программа работы кружка "Юный краевед"
методическая разработка (география, 8 класс) на тему

Смольская Елена Валерьевна
 Программа кружка по краеведению способствует воспитанию любви к малой родине, родного города, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, людей прошлого и настоящего, воспитывается чувство патриотизма и справедливости. Программа может быть адаптирована для изучения любого населённого пункта России. 

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_yunyy_kraeved_8-9_klass.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка "Юный краевед"

 для 8–9-х классов

“Любовь к родному краю,
знания его истории – основа, на которой
только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества.”

Д.С.Лихачёв

Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Донского Края, родного города, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения донского казачества ,гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.

Представленная программа рассчитана на учащихся 8- 9 классов. Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах.

Тема “Мой дом, мой город, моя школа”, нацелены на воспитание любви, уважении к школе, как к своему второму дому, своей улице и городу как к малой родине

Изучая историю своей семьи, ребята проникаются чувством ответственности за свою фамилию, историю своей семьи как части народа

В программе второго года обучения ребята получают наиболее полное представление о Ростовской области, его городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.

Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области. Важное место на втором году обучения занимает изучение истории родного города , беседы с интересными людьми, встречи.

В процессе обучения в начале преобладают игровые формы , затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.

Цели и задачи: 

  1. Углубить и расширить знания учащихся по истории Донского края, своего города, школы;
  2. развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками.
  3. Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников.
  4. Приобщить школьников к поисково - исследовательской работе.
  5. Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам.
  6. Воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Принципы построения программы:

  1. Принцип возрастания сложности (от простого к сложному).
  2. Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций.
  3. Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно).
  4. Принцип интеграции и дифференциации обучения.
  5. Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).

Основные методы обучения:

  1. Практические
  2. Рассказ педагога и рассказы детей
  3. Беседы
  4. Дискуссии
  5. Встречи с интересными людьми
  6. Мини сочинения
  7. Походы, экскурсии
  8. Конкурсы, викторины
  9. Составление презентаций Power Point

Что должны знать и уметь воспитанники:

  1. Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
  2. Составлять доклады, рефераты
  3. Оформлять дневник похода
  4. Применять полученные знания на практике
  5. Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
  6. Практиковаться в умении проводить экскурсии

Почасовая разбивка
учебного курса

 

Разделы программы

1 год обучения

2 год обучения

1

Водная беседа

1

1

2

Посёлок, в котором мы живём

7

-

3

Мой Морозовский район

-

6

4

Изучение Ростовской области

 

6

5

Мой дом, семья

6

-

6

Туристские навыки

6

-

7

Охрана природы

6

-

8

Поиск

6

-

9

Экология

-

4

10

Школьный музей

-

5

11

Загадки Тихого Дона

 

5

12

Истоки Донского казачества

-

6

13

Итоговые практические занятия

2

               1

 

Итого

34

34

Программа
1 год обучения

Земля Донская – край родной

1. Вводная беседа:

  1. Задачи, содержание программы на новый учебный год.

2. Изучение Ростовской области

2.1 География Ростовской области

  1. Географическое положение, границы, территория
  2. Полезные ископаемые
  3. Реки, озёра
  4. Каналы, водохранилища.

Практические задания:

  1. Выпуск презентаций в Power Point о географическом положении Ростовской области
  2. Выпуск газет с вопросами викторины “Что? Где? Когда? ” для различных параллелей
  3. Разгадывание ребусов, кроссвордов по истории области.

2.2 Города и районы области

  1. Большие и малые города области
  2. Ростов – на- Дону – областной центр
  3. Таганрог – город великого прошлого и большого будущего
  4. Азов – город казачьей доблести
  5. Малые города
  6. Районные центры

Практические занятия:

  1. Интеллектуальные игры “Знаешь ли ты Землю Донскую?”
  2. Оформление альбомов о городах Ростовской области
  3. Выпуск презентаций Power Point о Ростове – на Дону и других городах области

3. История Донского казачества:

3.1. Краткое описание Земли Донской

3.2. Наш край в далёком прошлом (Дон и великое переселение народов)

Практические занятия:

экскурсия в Танаис.

3.3. Зарождение Донского казачества:

  1. Славная битва на Куликовом поле
  2. Покорение Сибири Ермаком
  3. Михаил Романов и казаки
  4. Азовское сидение

Практические занятия: 

Экскурсия в Азов, Новочеркасск
Выпуск презентаций в
Power Point
об истории Донского казачества.

3.4. Дон в XVII -XVIII веке, казаки Дона в войне 1812 года. 

  1. Матвей Иванович Платов
  2. Бородинское сражение
  3. Ратная служба
  4. Крымская война

Практические занятия:

экскурсия в краеведческий музей г Ростова – на -Дону,
конкурс “Что? Где? Когда?”

3.5. Культурные традиции Донского казачества

  1. Православие в жизни казаков
  2. Одежда, быт, нравы казаков
  3. Дон литературный
  4. Наши земляки - художники
  5. Старинный и современный фольклор

Практические занятия:

экскурсия по Чеховским местам г. Таганрога,
сбор фольклорного материала в городе и прилегающих хуторах.

Выпуск презентаций о культурных традициях казачества

4. Экология

  1. Связь туризма и краеведения с экологией. Правила поведения в природе
  2. Охрана рек, родников, водоёмов
  3. Охрана птиц и животных
  4. Ядовитые растения, грибы, пресмыкающиеся
  5. Красная книга

Практические занятия:

Поход выходного дня .
Участие в экспедиции по очистке малых рек
Учебно-познавательная игра –  “Учись , играя”

5. Школьный музей.

  1. Результаты поисковых работ обработать и пополнить школьный музей.
  2. Повсеместно вести пропагандистскую работу среди школьников и взрослого населения с целью сохранения памяти о павших защитниках Отечества
  3. Сотрудничать со средствами массовой информации, составлять летопись поискового движения
  4. Положение о школьном музее, фонды музея, их значение

Практические занятия:

Разработка текстов экскурсий – обзорной и тематической,  организация поиска по направлению “Летопись моей школы”

6. Загадки Тихого Дона.

  1. Сбор материала о необычных объектах, явлениях природы, обработка данных археологических раскопок.

Практические занятия:

Посещение археологических раскопок в  г. Аксай.
Выпуск краеведческих газет и презентации в Power Point.

7. Октябрьский (с) район.

  1. География Морозовского района, природные достопримечательности.
  2. Знаменитые люди района, район в годы ВОВ.

Практические занятия:


Работа в школьном музее.
Составление презентации об истории района.
Встречи с ветеранами ВОВ.

8. Итоговые практические занятия – участие в экологических и краеведческих мероприятиях.

2 год обучения

1. Вводная беседа - 1 ч.

Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.

2. Город, в котором мы живём

2.1 Г. Морозовск в довоенное время.

  1. У истоков основания города
  2. Зарождение добывающей промышленности
  3. Территория города в период революции и Гражданской войны
  4. Исторические памятники Морозовска.

Практические занятия:

1. экскурсия в районный музей

2. поход к историческим памятникам города.

2.2 Героическое прошлое нашего посёлка

  1. Город Морозовск в начале ВОВ.
  2. Период фашистской оккупации.
  3. Юные герои нашего посёлка.
  4. Герои Советского Союза – наши земляки.

Практические занятия.

1. Встреча с ветеранами ВОВ

2. Викторина “Наш край”

3 Наш город в послевоенное время

  1. Восстановление хозяйства, появление предприятий
  2. Развитие инфраструктуры города.
  3. Герои Социалистического труда

Практические занятия

1. Конкурс знатоков “Что? Где? Когда?”

2. Выпуск альбома об истории города

2.4 Предприятия и организации Морозовска

  1. Астон
  2. Вагонное депо
  3. Локомотивное депо
  4. Опорный центр г. Морозовска

Практические занятия: Сбор материала о предприятиях

2.5 Учебные, культурные, спортивные заведения

  1. Школы
  2. Библиотеки, дворец культуры,

Практические занятия: Интеллектуальная игра – “мой город – моя Родина”.

3. Мой дом, моя семья  

  1. Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития города.
  2. Семейный альбом
  3. Моя школа, мой класс, мои учителя
  4. Мой дом, моя улица.

Практические занятия:

1. Конкурс рефератов “Моя родословная”, “Школьные годы чудесные”

2. Сбор и обобщение материала об истории города

3. Герб семьи

4. Начальные навыки туризма

  1. Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно
  2. Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.
  3. Умей оказать первую медицинскую помощь
  4. Умей ориентироваться по карте и компасу
  5. Что должен помнить турист
  6. Правила техники безопасности

Практические занятия: 1. Поход..

5. Охрана природы

  1. Растительность Донского края
  2. Лекарственные растения, произрастающие на Дону
  3. Съедобные и ядовитые грибы и растения
  4. Животный мир области
  5. Охрана окружающей среды,“Красная книга”

Практические занятия:

1.Экскурсия в городской краеведческий музей “Птицы Ростовской области”

2. Конкурс “Что ты знаешь о родном крае?”

6. Поиск  

6.1 Наши земляки – герои ВОВ

6.2 Морозовск в годы ВОВ

6.3 История школы

  1. Учителя - выпускники нашей школы.
  2. Оформление записей, фотоматериалов

Практические занятия: оформление дневников, стендов, краеведческих уголков.

7. Итоговые практические занятия

Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы школьного кружка "Юный Краевед"

Программа внеурочной деятельности кружка при музее школы....

Программа кружка "Юные краеведы"

Программа кружка "Юные краеведы"...

программа кружка "Юный краевед"

программа кружка "Юный краевед" расчитана на учащихся 14-15 лет...

Программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед" разработана с целью проведения исследовательских работ над природными объектам. Целью программы является:1.Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.2.Привет...

Календарно-тематическое планирование работы кружка «Краевед»

Формирование биологичесикх, географических и экологических знаний...

Программа кружка Юный краевед (Тульская область)

Программа кружка рассчитана на  1 час в неделю (35 часов в год)...

Программа внеурочной работы "Юный краевед"

программа для кружковой или внеурочной работы. Можно использовать для 4-6 классов....