6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Малярчук Лариса Васильевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мировой океан и его части Выполнила Малярчук Л.В. Учитель географии ГБОУ СОШ №1238 г.Москвы

Слайд 2

Цель урока: Применение и проверка знаний и умений в знакомых и новых учебных ситуациях.

Слайд 3

Дидактическая задача: Наша планета-Земля или океан. Площадь поверхности Земли = 510 млн.100 тыс.км2 Площадь поверхности океана = 361 млн.тыс.км2. 29%-суша, а 71№- океан. Объем вод-1/800 от объема планеты. Почему нашу планету называют Землей , а не Океаном?

Слайд 4

Информация: Мировой океан. Термин « Мировой океан » был предложен российским океанологом Ю. М Шокальским в 1917 г. Мировой океан представляет собой единое водное пространство, которое окружает материки и острова и обладает общим солевым составом.

Слайд 5

Материки и острова делят Мировой океан на четыре части – океаны. Океаны Земли: Тихий океан -180 млн км 2 Атлантический океан - 92 млн. км 2 Индийский океан - 76 млн. км 2 Северный Ледовитый океан - 15 млн. км 2 .

Слайд 6

Части Мирового океана Проливы Моря Заливы

Слайд 7

Море - часть Мирового океана, отделенная участками суши или поднятиями дна, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живыми организмами.

Слайд 8

Моря Окраинные, которые расположены по окраинам материков: Японское, Аравийской, Берингово, Северное. Внутренние, внутриконтинентальные, которые далеко вдаются в сушу: Красное , Чёрное, Средиземное, Балтийское. Океанические (межостровные), которые отделены от океана островами: Море Баффина (Сев. Ледов. Океан).

Слайд 9

Залив - участок водной поверхности океана, вдающийся в сушу, но свободно сообщающийся с основной частью водоема. Пролив - относительно узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.

Слайд 10

Суша в океане Острова Материки

Слайд 11

Материки – огромные части суши, разделяющие океаны . Общая площадь материков – 149,8 млн. км 2 Самый большой материк (в млн. км 2 ) Евразия – 54,9 Африка – 30,3 Северная Америка – 21,2 Южная Америка – 17, 8 Антарктида – 14,1 Австралия – 8,5

Слайд 12

Острова – сравнительно небольшие участки суши, окружённые водой. Архипелаг – группа островов, лежащих недалеко друг от друга. Архипелаги – Гавайские, Японские, Филиппинские острова .

Слайд 13

План описания географического положения океана 1. В каком полушарии находится океан. 2. Какие материки омывает океан. 3. Моря внутренние и окраинные. 4. Заливы. 5. Проливы, соединяющие океан с другими океанами. 6. Крупные острова.

Слайд 14

Домашнее задание Подписать на контурной карте океаны, моря, заливы, проливы, которые упоминаются в данном тексте.



Предварительный просмотр:

Разработка урока  

 «Мировой океан и его части»

для учащихся 6 класса

группа- 11,12 ГЕО Малярчук Л.В.

Тема: Мировой океан и его части.

Цели урока: применение знаний и умений в знакомых и новых учебных ситуациях; проверка уровня усвоения системы знаний и умений.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Задачи:

Образовательная:

       продолжить формирование у учащихся представления  о Мировом океане; познакомить с новыми понятиями и определениями; дать учащимся представления об океанах, морях, заливах, проливах;  продолжить формирование умения работать с географической картой и составлять описание географического объекта (на примере Северного Ледовитого океана).

Развивающая:

     развитие мотивации учебной деятельности, развитие логического  мышления и лаконичногоизложения своих суждений, развитие умения устанавливать естественные связи, изучаемого материала с жизнью, целостного представления об окружающем мире.

Воспитательная:

    воспитание внимания и умения слушать, способствовать воспитанию положительного эмоционально-целостного отношения к природе;  создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и  учащимися.

Межпредметные связи: природоведение 5 класс.

Методы обучения:

- Словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа.

- Наглядные: работа с учебником (текст, иллюстрации, рисунки), презентация.

- Практические: работа с картой.

Формы работы учащихся:

- коллективная во время рассказа учителя;

- индивидуальная при работе: с картами атласа, при анализе схем и рисунков;

- парная при проверке домашнего задания.

Оборудование: физическая карта полушарий, атлас для учащихся 6 класса, учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений , компьютерная презентация.

Термины и понятия урока: океан, море, залив, пролив, материк, остров, архипелаг. ( на доске для записи в тетради)

ХОД урока.(деятельность учащихся выделена красным цветом)

Ι. Организационный момент

ΙΙ. Проверка домашнего задания

Дидактическая задача этапа заключается в усовершенствовании знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках. Проверка домашнего задания.

1. Игра «Перестрелка». Обсуждение ответов на вопросы и задания по теме: Гидросфера. Работа в паре - взаимопроверка.

2. Прослушивание синквейна со словом «гидросфера»( Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от ученика умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать).

III. Изучение нового материала

Дидактическая задача этапа заключается в ознакомлении учащихся с видами учебно-познавательной деятельности основного этапа урока.

Слайд  3.Наша планета-Земля или океан.

 Площадь поверхности Земли = 510 млн.100 тыс.км2

Площадь поверхности океана = 361 млн.тыс.км2.

29%-суша, а 71- океан.

Объем вод-1/800 от объема планеты.

Почему нашу планету называют Землей , а не Океаном?

Слайд  4   Мировой океан.

Термин «Мировой океан» был предложен российским океанологом  Ю. М Шокальским в 1917 г.

Мировой океан представляет собой единое водное пространство, которое окружает материки и острова и обладает общим солевым составом.

Слайд  5.Материки и острова делят Мировой океан на четыре части – океаны.

Океаны Земли: Тихий океан -180 млн км2, Атлантический океан - 92 млн. км2, Индийский океан - 76 млн. км,  Северный Ледовитый океан - 15 млн. км2.

Слайд  6. Части Мирового океана: моря, заливы, проливы.

Слайд  7-8.

Море - часть Мирового океана, отделенная участками суши или поднятиями дна, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живыми организмами.

Моря

                    Окраинные, которые расположены по окраинам материков:

Японское, Аравийской, Берингово,  

Северное.                                               

Внутренние, внутриконтинентальные, которые  далеко вдаются в сушу:

Красное,

Чёрное,                                                                                             Средиземное, Балтийское.            

