Главные вкладки

    Учебно-методический материал по географии (10 класс) по теме:
    Программа элективного курса "НТП и экологические проблемы" (10-11 кл)

    Аверьянова Надежда Петровна

    Элективный курс расчитан на 18 часов.Изучение взаимодействия "человек- природа" в новых условиях НТП.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    programma_elektivnogo_kurs1.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

                                        Программа элективного курса

                        « Научно – технический прогресс и экологические проблемы»

                                            Пояснительная записка

    Углубляющееся воздействие человеческого общества на окружающую среду, ухудшение состояния природы, а вместе с этим и ухудшение здоровья самого человека, особенно в промышленно- урбанизированных районах ,приводит к необходимости введения в программы школьных курсов географии вопросов экологии. Сейчас необходимо выпускать из школы граждан, которые имеют четкие  представления о взаимодействиях  в системе «человек – природа».Поэтому назрел вопрос о введении в школе, который бы обобщал и систематизировал знания в области геоэкологии, давал четкие представления о причинно – следственных связях во взаимодействиях человека, производства и окружающей среды. Роль такого предмета  может взять на себя  элективный курс «НТП и экология».

    Данная программа рассчитана на учащихся старших классов, так как базируется на уже имеющихся знаниях по экологии, полученных в среднем звене обучения. А так же расширяет программу по географии и экологии. Элективный курс состоит из введения и четырех тем, которые постепенно вводят учащихся в курс экологических проблем и предлагают найти пути их решения. Предполагается, что данный курс опирается на краеведческий подход к изучению проблем, что решается с помощью экскурсий и практических работ, выполняемых на материале своего города или района. Возможно включение  в систему обучения микроисследований и написание рефератов.

    При изучении курса целесообразно использовать имеющийся материал в атласах и учебниках, а так же дополнительно многочисленные публикации в научных изданиях и периодической печати. Завершающий этап – выполнение зачетной работы в виде реферата или мини исследования по одной из предложенных тем или темы по своему выбору.

                                                             Программа ( 18 часов)

    Введение. (1 час)

    Основные направления НТП. Взаимодействие человеческого общества и природы. Экологические проблемы, связанные с воздействием человека на окружающую среду.

    Тема 1. Взаимодействие человека и природы на разных этапах развития общества.

    (1 час)

    Общая продолжительность времени взаимодействия. Отношения «человек – природа» в древности, в до индустриальный период, в индустриальный период, в постиндустриальном обществе. Усложнение форм взаимодействия.

    Тема 2. Окружающая среда и НТП. (4 часа)

    Виды влияния современного общества и производства на окружающую среду. Старые и новые виды загрязнения. Изменения, вызываемые в окружающей среде хозяйственной деятельностью человека. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Понятие  о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ в окружающей среде Очистные сооружения и их устройство.

    Экскурсия на очистные сооружения или в лабораторию, следящую за чистотой воды, воздуха ( могут быть различные варианты в зависимости от населенного пункта.).

    Тема 3. Природопользование. (6 часов)

    Понятие о природопользовании. Система планового управления природопользованием. Пути интенсивного использования сырьевой базы. Ресурсосбережение и ресурсосберегающие технологии. Природопользование и охрана окружающей среды в промышленных , сельскохозяйственных, рекреационных районах и районах крайнего севера. Особенности и возможные  пути решения проблем природопользования в странах с различным уровнем экономического развития..

    Экскурсия на местное предприятие.

    Практическая работа №1.- Изучение характера природопользования на примере местного предприятия.

    Тема  4. Преобразование природы и природоохранная деятельность человека.

    ( 6 часов)

    Мероприятия по преобразованию природы, их целенаправленные и непреднамеренные последствия.. Географические принципы природоохранной деятельности. Её основные направления. Условия сохранения природных экосистем.

    Международное сотрудничество в решении экологических проблем: международные организации, учреждения, программы.

    Экологическая проблема – глобальная проблема человечества.

    Практическая работа №2.- Определение степени изменения природных комплексов под влиянием различных форм антропогенного воздействия. ( на примере одного комплекса).

    Научно- практическая конференция.

                                 Примерное тематическое планирование

                                                         (18 часов)

    1.Введение

    2.Взаимодействие  человека и природы  на разных этапах развития общества.

    3.Виды влияния современного производства на окружающую среду.

    4.Хозяйственная деятельность человека и окружающая среда.

    5.ПДК.Очистные сооружения.

    6.Экскурсия на очистные сооружения.

    7.Природопользование. Система управления природопользованием.

    .Ресурсосбережение.

    8.Природопользование в промышленных и сельскохозяйственных районах. Рациональное использование сырьевой базы.

