Проект «Экологическая тропа на территории музея - заповедника В.Д.Поленова".
учебно-методический материал по географии (8 класс) по теме

Макарова Антонина Федоровна

Проведение экологической тропы  предполагает формирование у учащихся умений применять знания о природе на  практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель географии

 МБОУСОШ №19 г.Тулы

 Макарова А.Ф.

Проект «Экологическая тропа на территории

музея – заповедника В.Д. Поленова»

Цель: создание проекта учебной эколого–географической тропы на территории музея – заповедника В. Д. Поленова.

Задачи: 

  1. Разработать методы исследования учебной эколого-географической тропы.

Объект: особо охраняемая природная территория (ООПТ) музея-заповедника В. Д. Поленова, которая является площадкой для создания учебной эколого-географической тропы.

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-СТРУКТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

МУЗЕЯ - ЗАПОВЕДНИКА В.Д. ПОЛЕНОВА.

         Дом-музей В.Д.Поленова создан выдающимся русским художником в культурно-просветительских целях на правах общественного музея, открытого для посещения в 1892 г. Распоряжением Комиссариата Имуществ Российской Республики в 1918г. он взят под охрану государством. В 1939г. Дом-музей В.Д.Поленова введен в сеть государственных музеев. В 1952г. на основе Дома-музея создан Государственный музей-усадьба В.Д.Поленова. Постановлением Совета Министров РСФСР в 1992г. музей преобразован в государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова. Музей-заповедник объединяет комплекс памятников, связанных с жизнью и творческой деятельностью В.Д.Поленова и находящийся в непосредственно подчинении Министерства Культуры РФ.

               В качестве ООПТ территория Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д.Поленова носит название «Зеленая зона музея-усадьбы В.Д.Поленова» на основании решения Тулоблисполкома N 7-261 от 20 мая 1977г.

Режим охраны направлен, в основном на сохранение музейно-паркового ансамбля, ландшафта территории, растительного и животного мира. Согласно Паспорту и Охранному обязательству о ООПТ, запрещены непредусмотренные планом рубки и порча древесных насаждений; пользование всеми видами транспорта в местах, непредусмотренных для этого; разведение костров, организации туристических стоянок в непредусмотренных для этого местах.

Географическое положение.

              ООПТ Зеленая зона музея-усадьбы «Поленово» расположена на правом берегу реки Оки, с запада граница ООПТ проходит по правому берегу Оки до дома бакенщика, с севера – по границе гослесфонда (кв.28), по дороге на Ланьшино, далее по южной окраине деревни Митино, по ручью до 33 кв. Заокского лесхоза, с запада – по квартальным просекам между 33, 32,,34, кв., через 39 кв. по ручью Макавка до впадения его в р.Скнижка, с юга – по северным границам 8,7,6 кв. Заокского лесхоза, затем по границе с Калужской обл. до Оки. Географические координаты ООПТ  54гр. 45мин.с.ш.; 37гр. 13мин.в.д.

             

Основные черты ООПТ.

             ООПТ представляет собой участок поймы вдоль берега Оки и участок соснового и смешанного леса с уклоном в сторону берега реки.

              Климатические условия на территории ООПТ определяются ее географическим положением. Климат относится к умеренно-континентальному типу. Существенное влияние на его формирование оказывает атмосферная циркуляция, в которой преобладает западный перенос воздуха.

               Для территории ООПТ характерны пойменные и дерново-подзолистые почвы, сформированные на моренных суглинках, древнеаллювиальных и водноледниковых песчаных отложениях.

                Песчаные пространства надпойменных террас Оки заняты сосновыми лесами, где главной лесообразующей породой является Сосна обыкновенная. В подлеске встречаются, черника. Общая площадь леса - 468 га. Возраст насаждений – 80-100 лет. На территории ООПТ обнаружено 106 видов насекомых, нуждающихся в охране. Всего видов растений насчитывается 385. Из них 4 вида охраняемых: Ветреница лесная, Ломонос прямой, Купальница европейская, Молодило побегоносное.                

Режим охранной зоны.

                На территории заповедника может проводиться ограниченная хозяйственная и реставрационная деятельность, связанная с изучением, сохранением и реставрации объектов и природного комплекса заповедник. На территории охранной зоны запрещается любое новое строительство, не связанное непосредственно с задачами заповедника, т.к. это ведет за собой нарушение исторического характера ландшафта можжевельник, бересклет, крушина, лещина, кустарнички брусника.

