Социально-экономическая география Казахстана
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Дусенбаева Гульзира Утепергеновна

Восточный Казахстан

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:

  1. Сформировать знания учащихся о значении химической промышленности, разъяснить ее роль в народном хозяйстве, определить основные горно-химические базы страны. Продолжить формирование умений анализа тематических карт, статистических таблиц, составления схем межотраслевых связей.
  2. Способствовать формированию чувства ответственности за сохранение окружающей среды – экологическое мировоззрение, чувство патриотизма
  3. Развивать коммуникативные умения, географическое мышление, умения анализировать статистические данные, диаграммы, умение работать с учебником, выделять главное, умение работать с тематическими картами.

Мақсат / Цель:

Создать условия для формирования представлений о составе, принципах размещения, сырьевой базе, значении химической промышленности в хозяйстве страны. Решение экологических проблем.

Құрал – жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия:

Атлас, учебник, физическая карта Казахстана, Социально-экономическая карта Казахстана

Сабақ Түрі / Тип урока:

Урок сообщения новых знаний, практическая работа

Әдіс – тәсілдері / Методы:

Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, самостоятельная работа

Сабақ барысы / Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания
  1. Какие отрасли машиностроения должны получить приоритетное развитие в Казахстане?
  2. Назовите возможные пути группировки отраслей машиностроения с учетом особенностей производства продукции
  3. Назовите причины приоритетного развития в Казахстане тяжелого машиностроения
  4. Каковы перспективы развития машиностроения в республике?
  1. Новый материал.

Работа с учебником

  1. Какие особенности имеет химическая промышленность в восточном казахстане?
  2. Что является сырьем для химической промышленности? Каким химическим сырьем богат Казахстан? Назовите и покажите на карте
  3. Какую продукцию дает химия полимеров?
  4. Какие факторы необходимо учитывать при размещении производств химии органического синтеза и полимерных материалов?
  5. Где в Казахстане развита горно-химическая промышленность и какое минеральное сырье там добывается?
  6. Какую продукцию промышленности Казахстана называют «хлебом» химии и почему? Где находятся предприятия, выпускающие эту продукцию?
  7. Что можно сделать для решения экологической проблемы в связи с развитием химической промышленности?

 

Практическая работа №5.

Задания:

  1. Нанести на контурную карту главные сырьевые базы восточного казахстана  и центры производства химической продукции
  2. Составить схему отраслевого состава химической промышленности

 

 

 

Отраслевой состав химической промышленности

 

 
 image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сабақты қорытындылау / Итоги урока

 

В каком регионе республики хорошо развита химическая промышленность? Какие химические предприятия имеются в вашем крае?

 

Үйге тапсырма беру / Задание на дом:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vostochnyy_kaz_9kl.doc36.5 КБ
Файл astana.docx256.09 КБ
Файл goroda_9kl.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Сынып / Класс 9                                                                                    Күні / Дата  27.02.14

Сабақ / урок: Социально-экономическая география Казахстана                    

Тақырып \ Тема

Восточный Казахстан

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:

  1. Сформировать знания учащихся о значении химической промышленности, разъяснить ее роль в народном хозяйстве, определить основные горно-химические базы страны. Продолжить формирование умений анализа тематических карт, статистических таблиц, составления схем межотраслевых связей.
  2. Способствовать формированию чувства ответственности за сохранение окружающей среды – экологическое мировоззрение, чувство патриотизма
  3. Развивать коммуникативные умения, географическое мышление, умения анализировать статистические данные, диаграммы, умение работать с учебником, выделять главное, умение работать с тематическими картами.

Мақсат / Цель:

Создать условия для формирования представлений о составе, принципах размещения, сырьевой базе, значении химической промышленности в хозяйстве страны. Решение экологических проблем.

Құрал – жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия:

Атлас, учебник, физическая карта Казахстана, Социально-экономическая карта Казахстана

Сабақ Түрі / Тип урока:

Урок сообщения новых знаний, практическая работа

Әдіс – тәсілдері / Методы:

Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, самостоятельная работа

Сабақ барысы / Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания
  1. Какие отрасли машиностроения должны получить приоритетное развитие в Казахстане?
  2. Назовите возможные пути группировки отраслей машиностроения с учетом особенностей производства продукции
  3. Назовите причины приоритетного развития в Казахстане тяжелого машиностроения
  4. Каковы перспективы развития машиностроения в республике?
  1. Новый материал.