Океанические (межостровные), которые отделены от океана островами:

Море Баффина (Сев. Ледов. Океан).

                                                                                                                                                       

                                                                                 Слайд  9. Залив - участок водной поверхности океана, вдающийся в сушу, но свободно сообщающийся с основной частью водоема.

Пролив - относительно узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.

 Слайд 10.  Суша в океане: материки (континенты)  и острова.

Слайд  11.Материки – огромные части суши, разделяющие океаны.

Общая площадь материков –  149,8 млн. км2 .

Самый большой материк (в млн. км2 ) Евразия – 54,9,

Африка – 30,3 ,

Северная Америка – 21,2 ,

Южная Америка – 17, 8 ,

Антарктида – 14,1,

Австралия – 8,5 млн. км2

Слайд  12.Острова – сравнительно небольшие участки суши, окружённые водой.

Самый большой остров – Гренландия,  он в три с половиной раза меньше самого маленького материка – Австралии.  

Архипелаг–  группа островов, лежащих недалеко друг от друга. Архипелаги – Гавайские, Японские, Филиппинские острова .

IV. Закрепление. Практическая работа с картами«Физическая карта полушарий»,  атласами  и  контурными картами.

1.Приведите примеры и подпишите на контурной карте:

Окраинных морей Северного Ледовитого океана, морей Атлантического океана, внутренних морей у берегов Африки, окраинных морей у берегов Австралии.

2. Работа с учебником.

Составить план описания океана.

Слайд  13. План описания географического положения океана.

1.В каком полушарии находится океан.

2.Какие материки омывает океан.

3.Моря внутренние и окраинные.

4.Заливы.

5. Проливы, соединяющие океан с другими океанами.

6.Крупные острова.

Сравнить и обсудить план.

Подведение итогов работы на уроке.

Какую задачу мы ставили на уроке?

-Удалось решить нам поставленную задачу? -Что еще нужно сделать?-Где можно применить новое знание? -Что на уроке у вас хорошо получалось? -Над чем еще нужно поработать?

Оценка деятельности учащихся на уроке

V.  Домашнее задание  .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГРАДУСНАЯ СЕТЬ КАРТЫ

Слайд 2

Что такое «ПОЛЮС» - ?

Слайд 3

Точки выхода воображаемой земной оси на поверхность называются ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ ПОЛЮСАМИ

Слайд 4

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС ЮЖНЫЙ ПОЛЮС

Слайд 5

Северного полюса впервые достиг американский ученый – Р. ПИРИ (6 апреля 1909 г.) Южного полюса впервые достиг норвежский ученый – Р. АМУНДСЕН (14 декабря 1911 г.)

Слайд 6

Что такое «ЭКВАТОР»?

Слайд 7

ЭКВАТОР – воображаемая линия на поверхности Земли, проведенная на одинаковом расстоянии от полюсов

Слайд 8

С.П Ю. П. Длина экватора = 40.000 км.

Слайд 9

Что такое «ПАРАЛЛЕЛЬ» ?

Слайд 10

ПАРАЛЛЕЛЬ - это воображаемая линия на поверхности Земли, проведенная на одинаковом расстоянии от экватора

Слайд 11

90 ° с.п. 40 ° 20 ° 0° 20° ЗАПАД ВОСТОК ПАРАЛЛЕЛИ К СЕВЕРУ И К ЮГУ ОТ ЭКВАТОРА НАЗЫВАЮТ В ГРАДУСНОЙ МЕРЕ ОТ 0 ° ДО 90 ° ЭКВАТОР Счет параллелей ведут от нулевой параллели - экватора

Слайд 12

Что такое «МЕРИДИАН» ?

Слайд 13

МЕРИДИАН – это воображаемая кратчайшая линия, проведенная по поверхности Земли между Северным и Южным полюсами

Слайд 14

С.П 180° 0° 20 ° 40 ° 60 ° 80 ° 120 ° 160 ° 160 ° 120 ° 80 ° 60 ° 40 ° 20 ° Север юг Меридианом принято называть полуокружность. От нулевого меридиана ведут определение расстояния в градусах на восток от 0° до 180° и на запад от 0° до 180°

Слайд 15

ЗАДАНИЕ Сравните параллели с меридианами, записи занесите в таблицу I вариант – меридианы II вариант - параллели

Слайд 16

СВОЙСТВА ЛИНИЙ ГРАДУСНОЙ СЕТКИ Признаки линий градусной сетки I вариант Меридианы II вариант Параллели 1.В какие стороны горизонта направлены 2.Какова длина в километрах 3.Какую форму имеют на глобусе 4.Какую форму имеют на карте полушарий 5.Какова длина в градусах

Слайд 17

Домашнее задание § 9 читать. Решить географические задачи I вариант – с. 31 № 1,2 II вариант – с. 32 № 4,5

Слайд 18

Литература Крылова О. В. Физическая география, 6 класс. М.: «Просвещение» , 2001 – с. 7, с. 27 – 33. Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. М.: «ВАКО», 2004 – с.40 - 41



Предварительный просмотр:

Тема урока «Градусная сеть карты»

Цель: сформировать представления о параллелях, меридианах. Развивать  умение работать с картой и атласом.

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, глобус, мультимедийное оборудование.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим с вами экскурсию  по карте!

Начинаем!  (Объявляется тема урока – слайд 1)

  1. Изучение нового материала.

 - Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси, за 24 часа она делает полный оборот. Как называются точки, которые не вращаются, потому что через них проходи воображаемая ось? (Полюса.)

- А что такое «полюс» (слайд - 2)

- Ученики записывают свою версию определения  «полюс» в тетрадь .

- А теперь давайте посмотрим, правильно ли вы записали! (слайд - 3)

Слайд – 4,5.

- Посмотрите внимательно на глобус и географическую карту, вы увидите, что они покрыты сетью линий – это градусная сетка. Они имеют свои названия и значение.

- Как называется линия, которая находиться на одинаковом расстоянии от полюсов? (Экватор.)

 - А что такое «экватор»? Дайте определение термина «экватор» (слайд - 6)

- А теперь давайте посмотрим , правильно ли вы записали! (слайд – 7, 8)

- Длина экватора – 40000 км., а градусная длина окружности экватора 360°.

- Сколько километров в 1° по экватору? (4000:60=111 км. в 1°)

- В чем отличие изображения экватора на карте и глобусе?

