Программа элективного курса "Я здесь живу" 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Осокина Татьяна Геннадьевна

Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического планирования.

Знания по курсу «Я здесь живу» обогащают научный кругозор учащихся, позволяют им углублять знания о природе, особенностях природных комплексов, хозяйственном использовании природных ресурсов и экологии своего края. В курсе изучаются уникальные объекты природы, гидрологические, флористические и связанные с ними процессы и явления. Этот курс обеспечивает необходимую связь глобальных, национальных и региональных аспектов в изучении современных проблем природопользования, экологии и охраны природы, формирует экологическую культуру, умения и навыки самостоятельной и научно-познавательной, природоохранной и туристской деятельности.

Актуальность определяется тем, что в нашем районе существует проблема миграции молодежи, большинство выпускников школы уезжают из района.  В последнее время этот вопрос рассматривается как на региональном так и на муниципальном уровнях. И еще проблема в том, что учащиеся мало знают о природе родного края.

         Программа элективного курса может быть использована учителями для ведения внеурочной деятельности в 8 классах общеобразовательных школ, с целью привития любви к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa_ya_zdes_zhivu.docx37.24 КБ

Предварительный просмотр:

Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического планирования.

Знания по курсу «Я здесь живу» обогащают научный кругозор учащихся, позволяют им углублять знания о природе, особенностях природных комплексов, хозяйственном использовании природных ресурсов и экологии своего края. В курсе изучаются уникальные объекты природы, гидрологические, флористические и связанные с ними процессы и явления. Этот курс обеспечивает необходимую связь глобальных, национальных и региональных аспектов в изучении современных проблем природопользования, экологии и охраны природы, формирует экологическую культуру, умения и навыки самостоятельной и научно-познавательной, природоохранной и туристской деятельности.

Актуальность определяется тем, что в нашем районе существует проблема миграции молодежи, большинство выпускников школы уезжают из района.  В последнее время этот вопрос рассматривается как на региональном так и на муниципальном уровнях. И еще проблема в том, что учащиеся мало знают о природе родного края.

         Программа элективного курса может быть использована учителями для ведения внеурочной деятельности в 8 классах общеобразовательных школ, с целью привития любви к родному краю.

Пояснительная записка

Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

 Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, проблемы  экологии и экономики.
Программа географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Природа родного края – среда жизни, источник энергии, пищи, материальных и духовных ценностей для каждого человека. Очень важно с ранних лет постичь искусство общения с природой, окружающей нас средой, учиться правильно хозяйствовать на Земле. Именно при изучении природы родного края дети могут понять взаимосвязь всех её компонентов  и их влияние на жизнедеятельность людей. Каждый из нас должен помнить, изучать и знать свой край, любить и беречь его природу.

Цель курса: способствовать повышению уровня естественнонаучного образования и культуры учащихся.

Задачи:

1. Формирование теоретических знаний об истории развития природы, современном состоянии природных комплексов родного края.

2. Развитие чувства патриотизма, любви к родному краю.

3. Привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности, вовлечение их в проектно-исследовательскую работу.

Содержание курса направлено на развитие познавательного интереса и углубление знаний учащихся по географии, биологии, экологии, химии. При изучении тем курса осуществляется системно – деятельностный подход.

Курс межпредметный, рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

Формы проведения: лекция-показ, ролевая игра, устный журнал, праздник, экскурсия, лабораторный практикум.

 Результатом изучения курса следует считать проявление самостоятельности учащихся в решении и анализе проблем своей местности, способность применять полученные теоретические краеведческие знания в реальных личностно и для общества значимых жизненных ситуациях, а также получение учащимися знаний о современном состоянии природных комплексов родного края, сбор и оформление  экспонатов для школьного музея природы.

Способы контроля и диагностики: анкетирование, тестирование, выполнение информационно-исследовательских проектов.

Программа элективного курса «Я здесь живу» состоит из введения и  пяти разделов:

  • Природа Санчурского района
  • Люди Земли Санчурской
  • Мониторинг окружающей среды
  • Экология родного края
  • Мы и природа

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: текстовыми, картографическими схемами, а также наблюдения, эксперимент, различные поисковые задания.

