Социально-экономическая география Казахстана
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Дусенбаева Гульзира Утепергеновна

Легкая и пищевая промышленность

Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:

  1. Сформировать знания о составе, принципах размещения и перспективах развития легкой и пищевой промышленности. показать связи сельского хозяйтсва как основного звена АПК Казахстана с отдельными отараслями легкой и пищевой промышышленности
  2. Способствовать формированию чувства ответственности за сохранение окружающей среды – экологическое мировоззрение, чувство патриотизма
  3. Развивать коммуникативные умения, географическое мышление, умения анализировать статистические данные, диаграммы, умение работать с учебником, выделять главное, умение работать с тематическими картами.

Мақсат / Цель:

Доказать необходимость развития связанных с сельским хозяйтсвом отраслей промышленности для бесперебойного снабжения населения предметами потребления и более рационального использования местных трудовых ресурсов

Құрал – жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия:

Атлас, учебник, физическая карта Казахстана, Социально-экономическая карта Казахстана

Сабақ Түрі / Тип урока:

Урок сообщения новых знаний

Әдіс – тәсілдері / Методы:

Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником

Сабақ барысы / Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания
  1. Какие особенности имеет химическая промышленность?
  2. Что является сырьем для химической промышленности? Каким химическим сырьем богат Казахстан? Назовите и покажите на карте
  3. Какую продукцию дает химия полимеров?
  4. Какие факторы необходимо учитывать при размещении производств химии органического синтеза и полимерных материалов?
  1. Новый материал.

Работа с учебником по плану:

  1. Пищевая промышленность как отрасль по производству конечной продукции АПК. состав отрасли, принципы размещения, внутриотраслевые и межотраслевые связи. Перспективы развития
  2. Состав, основные принципы размещения, перспективы развития легкой промышленности

Вопросы и задания

  1. Каковы особенности пищевой промышленности?
  2. Какие отрасли пищевой промышленности ориентируются на сырье?
  3. Какие отрасли пищевой промышленности ориентируются на потребителя?
  4. Какие отрасли пищевой промышленности ориентируются как на сырье, так и на потребителя?
  5. Какие проблемы стоят перед пищевой промышленностью?
  6. Нарисуйте схемы отраслей, входящих в состав легкой промышленности
  7. Каковы особенности легкой промышленности?
  8. Что является сырьем для текстильной промышленности?
  9. Нарисуйте схему последовательного процесса получения тканей на текстильном комбинате
  10. Какие факторы влияют на оформление рекреационных районов?
  11. Какие виды рекреационных ресурсов можно выделить по характеру их использования?
  12. Какие вы знаете рекреационные районы на территории Казахстана?

Сабақты қорытындылау / Итоги урока

Как вы оцениваете вклад сельского хозяйтсва в развитие экономики страны?На какие отрасли по видам сырья подразделяется пищевая промышленность? Перечислите перерабатывающие отрасли АПК. Какие предприятия пищевой промышленности действуют в вашей области?

Үйге тапсырма беру / Задание на дом:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сынып / Класс 9                                                                                                  Күні / Дата  _________

Сабақ / урок: Социально-экономическая география Казахстана                    

Тақырып \ Тема

Легкая и пищевая промышленность

Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:

  1. Сформировать знания о составе, принципах размещения и перспективах развития легкой и пищевой промышленности. показать связи сельского хозяйтсва как основного звена АПК Казахстана с отдельными отараслями легкой и пищевой промышышленности
  2. Способствовать формированию чувства ответственности за сохранение окружающей среды – экологическое мировоззрение, чувство патриотизма
  3. Развивать коммуникативные умения, географическое мышление, умения анализировать статистические данные, диаграммы, умение работать с учебником, выделять главное, умение работать с тематическими картами.