- Что такое параллель? (слайд –9)

- Запишите определение в тетрадь. (слайд – 10, 11)

- Что такое меридиан ? (слайд - 12)

- Запишите определение в тетрадь. (слайд – 13, 14)

  • Как изменяется длина параллелей от экватора к полюсам?
  • Сколько параллелей можно провести на глобусе? На географической карте?
  • Можно ли выбрать параллель для совершения самого длинного кругосветного путешествия?
  • Путешествие по какой параллели  - 60 –й или 40 – й – будет короче?
  • Какие точки соединяют меридианы?
  • Параллельны ли они?
  • Равны ли они?
  • Какое направление показывают меридианы?
  • Длина меридиана составляет половину длины экватора, сколько километров и градусов составляет дуга меридиана?
  • Сравните внешний вид меридиана на карте и глобусе?

Выполните задание – слайд 15.

Заполните таблицу – слайд  16.

Д. з. – слайд 17.

§ 9 читать. Решить географические задачи

I вариант – с. 31 № 1,2

II вариант – с. 32 № 4,5

  1. Рефлексия.

Нарисуйте смайлик


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: Географическая карта

Урок: Географическая широта и географическая долгота. Географические координаты

1. Введение

Цель урока: определить понятия «географическая широта», «географическая долгота» и научиться определять географические координаты.

2. Географическая широта

Географическую широту определяют с помощью параллелей. Широта может быть северной (те параллели, которые находятся севернее экватора) и южной (те параллели, которые лежат южнее экватора). Значение широт измеряется в градусах и минутах. Географическая широта может иметь значения от 0 до 90 градусов.

Определение широт

Рис. 1. Определение широт (Источник)

Географическая широта – длина дуги в градусах от экватора до заданной точки.

Чтобы определить широту объекта, надо найти параллель, на которой находится этот объект.

Например, широта Москвы – 55 градусов и 45 минут северной широты, записывается это так: Москвы 55°45' с.ш.; широта Нью-Йорка – 40°43' с.ш.; Сидней – 33°52' ю.ш.

3. Географическая долгота

Географическую долготу определяют по меридианам. Долгота может быть западной (от 0 меридиана на запад до 180 меридиана) и восточной (от 0 меридиана на восток до 180 меридиана). Значение долгот измеряется в градусах и минутах. Географическая долгота может иметь значения от 0 до 180 градусов.

Географическая долгота – длина дуги экватора в градусах от начального меридиана (0 градусов) до меридиана заданной точки.

Начальным меридианом считается Гринвичский меридиан (0 градусов).

Определение долгот

Рис. 2. Определение долгот (Источник)

Чтобы определить долготу, нужно найти меридиан, на котором находится заданный объект.

Например, долгота Москвы – 37 градусов и 37 минут восточной долготы, записывается это так: 37°37' в.д.; широта Мехико – 99°08' з.д.

Географическая широта и географическая долгота

Рис. 3. Географическая широта и географическая долгота (Источник)

4. Географические координаты

 Для точного определения местонахождения объекта на поверхности Земли надо знать его географическую широту и географическую долготу.

Географические координаты – величины, определяющие положение точки на земной поверхности с помощью широт и долгот.

Например, Москва имеет следующие географические координаты: 55°45' с.ш. и 37°37' в.д. Город Пекин имеет следующие координаты: 39°56′ с.ш. 116°24′ в.д. Сначала записывается значение широты.

Иногда требуется найти объект по уже заданным координатам, для этого надо сначала предположить, в каких полушариях находится данный объект.

 

Домашнее задание

Параграфы 12, 13.

1.     Что такое географическая широта и долгота?



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме «Литосфера»ВАРИАНТ I

Задание   №1

Ответ

Найди ошибку.

1.Соприкасается со всеми     оболочками ядро.

2. Земная кора бывает     океаническая и материковая.

3. Самая низкая температура у земной коры.

Задание    №2

Суточная потребность в поваренной соли для взрослого человека – 10-15 граммов, а в условиях жаркого климата это количество возрастает до 20-30 граммов. Определи недельную норму потребления соли для путешественника по пустыни.

Выбери правильный ответ

1. 70-105 г.                2. 90-125 г.                3. 140-210 г.           

Задание    №3

Выбери правильное обозначение равнин.

  1. 1- Васточно-Европейская,

2-  Западно-Сибирская,

      3- Среднесибирское

  1. 1- Среднесибирское

2-  Западно-Сибирская,

      3- Васточно-Европейская,

Задание     №4

Выбери правильную последовательность высот

(в метрах) вместо вопросительных знаков

 (снизу вверх)

  1. 500м, 1000м, 1500м.
  2. 1000м., 2000м., 3000м.
  3. 2000м., 3000м, 5000м.

Задание        №5

Выбрать ответ на загадку:    

                                                 Он очень нужен детворе,        

                                           Он на дорожках во дворе…..

      1.   Уголь

      2.   Нефть

      3.   Песок    

 

Задание     №6

Выбери правильное обозначение частей землетрясения.

  1. 1-эпицентр, 2-очаг.

2.    1-очаг, 2-эпицентр.

Задание №7 .Дать характеристику географического положения гор Кордильеры.

Самостоятельная работа по теме «Литосфера» ВАРИАНТ II

Задание   №1

Ответ

Найди ошибку.                 

  1.     Имеет самую высокую температуру ядро.
  2.     Состоит из магмы мантия.

3.    Твёрдая часть – мантия..

Задание    №2

Суточная потребность в поваренной соли для взрослого человека – 10-15 граммов, а в условиях жаркого климата это количество возрастает до 20-30 граммов. Наш климат жарким не назовёшь. Определи недельную норму потребления соли для своей учительницы.

Выбери правильный ответ

1.  50-75 г.        2. 75-105 г.        3. 70-105 г.

Задание    №3

 Выбери правильное обозначение гор.

  1. 1-Урал, 2-Кавказ, 3- Саяны.
  2. 1-Кавказ, 2-Урал, 3-Саяны.
  3. 1-Саяны, 2-Кавказ, 3-Урал.

Задание     №4

Выбери правильную последовательность

 названия равнин (слева направо),

 вместо цифр.

  1. Низменность, возвышенность, плоскогорье.

2. Возвышенность, низменность, плоскогорье.

Задание        №5

Выбрать ответ на загадку:    

                                                    ……   Он и на стройке, и на пляже,      

                                                                    Он и в стекле расплавлен   даже.

    1.   Уголь

    2.   Нефть

    3.   Песок  

Задание     №6

Выбери правильное обозначение частей вулкана.

