Социально-экономическая география Казахстана
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Дусенбаева Гульзира Утепергеновна

Экономические районы Казахстана. Южный Казахстан

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:

  1. Сформировать знания учащихся о территориальной организации хозяйства, экономическом районировании на основе географического разделения труда
  2. Способствовать формированию чувства ответственности за сохранение окружающей среды – экологическое мировоззрение, чувство патриотизма
  3. Развивать коммуникативные умения, географическое мышление, умения анализировать статистические данные, диаграммы, умение работать с учебником, выделять главное

Мақсат / Цель:

Создать условия для формирования представлений о территориальной организации народного хозяйства, экономическом районировании Казахстана, определении специализации хозяйства, территориальном разделении труда

Құрал – жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия:

Атлас, учебник, физическая карта Казахстана, Социально-экономическая карта Казахстана

Сабақ Түрі / Тип урока:

Урок сообщения новых знаний

Әдіс – тәсілдері / Методы:

Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником

Сабақ барысы / Ход урока:

I. Оргмомент.

  1. Проверка домашнего задания
  1. Из каких отраслей состоит каждый вид транспорта?
  2. Какие показатели определяют грузооборот транспорта?
  3. Почему по грузообороту железнодорожный транспорт опережает автомобильный, хотя по объему перевозок последний превосходит его?
  4. Что влияет на себестоимость перевозок разными видами транспорта?
  5. Каковы перспективы развития транспортного комплекса согласно программе «Казахстан 2030»?
  6. Что называется транспортным узлом? Приведите примеры, покажите на карте
  1. Новый материал.

В содержании урока можно выделить следующие крупные смысловые части-блоки:

1. Установление различий между районами Казахстана по ПР и ПУ

2. Установление сущности и эффективности территориального разделения труда между районами страны

3. Формирование экономического района и его  основных черт (специализации и комплексности, территориально-административного деления)

4. Формирование ТПК

5. Типовой план характеристики района

Сабақты қорытындылау / Итоги урока

Что называется экономическим районированием?

Какие причины повлияли на формирование внутренних экономических районов на территории Казахстана?

Назовите специализированные (ведущие) отрасли хозяйств экономических районов страны

Какими принципами руководствуются при экономическом районировании?

Показать на карте Казахстана и обозначить на контурной карте внутриреспубликанские экономические районы.

Үйге тапсырма беру / Задание на дом:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yuzh_kaz_9kl.doc30.5 КБ
Файл aks3_9kl_geograf.docx19.15 КБ
Microsoft Office document icon yuzhnyy_kaz_9kl.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сынып / Класс 9                                                                                             Күні / Дата 18.04.14

Сабақ / урок: Социально-экономическая география Казахстана                    

Тақырып \ Тема

Экономические районы Казахстана. Южный Казахстан

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:

  1. Сформировать знания учащихся о территориальной организации хозяйства, экономическом районировании на основе географического разделения труда
  2. Способствовать формированию чувства ответственности за сохранение окружающей среды – экологическое мировоззрение, чувство патриотизма
  3. Развивать коммуникативные умения, географическое мышление, умения анализировать статистические данные, диаграммы, умение работать с учебником, выделять главное

Мақсат / Цель:

Создать условия для формирования представлений о территориальной организации народного хозяйства, экономическом районировании Казахстана, определении специализации хозяйства, территориальном разделении труда

Құрал – жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия:

Атлас, учебник, физическая карта Казахстана, Социально-экономическая карта Казахстана

Сабақ Түрі / Тип урока:

Урок сообщения новых знаний

Әдіс – тәсілдері / Методы:

Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником

Сабақ барысы / Ход урока:

I. Оргмомент.

  1. Проверка домашнего задания
  1. Из каких отраслей состоит каждый вид транспорта?
  2. Какие показатели определяют грузооборот транспорта?
  3. Почему по грузообороту железнодорожный транспорт опережает автомобильный, хотя по объему перевозок последний превосходит его?
  4. Что влияет на себестоимость перевозок разными видами транспорта?
  5. Каковы перспективы развития транспортного комплекса согласно программе «Казахстан 2030»?
  6. Что называется транспортным узлом? Приведите примеры, покажите на карте
  1. Новый материал.

В содержании урока можно выделить следующие крупные смысловые части-блоки:

1. Установление различий между районами Казахстана по ПР и ПУ

2. Установление сущности и эффективности территориального разделения труда между районами страны

3. Формирование экономического района и его  основных черт (специализации и комплексности, территориально-административного деления)

4. Формирование ТПК

5. Типовой план характеристики района

Сабақты қорытындылау / Итоги урока

Что называется экономическим районированием?

Какие причины повлияли на формирование внутренних экономических районов на территории Казахстана?

Назовите специализированные (ведущие) отрасли хозяйств экономических районов страны

Какими принципами руководствуются при экономическом районировании?

Показать на карте Казахстана и обозначить на контурной карте внутриреспубликанские экономические районы.