Мақсат / Цель:

Доказать необходимость развития связанных с сельским хозяйтсвом отраслей промышленности для бесперебойного снабжения населения предметами потребления и более рационального использования местных трудовых ресурсов

Құрал – жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия:

Атлас, учебник, физическая карта Казахстана, Социально-экономическая карта Казахстана

Сабақ Түрі / Тип урока:

Урок сообщения новых знаний

Әдіс – тәсілдері / Методы:

Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником

Сабақ барысы / Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания
  1.  Какие особенности имеет химическая промышленность?
  2.  Что является сырьем для химической промышленности? Каким химическим сырьем богат Казахстан? Назовите и покажите на карте
  3.  Какую продукцию дает химия полимеров?
  4.  Какие факторы необходимо учитывать при размещении производств химии органического синтеза и полимерных материалов?
  1. Новый материал.

Работа с учебником по плану:

  1. Пищевая промышленность как отрасль по производству конечной продукции АПК. состав отрасли, принципы размещения, внутриотраслевые и межотраслевые связи. Перспективы развития
  2. Состав, основные принципы размещения, перспективы развития легкой промышленности

Вопросы и задания

  1. Каковы особенности пищевой промышленности?
  2. Какие отрасли пищевой промышленности ориентируются на сырье?
  3. Какие отрасли пищевой промышленности ориентируются на потребителя?
  4. Какие отрасли пищевой промышленности ориентируются как на сырье, так и на потребителя?
  5. Какие проблемы стоят перед пищевой промышленностью?
  6. Нарисуйте схемы отраслей, входящих в состав легкой промышленности
  7. Каковы особенности легкой промышленности?
  8. Что является сырьем для текстильной промышленности?
  9. Нарисуйте схему последовательного процесса получения тканей на текстильном комбинате
  10. Какие факторы влияют на оформление рекреационных районов?
  11. Какие виды рекреационных ресурсов можно выделить по характеру их использования?
  12. Какие вы знаете рекреационные районы на территории Казахстана?

Сабақты қорытындылау / Итоги урока

Как вы оцениваете вклад сельского хозяйтсва в развитие экономики страны?На какие отрасли по видам сырья подразделяется пищевая промышленность? Перечислите перерабатывающие отрасли АПК. Какие предприятия пищевой промышленности действуют в вашей области?

Үйге тапсырма беру / Задание на дом:



Предварительный просмотр:

Сынып / Класс 9                                                                                                  Күні / Дата  _________

Сабақ / урок: Социально-экономическая география Казахстана                    

Тақырып \ Тема

Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:

  1. Сформировать знания о составе, принципах размещения и перспективах развития легкой и пищевой промышленности. показать связи сельского хозяйтсва как основного звена АПК Казахстана с отдельными отараслями легкой и пищевой промышышленности
  2. Способствовать формированию чувства ответственности за сохранение окружающей среды – экологическое мировоззрение, чувство патриотизма
  3. Развивать коммуникативные умения, географическое мышление, умения анализировать статистические данные, диаграммы, умение работать с учебником, выделять главное, умение работать с тематическими картами.

Мақсат / Цель:

Доказать необходимость развития связанных с сельским хозяйтсвом отраслей промышленности для бесперебойного снабжения населения предметами потребления и более рационального использования местных трудовых ресурсов

Құрал – жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия:

Атлас, учебник, физическая карта Казахстана, Социально-экономическая карта Казахстана

Сабақ Түрі / Тип урока:

Урок сообщения новых знаний

Әдіс – тәсілдері / Методы:

Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником

Сабақ барысы / Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания
  1.  Какие особенности имеет химическая промышленность?
  2.  Что является сырьем для химической промышленности? Каким химическим сырьем богат Казахстан? Назовите и покажите на карте
  3.  Какую продукцию дает химия полимеров?
  4.  Какие факторы необходимо учитывать при размещении производств химии органического синтеза и полимерных материалов?
  1. Новый материал.