    9.Природопользование в рекреационных  районах и районах крайнего севера.

    10.Природопользование в странах с различным уровнем развития.

    11.Экскурсия на местное предприятие.

    12.Практическая работа №1.Изучение характера природопользования на местном предприятии.

    13.Целенаправленные и непреднамеренные преобразования природы.

    14.Принципы и основные направления природоохранной деятельности.

    15Международное сотрудничество в решении экологических проблем.

    16.Практическая работа №2.Определение степени изменения природных комплексов под влиянием различных форм антропогенного воздействия.

    17.Экологическая проблема- глобальная проблема человечества.

    18.Итоговая научно- практическая конференция.

                          Методические материалы в помощь учителю.

                                                       Практическая работа №1.

            План изучения характера природопользования на местном предприятии.

    1. Совокупность различных видов природных ресурсов, используемых на предприятии.

    2. Используются ли  вторичные ресурсы?  Какие? С какой целью?

    3. Выявить зависимость между технологией производства и эффективностью    использования природных ресурсов.

    4. Эффективность использования топлива, электроэнергии и их экономия.

    5. Влияние данного предприятия на загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

    6.  Условия труда  работников предприятия и их соответствие экологической ситуации на предприятии.

    Данная работа эффективна после экскурсии на предприятие.

                                                         Практическая работа №2.

     Определение степени изменения природных комплексов под влиянием различных форм  антропогенного воздействия..

    Вариант 1.( базовый уровень)

    Дать описание одного из комплексов по плану:

    1. Где расположен описываемый комплекс?

    2.Основные источники загрязнения природного комплекса (промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и т.д.)

    3. Виды и степень загрязнения природного комплекса.

    4. Возможная зависимость между ухудшением качества окружающей среды и здоровьем человека.

    Вариант 2.( усложненный)

    Сравнительная характеристика 2-х природных комплексов, испытывающих различную антропогенную нагрузку ( по плану варианта 1). Оформление в виде таблицы.

    План характеристики

    Характеристика первого комплекса

    Характеристика второго комплекса

    Вывод: различия в  факторах и  степени воздействия, какой комплекс испытал наибольшее антропогенное воздействие. Возможно ли самовосстановление. Меры по защите и восстановлению данных комплексов.

                               Примерные темы мини исследований и рефератов.

    1.Старые, новые и новейшие виды загрязнений окружающей среды.

    2.Условия сохранения природных экосистем.

    3. Самовосстановление природных экосистем.

    4.Влияние транспорта на окружающую среду и здоровье человека.

    5.Шумовое загрязнение и здоровье человека.

    6.Источники загрязнения окружающей среды в своем поселке (городе).

    7.Дымовое загрязнение и его влияние на здоровье.

    8. Роль очистных сооружений в охране окружающей среды.

    9.Промышленно развитые территории и окружающая среда.

    10.Устоит ли природа под натиском человека?

                              Муниципальное образовательное учреждение  

                       Игринская общеобразовательная средняя школа №5

                                  ПРОГРАММА

                                           Элективного курса

              по социальной и экономической географии мира

                      « Научно – технический прогресс

                           и экологические проблемы»     

                                                Составитель программы:    Аверьянова Н.П.,

                                                                                                                      учитель географии  

                                                                                                            МОУ Игринской СОШ №5        

                                                              2008 год            


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Рабочая программа элективного курса по экологии «Экологические проблемы Амурской области»

    Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов. Элективный курс предназначен для учеников 9 классов, перед к...

    Программа элективного курса "Практикум по математике"

    Данный курс рассчитан на 68 часов. Основой при создании и  работе по данной программе является дистанционная обучаю...

    Программа элективного курса профильной подготовки 10кл

    Тематическое планирование элективного курса...

    Рабочая программа учебного курса по географии для 11 класса

    Рабочая программа учебного курса по географии для 11 класса составлена на основе авторской программы для общеобразовател...

    Рабочая программа учебного курса по географии для 8 класса

    Рабочая программа учебного курса по географии для 8 класса составлена на основе авторской программы для общеобразователь...

    Рабочая программа учебного курса по географии для 7 класса

    Рабочая программа учебного курса по географии для 7 класса составлена на основе авторской программы для общеобразователь...

    Рабочая программа учебного курса по географии для 6 класса

          Рабочая программа учебного курса по географии для 6 класса составлена на основе авторской программы...

    Программа элективного курса "Цветоводство" 9 класс

    В данное время комнатное цветоводство, как хобби, увлечение, очень популярно. Оно непосредственно связано с повседневным...

    Комментарии

    Остапенко Вера Гавриловна

    Спасибо! Попробую внедрить в новом учебном году.