Работа с учебником

  1. Какие особенности имеет химическая промышленность в восточном казахстане?
  2. Что является сырьем для химической промышленности? Каким химическим сырьем богат Казахстан? Назовите и покажите на карте
  3. Какую продукцию дает химия полимеров?
  4. Какие факторы необходимо учитывать при размещении производств химии органического синтеза и полимерных материалов?
  5. Где в Казахстане развита горно-химическая промышленность и какое минеральное сырье там добывается?
  6. Какую продукцию промышленности Казахстана называют «хлебом» химии и почему? Где находятся предприятия, выпускающие эту продукцию?
  7. Что можно сделать для решения экологической проблемы в связи с развитием химической промышленности?

Практическая работа №5.

Задания:

  1. Нанести на контурную карту главные сырьевые базы восточного казахстана  и центры производства химической продукции
  2. Составить схему отраслевого состава химической промышленности

Отраслевой состав химической промышленности

Сабақты қорытындылау / Итоги урока

В каком регионе республики хорошо развита химическая промышленность? Какие химические предприятия имеются в вашем крае?

Үйге тапсырма беру / Задание на дом:



Предварительный просмотр:

 


C:\Users\Администратор\Desktop\конкурс\фото астаны\ASTANA01.jpg

Открытый урок на тему:

«Астана – столица Республики Казахстан»

Цель: 

  1. Познакомить учащихся с историей города Астаны, с его достопримечательностями;
  2. Способствовать развитию чувства патриотизма и любви к Родине;
  3. Воспитывать любовь к Родине, к ее столице.

Задачи:

  1. Проследят историю и назовут прежние наименования столицы;
  2. Назовут достопримечательности Астаны;
  3. В группах нарисую столицу будущего.

Ход урока

  1. Организационный момент
  • Эмоциональный настрой.
  • Проверка готовности класса к уроку.
  1. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

(демонстрация нескольких  фотографий Астаны. (слайды  2, 3, 4, 5))

Вопросы:

  • Какой город изображен на фотографии? (Астана)
  • Чем является город Астана? (столицей)
  • Кто был в Астане?
  • Чем знаменита наша столица? (Байтерек, Акорда и т.д.)
  • На какой реке она расположена? (Есиль)

(слайд №6 Акорда) Что означает слово «Акорда»?

Чтение стихотворения «Астана»  (слайд № 7, 8,9).

 Слушайте , слушайте, слушай страна! 
Из Акорды говорит Астана: 
Ввысь поднялся над страной Байтерек 
Крылья расправил в степи человек. 
Наш президент выбрал правильный путь, 
Смело сумел далеко заглянуть. 
Знал Назарбаев, как плавится сталь, 
Верил в народ и заветную даль! 
И встала с колен, распрямилась страна, 
Как символ свободы цветет Астана. 
Стал барсом могучим родной Казахстан, 
И чудом востока для рыночных стран. 
Не думал никто лет двадцать назад, 
Что выведем в космос свой спутник «КазСат» 
Казахский Гагарин - Аубакиров герой, 
Как беркут могучий парил над землей, 
В космических далях с большой высоты 
Гордился страной неземной красоты. 

  1. Сообщение темы, целей и задач урока. (слайд №10, 11, 12)
  2. Работа по теме урока.

Работа в учебнике, с.118. Рассматривание иллюстраций, с.119. (слайд №13, 14)

  • На каком берегу реки стоит наша столица?
  • Что можно сказать о столице нашего государства?

Чтение текста, с. 118-119.

Демонстрация строящегося города. (слайд №  15, 16, 17)

Вопросы: (слайд № 18, 19)

  • Сколько лет назад была основана наша столица?
  • Почему перенесли строительство города из урочища Акмола?
  • Как называется урочище, в котором построена Астана?
  • В каком году столицу Казахстана стали называть Астаной?

Не сразу стала Астана «Астаной». До 1998 года город носил различные названия. Так, с 1830 по 1961 Астана называлась Акмолинск, с 1961 по 1992 - Целиноград, с 1992 по 1998 - Акмола, и только в 1998 году, когда сюда была перенесена столица, ей было дано окончательное на сегодняшний день название - Астана, что в переводе с казахского собственно и означает «столица» или «главный город». Молодая столица, меняющаяся на глазах, - символ созидания, творчества и прогресса народа Казахстана. В строительстве Астаны принимали участие 71 город страны, 432 строительные компании, 135 заводов снабжали стройку строительными материалами. Ускоренные темпы строительства и всенародная поддержка позволили за 10 лет построить в степях Казахстана современный модернизированный город с неповторимым обликом и стилем. 

(на доске чистые прямоугольники и нужно вписать названия города, ставшего столицей) (слайд № 20)

Физминутка: (слайд №21)

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

  1. Рефлексия. (слайд №22)

Работа в группах 4 человека. Нарисовать Астану в будущем, какой будет наша столица через много лет? (на фоне звучит спокойная мелодия)

Презентация работ.