Работа с учебником по плану:

  1. Пищевая промышленность как отрасль по производству конечной продукции АПК. состав отрасли, принципы размещения, внутриотраслевые и межотраслевые связи. Перспективы развития
  2. Состав, основные принципы размещения, перспективы развития легкой промышленности

Вопросы и задания

  1. Каковы особенности пищевой промышленности?
  2. Какие отрасли пищевой промышленности ориентируются на сырье?
  3. Какие отрасли пищевой промышленности ориентируются на потребителя?
  4. Какие отрасли пищевой промышленности ориентируются как на сырье, так и на потребителя?
  5. Какие проблемы стоят перед пищевой промышленностью?
  6. Нарисуйте схемы отраслей, входящих в состав легкой промышленности
  7. Каковы особенности легкой промышленности?
  8. Что является сырьем для текстильной промышленности?
  9. Нарисуйте схему последовательного процесса получения тканей на текстильном комбинате
  10. Какие факторы влияют на оформление рекреационных районов?
  11. Какие виды рекреационных ресурсов можно выделить по характеру их использования?
  12. Какие вы знаете рекреационные районы на территории Казахстана?

Сабақты қорытындылау / Итоги урока

Как вы оцениваете вклад сельского хозяйтсва в развитие экономики страны?На какие отрасли по видам сырья подразделяется пищевая промышленность? Перечислите перерабатывающие отрасли АПК. Какие предприятия пищевой промышленности действуют в вашей области?

Үйге тапсырма беру / Задание на дом:



Предварительный просмотр:

Урок на тему «Пищевая и лёгкая промышленность

Цели и задачи:

-Образовательные: - Изучить особенности размещения предприятий пищевой и лёгкой промышленности и факторы, определяющие размещение предприятий этих отраслей. Показать связи звеньев АПК, определить круг проблем 3 звена АПК.

 Развивающие: научить и развивать умение систематизировать материал, анализировать карты, схемы, выделять главное обобщать и делать выводы, формировать интегрированное видение явлений и процессов, происходящих вокруг нас, развивать познавательную активность.

-Воспитательные: формировать чувство патриотизма и гордости за русского человека, уважение к Родине, экологическую культуру.

Технология:

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: урок – беседа.

Наглядные пособия: Карты «Пищевая промышленность», «Лёгкая промышленность», Коллекция «Продукция лёгкой промышленности (волокна, ткани, кожа)»

Ход урока.

1.Организационный момент.

-приветствие

-подготовка класса к работе

-наличие учащихся

2. Мотивация учебной деятельности

Сообщение темы

3.Изложение нового материала

Учитель: Ребята! С продукцией пищевой и лёгкой промышленности мы сталкиваемся каждый день, посещая магазины и рынки.

-Какие рынки вы посещаете?

(предполагаемый ответ:  Китайский вещевой рынок и тд.)

-Какие вы там вещи покупаете?

(предполагаемый ответ: обувь, одежду и тд.)

Эти вещи производит лёгкая промышленность.

- Продукцию, каких стран вы покупаете?

(предполагаемый ответ:  Китай, Турция и тд.)

-А где российские вещи?

(предполагаемый ответ: незнаем или вывозят и тд.)

-А какие вы знаете продукты питания, которые производит Россия?

(предполагаемый ответ: хлеб, молоко, консервы и тд.)

А теперь рассмотрим таблицу «Потребление продуктов питания населением России и развитых стран, на душу населения, кг».( Учитель объясняет содержание таблицы и просит сделать вывод о потребление продуктов питания населением России, если сравнивать с медицинскими нормами.

Учитель:

-Вопрос! Какие продукты потребляются населением сверх медицинской нормы

(предполагаемый ответ: хлеб, картофель).

-Какие продукты питания потребляются населением ниже нормы?

(предполагаемый ответ: все остальные)

-Почему?

(предполагаемый ответ: так как низкая покупательная способность населения из-за экономического кризиса)

- Промышленность, которая выпускает продукты питания, называется пищевой и её главная проблема: низкая покупательная способность населения.

( табличку с названной проблемой учитель вывешивает на доске).

-Итак, наша сегодня задача на уроке не только изучить особенности размещения предприятий пищевой и лёгкой промышленности и факторы, определяющие размещение предприятий этих отраслей, показать связи звеньев АПК, но и  определить круг проблем 3 звена АПК, которые мешают тому, чтобы продукции российского производства было много.

И сегодня вы разделитесь на команды – единомышленников бизнесменов, которые хотели бы вложить свои сбережения в пищевую или лёгкую промышленность, но для этого нужно изучить подробно эти отрасли и их проблемы.