  1. 1-очаг, 2-мантия, 3- кратер.
  2. 1-кратер, 2-жерло, 3-очаг.
  3. 1-мантия, 2-очаг, 3-кратер.

Задание №7 .Дать характеристику географического положения горАнды .



Предварительный просмотр:

Практическая работа : 

«Определение расстояний, направлений и географических координат»

Задание 1. Ответьте на вопросы:

Как называется линия, соединяющая полюса? меридиан

Как называется условная линия, параллельная экватору?

Какое направление показывают меридианы?

Какой меридиан является продолжением :

А). 20° в. д.,+                              Б).50° в. д.?-

Чтобы кругосветное путешествие было короче, вы должны будете двигаться по 20° с. ш. или

50° ю. ш.?

Задание 2. Заполните таблицу: В каком направлении от вашего населенного пункта( г.Москва) находятся следующие объекты?

Географические объекты

Направление

Горы Кордильеры

Остров Гренландия

Остров Мадагаскар

Уральские горы

Задание 3. Определите географичесские координаты объектов и объекты по географическим координатам:

Название географического объекта

Географические координаты

широта

долгота

вулкан Камерун

вулкан Кракатау

город Пекин

.

город Мехико

Географические координаты

Название географического объекта

широта

долгота

60° с.ш.

30°в.д.

34° ю.ш.

19° в.д.

40° с.ш.

78° з.д.

36° с.ш.

140° в.д.

Задание 4.  Расположите перечисленные ниже географические объекты с севера на юг: г. Москва, Скандинавский полуостров, Аравийский полуостров, г. Сидней, полуостров Индостан, Альпы, полуостров Сомали, остров Новая Гвинея.

Задание5. Пользуясь физической картой полушарий и физической картой России определить ( с расчётами) протяжённость в градусах и километрах (пользуясь градусной сеткой):

А). Африки ( по экватору);

Б). Австралии ( по 20° ю.ш);

В). Южной Америки (по 60 с.ш.)

При расчетах пользуйтесь данными таблицы:

Длины дуг меридианов величина постоянная  1° = 111,3 км

Длины дуг параллелей (меняются). При расчётах длину в км.  можно округлять до целых значений.

 

Географическая широта

Длина дуги 1°в км

Географическая широта

Длина дуги 1°в км

               0°(экватор)

111,30

           50°            

71,68

        10°

109,62

55,79

        20°

104,63

70°

38,18

                30°

96,47

80°

19,39

                           40°

85,38

90°

-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Атмосфера. АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ

Слайд 2

дождь снег град иней роса изморозь гололед выпадающие из облаков выпадающие из воздуха

Слайд 3

почему осадки выпадают не из каждого облака? Если облако состоит из мельчайших капелек воды, то они так легки, что не могут упасть на земную поверхность. Капельки воды в облаке находятся все время в движении. Они сталкиваются, слипаются и постепенно становятся больше и тяжелее. Когда капельки становятся настолько тяжелыми, что не могут держаться в воздухе, начинается дождь. Дождевые капли должны быть диаметром не меньше 0,5-5мм

Слайд 4

почему выпадает снег? Для образования снега нужно, чтобы Температура в облаке была 0 градусов.

Слайд 5

почему выпадает град? Градины образуются в кучево-дождевых облаках. Капельки воды в облаке под действием движущегося воздуха то поднимаются вверх, то опускаются вниз. При этом они попадают в верхнюю часть облака, где t ниже 0.Капелька превращается в льдинку. Льдинка опускается в нижнюю часть облака и покрывается водой. Затем она вновь поднимается вверх, на ней намерзает слой льда. В конце концов льдинка-градина становится такой тяжелой. что падает на земную поверхность. Размеры градин очень разные.

Слайд 6

осадки.выпадаюшие из воздуха иней изморозь Тонкий слой ледяных Кристаллов, осаждающихся из водяного пара на охлажденной поверхности почвы,травы,предметов. Обычно образуется в тихие ясные ночи осенью или весной. Отложение льда в виде кристалликов на ветвях деревьев,проводах,возникающие при тумане, обычно в тихую морозную погоду.

Слайд 7

осадки,выпадающие из воздуха роса гололед Отложение плотного слоя льда на ветвях деревьев, проводах, столбах при замерзании переохлажденных капель дождя или тумана. Образуется при t от 0 до -3 вблизи земной поверхности. НЕ ПУТАТЬ С ГОЛОЛЕДЕЦЕЙ!!! (Скользкая дорога) Из-за охлаждения воздуха водяной пар Конденсируется на объектах вблизи земли и превращается в капли воды. Это происходит обычно ночью. Достаточно сильное охлаждение нижних слоев воздуха происходит, когда после заката солнца поверхность земли быстро охлаждается посредством теплового излучения.

Слайд 8

измерение количества атмосферных осадков Количество выпавших осадков измеряют с помощью осадкомера. Осадкомер похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не относил осадки в сторону. При определении осадков воду из осадкомера выливают в специальный измерительный стакан и определяют толщину водного слоя в миллиметрах. Как определить какое количество снега выпало?

Слайд 9

Диаграммы количества осадков Сумма осадков за все месяцы года-это годовое количество осадков. Среднее многолетнее количество осадков и режим их выпадения отражают диаграммы количества осадков. определите: 1.Годовое количество осадков 2.Режим осадков 3.В каком месяце выпало больше осадков? 4.В каком месяце выпало меньше осадков?

Слайд 10

характер выпадения осадков Ливневые осадки интенсивны непродолжительны, захватывают небольшую территорию. Моросящие осадки(мелкокапельные. как бы взвешенные в воздухе) Дают мало влаги. Конвективные осадки. Характерны для жаркого пояса. Где сильный нагрев и испарение. Обложные осадки(средней интенсивности)равномерные захватывают большие площади.

Слайд 11

характер выпадения осадков Фронтальные осадки образуются при встрече двух воздушных масс с разной температурой и иными свойствами, выпадают из более теплого воздуха, образующего циклонические вихри. Орографические осадки Выпадают на наветренные склоны гор, особенно высоких. Они обильны, если воздух идет со стороны теплого моря.

Слайд 12

Домашнее задание: Составьте в тетради схему «Виды Атмосферных осадков» Параграф 41


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

       Географические координаты

Учитель географии ГБОУ Школа №1238 г.Москвы Малярчук Л.В.

Тип урока: урок обобщения.