 1. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ УЧЕБНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРОП В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ.

1.1. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ .

     В Тульской области взято под охрану 63  памятника природы, каждый из которых является уникальным объектом природы.

     Подразделяются на водные, геологические, ботанические, комплексные и имеются почти во всех районах Тульской области. Среди памятников природы нашей области нашей области реки, озера, урочища, парки, зеленые зоны, иногда отдельные деревья – долгожители, представляющие собой историческую или биологическую ценность.

Номер п/п

Названия памятников

Место нахождения

Площадь

Вид

1.

Алексин бор

Алексинский

408 га

комплексный

2.

Дубы «Девять братьев»

Арсеньевский

50 кв.м.

комплексный

3.

Богородицкий парк

А.Г. Болотова

Богородицкий

200 га

комплексный

4.

Карстовое озеро        у  д. Новая деревня

Веневский

8,3 га

геологический

5.

Урочища «Солдатское»  «Шилова гора», «Пожар», «Резвяновский» и др.

Ефремовский

663 га

комплексны

6.

Музей-заповедник В.Д. Поленова

Заокский

590 га

комплексный

7.

Карстовое озеро

Кимовский

10 га

геологический

8.

Карстовая воронка д. Ливенсны

Ленинский

1,1 га

геологический

9.

Прудковский участок Лунника оживающего

Одоевский

53 га

ботанический

10.

Обнажение «Белая гора»

Плавский

2,5 га

геологический

11.

Водохранилище Черепецкое ГРЭС

Суворовский

845 га

водный

12.

Лихвинский разрез

Суворовский

100 га

геологический

13.

Дерево кедровой сибирской сосны (близ д. Алексеевское)

Тепло-Огаревский

25 кв.м.

комплексный

14.

река Красивая Меча

Тепло-Огаревский

100 га

водный

15.

ЦПКиО

Тула

143 га

комплексный

16.

«Роща Ильича»

Тула

360 кв.м.

ботанический

17.

Участок Амурского бархата

Тула

0,5 га

ботанический

18.

Бежин луг

Чернский

60 га

комплексный

19.

Дендрарий Крапивинского лесхоз-техникума

Щекинский

7 га

ботанический

20.

Музей-заповедник Л.Н Толстого «Ясная Поляна»

Щекинский

1324 га

комплексный

21.

Сосновый бор на реке Восьма

Ясногорский

467 га

ботанический

Учебно-экологическая тропа -  маршрут, намеченный в природе, являющийся специфической формой для ознакомления и регулирования режима использования определенной территории. Учебно-экологическая тропа регулирует нагрузку на определенные территории и позволяет легче контролировать выполнение действующих форм охраны окружающей среды.     Создание с целью организации регулирования, эксплуатации для ознакомления всех желающих с природой,  ее растительным и животным миром. Это одна из форм учебно-воспитательной работы, необходимых современному человеку для правильного понимания и грамотного использования окружающей природы.

     Задачами учебно-экологической тропы, создаваемой школьниками, является показ причинно-следственных связей в природе, взаимодействия природы и общества. Она дает возможность  осуществить комплексный подход к изучению в природе природных компонентов на определенном природном участке.

     Можно организовать в городских парках и  лесопарках, ландшафтных заказниках, в окрестностях школы, в зонах массового отдыха. По существу, любой туристический район пригоден для создания учебно-экологической тропы массового отдыха.

1.2. СОЗДАНИЕ УЧЕБНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ.

Составляется карта схема тропы с указанием:

а) название лесопарка, где проходит маршрут;

б) его географическое положение;

в) вид и протяженность маршрута;

г) наши природные компоненты, охватывающие данный маршрут;

д) составление маршрута до начала работы;

е) формы деятельности школьников при посещении тропы.

ж) в начальном пункте требуется установить главный стенд, каждая остановка оснащается информационной доской.

1.2.1. ПОДГОТОВКА К СОЗДАНИЮ

УЧЕБНО – ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ТРОПЫ.

1.Изучение участка природы, в котором планируется создание учебно-экологической тропы, изучение литературы, знакомство с планами исследования данного объекта в хозяйственных и репродуктивных целях, определить возможные варианты маршрута.

  1. Наметить маршрут, учитывая предъявляемые к нему требования, составить схему, план с нанесением остановок карта первая.
  2. Договориться с базовым хозяйством, на территории которого будет проложена тропа.
  3. Подготовительная работа со стенгазетами, докладами, приглашениями представителей охраны природы, географических  обществ.

