Функциональная грамотность на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре (8 класс)

Абрамович Елена Григорьевна
8 декабря в МБОУ "Гимназия 5" в рамках недели Функциональной грамотности прошла Викторина физкультурно-познавательной направленности «Спортивный калейдоскоп» среди обучающихся 8 «А» и 8 «Г» классов. 
Перед викториной ребятам было дано домашнее задание: придумать название команды и девиз. Ребята к этому заданию подошли с интересом и творчески: 8 «А»  - СССР «Союз Самых Спортивных Ребят!» 
8 «Г» - Стрела «Как стрела, мы будем мчаться, Вам за нами не угнаться!».
Викторина прошла динамично в дружелюбной обстановке. Задания были разными и интересными. Даже небольшая неудача в одном конкурсе не останавливала ребят проявить себя и отличится в другом. 
Ведь все понимают, что Здоровье человека, в большей степени зависит от образа жизни, а значит, нужно уметь самостоятельно организовывать свой досуг, заниматься физической культурой и спортом, иметь знания по правильному питанию, здоровому образу жизни и знать правила спортивных игр. 
Поэтому эстафеты и вопросы викторины  были составлены на темы: Спорт, Питание и ЗОЖ. У игры была важная особенность - активизация знаний и общения, взаимопонимания и самовыражения. Мероприятие направлено на повышение интереса к предмету физическая культура, мотивации к систематическим занятиям физкультурой, активизировать мыслительные процессы, логически мыслить, воспитание умения работать в команде и взаимопомощи, для повышения уровни жизни и приумножения здоровья. 
Победу в викторине «Спортивный калейдоскоп» одержала команда Стрела. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: актуализация и формирование знаний, обучающихся о составляющих здоровья, здорового образа жизни, Олимпийских играх и различных видах спорта.

Задачи:

  • пропаганда ценностей здорового образа жизни среди подростков;
  • вовлечение обучающихся в различные виды положительной деятельности;
  • воспитывать у школьников интерес к истории Олимпийского движения, развитию видов спорта.
  • приобретение учащимися необходимых знаний о физической культуре и спорте;
  •  формирование у детей представления о здоровом образе жизни;
  •  развитие интеллектуальной деятельности учащихся через использование заданий занимательного характера;
  •  формирование дружеских отношений, развитие навыков сотрудничества со сверстниками
  • стимулирование роста творческой и познавательной деятельности.

Методы и приемы обучения:

  • Наглядный метод  - демонстрация
  • Словесный метод - объяснение, рассказ, беседа.

Оборудование: свисток, секундомер, мячи баскетбольные- 4шт.,

скакалка – 2 шт., карточки с заданием, фломастеры.

Подготовительная работа: подготовка вопросов для викторины, лист А4 с написанным по вертикали словом “здоровье”, пословицы. За 2 недели до проведения викторины обучающимся дается домашнее задание придумать название команды и девиз.

В викторине могут участвовать обучающиеся 7-9 классов. Команда состоит учеников класса. Жюри 3 человека.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте! Мы часто говорим друг другу это доброе слово. Это значит желать друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте, дорогие ребята, гости, болельщики. Сегодня в нашей викторине участвуют обучающиеся 8-х классов. А называется наша викторина “Спортивный калейдоскоп”.  Какая же викторина без жюри? Разрешите представить наше жюри (идет представление членов жюри).

Нашим командам было дано домашнее задание - придумать название команды и девиз. Это и будет нашим первым заданием. Сейчас команды пройдут жеребьевку, и мы начнем нашу викторину.

Первое задание: Представление: защита названия и девиза команд. Конкурс оценивается по 3-х бальной системе.

Ведущий: Для выполнения следующего задания ответьте мне на один вопрос “Вы знаете, что дороже всего на свете?” (дети отвечают). Конечно, это здоровье. И вот вам второе задание.

Второе заданиеРазминка для команд: на карточке записано слово здоровье по буквам вертикально (карточка №1), его надо истолковать с помощью слов или словосочетаний, например,

з – здорово!

д – добро

о - ответственность

р – радость,

о – обучение,

в – выдержка,

ь – ьвобюл (читай наоборот),

е – ежедневная зарядка, единомышленники.

Командам показывается карточка, на которой написано слово “здоровье” по вертикали и раздаются маркеры, время для обсуждения слов в группах 1 минута, после истечения времени ученики добегают до карточки и вписывают одно слово, возвращаются к команде и передают маркер следующему участнику. Победитель в эстафете получает 1 дополнительный балл.

Конкурс оценивается жюри по 2-х бальной системе.

Жюри подводит итоги 2-х конкурсов

Третье задание: Викторина «Калейдоскоп»

Ведущий: Викторина — игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.

Слово «викторина» появилось в 1928-х г. в журнале «Огонёк». Известный советский журналист и писатель Михаил  Кольцов так озаглавил подборки, включающие в себя вопросы, шарады, ребусы и т. п. Готовил эту развлекательную полосу некто Виктор Микулин, сотрудник журнала. От имени Виктор и последних букв фамилии и сложилось слово «викторина».