-Посмотрим на таблицу ( на презентации слайд – шоу ). Отрасли пищевой промышленности делят на группы. Отрасли, тяготеющие к районам производства с/х

сырья Отрасли, тяготеющие к потребителям готовой продукции.

-1 команда занимается сбором данных по рыбной отрасли.

-2 команда занимается сбором данных по сахарной отрасли

-3 команда занимается сбором данных по лёгкой промышленности.

Каждый в команде работает по сбору данных самостоятельно. Но в конце работы вы сверяетесь с ответами друг друга и командир команды даёт отчёт об исследовании пищевой промышленности на примере рыбной и сахарной.

Ребята, удачи вам! Время работы 10 минут.

В ходе обсуждения учитель прикрепляет таблички с проблемами в пищевой промышленности. Затем показ слайдов по кондитерской отрасли г. Томска.

Учитель: Проблема кондитерской отрасли?

(предполагаемый ответ: устаревшее оборудование)

Учитель:

- Рассмотрим схему « Состав лёгкой промышленности»

Учитель держит в руках растение лён, хлопок, грязный кусок необработанной шерсти.

И спрашивает: « Этот грязный кусок шерсти может быть продукцией лёгкой промышленности? ( предполагаемый ответ: Нет, он является сырьём для лёгкой промышленности, как и  лён, хлопок)

-Задание: распределите правильно стадии обработки сырья.

1 команда – лён

2 команда – хлопок

3 команда – шерсть

Комментарии учителя: в Дагестане перестали держать тонкорунных овец (до 90- х. годов получали от государства государственный  заказ для пошива обмундирования для армии). Выращивают овец мясных пород, так как нет рынка сбыта шерсти, её выбрасывают. Зато ранок заполонила обработанная дешёвая шерсть из Китая.

-Проблема?

(предполагаемый ответ: некачественное сырьё для лёгкой промышленности, так как технологии первичной обработки сырья устарела.) Табличка с проблемой вывешивается но доску.

Рассказ об особенностях швейной промышленности продолжается показом слайдов томского предприятия  АОА « Мода».

- Проблемы швейной отрасли казахстана?

(предполагаемый ответ: устаревшее оборудование, неконкурентоспособность российских предприятий лёгкой промышленности дешёвой импортной продукции из стран Азии).

Далее учитель спрашивает: « Какая обувь в России считается национальной?» (предполагаемый ответ: «Валенки»)

- Учитель предлагает посмотреть презентацию о изготовлении валенок на предприятии «Метелица» г. Асино

-Проблемы?

(предполагаемый ответ: устаревшее оборудование, тяжёлые условия труда, нехватка рабочей силы.)

-Если бы вам предложили итальянскую, российскую обувь, то какую вы обувь выбрали?

(предполагаемый ответ: итальянскую, так как наша неконкурентоспособная часто по внешнему виду)

Итак, подведём итог урока.

Мы с вами не только познакомились с историей, особенностями пищевой и лёгкой промышленности, но и с проблемами.

А теперь ещё раз повторим их, предложим пути их решения.

Проблемы пищевой и лёгкой промышленности:

1.Некачественное сырьё для лёгкой промышленности, так как технологии первичной обработки сырья устарела

2.устаревшее оборудование.

3.Неконкурентоспособность российских предприятий лёгкой промышленности дешёвой импортной продукции из стран Азии.

4.Нехватка сырья для сахарной отрасли (так как низкая урожайность сахарной свеклы)

5. Обветшалость и потеря рыболовного флота России, следствие уменьшение улова рыбы

6. Низкая покупательная способность населения, из-за экономического кризиса.

Пути решения этих проблем:

1. необходимы вложения, для покупки нового оборудования.

 

Лёгкая промышленность

Лёгкая промышленность состоит из текстильной, швейной, меховой, кожевенно-обувной.

Продукция лёгкой промышленности влияет на уровень жизни людей, так как потребителем продукции является население страны. Часть продукции лёгкой промышленности используется в химической промышленности (в шинах есть ткань- корд), в машиностроении, авиакосмической и др.

Лёгкая промышленность трудоёмкая отрасль, в ней заняты большей частью женщины.