Форма урока: урок-игра.

Цель урока:

  • повторение и закрепление знаний, умений и навыков по теме “Географические координаты”;
  • обобщение полученных знаний.

Задачи урока:

  • повторить изученные по данной теме термины и понятия: “меридианы”, “параллели”, “градусная сеть”, “географическая широта”, “географическая долгота”;
  • вспомнить основные свойства градусной сетки на глобусе и карте;
  • закрепить умения определять по меридианам и параллелям направлений;
  • отработать навыки определения по картам и глобусу географических координат различных объектов и определение объектов по заданным координатам.

Оборудование:

  • глобус, интерактивные карты – “Физическая карта полушарий”, “Физическая карта России”;
  • учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений “Начальный курс географии”, авт. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.; М.: Дрофа, 2010.
  • контурные карты для 6 класса;
  • атласы для 6 класса.

Термины и понятия:

Меридианы, параллели, градусная сетка, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Определение целей и задач урока.

На прошлых уроках вы познакомились с элементами градусной сетки: меридианами и параллелями, научились определять географические координаты на карте и глобусе.

Цель нашего урока: закрепить знания и умения в определении географических координат, направлений по меридианам и параллелям.

Задачи урока: вы должны показать свои знания и отработать умения по данной теме. Для этого мы проведём игру, в ходе которой повторим изученные по данной теме термины и понятия, вспомним основные свойства градусной сетки на глобусе и карте, отработаем навыки определения по картам географических координат и направлений объектов, подведём итог по изученной теме.

Обобщая знания по данной теме, мы раскроем значение географических карт планов местности для человека.

Учитель заранее делит класс на 5 команд, с тем, чтобы в команде были школьники с разными учебными возможностями, каждая из которых самостоятельно придумывает своё название, выбирает капитана.

Правила игры.

За пятью столиками размещаются 5 команд.

Решить какая из команд у нас сегодня будет лучшая, помогут вот эти деревья (нарисованные на пяти листах деревья с голыми ветвями).

За ответы команды получают листочки разного цвета, которыми украшают свои деревья (приклеивают на ветках деревьев). За отличный ответ – зелёного цвета. За правильный, но неполный ответ – жёлтого цвета, за слабый ответ – красный листочек. За дополнение команда заслуживает зелёный листочек.

Итак, к концу состязания, каждая команда нарядит своё дерево, и мы увидим, у кого будет самое зелёное дерево, тот станет победителем.

Разминка (на повторение темы).

Каждая команда отвечает по-очереди.

1. Блиц-опрос:

1) Что такое меридианы?
2) Какое направление показывают меридианы?
3) Какую форму имеют меридианы на глобусе?
4) Какую форму имеют меридианы на физической карте полушарий?
5) Какова длина меридианов в градусах?
6) Какова длина меридианов в километрах?
7) Какова величина в километрах дуги меридиана длиной в один градус?
8) Что такое параллели?
9) Как называется самая длинная параллель?
10) Какое направление показывают параллели?
11) Какую форму имеют параллели на глобусе?
12) Какую форму имеют параллели на физической карте полушарий?
13) В каких местах земного шара параллели превращаются в точки?
14) Какова длина параллелей в градусах?
15) Какова длина параллелей в километрах?
16) Какова длина в километрах дуги параллели величиной в один градус?
17) Что называют географической долготой?
18) Как отсчитывается географическая долгота?
19) Что называют географической широтой?
20) Как отсчитывается географическая широта?
21) Что такое градусная сетка?
22) Что такое географические координаты?
23) Какую долготу имеет любая точка материка Южная Америка?
24) Определите самую северную точку: А) 35° ю.ш.; Б) 15° с.ш. Поясните, почему вы так считаете?
25) Каким оказывается любое из направлений на Северном полюсе?

2. Игра “Кто быстрее назовёт!”

Отвечает та команда, которая вперёд поднимет руку.

1) Назовите материк, который пересекают все меридианы Земли? Покажите на глобусе, карте. (Антарктида).
2) Назовите океан, который пересекают все меридианы Земли? (Северный Ледовитый океан). Покажите на карте и глобусе.
3) Какое кругосветное путешествие будет короче по 60-й параллели или по экватору? Покажите на глобусе. (Короче по 60-й параллели).
4) Будет ли путешествие от полюса к полюсу по 30-му меридиану короче, чем по 60-му? Обоснуйте свой ответ, используя глобус. (Путешествие по обоим меридианам по времени будут одинаковыми, так как все меридианы равны).
5) Что располагается севернее от экватора: остров Гренландия или остров Сахалин? Обоснуйте свой ответ. (Остров Гренландия севернее, так как лежит ближе к северному полюсу).
6) Можно ли провести меридиан в классе? (Можно, если узнать направление на север и юг).
7) Какие материки находятся только в северном полушарии? Покажите их на карте. (Евразия, Северная Америка).
8) Перечислите материки, находящиеся только в южном полушарии? Найдите их на карте. (Австралия, Антарктида).
9) Найдите материки, которые расположены и в северном и в южном полушариях? Покажите их на карте. (Африка, Южная Америка).
10) Покажите по карте материк, который находится в четырёх полушариях? (Африка).
11) Покажите на карте точку с координатами 0° ш. и 0° д. (В Гвинейском заливе Атлантического океана).
12) Какую широту имеют все точки России? (северную).
13) Какую долготу имеет крайняя восточная материковая точки России? Как она называется? Покажите её на карте России. (мыс Дежнёва, 169° з.д.).
14) Какой город расположен южнее – Москва или Санкт- Петербург? Докажите по карте России. (Москва, так как находится дальше от северного полюса).
15) Покажите на карте России, какие берега нашей страны омывают Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий океаны? (Северный Ледовитый океан омывает северные берега России, Атлантический – северо-западные и юго-западные, Тихий океан – восточные).

3. Игра: “Найди меня”

Ответы по каждому заданию команды записывают на листочках, на которых написаны названия команд. Задания, проверяются и оцениваются.

1) На каком транспорте сухопутном или морском вы будете приближаться ко мне, если я нахожусь в точке с координатами 30° южной широты и 70° восточной долготы. (Индийский океан - на морском транспорте).
2) Я сейчас нахожусь на замечательном объекте, который открыл английский путешественник Давид Ливингстон в 1856 году. Найдите его на карте по координатам 18° южной широты 26° восточной долготы. На каком материке он находится? (Водопад Виктория – в Африке).
3) До какого океана я быстрее доберусь, если мои координаты 3° южной широты 37° восточной долготы. (Вулкан Килиманджаро в Африке – до Индийского океана).