1.2.2. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В результате проведенных исследований детьми были составлены полевые дневники, в которых отражались результаты исследования  и делались выводы по изученному материалу каждого метода исследования. По приезду в Тулу детьми был составлен отчет о полученных знаниях, проведенных исследованиях и впечатлениях.

ГЛАВА 2.

2.1. ФОРМЫ РАБОТЫ НА   ТЕРРИТОРИИ УЧЕБНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ МУЗЕЯ – ЗАПОВЕДНИКА  В.Д.ПОЛЕНОВА.

Были использованы следующие формы работы на территории тропы:

1. исследование и природоохранная деятельность,

2. эксплуатационно - пропагандистская деятельность.  

     Учащиеся закрепляют знания по природным комплексам (ПК) речной долины, поймы, склона коренного берега; изучают ПК с различной степенью увлажнения и освещения на примере изучения ПК склонов северной и южной экспозиций; изучают природный комплекс более детально, уделяя особое внимание физико-географическим процессам, которые происходят в них.

2.2. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ НА ТЕРРИТОРИИ УЧЕБНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА В.Д.ПОЛЕНОВА.

Цель заданий: сформировать представление об уникальной ценности заповедных территорий, развивать бережное и ответственное отношение к природе своего края.

Задачи:  научиться  проводить элементарные географические исследования, проводить микроклиматические наблюдения,  освоить элементарные гидрологические исследования на реке,  геоморфологические исследования форм рельефа, работать с метеоприборами,  развивать наблюдательность,  уметь оформлять работы, делать схемы, рисунки, работать в группе.

Определение основных свойств воды:

  • физические свойства воды: температура,
  • прозрачность, цвет, запах,
  • вкус и привкус.

- химические свойства воды: наличие осадка, жесткость, присутствие железа и нефтепродуктов в воде, кислотность воды.

 Температуру воды измеряют водным термометром, заключенным в специальную металлическую или деревянную оправу. Термометр опускают в 3~5 м от уреза воды (лучше посередине реки) на глубину около 1 м, при этом он не должен касаться дна. Держать его в воде следует не менее 3 минут. Затем термометр быстро извлекают на поверхность и производят отсчет с точностью до 0,1-0,2 градуса; сначала отсчитывают десятые доли градуса, а потом уже целые.

   Прозрачность воды зависит от количества растворенных  в  ней
веществ, содержания механических частиц и коллоидов.  Прозрачность
воды  определяют в  цилиндре,   например в  тонкостенном  стакане из
бесцветного стекла, визуально определяя ее на свет или с помощью мерного
цилиндра по обычному шрифту любого текста с высотой букв 3,5 мм.
При визуальной оценке прозрачности природные воды характеризуются
как прозрачные, слегка мутные, мутные и очень мутные. Определение
прозрачности воды по шрифту выполняют при дневном освещении, но
не на прямом солнечном свету. Под мерный цилиндр помещают текст
и постепенно заполняют его предварительно взболтанной пробой воды,     Когда текст становится плохо различимым, высоту столба измеряют линей
кой и полученное значение записывают в журнал с точностью до 1 см.
        Для источников хозяйственно-питьевого водоснабжения вода должна
быть прозрачной в столбике воды высотой около 20 см, а для водоемов,
используемых для купания и коммунальных целей,- около 10 см.

Цвет воды определяется при просматривавши воды сверху вниз в тон-
костенном стакане. Стакан ставят на лист бумаги. Цвет может быть серова-
тым, желтым, бурым, коричневым, зеленовато-голубым, бесцветным и т. д.
         
По вкусу вода может быть пресной, безвкусной, приятной, солоно
ватой, горько-соленой, с болотистым привкусом.        .

Определение вкуса и привкуса, а также их интенсивность производят только для источников питьевого водоснабжения при температуре около 20 °С. Воду сомнительных в санитарном отношении источников и открытых водоемов предварительно кипятят, остужают до указанной температуры. В рот набирают небольшое количество воды (около 10 мл) и держат не проглатывая несколько минут

По запаху вода может быть затхлой, с болотистым, гнилым, илистым, тинистым запахом, с запахом тухлых яиц, с рыбным запахом, земленистым запахом и т. д. Запахи воды естественного происхождения обычно связаны с деятельностью бактерий, разлагающих органические вещества. Запахи искусственного происхождения связаны с деятельностью человека.

Механический осадок определяется и характеризуется следующим образом: в прозрачный тонкостенный стакан наливают воду, взбалтывают и спустя 1 час визуально определяют состав, цвет осадка, его количество (ничтожное, незначительное, заметное, большое), а также характер осадка (кристаллический, илистый, песчаный, аморфный и т. п.).

Кислотность воды оценивают с помощью универсальной индикаторной бумаги в полевых условиях. По величине рН воды подразделяют на

семь групп:

сильнокислые ................................   рН менее 1,9

кислые ..........................................   2,0 < рН< 4,1

слабокислые ................................…    4,2 < рН< 7,0        

нейтральные ...............................…...    рН =7,0        

слабощелочные..............................    7,1 < рН< 8,3

щелочные ...................................…..    8,4 < рН< 10,3      

сильнощелочные...........................…    рН не более 10,3    

Питьевая вода должна быть нейтральной.

Жесткость воды определяют таким образом. В бутылку с образцом воды добавляют немного мыльного раствора и взбалтывают ее. Если вода жесткая, то пена почти не образуется, а в легкой воде ее будет много. Принято различать воду по жёсткости на очень мягкую, мягкую, умеренно жесткую, жесткую и очень жесткую.

Присутствие железа определяют по потемнению до состояния настоявшегося чая.

Присутствие нефтепродуктов определяется визуально по радужным пятнам и серым пленкам на поверхности воды, по растительности. Можно взять пробу воды и добавить розовый раствор перманганата калия, («марганцовки»). Если в образце присутствуют нефтепродукты, то раствор обесцвечивается.

Метерологические исследования

Признаки приближения фронтов:

— теплого.        Первый вестник - перистые облака. Постепенно они переходят в сплошную белую вуаль - в облака перисто-слоистые. В верхних слоях атмосферы уже идет теплый воздух, и барометр падает. Чем ближе к нам линия фронта, тем плотнее становятся облака. Солнце просвечивает тусклым пятном. Затем облака опускаются ниже и ниже, и солнце совсем скрывается. Ветер усиливается и меняет совсем свое направление по часовой стрелке. Приблизительно за 300-400 километров до фронта облака сгущаются еще больше, и начинается мелкий обложной дождь или снег, который продолжается 10-12 часов.

- холодного.        Смена погоды при прохождении холодного фронта напоминает картину летней грозы. Перед фронтом стоит жаркая, тихая погода. Барометр медленно падает. В воздухе «парит». При приближении фронта на горизонте вырисовывается черная туча и слышен отдаленный гром.  Внезапно налетает шквал. При оглушительном треске грома начинается ливень. Но вот дождь ослабевает, появляются просветы голубого неба, и вскоре вновь сияет солнце. Гроза прошла. Проплел и холодный фронт.

Признаки приближения окклюзии в большинстве случаев те же,
что и признаки приближения теплого фронта (радужные круги около
Солнца и Луны, постепенное уплотнение облаков, усиление ветра, быстрое
падение барометра).

Признаки отсутствия фронтов вблизи    

- давление остается без изменений или меняется очень слабо.

- температура резко повышается днем и так же резко падает к ночи.
Зимой - устойчивые морозы.        

- ветер: ночью штиль, усиливается к двум-трем часам дня.

- облачность: летом - днем кучевая, ночью ясно; зимой - ясно круглые сутки, по вечерам туманы. Иногда появление слоистых облаков с вечера и исчезновение их утром.

Приметы, основанные на поведении некоторых насекомых и птиц

(не имеют самостоятельного значения, но являются хорошим дополнением к указанным, ранее приметам).

Если ласточки летают высоко, то хорошая погода удержится; летают низко - к дождю.

Воробьи купаются в пыли - к дождю.

Усиленная работа муравьев и пауков - к теплу и хорошей погоде.

Если пчелы сидят в улье и гудят - ожидай дождя.

Появление вечером комаров-толкунов - к теплу.

Петухи поют рано с вечера - к потеплению.

 Порядок съемки метеоданных:

- за 15 минут до срока наблюдений все приборы должны быть установлены на стойке для микроклиматических наблюдений;

- за 10 минут до срока наблюдений включают анамометры, предварительно сняв показания, смачивают и заводят психрометры, начиная с нижнего прибора;

- через 3 минуты в такой же последовательности снимают показания психрометров, быстро отсчитывая сначала десятые доли по сухому и смоченному психрометрам, а затем целые градусы;

- после первых отчетов психрометры дополнительно заводят в том

же порядке;

- за 4 минуты до срока наблюдений делают вторые отчеты по психрометрам, смачивают и дозаводят их;

- снимают показания напочвенного термометра;

- в срок наблюдения делают третий отсчет по психрометрам, выключают анемометры, снимают показания с них, определяют температуру

поверхности почвы;

- в этот же десятиминутный интервал определяют направление ветра, форму и количество облаков, метеорологические явления.

Данные о поведении животных и растений, связанном с изменением погоды, записывают в полевой дневник.

Наблюдения за приземным слоем атмосферы состоят из:  

1)наблюдений за температурой воздуха;

2) определений атмосферного давления, влажности воздуха, скорости ветра;

3) наблюдений за температурой поверхности почвы;

4) определений формы и количества облаков, метеорологических явлений.

Наблюдения за температурой воздуха состоят из измерений температуры воздуха во все установленные сроки и измерения максимальных и минимальных значений с помощью термометра в промежутках между сроками. Наблюдения производят при помощи различных термометров.

Максимальный термометр  служит для определения наивысшей температуры за промежуток времени между сроками наблюдений. Для сохранения максимальной температуры ко дну резервуара приделывается стеклянный штифт. Свободный конец штифта входит в капилляр и сильно суживает отверстие между штифтом и стенками капилляра. При повышении температуры ртуть преодолевает суженное отверстие

Картографические методы исследований

Глазомерная съемка. Проводиться на участке берега реки Оки. Для выполнения глазомерной съемки по ходу экскурсии предлагается заполнить опорную таблицу основных (рабочих) точек и эскиз обследуемой территории (таблица 1).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                             Проведение экологических познавательных маршрутов и экскурсий на территории Тульской области просто необходимо, так как наша область находится на стыке природных зон и представляет собой очень интересный объект не только в целях обозрения, но и в целях изучения, в чем и состоит главная особенность экологического туризма. Особенно в организации экологических троп нуждаются памятники природы и различные музеи-заповедники, так как необходимо регулировать рекреационную нагрузку. Но, к сожалению, такие проекты либо отсутствуют, либо находятся в стадии разработок и на практике никак не выполняются.

        Природные тропы  помогают нам овладевать умением применять знания о природе на  практике. Люди творческого труда  могут здесь черпать вдохновения, умственного – отдохнуть от ежедневных психических перегрузок. Все знания, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе создания и прохождения экскурсий по экологической тропе, направлены на решение  одной из главных задач нашего времени – оптимизацию отношения Человека и Природы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Крельштейн, Б.И., Корищ, М.И., Лебедкин, Е.А. Туризм. Туристические походы с учащимися/ Б.И.Крельштейн, М.И.Корищ, Е.А.Лебедкин – Ленинград, 1961
  2. Левина, М.Л. Организация работы школьников по созданию учебно-экологической троп (мет.рекомендации)./ М.Л.Левина – Тула, 1986
  3.  Могильнер, А.А., Яхонтов, Е.Л. (мет. пособие) Усынови памятник природы./ А.А.Могильнер  – Москва, 2002 Паспорт на территорию музея-заповедника В.Д.Поленов.
  4.  Тарарина, Л.Ф. и др. Природа Тульского края./ Л.Ф.Тарарина – Тула, 2002
  1. Шалимова, Ж.Н. Полевая практика по общему землеведению./ Ж.Н.Шалимова – Тула, Изд-во Тул. гос. пед. ун-та,  2000
  2. Чижова, В.П. и др. Учебные тропы природы./ В.П.Чижова – Москва, 1989    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Учебно-исследовательский проект "Экологическая тропа" в свете требований ФГОС

Данная работа позволяет методически правильно выстроить исследовательскую деятельность учителя и учащихся в их практическом взаимодействии, позволяет увидеть структуру этой работы и ее результаты....

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Проект "Экологическая тропа"

В нашей школе разработана "Экологическая тропа", которая позволяет учащимся углубить свои знания в области экологии. На каждой станции проводятся исследования, в том числе и социологические....

Проект "Экологическая тропа"

Основное назначение троп природы - воспитание культуры поведения людей в природе. Таким образом, целью создания экологической тропы является:– создание условий для формирования экологической культуры ...

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»...

Тезисы к экологическому проекту "Экологическим тропам не будет конца"

Экологическая тропа "Экологическим тропам не будет конца" разработана на территории памятника природы "Залесенный овраг у д. Власьево". Памятник природы имеет ботаническое и г...