Демонстрация фотографий современной Астаны (слайды № 23, 24, 25)

Представление видеоролика «Путешествие в столицу Казахстана - Астану»

  1. Итог урока. (слайд № 26)

Что узнали нового? В каком году была основана столица нашего государства? Сколько названий было у города? Какие?

(выставление оценок комментируя)

  1. Домашнее задание. С.118-120 чтение и пересказ. Нарисовать Астану.

(слайд №27)



Предварительный просмотр:

11.04.14   Тема: Города Северного Казахстана, виды населённых пунктов

Цель: дать знания об особенностях различных типов населения Северного Казахстана

Задачи: 1.Сформировать знания учащихся о типах населённых пунктов, дать их характеристики.

2.Рассказать о факторах формирования городов. Дать понятие урбанизация. Показать крупные города страны.

3. Сформировать знания об агломерации. Рассказать о новых агломерациях Казахстана.

4.Сформировать знания об экологической обстановке около крупных городов.

5.Показать значение городов  в материальной и духовной жизни народа.

6.Продолжить обучение приёмам работы с графиками, диаграммами, по схемам, картам.

7.Научить делать выводы, работая с картами, учебником, статистическими данными.

Ход урока:

1.      Организационный момент

2.      Проверка домашнего задания.

Как определяется национальный состав населения?

Что вы знаете о казахской диаспоре?

Что такое дискриминация и депортация?

3.      Изучение нового материала

Расселение населения – размещение  людей на территории, обусловленное расположением сети населённых пунктов. Населённый пункт – населённое место, первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка. Обязательный признак населённого пункта – постоянство использования его как места обитания из года в год ( хотя бы сезонно).

Как правило, на территории государства один из населённых пунктов имеет статус столицы. Населённые пункты –это поселения с числом жителей 50 и более человек. Населённые пункты классифицируются по видам : города  и сельские населённые пункты. Каждый из населённых пунктов характеризуется величиной.

- Однажды один учитель был в большом городе и когда вернулся, сказал:  Я переполнен радостью. Это было так интересно, возвышенно.

Тогда его ученик подумал: «Там было так замечательно! Я должен пойти и посмотреть». Он пошел через город, вернулся и сказал: Ужасно! Как ужасен мир! Все куда- то бегут, ничего не замечая. Вот что я видел. Я не чувствовал ничего, кроме подавленности, как будто все мое существо разрывается на части.

Да – сказал учитель: - Ты прав.

- Но объясни мне, - сказал ученик, почему ты так восторгался после того, как вернулся, а я разрываюсь на части? Я не могу вынести этого, это ужасно.

Учитель сказал: «Ты шел не в том ритме, в котором шел через город я».

- Исторически сложилось так, что бурная стремительная жизнь города резко отличается от спокойной размеренной жизни сельских поселений и сегодня на уроке ребята мы рассмотрим городское  население нашего государства.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Древний Казахстан издревле был страной кочевых народов. Первая информация о городах на территории Казахстана относится к VI веку. Первые города находились в долине реки Сырдарьи и в Семиречье. В настоящее время археологами найдены останки городов VI—IX веков на юге страны и в юго-западном Семиречье. Территорию Казахстана населяли кочевники, у которых были весьма сложные отношения с горожанами. Города были для кочевников центрами торговли, но нередко объектом нападения. Из современных городов, своей древностью могут похвастаться лишь Туркестан, Тараз и Чимкент. Древний Сайрам, во многом сохранивший свой средневековый облик и преемственность населения, в настоящее время официально является селом.

В XVII веке на территории Казахстана появились первые русские города — Яицкий городок, Гурьев. Постепенно с российской колонизацией с севера на юг, русскими казаками были основаны города, большая часть которых существует и сейчас. Большинство современных городов появились в XX веке главным образом в связи с разработкой месторождений полезных ископаемых.

В середине 20-го века рядом с крупными городами возникли города науки – «наукограды» (Курчатов. Приозёрск. Степногорск), города-курорты (Сарыагаш, Щучинск. Каркаралинск). Появились города – центры военной промышленности, так называемые закрытые города (города призраки) (Приозёрск)

Вопросы к классу:

- Назовите причины роста числа городов. (К росту числа городов привело строительство железных дорог.Города, через которые проходила железная дорога, получили преимущество своего развития).

- В дореволюционном Казахстане не было ни одного города с населением свыше 100 000 человек. То сегодня число таких городов превышает 20. Что привело к росту городов в последующем? Почему изменилась численность городов? (к росту городов привели: принятие оседлости коренного населения, процесс индустриализации 30-х годов 20-го века). К 90-м годам доля городского населения составляла 60%. Однако сейчас по статистическим данным на 2005 год доля городского населения составляет 57%. Как вы думаете.почему снизилось количество городского населения республики? (в малых городах останавливались частично и полностью прекращали работу градостроительные предприятия, население столкнулось с безработицей).

