Функциональная грамотность на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре

Уляшева Юлия Михайловна

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления: языковая грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, цифровая грамотность,финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления: языковая грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, цифровая грамотность,финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся.

Уроки физкультуры призваны привить учащимся основы функциональной грамотности в сфере безопасного и здорового образа жизни.

Само по себе формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у школьника стойкой мотивации на здоровье, стоит вести речь о культуре здоровья.

Уроки физической культуры  направлены на формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся.

На уроках физической культуры   осуществляется формирование системы знаний о становлении современного  Олимпийского движения,основ здорового образа жизни. Обучающиеся  знакомятся с  показателями  физическогоразвития и основными физическими качествами  человека, учатся составлять индивидуальные комплексы физических упражнений оздоровительной направленности.

Уроки физической культуры  имеют  большое  значение для воспитания ценностного отношения к здоровью, физическому  совершенствованию личности,  способствуют развитию моральных и волевых качеств.

Для формирования  функциональной грамотности на  уроках физической культуры   использую  ситуационные задачи, задания творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки. Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера: задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.

   Под функциональной грамотностью понимается «способность использовать ЗУН (знания узкой направленности) , приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях».

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным  социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны  выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;

• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;

• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;

• воспитание моральных и волевых качеств;

• развитие опыта межличностного общения.

Задания по функциональной грамотности не должны занимать большую часть урока, но могут использоваться на разных его этапах.Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры является сложным многосторонним длительным процессом, который позволяет сформировать  такие черты характера как: любознательность, инициативность, социальная и культурная осведомленность, упорство, лидерство.

Список использованных источников:

  1. Мокс А.А. Функциональная грамотность в современном образовании URL: https://sch1621.mskobr.ru
  2. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов.  /  Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. –68  с.
  3. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019. — 160 с.
  4. Формирование функциональной грамотности на уроках физкультуры URL: https://infourok.ru/statya-formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti-na-urokah-fizicheskoj-kultury-5116007.html
  5. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры...

Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности на уроках физической культуры.

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Используя современные технологии обучения: игровую, дифференцированного обучения, спортивно-ориент...

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления: языковая грамотность, математическая...

Методическая разработка «Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры»

Методическая разработка«Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры»Шеломенцева Анна Геннадьевнаметодист ИМЦ Адмиралтейского района Функциональная грамотност...

Функциональная грамотность на уроках физической культуры

8 декабря в МБОУ "Гимназия 5" в рамках недели Функциональной грамотности прошла Викторина физкультурно-познавательной направленности «Спортивный калейдоскоп» среди обучающихся 8 ...

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры...