далее по трубке, электрическое поле вокруг палочки уменьшается, а вокруг левого электрометра растет. При равенстве зарядов их электрические поля компенсируют друг друга и движение электронов прекращается.

Значит, для того, чтобы ток в цепи существовал долго что необходимо :

1.Наличие свободных электронов

2.Наличие внешнего электрического поля для проводника

3. Замкнутость цепи (СЛАЙД 6)

На основании вышеизложенного создаем модель электрической цепи. (СЛАЙД 7)

Эксперимент №1.Собираем цепь, состоящую из ключа, лампочки и батарейки соединяем все друг за другом. Какой вывод вы можете сделать?

1.существует электрический ток (лампа горит) движение свободных электронов

2.наличие внешнего поля(источник питания)

3.разомкните ключ.(лампа не горит)-замкнутая цепь (СЛАЙД 8)

Для графического изображения электрической цепи применяют электрическую схему, для этого используют условные обозначения элементов электрической цепи. (СЛАЙД 9, 10)

                                                3.Источник тока

       Источник тока-устройство в котором любой вид  

                      энергии превращается в электрическую.

         

  • Источники тока бывают различными, но в каждом из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц.(слайд№11)

Обратитесь к вашим источникам питания  на одном конце + на другом _

Источник тока: 2 полюса +,-

                     

4.Виды источников тока

В источниках тока в процессе разделения заряженных частиц происходит превращение  энергий в электрическую.

Предлагаю определить какой вид энергии превращается  в

  • Демонстрация№2 гальванический(слайд 12)
  • Демонстрация№3 электрофорная(слайд 13)
  • Демонстрация№4 тепловая(слайд 14)

Источники тока у которых разделение зарядов происходит за счет энергии химических процессов называют гальваническими. В них химическая энергия преобразуется в электрическую.
 

  • Физкультминутка (слайд 15)

  • Демонстрация№5 генератор эл.тока (слайд 16)

Сообщение ученика: «Альтернативные источники электрического тока»

__________5.Ответы на вопросы

  1. Что  заставляет электрические заряды двигаться вдоль проводника?
  2. Что такое электрический ток?
  3. Из чего состоит электрическая цепь?
  4. На какие два участка можно разделить электрическую цепь? Что в них входит?
  5. Какие превращения энергии происходят на внутреннем участке электрической цепи?
  6. Какие превращения энергии происходят  на внешнем участке электрической цепи?
  7. Какую электрическую цепь называют замкнутой; разомкнутой?

______________________6.Рефлексия

  • Оценки за урок
  • Д/З п 32, 33 пересказать, домашний проект
  • Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
    1.        Интернет-портал Mukhin.ru (www.mukhin.ru/stroysovet/electro/001.html).
    2.        Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (открытыйурок.рф/статьи/580203/).
    3.        Интернет-портал Powerinfo.ru (www.powerinfo.ru/galvanic-cell.php).

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Настанет время, когда электричество будет доставляться по проводам, как вода по трубам, во все дома из особых фабрик электричества » П.Н.Яблочков Электрический ток

Слайд 2

Отвечаем на вопросы 1. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноимённые заряды? 2. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноимённые заряды? 3 . Может ли атом водорода лишиться заряда, равного 1,5 заряда электрона? 4. Какие два рода зарядов существуют в природе? 5. Как взаимодействуют между собой две стеклянные палочки, натёртые шёлком? 6. Атом хлора принял один электрон. Как называется полученная частица? Каков её заряд ? 7. Как взаимодействуют между собой две эбонитовые палочки, натёртые мехом?

Слайд 3

Отвечаем на вопросы 8 . Какой заряд приобретает атом железа, если он потеряет один электрон? 9. Как взаимодействуют между собой стеклянная палочка, натёртая шёлком, и эбонитовая палочка, натёртая мехом? 10. Является ли нейтральным атом гелия, если вокруг его ядра обращается один электрон? 11. Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел? Ответ обоснуйте. 12. Вокруг ядра атома кислорода движется 8 электронов. Сколько протонов имеет ядро атома кислорода ? 13. При трении эбонитовой палочки о мех наблюдается явление электризации. Объясните, какой заряд (положительный или отрицательный) сообщён при этом эбонитовой палочке, какой заряд сообщён меху?

Слайд 4

Отвечаем на вопросы 14 . В ядре атома азота 14 частиц, из них 7 нейтронов. Сколько протонов и электронов содержится в этом атоме? 15. Почему при расчёсывании волос пластмассовой расчёской чистые волосы словно прилипают к ней? 16. Положительно заряженное тело отталкивает подвешенный на нити лёгкий шарик. Можно ли утверждать, что шарик заряжен положительно? 17. В результате трения о шёлк стеклянной палочке был сообщён положительный заряд. Изменилась ли масса стеклянной палочки после сообщения ей положительного заряда? Как? Почему? 18. Изменяется ли сила, действующая на заряженную гильзу при удалении её от заряженного тела?

Слайд 5

Электрический ток - это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц под действием электрического поля.

Слайд 6

Условия существования электрического тока: 1. Наличие свободных зарядов. 2. Наличие электрического поля. 3 . Замкнутая цепь .

Слайд 7

Модель электрической цепи АСВ – внешний участок цепи ( потребители электрической энергии) АДВ – внутренний участок цепи (источник тока) А и В – полюса источника тока

Слайд 8

Электрическая цепь

Слайд 9

Условные обозначения элементов электрической цепи

Слайд 10

Графическое изображение электрической цепи – электрическая схема

Слайд 11

Источники электрического тока Источники тока бывают различными, но в каждом из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц, которые накапливаются на полюсах источника . Источник тока – устройство, в котором любой вид энергии превращается в электрическую .

Слайд 12

Источники электрического тока Химический источник тока в результате химических реакций внутренняя энергия преобразуется в электрическую.

Слайд 13

Источники электрического тока Тепловой источник тока внутренняя энергия преобразуется в электрическую энергию.

Слайд 14

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 15

Источники электрического тока Электрофорная машина механическая энергия преобразуется в электрическую энергию.

Слайд 16

Источники электрического тока Принципиальная схема генератора постоянного тока. При вращении катушки в магнитном поле механическая энергия преобразуется в электрическую.

Слайд 17

Домашнее задание: 1 . п.32 , 33 Упр.23 2. Самостоятельно рассмотреть устройство аккумуляторов. 3 . Домашний проект: «Сделай батарейку» (инструкция выдается каждому ученику ) Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет 1. Интернет-портал Mukhin.ru ( www.mukhin.ru/stroysovet/electro/001.html ). 2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ( открытыйурок.рф /статьи/580203 /). 3. Интернет-портал Powerinfo.ru ( www.powerinfo.ru/galvanic-cell.php ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....