Значительная часть предприятий лёгкой промышленности закрыта или работает не на полную мощность. Т.К. конкуренцию продукции отечественных предприятий создаёт импортная продукция. Ткани из Китая и Индии более дешевле, так как рабочая сила в этих странах в несколько раз дешевле, чем в России.

Текстильная промышленность использует в качестве сырья хлопок, лён, шерсть. Отходы переработки у льна достигают 80 у шерсти 50 от первоначального веса поэтому предприятия первичной переработки шерсти (шерстомойные фабрики), льнообрабатывающие расположены у сырья.

Шерстомойные фабрики располагаются на Северном Кавказе, льноперерабатывающие – на Северо - Западе России. Отделка тканей происходит в Центре, где есть квалифицированные кадры. На потребителя ориентируются швейные и обувные фабрики.

Лён-долгунец

Лён-долгунец выращивают в лесной зоне, где прохладное и влажное лето.

Лён- долгунец даёт и волокно, и семена. В народе сложилась поговорка «льном налоги платим, свадьбы и праздники справляем». Многие деревни Нечерноземья жили за счёт него. Царь Алексей Михайлович держал под Москвой  «льняной двор», где обрабатывали и производили льняное волокно.

Пётр 1 поощрял развитие льноводства, так, как лён использовался для изготовления парусной ткани, верёвок и кантов.

Нить льняная очень прочна: в 2 раза крепче хлопковой и в три раза – шерстяной. Плели из неё ажурные кружева, делали тончайшую ткань – батист. Льняные ткани – красивые, прочные, хорошо впитывают влагу, долго не гниют.

Больше всего льна в тверской и Смоленской областях. Выращивают лён и в Вологодской, Новгородской и Псковской областях.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность, одна из старейших отраслей. Она встречается повсеместно, так как одни отрасли ориентируются на сырьё, а другие на потребителя.

Первая группа отраслей имеет ведущим сырьевой фактор. При получении готового продукта в этой группе отраслей либо расходуется много сырья, либо сырьё скоропортящееся и его нужно перерабатывать как можно скорее. Например, для производства 1 тонны сахара нужно 7 тонн сахарной свеклы.

К первой группе отраслей относятся: рыбная, чайная, консервная, сахарная, маслодельная, крупяная.

Например, рыбная промышленность занимается добычей рыбы, морепродуктов, морского зверя и их переработкой.

90% рыбы добывается в морях; 70 % рыбы даёт Тихий океан.

Лов рыбы ведётся со специальных судов: траулеров, сейнеров, ¾  улова рыбы идёт на экспорт. С 1992 года по 1999г. улов рыбы сократился с 5,3 млн.тонн до 4,2 млн.тонн

Рыбоперерабатывающие заводы находятся на побережье. Крупнейший рыбоперерабатывающий центр в России – Мурманск.

Вторая группа отраслей тяготеет к потребителям продукции. В эту группу входят отрасли, продукцию которых невыгодно перевозить ( например, для производства 40 тонн макаронных изделий нужно 60 тонн муки)

Продукция некоторых отраслей скоропортящаяся ( хлеб быстро черствеет, торты подлежат быстрой реализации)

Лидеры производства продуктов питания Центральный район, Поволжье, Урал, Северный Кавказ.

Рыбное хозяйство

Без рыбы невозможно представить себе пищевой рацион жителей России. Рыба богата минеральными элементами – фосфором, кальцием, калием.

До начала 20 века рыбу в России ловили в реках и озёрах. Рыба была обычной пищей, потому что она водилась в большом количестве в реках и озёрах.

Православная религия разрешала верующим есть рыбу в некоторые дни поста.

Рыбу,  выловленную в Волге, Доне, реках Урала сильно солили, «в корень»(поэтому рыба называлась коренной. На севере европейской части России продавали треску, палтуса, сельдь. Ловили их в морях Северного Ледовитого океана.

Этнограф и писатель 20 века Сергей Васильевич Максимов писал: « на России - тарань, на Волге – вобла, на востоке и севере – востоке – судак на западе – сельдь, на севере – треска: вот те благодетели, которые выручают русских людей, заменяя им мясо и подслащая сухой хлеб».

 При Петре 1 в России вылавливали рыбы 1 млн. тонн.

Сейчас около 4 млн. тонн добывают в Тихом океане, Северной Атлантиде и морях Северного Ледовитого океана( Баренцевом, Норвежском, Гренландском). Три четверти улова составляют треска, сельдь, морской окунь. В морях Тихого океана 80% всего улова составляют треска, минтай, сельдь, камбала, лососевые.

Лососевые – ценные промысловые рыбы, их называют «красной» рыбой. Из лососевых в водах России добывают чавычу, нельму, кету, горбушу, нерку, кижуча.

В Каспийском и Азовском морях ловят осетровых(осётра, севрюгу, стерлядь).

Сахарная отрасль

Для получения сахара используется сахарная свекла.

Выращивать её начали в 19 веке. Правительство раздавало безвозмездно землю, поощряя выращивание сахарной свеклы. Поддерживало и строительство сахарных заводов. Через 100 лет Россия вышла на 1 место в Европе по посевам сахарной свеклы. Первый сахарный завод открылся в 1802 году в селе Алябьево Воронежской губернии.

Самые высокий урожай получают а Краснодарском крае, Карачаево - Черкессии, Белгородской области – 200 ц /га.

В Бельгии, Франции урожайность составляет более600ц/га.

Листья, верхние части корнеплода, жом(отжатые и измельчённые остатки корнеплодов) используют на корм скоту. Из отходов производства сахара получают уксусную и лимонные кислоты, ацетон. Отходы сахарных отходов используют как известковое удобрение.

РЫБНАЯ ОТРАСЛЬ

1.Рыбная отрасль занимается _______________________________________________

2. Рыба богата ____________________________________________________________

3. До начала 20 века в России рыбу ловили в ________________ , _________________

4. Европейские реки России ____________, __________ богатые рыбой.

5. Выловленную в реках, сильно засолённую рыбу называли_____________________

6.До 20 века морскую рыбу в России в основном ловили из морей ______________ океана.

7. При Петре 1 в России вылавливали _______________тонн рыбы.

 

8.В настоящее время добывают около _____млн.тонн рыбы в ________________________,

__________________________,__________________________океанах.

9. В этих океанах добывают в том числе и «красную» рыбу.(Это______________________

_____________________________________________________________________________)

10.Осетровых (__________________________, ________________, ___________)ловят в

 ______________________________,_______________________морях.

11. Рыбу ловят со специальных судов: _______________________,_________________

12.В основном рыбоперерабатывающие заводы находятся на _______________________

13.Главный рыбоперерабатывающий центр – город _______________________________

14. Улов рыбы сократился за последние 20 лет, т.к. _____________________________

__________________________________________________________________________

САХАРНАЯ ОТРАСЛЬ

1.Сахарную свеклу в России начали выращивать в _________________________ веке.

2. За выращивание сахарной свеклы правительство поощряла: _________________

_______________________________________________________________________

3. Первый сахарный завод был построен в ___________________________________

4. Для производства 1 тонны сахара необходимо _______тонн сахарной __________

5. Из отходов производства получают _______________________________________

6. На корм скоту используют ______________________________________________

7. Самые высокие урожаи в ____________________________, ____________________,

_______________________.

8. В европейских странах_________________________, ______________________ с 1 га

собирают ________________(больше или меньше) сахарной свеклы.

9. Почему урожайность сахарной свеклы в европейских странах  выше, чем в России?

Ответ:___________________________________________________________________


__________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Лёгкая промышленность.

1. Лёгкая промышленность состоит из: ___________________,_____________,

_______________________,____________________ отраслей.

2. Лёгкая промышленность производит _______________________________

__________________________________________________________________.

3. Основной потребитель продукции лёгкой промышленности _____________

4. Для изготовления тканей используют сырьё: ______________________,

_______________, __________________________, _____________________

5.Поощрял развитие льноводства царь _______________, так как лён

использовался  для изготовления парусной ткани, верёвок и канатов.