4. Игра с тестами “Определи географический объект по географическим координатам”

Каждая команда получает одно тестовое задание, где из четырёх ответов выбирает один правильный (1 минута.).

Задание 1. “28 января 1820 года вблизи 70° ю.ш. и 2° з.д. с обоих судов была замечена земля” - так писал об этом событии М. П. Лазарев. Какая земля была открыта в этот день?

Варианты ответов:

А. Новая Гвинея.
Б. Новая Зеландия.
В. Куба.
Г. Антарктида.

Задание 2. 10 января 1821 года русская экспедиция на судах “Восток” и “Мирный” открыла остров с координатами 69° ю.ш. и 91° з.д. Это был остров:

Варианты ответов:

А. Врангеля.
Б. Петра I.
В. Тасмания.
Г. Мадагаскар.

Задание 3. Потерпевший кораблекрушение герой романа Ж. Верна капитан Гранд сумел добраться до острова, координаты которого: 37° ю.ш. и 153° з.д. Это был остров:

Варианты ответов:

А. Петра I.
Б. Табор.
В. Шри-Ланка.
Г. Сахалин.

Задание 4. Лёгкое парусное судно в Индийском океане терпит бедствие. Его координаты 10° ю.ш. и 60° в.д. На берегу, какого материка радисты первыми услышат сигнал SOS?

Варианты ответов:

А. Африки.
Б. Евразии.
В. Австралии.
Г. Южной Америки.

Задание 5. Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают другим названием. Как называется этот остров на карте, если его координаты: 27° ю.ш. и 109° з.д.

Варианты ответов:

А. Пасхи.
Б. Гренландия.
В. Петра I.
Г. Мадагаскар.

Ответы.

Задание 1. Г. Антарктида.

Задание 2. Б. Остров Петра I.

Задание 3. Б. Остров Табор.

Задание 4. А. Африка.

Задание 5. А. Остров Пасхи.

Команды зачитывают ответы. В случае неверного ответа, другие команды его исправляют.

5. Игра “ Определи координаты своего населённого пункта”

Каждая команда по контурным картам для 6 класса, где нанесён город Юрга, в течение одной минуты определяет его географические координаты.

6. Игра “Определи направление движения”

Команды получает одно задание на определение направлений по карте (время 1 минута). Представитель от каждой команды называет ответ и показывает направление движения по карте полушарий или по физической карте России.

Задание 1. В каком направлении течёт река Нил в Африке? (С юга на север).

Задание 2. В каком направлении необходимо двигаться кораблю от острова Мадагаскар, чтобы попасть в Индию? (С юго-запада на северо-восток).

Задание 3. В каком направлении протянулись Уральские горы? (С севера на юг).

Задание 4. В каком направлении течёт река Амазонка в Южной Америке? (С запада на восток).

Задание 5. В каком направлении нужно лететь самолёту, из города Москвы в Пекин? (С северо-запада на юго-восток).

Музыкальная пауза.

Где-то на белом свете,
Там где всегда мороз,
Трутся зимой медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи,
Вертится Земля.

Земная ось это условная линия на нашей Земле, проходящая через северный и южный полюс.

7. Игра на определение координат северного и южного полюса.

За одну минуту каждая команда записывает ответы на отдельном листе.

8. Игра на определение протяжённости объекта при помощи линии градусной сети.

Каждая команда получает задание: в течение пяти минут при помощи градусной сети определить протяжённость Африки вдоль экватора в градусах и километрах. (Протяжённость Африки вдоль экватора составляет примерно 35° (44° - 9°). На экваторе в каждом градусе “содержится” 111,3 км. Таким образом, протяжённость Африки по экватору составит 3900 км. (35° х 111,3 км.).

Каждая команда подчитывает количество зелёных, жёлтых и красных листьев на своих деревьях.

Итог игры: команды определяют у кого самое зелёное дерево (по количеству зелёных листьев). Победители получают за урок оценку “пять”. Также отметку “пять” получают те команды, у которых на дереве оказалось больше зелёных листьев, чем остальных другого цвета. Команды, у которых на деревьях оказалось больше жёлтых листьев, получают отметку “четыре”. Учитель отмечает наиболее активных учащихся в игре. Остальные участники команд, у которых на деревьях больше красных листьев, получают от учителя распечатанные задания для самостоятельной домашней работы на определение географических координат, которые сдаются каждым ребёнком для оценивания на следующий урок.

Обобщение знаний.

Вопрос классу: как вы считаете, для чего необходимы планы местности и географические карты, какие знания мы можем получить, используя географические карты? Людям, каких профессий, особенно, необходимы эти знания? Для ответа вы можете использовать стр. 26-27 и § 15 учебника.

Итог урока:

Мы с вами повторили тему “Географические координаты”, провели игру между командами, в ходе которой вспомнили свойства градусной сетки, закрепили навыки определения географических координат, направлений, протяжённости объектов на карте, выявили победителей. Усвоили, что географическая карта является особым источником географической информации, благодаря которой мы можем совершать виртуальные путешествия, делать открытия.

Знания по этой теме вам будут необходимы в старших классах и в жизни. Особенно тем, кто станет ученым, геологом, синоптиком, капитаном, лётчиком, политиком, экономистом, экологом, картографом, пожарником, связистом, архитектором, путешественником, исследователем.

Эти знания вам пригодятся на следующий урок, на котором мы с вами по этой теме выполним практическую работу, целью которой будет проверка и оценка ваших умений определять географические координаты.

Домашнее задание.

Повторить §11,12,13. Подготовиться к практической работе.



Предварительный просмотр:

Урок географии в 6-м классе по теме: "План и карта"

Учитель географии ГБОУ Школа №1238 г.Москвы Малярчук Л.В.

(Урок обобщающего повторения)

Цели и задачи:

  • Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “План и карта”.
  • Повторить термины и понятия по данной теме.
  • Проверить уровень усвоения учащимися приёмов и умения работать с картой.

Оборудование:

  • Физическая карта полушарий, России и Новосибирской области;
  • атласы, контурные карты.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Чтение отрывка из повести А. Гайдара “Школа”:

“… Совершенно неожиданно досталось Тупикову от учителя географии Малиновского. Вызывает Малиновский Тупикова к доске:

- Тэкс! Скажите, молодой человек, на какой это фронт вы убежать хотели? На японский, что ли?