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит на 10% - от факторов, связанных с наследственностью, на 10 % - от условий медицинского обслуживания, на 20 % от климатических условий и на 60% здоровье человека зависит от его образа жизни, поэтому так важно самим заботиться о своем здоровье. А что бы это делать правильно и грамотно вы должны уметь организовывать свой досуг, заниматься физической культурой и спортом, иметь знания по правильному питанию, здоровому образу жизни, быть подкованными в вопросах “Олимпийского движения”, знать виды спорта. Поэтому вопросы нашей викторины составлены на темы: Спорт, Питание, ЗОЖ, Олимпийская история.

Правила игры: Участникам раздаются карточки с буквами и с вопросами (карточка №2 и №3). За каждый правильный ответ даётся по одному баллу. Учитель зачитывает вопрос, на обдумывание командам даётся по 15 секунд. Команде, первой поднявшей карточку (с правильным ответом) начисляется дополнительный балл. Правила игры понятны? Ну а теперь мы начинаем нашу викторину (командам раздаются карточки с вопросами).

“Питание”

  1. В каких продуктах больше всего содержится белков?

А –  мясо, горох

Б –  сыр, фасоль

В – рыба, творог

  1. Основными источниками энергии для организма являются:

А – белки и минеральные вещества

Б -  углеводы и жиры

В – жиры и витамины

Г – углеводы и белки

  1. Суточная потребность человека в витаминах, как правило, составляет:

А – несколько микрограммов

Б – несколько миллиграммов

В – несколько граммов

Г – 100 граммов

  1. Принимать пищу сразу после занятий физическими упражнениями не рекомендуется. Почему?

А – нарушены нормальные условия для секреции соков

Б – появляется дополнительная нагрузка на организм, связанная с перевариванием пищи

В – снижается эффективность воздействия физических упражнений на организм

Г – отсутствует аппетит

“ЗОЖ”

1. Какой фактор играет определяющую роль для состояния здоровья человека:

А – образ жизни

Б – наследственность

В – климат

2. Назовите элементы здорового образа жизни:

А – двигательный режим, закаливание, личная и общественная гигиена

Б – рациональное питание, гигиена труда и отдыха, гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений в коллективе

В – все перечисленное

3. Всемирный день здоровья считается:

А – 23 июня

Б – 21 ноября

В – 7 апреля

Г – 1 августа

“Олимпийские игры”

  1. Какая страна является родиной Олимпийских игр?

А – Рим

Б – Китай

В – Греция

Г – Египет

  1. Слово “стадион” произошло от:

А -  греческой меры длины, равной 192,27 м

Б – места, где проходили соревнования по пентатлону

В – названия здания, где тренировались атлеты

  1. Продолжительность Олимпийских игр не должна превышать:

А – 16 дней

Б – 30 дней

В – 7 дней

  1. Когда состоялись первые Олимпийские игры современности?

А –  1980 г

Б – 1896 г

В –  776 году до нашей эры

Г –  1900 г

“Спорт”

  1. Правила баскетбола предусматривают, что на замену игрока отводится…

А – 10 сек.

Б – 20 сек.

В – 25 сек.

Г – 30 сек.

  1. Скелетон является разновидностью….

А – санного спорта

Б – горнолыжного спорта

В – конькобежного спорта

Г – многоборья

  1. Правила волейбола предусматривают, что команда в каждой партии имеет право максимум на…

А – три замены

Б – пять замен

В – шесть замен

Г – количество замен неограниченно

  1. К спортивным единоборствам относятся:

1.        Шахматы

2.        Бокс

3.        Стрельба

4.        Плавание

5.        Фехтование

Ответ: А (шахматы, бокс, фехтование)

По окончанию викторины жюри подводит итоги работы команд.

Четвёртое заданиеБиатлон.

Ведущий:

И в мишень спортсмен стреляет,
И на лыжах мчится он.
А вид спорта называют

Очень просто: ...
Ответ: Биатлон

Правила игры: Эстафета. 6 человек от команды (3 мал. и 3 дев., у каждого члена команды по теннисному мячу в руке.) По команде судьи первый участник добегает до места метания – «стрельбище» - 6 конусов, на которых находятся теннисные мячи, которые нужно сбить,  метает в цель, если есть «промах», то выполняет штрафной круг вокруг «стрельбища», и возвращается обратно, передав эстафету за линией старта и т.д.

Победитель в эстафете 2 балла.

Пятое задание: Перекличка.

Правила игры: Команды по очереди называют Олимпийские виды спорта. Выигрывает, команда, «выкрикнувшая» последней вид спорта. (На обдумывание командам даётся 5 секунд).

Право первой произнести вид спорта, разыгрывается капитанами – кто дольше прыгнет через скакалку.

Победитель в перекличке получает 2 балла.

Шестое задание: Эстафета видов спорта.