6. Льняная ткань обладает ценными свойствами _________________________

_________________________________________________________________

7. Начало производства в России хлопчатобумажной ткани в ________веке из

привозной  _______________ суровой ткани, а с________года прядение на

американском хлопке.

8.После присоединения к России _____________________в 20 веке и проведения

железных дорог туда хлопок стал поступать и оттуда.

9. Для обеспечения армии использовались в 20 веке _______________ткани.

10.Первичные предприятия переработки сырья располагаются _________________

11. Отделка тканей в  ______________районе, где квалифицированные

кадры и потребитель.

12.После распада СССР  объёмы производства продукции лёгкой промышленности ______________________________________.

13. Конкуренцию продукции отечественных предприятий создаёт импортная

продукция из стран _________________________, ___________________так

как в этих странах рабочая сила в несколько раз дешевле, чем в России.

- Низкая покупательная способность населения, из-за экономического кризиса.

- Устаревшее оборудование.

-  Обветшалось и потеря рыболовного флота России, следствие уменьшение улова рыбы.

- Неконкурентоспособность российских предприятий лёгкой промышленности дешёвой импортной продукции из стран Азии.

- Отсутствие рынка сбыта шерсти.

- Использование всё больше генномодифицированных продуктов питания

Таблица 1

«Потребление продуктов питания

населением России и развитых стран

(на душу населения, кг)»

Продукты

Развитые

страны

Россия

Медицинские нормы

1980 г.

2-я пол.

90-х годов

Хлеб

101

126

140

120

Сахар

34

47

28

36

Масло раст.

19

9

6

13

картофель

70

118

145

96

Овощи

144

94

60

104

Фрукты, ягоды

110

30

20

80

Мясо

114

62

35

70

рыба

18

23

9

18

Таблица 1

«Потребление продуктов питания

населением России и развитых стран

(на душу населения, кг)»

Продукты

Развитые

страны

Россия

Медицинские нормы

1980 г.

2-я пол.

90-х годов

Хлеб

101

126

140

120

Сахар

34

47

28

36

Масло раст.

19

9

6

13

картофель

70

118

145

96

Овощи

144

94

60

104

Фрукты, ягоды

110

30

20

80

Мясо

114

62

35

70

рыба

18

23

9

18

Нехватка сырья для сахарной отрасли.

(так как низкая урожайность сахарной свеклы)

Некачественное сырьё для лёгкой промышленности, так как технологии первичной обработки сырья устарела

Отчёт ________________________________ уч-ся 9 ____ класса

По теме «Пищевая и лёгкая промышленность  России».

1. Производит  продукты питания _______________________промышленность

2. Производит ткани, одежду, обувь ______________________промышленность  

                                     

1. Допишите перечень отраслей

 

Отрасли, тяготеющие к районам производства с/х сырья

Отрасли тяготеющие к потребителям готовой продукции

1.сахарная

2. рыбная

3.чайная

4.

5.

1.кондитерская

2. чаеразвесочная

3. пивоваренная

4.

2. Для производства 1 тонны сахара нужно _____тонн сахарной свеклы.

3.

1 команда

2 команда

3 команда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экономическая география Казахстана

Восточный КазахстанОқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:Сформировать знания учащихся о значении химической промышленности, разъяснить ее роль в народном хозяйстве, опреде...

Социально-экономическая география Казахстана

Экономические районы Казахстана. Южный Казахстан Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:Сформировать знания учащихся о территориальной организации хозяйства, экономическом ...

Социально-экономическая география Казахстана

География хозяйства Северного КазахстанаОқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:Сформировать знания учащихся об ЭГП Северного Казахстана, показать разнообразие природных усл...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» для 10 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Региональная характеристика мира» для 11 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 11 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...

Итоговая практическая работа региональной части курса по географии 9 класса Раздел Районирование России Социально экономические и экологические проблемы развития экономических районов России

Цель работы: закрепление знаний по разделу районирование России, совершенствование работы с учебником и текстом.Данная практическая работа будет проведена на уроке закрепления.Форма выполнения работы:...

Пакет контрольно-оценочных средств по дисциплине "География" (социально-экономическая география мира).

Контрольно-оценочные средства по Географии (социально-экономическая география мира)....