- Нет, - ответил, побагровев, Тупиков, - На германский!

- Тэкс, - ехидно продолжал Малиновский. А позвольте вас спросить, за каким же чёртом вас на Нижний Новгород понесло? Где ваша голова и где в оной мои уроки географии? Разве же не ясно, как день, что вы должны были направиться через Москву, он ткнул указкой по карте, – через Смоленск, Брест, - если вам угодно было бежать на германский?

А вы поперли в противоположную сторону на восток. Как вас понесло в обратную сторону? Вы учитесь у меня для того, чтобы на практике применять полученные знания, а не держать их в голове, как в мусорном ящике. Стыдно, молодой человек. Садитесь! Ставлю вам “два”!..”

- За что Малиновский поставил Тупикову “два”?

Из этого отрывка видно, какое значение имеет знание карты, умение читать карту и ориентироваться по ней. Чтобы нам с вами не было стыдно в подобных ситуациях, мы и должны сегодня привести в систему все, что изучили по данной теме, закрепить умения на практике применять полученные знания.

II. Повторение изученного материала по теме “План и карта”.

1. Что значит ориентироваться?

(Ориентироваться - это значит определять на местности или на карте стороны горизонта.)

2. Отгадайте загадку: Виден край, да не дойдешь.

-Что это такое? – (Горизонт).

3. Назовите основные и промежуточные стороны горизонта.

(с, з, ю, в, с-з, с-в, ю-з, ю-в).

4. Самолет вылетел из города Новосибирска в город Беслан с гуманитарным грузом для участников Бесланской трагедии в юго-задном направлении. В каком направлении самолету нужно будет возвращаться?

(В северо-восточном направлении).

5. Итак, мы знаем основные и промежуточные стороны горизонта. Однако, часто направление бывает; например, не точно на север, а чуть-чуть смещено к востоку. Как же в таких случаях определить точное направление? Здесь на помощь приходит азимут.

-Что такое азимут?

(Азимут-это угол между направлением на север и направлением на какой-нибудь предмет местности).

6. Чему равен азимут в направлении на север (00, 3600), на восток (900), на юго-запад (2250)?

7. Перед вами загадочное письмо, состоящее из чисел 30, 270, 60, 300, 240, 210, 0, 210, 120, 330, 150, 30, 180, 240, 360, 120, 90.

(Зная, что такое азимут и как он отсчитывается по компасу, вы можете расшифровать это письмо и узнать, в каком направлении нам следует идти дальше, Ключом для расшифровки служит шкала компаса).

http://festival.1september.ru/articles/210346/Image271.gif

(Азимут сто градусов).

8. Итак, мы определили, в каком направлении нам следует идти дальше. Мы знаем, что по сторонам горизонта или по азимуту можно наметить и выдержать намеченное направление движения. Но если не известно, где мы находимся, где пункт, к которому мы должны выйти, то стороны горизонта нам не помогут. Ведь в таком случае мы не будем знать, в каком направлении от нас находится конечный пункт, а, следовательно, и не можем наметить направление к нему относительно какой-либо стороны горизонта. Свое местонахождение, а также положение различных пунктов и точек на Земле и на карте можно указать географическими координатами: широтой и долготой.

- Что такое географическая широта?

-Что такое географическая долгота?

-Что такое географические координаты?

9. Есть ли на Земле точки, которые можно определить только одной широтой? Что это за точки?

(Северный и южный полюсы, 900 широты).

10. Дом в четыре стены, в каждой стене по одному окну и все окна смотрят на юг. Где можно построить такой дом?

(На северном полюсе).

11. А эта точка интересна тем, что ее географические координаты равны 00. Где находится эта точка? Покажите ее на карте.

(В Атлантическом океане, при пересечении нулевого меридиана с экватором).

12. По физической карте России по данным координатам найдите населенные пункты и запишите их на доске:

550 с.ш. 730 в.д.

О

мск

570 с.ш. 650 в.д.

Т

юмень

500 с.ш. 240 в.д.

Л

ьвов

530 с.ш. 1040 в.д.

И

ркутск

550 с.ш. 610 в.д.

Ч

елябинск

550 с.ш. 830 в.д.

Н

овосибирск

630 с.ш. 1430 в.д.

О

ймякон

- Вот и получили вы оценку за работу на уроке. Но нам еще нужно вспомнить термины по теме “План и карта”.

13. Соотнесите термины и определение:

Iв.

IIв.

1.

Географическая карта.

12.

2.

Азимут.

11.

3.

Меридиан.

10.

4.

План местности.

9.

5.

Географическая долгота.

8.

6.

Рельеф.

7.

7.

Параллели.

6.

8.

Ориентирование.

5.

9.

Географическая широта.

4.

10.

Абсолютная высота.

3.

11.

Масштаб.

2.

12.

Горизонтали.

1.

а) Чертеж, изображающий небольшой участок земной поверхности сверху в уменьшенном виде.

б) Степень уменьшения длин линий местности на карте.

в) Определение своего местоположения относительно сторон горизонта.

г) Угол между направлением на север и на какой-нибудь предмет.

д) Все неровности земной поверхности.

е) Превышение высоты точки земной поверхности над уровнем моря.

ж) Условные линии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой.

з) Плоское, сильно уменьшенное изображение больших участков земной поверхности.

и) Кратчайшие условные линии, соединяющие полюса Земли.

к) Линии, условно проведенные параллельно экватору.

л) Величина дуги в градусах от экватора.

м) Величина дуги в градусах от начального меридиана.

(Взаимопроверка – Учитель вывешивает на доске правильные ответы и критерии оценок)

Iв.-4,11,8,2,6,10,12,1,3,7,9,5.

IIв.-9,2,5,11,7,3,1,12,10,6,4,8.

III. Работа с контурной картой:

1. Нанести на контурную карту города с координатами:

560 с.ш. 380 в.д. (Москва).

550 с.ш. 830 в.д. (Новосибирск).

540 с.ш. 83030’ в.д. (Искитим).

2. Выполнение задания №1, стр. 13 и стр. 44-45 в “Рабочей тетради”. Москва. “Дрофа”. “Издательство ДИК” 2003г.

IV. Домашнее задание.

  1. Повторить. § 6.
  2. Закончить работу в тетради.