- Однако несмотря ни на что в Казахстане существуют современные города – миллионники. Посмотрите на карте , назовите их и покажите (Алматы). Один из крупнейших городов Казахстана – Караганда.

- Какой населённый пункт считается городом? (городом считается населённый пункт с населением более 12 000 человек, которые работают не в сельском хозяйстве.)Всего в Казахстане 86 городов.

Города различают по функциям и по численности населения:

По численности населения:

Малые до 20 000 жителей

Средние до 50 000 жителей

Крупные –  до 100 000

Большие – до 250 000

Крупнейшие города –  до  500 000 жителей.

Города-миллионеры

В Казахстане находятся 30 городов, с населением, насчитывающим 50 тысяч и более жителей. Самым крупным городом Казахстана является Алма-Ата, где проживает 1400 тыс. человек (в агломерации около 2100 тыс. человек)

В Астане – 785 559 человек

Города с численностью от 600 тыс. жителей: Караганда, Шымкент, Актау.

Города с численностью от 400 тыс. жителей: Тараз, Усть-Каменогорск, Павлодар, Семипалатинск, Актюбинск.

Города с численностью от 200 тыс. жителей: Костанай, Петропавловск, Уральск, Темиртау, Атырау, Кызылорда.

Города с численностью от 100 тыс. жителей: Туркестан, Экибастуз, Кокшетау, Рудный, Жезказган, Талдыкорган.

Остальные города имеют численность населения менее 100 тыс. человек: Риддер, Байконур, Балхаш, Сатпаев, Кентау, Степногорск, Жанаозен, Шахтинск.

 По функциям:

           Центральные места                                                   Отраслевые центры

Столица (Астана)

   1. Промышленные центры (Экибастуз, Лисаковск, Аркалык)

Центры областей (Костанай.Атырау…)

Транспортные центры: 8 городов: Кандыагаш, Эмба, Шалкар, Аягоз, Чарск, Шу, Арыс, Казалинск.

Неофициальные столицы (Алматы)

Наукограды (Курчатов, Приозёрск, Степногорск.)

Районные центры

Туристические центры

 

Города-курорты (Сарыагаш, Щучинск, Каркаралинск.)

- Города – многофункциональные центры, т.к они выполняют множество функций: административные, промышленные центры, культурные, научные, транспортные.

Запись в тетрадь:

Урбанизация – увеличение доли городского населения

Мегаполис – наиболее крупная форма расселения, возникшая в результате срастания нескольких городских агломераций.

Городская агломерация – это группы близкорасположенных городов, объединённых тесными связями:

1) трудовыми (из одного города в другой на работу)

2) культурно-бытовые (поездки на выставки, в театры…)

3) производственные (поставки сырья, материалов…)

4) инфраструктурными – совместное использование коммуникаций. Сетей (тепло-. Энерго-…)

Самостоятельно: прочитать( стр.52) и объяснить:

- Где в Казахстане наибольшая доля городского населения, т.е. где выше уровень урбанизации? Почему?

(Кызылординская, Актюбинская, Карагандинская, Северо-Казахстанская, Костанайская, Алматы, Астана)

Вопросы к классу:

- Как вы понимаете понятие «посёлок городского типа»? (населённые пункты с числом жителей более 3 000, из которых 85% не занято в сельском хозяйстве.)

- Какие населённые пункты считаются сельскими? (населённые пункты с населением менее 12 000 человек.)

4.Закрепление.

Назовите факторы, влияющие на формирование городов.

Что такое урбанизация?

Как классифицируются казахстанские города?

Какое влияние оказывают городские населённые пункты на окружающую среду?

5.Домашнее задание §11

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экономическая география Казахстана

Легкая и пищевая промышленностьОтрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырьеОқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:Сформировать знания о составе, принципах размещени...

Социально-экономическая география Казахстана

Экономические районы Казахстана. Южный Казахстан Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:Сформировать знания учащихся о территориальной организации хозяйства, экономическом ...

Социально-экономическая география Казахстана

География хозяйства Северного КазахстанаОқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:Сформировать знания учащихся об ЭГП Северного Казахстана, показать разнообразие природных усл...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» для 10 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Региональная характеристика мира» для 11 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 11 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...

Итоговая практическая работа региональной части курса по географии 9 класса Раздел Районирование России Социально экономические и экологические проблемы развития экономических районов России

Цель работы: закрепление знаний по разделу районирование России, совершенствование работы с учебником и текстом.Данная практическая работа будет проведена на уроке закрепления.Форма выполнения работы:...

Пакет контрольно-оценочных средств по дисциплине "География" (социально-экономическая география мира).

Контрольно-оценочные средства по Географии (социально-экономическая география мира)....