Структура курса

№ п/п

Разделы

Количество часов

Введение

1

1

Природа Санчурского района

9

2

Люди Земли Санчурской

6

3

Мониторинг окружающей среды

10

4

Экология родного края

3

5

Мы и природа

5

Итого

34

Учебно - тематический план курса «Я здесь живу»

Разделы

Всего часов

Теоретические занятия

Формы проведения занятий

Контроль

1. Введение

1

1.Особенности географического положения Вятского края и Санчурского района

Презентация элективного курса

Лекция-показ

Анкетирование

Эссе «Мой край»

2. Природа Санчурского района

9

2.Тектоническое и геологическое строение

Работа с картой Кировской области и Санчурского района

3-4.Рельеф и полезные ископаемые района

Экскурсия на Серковские овраги

Практическая работа

5. Почвы

Практическая работа

6. Водные ресурсы

Экскурсия на водоём «Очистим берег от мусора»

7.Климат

Экскурсия на метеостанцию

8. Лесные ресурсы

Экскурсия «Муравей»

9. Растительный мир

Экскурсия «В гости к Фауне и Флоре»

Экспонаты в музей

10. Животный мир

3. Люди Земли Санчурской

6

11.История заселения района

Экскурсия в музей

12. Демографическая ситуация в районе

Семинар

13. Хозяйственная деятельность

Интервью

14. Народные промыслы

Мастер-класс

15. Традиции и обычаи

Праздник «Русский и марийский костюм»

16. Выдающиеся люди Земли Санчурской

Театрализованный устный журнал

Экспонаты в музей

4.Мониторинг окружающей среды

10

17.Простейший мониторинг окружающей среды. Биоиндикация.

Лекция-демонстрация

18.Биоиндикация воздушного загрязнения по сосне

Практическая работа

19.Биодиагностика состояния окружающей среды по растениям.

Экскурсия

20. Определение чистоты воздуха по лишайникам

Практическая работа

21.Биоиндикация с помощью животных

Лекция. Показ фильма

22.Вода - самое необыкновенное вещество.

Лекция. Виртуальная экскурсия в музей воды

23-24. Химический анализ водопроводной и родниковой воды.

Практическая работа

25-26. Определение чистоты воздуха по автотранспортной нагрузке.

Практическая работа

Отчеты по практическим работам

5. Экология родного края

3

27. Памятники природы Санчурского района

Экскурсия на Мусерское и Кувшинское озеро

28. Редкие и исчезающие виды растений и животных

Семинар «Красная книга Санчурского района»

29. Экологические проблемы района

Встреча с экологом

6. Мы и природа

5

30. Весеннее обследование пришкольного участка

Экскурсия

31. Посадка деревьев и кустарников

Участие в акции «Зеленый наряд поселку»

32-33. Уход и наблюдение за рассадой

Практическая работа

34. Конференция «Я здесь живу»

Презентация портфолио

Содержание программы

Введение. (1 час)

Тема 1.Особенности географического положения Вятского края и Санчурского района.

Физико-географическое положение района. Координаты крайних точек. С какими районами и областями граничит район?

Практическая работа. Оценка географического положения Санчурского района, используя физическую, административную карты Кировской области и типовой план.

Природа Санчурского района. ( 9 часов)

Тема 2.Тектоническое и геологическое строение.

Основные этапы формирования природы края и их особенности: докембрий, палеозой, мезозой, кайнозой. Четвертичные оледенения, их влияние на формирование природы края. Границы четвертичных оледенений, состав морены. Строение осадочного чехла платформы.

Тема 3-4. Рельеф и полезные ископаемые.

Эрозионно-аккумулятивные формы рельефа. Эрозионные формы рельефа.

Ледниковые формы рельефа. Долинные зандры. Виды полезных ископаемых.

Практическая работа. Нанести основные формы рельефа своего района на контурную карту, объясните их происхождение.

Экскурсия на Серковские овраги.

Тема 5. Почвы.

Основные типы почв района: дерново-подзолистые, подзолистые, дерновые оглееные почвы, дерново-подзолистые глеевые почвы, низинные болотные почвы, пойменные почвы.

Практическая работа. Изучение размещения типов почв на территории района, составление картосхемы.

Творческая работа. Оценка почвенно-земельных ресурсов района. Проекты сохранения и улучшения почвенно-земельных ресурсов района. Проекты сохранения и улучшения почв, рационального использования земельных ресурсов района.

Тема 6. Водные ресурсы.

Речная сеть, история ее формирования, гидрологическая характеристика. Источники питания и режим рек, распределение речного стока. Озера, их классификация. Подземные воды, их характеристика. Особенности залегания подземных вод района. Пруды и их роль в хозяйстве и экологии края. Проблемы использования водных ресурсов, их охрана.

Практическая работа.  Характеристика рек Большая Кокшага, Большой Кундыш, Мамокша в пределах нашего района. На контурной карте района подписать названия рек.

Экскурсия на водоем «Очистим берег от мусора»

Тема 7. Климат.

Общая характеристика климата местности. Изменение климатических условий по сезонам года. Агроклиматические показатели.

Практическая работа.  Наблюдения за изменениями температуры воздуха, влажности, атмосферного давления, облачности, осадков, направление ветра.

Экскурсия на метеостанцию.

Тема 8. Лесные ресурсы.

Лесные ресурсы Санчурского района. Возрастной состав леса. Основные лесообразующие породы. Хозяйственное и промысловое значение леса.

Практическая работа. Описание лесного сообщества на примере Кудьяровской рощи.

Экскурсия «Муравей»

Тема 9. Растительный мир.

Флора Санчурского района и ее характеристика. Растительность лугов. Растительность водоемов. Дикорастущие полезные растения.

Тема 10. Животный мир.

Фауна Санчурского района и ее характеристика. Животный мир лесов. Животный мир лугов. Животный мир водоемов.

Экскурсия «В гости к Фауне и Флоре».

Люди Земли Санчурской. (6 часов)

Тема 11. История заселения района.

Освоение территории Санчурского района. Население района, его размещение.

Экскурсия в Санчурский музей

Тема 12. Демографическая ситуация в районе.

 Динамика изменения численности населения. Основные миграции населения. Итоги последней переписи населения.

Тема 13. Хозяйственная деятельность.

Основные отрасли хозяйственной деятельности населения. Экономические связи. Занятость населения.

Тема 14. Народные промыслы.

Развитие торговли и кустарных промыслов. Санчурские умельцы. Изделия народных умельцев.

Тема 15. Традиции и обычаи.

Быт, традиции, культура, верования на фоне исторического развития населения.

Тема 16. Выдающиеся люди Земли Санчурской.

Герои-земляки. Почетные граждане Санчурска. Писатели-земляки. Художники-земляки.

Мониторинг окружающей среды. (10 часов)

Тема 17. Простейший мониторинг окружающей среды. Биоиндикация.

Экологический мониторинг. Биоиндикаторы. Мониторинг почв, воды, воздуха с помощью биоиндикации. Биодиагностика состояния окружающей среды по растениям. Лихеноиндикация.

Тема 18. Биоиндикация воздушного загрязнения по сосне. Практическая работа

Определение состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязнённости атмосферы.

Определение состояния генеративных органов сосны обыкновенной по состоянию кроны древостоя визуальным методом.

Тема 19. Определение чистоты воздуха по лишайникам.

Внешнее строение лишайников. Определение лишайников. Определение частоты встречаемости лишайников и класса загрязнения воздуха по лишайникам.

Практическая работа

Тема 20. Биоиндикация  состояния окружающей среды по растениям.

Биоиндикация качества воды с использованием водорослей. Растения – индикаторы состояния почвы.

Тема 21. Биоиндикация с помощью животных.

Биотестирование воды с помощью инфузорий, дафний, моллюсков, аквариумных рыб, лягушек.

Методика описания состояния почв по беспозвоночным животным.

Тема 22. Вода - самое необыкновенное вещество.

Природные воды. Питьевая вода. Техническая вода. Определение некоторых аналитических показателей воды: рН, цветность, окраска, прозрачность, запах, вкус и привкус, осадок. Определение окисляемости.

Тема 23-24. Химический анализ водопроводной и родниковой воды.

 Определение жёсткости воды. Качественное определение с приближённой количественной оценкой хлоридов, сульфатов, нитратов и железа.

Практическая работа.

Тема 25-26. Определение чистоты воздуха по автотранспортной нагрузке.

Учёт автотранспортной нагрузки. Методы учёта. Определение запылённости воздуха.

Практическая работа.

Экология родного края. (3 часа)

Тема 27. Памятники природы родного края.

Мусерское, Кувшинское озера. Брусничные боры. Березовый парк с. Люмпанур. Минеральный источник у деревни Талица на р. Мамокша. Характерные особенности, значимость.

Экскурсия на Мусерское и Кувшинское озера.

Тема 28. Редкие и исчезающие виды растений и животных.

Распространение на территории района. Характеристика. Меры по сохранению.

Тема 29. Экологические проблемы района.

Состояние почв водной и воздушной среды Санчурского района. Источники загрязнения.

Мы и природа. (5 часов)

Тема30. Весеннее обследование пришкольного участка

Весенние явления в жизни насекомых. Стадии развития насекомых.

Вредители парковых растений. Энтомофаги.

Экскурсия. 

Тема31. Посадка деревьев и кустарников

Правила посадки деревьев и кустарников. Время посадки. Уход.

Практическая работа.

Тема32-33.Уход и наблюдения за рассадой.

Подготовка почвы. Посев семян. Уход за рассадой овощных и цветочных

культур.

Практическая работа.

Конфереция «Я здесь живу»

Требования к знаниям и умениям учащихся

В процессе изучения курса учащиеся должны знать:

- площадь территории района;
- особенности  физико - и экономико-географического положения населенного пункта;
- основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения    территории края;
- зависимость рельефа территории села от тектонического строения и действия внешних процессов;
- основные формы рельефа;
- факторы, формирующие климат;
- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
- особенности поверхностных вод территории;
- воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их рациональное использование;
- основные типы почв, меры по их охране;
- представители растительного и животного мира нашей зоны;  Красная книга Санчурского района;
- численность населения;
- особенности демографической ситуации;
- ведущие отрасли хозяйства;
- народные промыслы, их особенности;
- взаимосвязь сельскохозяйственной деятельности человека с природными условиями, примеры  положительного и отрицательного влияния человека на природу;
- основные экологические проблемы, пути их решения.

- способы мониторинга окружающей среды;

- виды биоиндикаторов;

- основные приемы посадки и ухода за растениями;

Учащиеся должны уметь:
- определять по картам физико - и экономико-географическое положение территории населенного пункта;
- определять размеры, протяженность территории;
работать с различными географическими источниками
- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых по физико - географической, геологической, тектонической картам;
- определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные черты климата территории;
- оценивать агроклиматические, водные, почвенные, земельные, растительные, животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования;
- выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.
- оценивать демографическую ситуацию населения;
- устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью человека;
- описывать ПТК по предложенному плану;
- владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека;

- проводить мониторинг окружающей среды с помощью биоиндикаторов и окружающей среды;

- проводить посадку деревьев и уход за рассадой.

Ожидаемый результат: получение учащимися знаний о современном состоянии природных комплексов родного края, музей природы Санчурского района.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
"Я здесь живу"
В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:
1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы, проведение опросов местных жителей.
2. Сбор, изучение и обработка устного народного творчества.
3. Проведение картографического анализа.
4. Выполнение фотографий.
5. Составление тезисного плана беседы.
6. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.
7. Осуществление систематизации исследовательских материалов.
8. Проведение экскурсий по школьному музею и селу.

Критериями, позволяющими проводить самостоятельный анализ, по изучению курса, являются:
1. Учитель, интересующийся историей края и принимающий непосредственное участие в его изучении.
2. Исследовательская работа учителя выступает как условие повышения его педагогического мастерства.
3. Создание для учащихся реальных условий для проведения самостоятельных исследований.
4. Соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении (выборе) тем исследовательских заданий.
5. Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с учащимися.
6. Учащиеся знают и видят, что их исследования приносят реальный результат: появление интереса учителей, родителей, общественности к их делам, пополнение архива школьного музея новыми экспонатами и выставками, собранный краеведческий материал используются в учебно-воспитательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"

В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:1) выявление, ос...

Программа элективного курса для 8 класса "Обучение различным видам изложения"

Изложение наряду с сочинением является средством формирования коммуникативных умений, а значит, изложение – один из основных видов работ по развитию связной речи школьников. По выражению М.А. Ры...

Программа элективного курса для 9 класса

Программа курса  по выбору «Химия вокруг нас»     предназначена для учащихся  9 класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов....

программа элективного курса для 9 класса"аналитическая химия"

предпрофильная подготовка, элективный курс...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...