V. Итоги урока.

Итак, вы славно потрудились на уроке. Мы вспомнили многое, что учили по теме “План и карта”, еще раз убедились в том, какое огромное значение в жизни человека имеет карта, умение ориентироваться по карте.

И в заключение хочу сказать.

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь же его познать!

Спасибо всем за урок!



Предварительный просмотр:

Урок в 6-м классе по теме: "Озера"                                                с использованием технологии проблемного обучения

Учитель географии ГБОУ Школа №1238 г.Москвы Малярчук Л.В.

Цель урока: выявить различия между озером и рекой.

Задачи: 

  • Образовательные:

Способствовать формированию понятия “Озеро”, раскрыть его по содержанию и объёму.

Вместе с учащимися составить схему, отражающую классификацию озёр по происхождению озёрных котловин.

  • Воспитательные:

Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.

Воспитывать уважение к мнению других учащихся.

  • Развивающие:

Развивать умение слушать, анализировать и делать выводы.

Развивать умение работать с географической картой и другими источниками географической информации.

Методы:

  1. Беседа.
  2. Обсуждение.

Методические приёмы: 

  1. Работа с географической картой.
  2. Работа в рабочей тетради.
  3. Работа с географическими картинками.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта полушарий, картины и таблицы с изображением рек и озёр.

ХОД УРОКА

Учитель.

Ребята, сегодня на уроке мы будем вести речь об озерах. Постараемся выяснить, что такое озеро, а также в чём сходство и отличие реки и озера. Но в начале урока немного повторим.

I. Актуализация знаний, умений, навыков

Устная беседа.

Вопросы:

  1. Что такое река?
  2. Какие части реки?
  3. По каким признакам различаются реки?
  4. Как связаны питание и режим рек?
  5. Похоже ли поведение реки в течение года на поведение человека? Какие можно привести аналоги?
  6. Почему на реках образуются водопады и пороги?
  7. Можно ли реку сравнить с живым организмом?

На данном этапе урока использованы проблемные вопросы, требующие обсуждения.

Задание для учащихся (рассказ с ошибками).

Учащимся было дано домашнее задание – составить рассказ с ошибками о реке.

Учащиеся зачитывают составленные ими рассказы, а все остальные отыскивают ошибки, исправляют их и объясняют исправленное.

Пример. Рассказ о Волге.

Река Волга берет начало из маленького лесного родничка на Валдайской возвышенности и впадает в Чёрное море. Волга – самая длинная река мира. Течёт она по равнине медленно и величественно. У Волги много притоков, один из них Ангара. Речная долина этой реки узкая, а берега её крутые и скалистые. Воды реки используются в народном хозяйстве.

  • Проверка знаний номенклатуры. Игровой момент “Перестрелка”.
  • Отвечает ученик у доски по географической карте, другие учащиеся называют с места географические объекты.
  • Составление характеристики реки.

Работа в группах.

Задание: Используя таблицу № 6 на стр. 107 учебника Герасимовой Т.П. “География. Начальный курс”, составить характеристику реки.

1 группа – характеристика реки Волги.

2 группа – характеристика реки Енисей.

3 группа – характеристика реки Обь.

4 группа – характеристика реки Амур.

 II. Географическая разминка

Индивидуальные задания: Определить по географическим координатам географический объект.

Задание оформляется в тетрадь.

Например: 52 с.ш. 108 в.д. – озеро Байкал.

В качестве географических объектов лучше использовать координаты озёр.

III. Изучение нового материала

На земной шаре располагается несколько миллионов озёр. Только в нашей стране их три миллиона, более 95% из них – пресные.

Демонстрация фотографий, картин, изображающих разные озёра. Учитель предлагает учащимся самостоятельно на основе изображений, личного опыта, дать определение понятия “озеро”, выделить основные признаки этого понятия.

Примеры определений:

Озеро – это природное углубление заполненное водой.

Озеро – это вода, находящаяся в котловине.

Обобщая высказывания детей, учитель подводит к определению понятия, отразив существенные признаки его:

  1. Скопление воды.
  2. В природном углублении.
  3. На суше.

Образование озёр.

Вопрос: Как может образоваться озеро?

Учащиеся высказывают свои предположения, затем вместе с учителем выстраивают логическую схему и делают рисунок (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

Образование углубления — > заполнение водой — > испаряется меньше, чем пополняется.

(Данную работу можно отразить в рабочей тетради).

Учитель.

Озёр на земле много. Они различаются размерами, глубиной и другими признаками.

Номенклатура.

Самое большое озеро – Каспийское море – озеро.

Самое глубокое озеро – Байкал.

Далее очень краткие сообщения учащихся, которые сопровождаются показом по географической карте:

Ладожское озеро.

Иссык – Куль.

Онежское озеро.

Демонстрируя картины, фотографии, учитель задаёт вопросы:

  • По каким признакам можно сгруппировать озёра?
  • Предположите, как могли образоваться котловины озёр?

Работа в группах.

Подводя итоги работы в группах, учитель с помощью учащихся составляет схему “классификация озёр” (рис. 2).

Рис. 2

Рис. 2

Вопрос: Подумайте, почему в одних озёрах вода пресная, а в других солёная? Отчего это зависит?

Работа в группах.

Задания:

  1. По картам атласа определить географическое положение Каспийского моря – озера и Байкала.
  2. Какие реки впадают в эти озёра, какие вытекают из них?
  3. Как сток влияет на солёность воды?
  4. Показать причинно – следственную связь схематично.

Например: (рис. 3)

Рис. 3

Рис. 3

Учитель.

Мы познакомились с особенностями озёр, а теперь давайте подумаем: чем озеро отличается от реки?

  • Чем озеро отличается от реки?

В процессе обсуждения учащиеся приходят к следующим выводам:

Озеро отличается от реки тем, что: 

  • Вода в нём не течёт как поток в русле, а находится в озёрной котловине.
  • Вода в реке пресная, а в озере может быть как пресная, так и солёная.

В чём сходство реки и озера?

Сходства:

  • Озеро как и река питается дождями и подземными водами.
  • На озёрах, как и на реках бывают половодья.

Вопрос: С каким ещё природным объектом можно сравнить озеро?

Ответ: С морем, но море является частью океана, а озеро находится на суше.

IV. Подведение итогов

Оценивание учащихся.

а) работа в группах.

б) выполнение индивидуальной работы.

в) активность.

г) полнота ответов.

V. Домашнее задание

Параграф № 31. Нанести на контурную карту озёра, указанные в тексте параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....