Правила: Эстафета. 8 человек от команды (4 мал., и 4 дев.). По команде судьи первый участник добегает до места, где висит карточка с рисунками спортивного инвентаря, записывает один вид спорта, и возвращается, передав эстафету за линией старта и т.д.

Победитель в эстафете 2 балла. Команда, правильно написавшая все виды спорта, в эстафете получает 1 дополнительный балл.

Шестое задание – Блиц - Турнир: Знатоки спорта

Ведущий: Ну а теперь мы переходим с вами к последнему конкурсу “Знатоки спорта”.

БЛИЦ – ТУРНИР: Каждой команде подготовлено по 21 вопрос, на которые они должны дать ответ. За каждый правильный ответ дается 1 балл.

Право первой команды начать турнир, разыгрывается капитанами – кто дольше выполнит ведения двух баскетбольных мячей одновременно.

На ответ командам дается 3 минуты.

Вопросы для первой команды:

1. На какие части (временные отрезки) делятся матчи в теннисе (сет, гейм)

2. Сколько игроков должно быть в баскетболе? (5игроков)

3. Назовите бегуна на короткие дистанции? (Спринтер)

4. Как называется борьба на руках? (Армрестлинг)

5. Назовите в какой игре пользуются самым тяжелым мячом? (в баскетболе)

6. Как часто проводятся Олимпийские игры (1 раз в 4 года)

7. Как называется строй, в котором занимающие размещены на одной линии один возле другого? (Шеренга)

8. В каком виде спорта самый высокий старт? (в парашютном)

9. Как называется расстояние между занимающимися, стоящими по фронту? (Интервал)

10. Как называются отверстия бильярдного стола в которые во время игры загоняют шары? (Луза)

11. На каких площадках проходят соревнования по теннису (Корт)

12. Сколько игроков играет в волейбол? (6)

13. Назовите, что защищает голову велогонщика? (Шлем)

14. В каком году проходили Олимпийские игры в Москве? (В 1980 году)

15. На какие части (временные отрезки) делятся матчи в хоккее (Период)

16.  Как называется танцор на льду (Фигурист)

17. В какой игре пользуются самым легким мячом? (Настольный теннис)

18. Как называется строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу? (Колонна)

19. Как называется правая и левая сторона оконечности строя? (Фланг)

20. В каком виде спорта самый низкий старт? (в подводном)

21. Может ли хоккей быть летним видом спорта? (Хоккей на траве)

Вопросы для второй команды:

1. Какова продолжительность игры в баскетбол (4 периода по10 мин)

2. Как называется спортсмен, который ходит сидя. (Шахматист)

3. Сколько игроков в футбольной команде? (11)

4. Как называют молодого спортсмена (Юниор)

5. На какие части (временные отрезки) делятся соревнования по футболу (тайм)

6. Какая длина беговой дорожки по кругу на спортивном стадионе (400м)

7. Чего не надо, если есть сила? (Ума)

8. Инструмент Спортивного судьи (Свисток)

9. Предшественники кроссовок (Кеды)

10. На каких площадках проходят соревнования по боксу (Ринг)

11. Длинная палка, которой спортсмены забиваю шары в бильярде? (Кий)

12. Сколько игроков в команде по хоккею с шайбой? (6)

13. Летающий участник бадминтона (Воланчик)

14. «Бородатый » спортивный снаряд (Козел)

15. Сколько фигур в шахматах? (32)

16. Назовите виды легкой атлетики? (Бег, прыжки, метания, эстафеты)

17. На каких площадках проходят соревнования по велоспорту (Трек)

18. Они находятся на подошве спортивной обуви, чтобы обувь не скользила. (Шипы)

19. Острый молоток, с помощью которого альпинист взбирается на скалу? (Ледоруб)

20. Страна зимних олимпийских игр 2014? (Россия).

21. Девиз Олимпийских игр. (Быстрее, Выше, Сильнее)

Жюри подводит итоги викторины.

(Пока жюри подводит итоги, ведущий проводит игру со зрителями и командами)

Ведущий: Русские люди испокон веку были здоровыми, крепкими, - это помогало им переносить все невзгоды и трудности. К тому же они всегда были сильными. Для кого-то сильные люди – это те, которые открыли гармонию в себе, для кого-то – честные и благородные люди, способные прийти на помощь другим. В русском языке много пословиц о здоровье. Давайте с вами попробуем их вспомнить.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Здоровье растеряешь – ничем не наверстаешь.

Живи с разумом, так и лекарок не надо.

Если хочешь быть здоров – закаляйся.

Проходит награждение команд победителей.

08.12.2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры...

Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности на уроках физической культуры.

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Используя современные технологии обучения: игровую, дифференцированного обучения, спортивно-ориент...

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления: языковая грамотность, математическая...

Методическая разработка «Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры»

Методическая разработка«Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры»Шеломенцева Анна Геннадьевнаметодист ИМЦ Адмиралтейского района Функциональная грамотност...

Функциональная грамотность на уроках физической культуры

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет ...

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры...