Главные вкладки

    Учебно-методический материал по географии (10 класс) по теме:
    Программа элективного курса "НТП и экологические проблемы" (10-11 кл)

    Аверьянова Надежда Петровна

    Элективный курс расчитан на 18 часов.Изучение взаимодействия "человек- природа" в новых условиях НТП.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    programma_elektivnogo_kurs1.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

                                        Программа элективного курса

                        « Научно – технический прогресс и экологические проблемы»

                                            Пояснительная записка

    Углубляющееся воздействие человеческого общества на окружающую среду, ухудшение состояния природы, а вместе с этим и ухудшение здоровья самого человека, особенно в промышленно- урбанизированных районах ,приводит к необходимости введения в программы школьных курсов географии вопросов экологии. Сейчас необходимо выпускать из школы граждан, которые имеют четкие  представления о взаимодействиях  в системе «человек – природа».Поэтому назрел вопрос о введении в школе, который бы обобщал и систематизировал знания в области геоэкологии, давал четкие представления о причинно – следственных связях во взаимодействиях человека, производства и окружающей среды. Роль такого предмета  может взять на себя  элективный курс «НТП и экология».

    Данная программа рассчитана на учащихся старших классов, так как базируется на уже имеющихся знаниях по экологии, полученных в среднем звене обучения. А так же расширяет программу по географии и экологии. Элективный курс состоит из введения и четырех тем, которые постепенно вводят учащихся в курс экологических проблем и предлагают найти пути их решения. Предполагается, что данный курс опирается на краеведческий подход к изучению проблем, что решается с помощью экскурсий и практических работ, выполняемых на материале своего города или района. Возможно включение  в систему обучения микроисследований и написание рефератов.

    При изучении курса целесообразно использовать имеющийся материал в атласах и учебниках, а так же дополнительно многочисленные публикации в научных изданиях и периодической печати. Завершающий этап – выполнение зачетной работы в виде реферата или мини исследования по одной из предложенных тем или темы по своему выбору.

                                                             Программа ( 18 часов)

    Введение. (1 час)

    Основные направления НТП. Взаимодействие человеческого общества и природы. Экологические проблемы, связанные с воздействием человека на окружающую среду.

    Тема 1. Взаимодействие человека и природы на разных этапах развития общества.

    (1 час)

    Общая продолжительность времени взаимодействия. Отношения «человек – природа» в древности, в до индустриальный период, в индустриальный период, в постиндустриальном обществе. Усложнение форм взаимодействия.

    Тема 2. Окружающая среда и НТП. (4 часа)

    Виды влияния современного общества и производства на окружающую среду. Старые и новые виды загрязнения. Изменения, вызываемые в окружающей среде хозяйственной деятельностью человека. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Понятие  о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ в окружающей среде Очистные сооружения и их устройство.

    Экскурсия на очистные сооружения или в лабораторию, следящую за чистотой воды, воздуха ( могут быть различные варианты в зависимости от населенного пункта.).

    Тема 3. Природопользование. (6 часов)

    Понятие о природопользовании. Система планового управления природопользованием. Пути интенсивного использования сырьевой базы. Ресурсосбережение и ресурсосберегающие технологии. Природопользование и охрана окружающей среды в промышленных , сельскохозяйственных, рекреационных районах и районах крайнего севера. Особенности и возможные  пути решения проблем природопользования в странах с различным уровнем экономического развития..

    Экскурсия на местное предприятие.

    Практическая работа №1.- Изучение характера природопользования на примере местного предприятия.

    Тема  4. Преобразование природы и природоохранная деятельность человека.

    ( 6 часов)

    Мероприятия по преобразованию природы, их целенаправленные и непреднамеренные последствия.. Географические принципы природоохранной деятельности. Её основные направления. Условия сохранения природных экосистем.

    Международное сотрудничество в решении экологических проблем: международные организации, учреждения, программы.

    Экологическая проблема – глобальная проблема человечества.

    Практическая работа №2.- Определение степени изменения природных комплексов под влиянием различных форм антропогенного воздействия. ( на примере одного комплекса).

    Научно- практическая конференция.

                                 Примерное тематическое планирование

                                                         (18 часов)

    1.Введение

    2.Взаимодействие  человека и природы  на разных этапах развития общества.

    3.Виды влияния современного производства на окружающую среду.

    4.Хозяйственная деятельность человека и окружающая среда.

    5.ПДК.Очистные сооружения.

    6.Экскурсия на очистные сооружения.

    7.Природопользование. Система управления природопользованием.

    .Ресурсосбережение.

    8.Природопользование в промышленных и сельскохозяйственных районах. Рациональное использование сырьевой базы.

    9.Природопользование в рекреационных  районах и районах крайнего севера.

    10.Природопользование в странах с различным уровнем развития.

    11.Экскурсия на местное предприятие.

    12.Практическая работа №1.Изучение характера природопользования на местном предприятии.

    13.Целенаправленные и непреднамеренные преобразования природы.

    14.Принципы и основные направления природоохранной деятельности.

    15Международное сотрудничество в решении экологических проблем.

    16.Практическая работа №2.Определение степени изменения природных комплексов под влиянием различных форм антропогенного воздействия.

    17.Экологическая проблема- глобальная проблема человечества.

    18.Итоговая научно- практическая конференция.

                          Методические материалы в помощь учителю.

                                                       Практическая работа №1.

            План изучения характера природопользования на местном предприятии.

    1. Совокупность различных видов природных ресурсов, используемых на предприятии.

    2. Используются ли  вторичные ресурсы?  Какие? С какой целью?

    3. Выявить зависимость между технологией производства и эффективностью    использования природных ресурсов.

    4. Эффективность использования топлива, электроэнергии и их экономия.

    5. Влияние данного предприятия на загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

    6.  Условия труда  работников предприятия и их соответствие экологической ситуации на предприятии.

    Данная работа эффективна после экскурсии на предприятие.

                                                         Практическая работа №2.

     Определение степени изменения природных комплексов под влиянием различных форм  антропогенного воздействия..

    Вариант 1.( базовый уровень)

    Дать описание одного из комплексов по плану:

    1. Где расположен описываемый комплекс?

    2.Основные источники загрязнения природного комплекса (промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и т.д.)

    3. Виды и степень загрязнения природного комплекса.

    4. Возможная зависимость между ухудшением качества окружающей среды и здоровьем человека.

    Вариант 2.( усложненный)

    Сравнительная характеристика 2-х природных комплексов, испытывающих различную антропогенную нагрузку ( по плану варианта 1). Оформление в виде таблицы.

    План характеристики

    Характеристика первого комплекса

    Характеристика второго комплекса

    Вывод: различия в  факторах и  степени воздействия, какой комплекс испытал наибольшее антропогенное воздействие. Возможно ли самовосстановление. Меры по защите и восстановлению данных комплексов.

                               Примерные темы мини исследований и рефератов.

    1.Старые, новые и новейшие виды загрязнений окружающей среды.

    2.Условия сохранения природных экосистем.

    3. Самовосстановление природных экосистем.

    4.Влияние транспорта на окружающую среду и здоровье человека.

    5.Шумовое загрязнение и здоровье человека.

    6.Источники загрязнения окружающей среды в своем поселке (городе).

    7.Дымовое загрязнение и его влияние на здоровье.

    8. Роль очистных сооружений в охране окружающей среды.

    9.Промышленно развитые территории и окружающая среда.

    10.Устоит ли природа под натиском человека?

                              Муниципальное образовательное учреждение  

                       Игринская общеобразовательная средняя школа №5

                                  ПРОГРАММА

                                           Элективного курса

              по социальной и экономической географии мира

                      « Научно – технический прогресс

                           и экологические проблемы»     

                                                Составитель программы:    Аверьянова Н.П.,

                                                                                                                      учитель географии  

                                                                                                            МОУ Игринской СОШ №5        

                                                              2008 год            


    Комментарии

    Остапенко Вера Гавриловна

    Спасибо! Попробую внедрить в новом учебном году.