Үйге тапсырма беру / Задание на дом:



Предварительный просмотр:

Административно-административный срез №3 по географии 9 класс

Вариант 1  
1. Специализация территории на производстве определенных видов продукции и обмен ими - это:
А) Концентрация производства.  B) Географическое разделение труда.  С) Экономическое районирование.  D) Промышленный узел.  Е) Территориально-промышленный комплекс.
2. Территории, которые отличаются друг от друга своей специализацией, географическим положением, природными и трудовыми ресурсами:
А) Природные зоны.  В) Административные единицы. C) Экономические районы. D) Географические районы. Е) Экономические зоны.
3. Количество экономических районов Казахстана:
А) 3. В) 4. С) 5. D) 7. Е) 9.
4. Каждый экономический район включает отрасли:
А) Специализации.  В) Вспомогательные и обслуживающие.  С) Вспомогательные.
D) Специализации, вспомогательные и обслуживающие.  Е) Обслуживающие.
5. Взаимосвязанное сочетание производств, формирующихся вокруг главного по выпуску определенной продукции - это:
А) Промышленный узел.  В) Экономический район.С) Концентрация производства.
D) Отрасль специализации. Е) Территориально - производственный комплекс (ТПК).
6. Самый безводный регион страны:
А) Восточный. В) Западный. С) Южный. D) Центральный. E) Северный.
7. Самая крупная по площади область Казахстана:
А) Западно-Казахстанская. В) Актюбинская. С) Карагандинская. D) Костанайская. Е) Павлодарская.
8. Регион Казахстана, занимающий первое место в мире по запасам вольфрама, а молибдена - четвертое:
А) Северный. В) Южный. С) Центральный. D) Восточный. Е) Западный.
9. Крупное нефтегазоносное месторождение Южно - Торгайского бассейна:
А) Кашаган. В) Кенкияк. С) Тенгиз. D) Кумколь. Е) Каламкас.
10. Проблема нехватки воды в Центральном Казахстане была решена за счет:
A) Строительства водохранилищ и каналов.  B) Добычи подземных вод.
С) Ограниченного потребления водных ресурсов.  D) Доставки воды транспортными средствами.
Е) Накопления воды при выпадении осадков.
11. Самый высокоурбанизированный район страны, где доля городского населения составляет более 83 %:
A) Центральный. В) Восточный. С) Западный. D) Северный. Е) Южный.
12. Главными отраслями специализации Центрального Казахстана являются:
А) Машиностроение, легкая и пищевая.  В) Металлургическая, химическая.   С) Топливно-энергетическая, металлургическая.  D) Горнодобывающая, металлургическая, угольная. Е) Топливная и электроэнергетика.
13. Угольная база Центрального Казахстана, где добывают 32% каменного угля республики:
A) Карагандинская. В) Экибастузская. С) Майкубинская. D) Ленгерская. Е) Кендерликская.
14. Черная металлургия представлена комбинатом полного цикла, 7-е по мощности в СНГ, расположено в:
А) Костанае. В) Рудном. С) Караганде. D) Темиртау. Е) Павлодаре.
15. Добыча медной руды, обогащение и производство из нее рафинированной меди осуществляются в центрах:
A) Караганда, Темиртау.  B) Жезказган, Балхаш.  С) Усть-Каменогорск, Риддер.  D) Атырау, Актау.  Е) Костанай, Петропавловск.
16. К вспомогательным отраслям Центрального Казахстана относят:
А) Черную и цветную металлургию.  В) Топливную промышленность и электроэнергетику.
C) Машиностроение, химическую промышленность и производство стройматериалов.
D) Машиностроение, легкую и пищевую.  Е) Черную и цветную металлургию и химическую.
17. В Центральном Казахстане доля обрабатывающих отраслей в общем объеме промышленной продукции составляет более:
А) 50 %. В) 55 %. С) 63 %. D) 86%. E) 90 %.
18. Центральный Казахстан занимает 3-е место в республике по численности поголовья: А) Верблюдов. В) Овец. С) КРС. D) Лошадей  Е) Птиц.
19. ТПК Центрального Казахстана, образованный на базе угольной промышленности:
A) Усть-Каменогорский.  В) Мангистауский.  С) Павлодар-Экибстузский.
D) Карагандинско-Темиртауский.  Е) Каратау - Таразский.
20. Крупный индустриальный город, в народе называемый «шахтерской столицей»:
А) Экибастуз. В) Степногорск. C) Караганда. D) Костанай. Е) Шымкент.

Вариант2

1. Регион, расположенный в северо-восточной части Казахстана на границе с Россией и Китаем:
А) Центральный. В) Западный C) Восточный. D) Северный. Е) Южный.
2. Экономические районы, с которыми граничит Восточный Казахстан:
А) Северный, Центральный, Южный.  В) Северный. Центральный. С) Западный, Северный, Центральный.
D) Западный, Южный. Е) Центральный, Южный.
3. Месторождения полиметаллических руд Восточного Казахстана:
А) Малеевское, Тишинское, Греховское.  В) Бакырчик, Большевик. С) Николаевское, Тишинское.
D) Риддерское, Зыряновское, Березовское. Е) Орловское, Николаевское.
4. Главная водная магистраль Восточного Казахстана:
А) Буктырма. В) Ульби. С) Курчум. D) Иле. Е) Ертыс
5. Крупные озерные котловины Восточного Казахстана:
А) Балхаш, Алаколь. В) Зайсан, Маркаколь, Алаколь.  C) Тенгиз, Кушмурун. D) Селетытениз, Жалаулы.  Е) Балхаш, Алаколь, Сасыкколь.
6. Самое крупное в Казахстане водохранилище, емкостью 50 км3:
А) Бухтарминское. В) Шульбинское. С) Усть-Каменогорское. D) Самаркандское. Е) Кенгирское.
7. Санаторий «Рахмановские ключи» расположен в горах:
А) Алтая. В) Саура. С) Тарбагатая. D) Жунгарского Алатау. Е) Тянь-Шаня.
8. По численности населения данный экономический район занимает последнее, пятое место (11 % населения):
А) Центральный. В) Северный. С) Южный. D) Западный. Е) Восточный.
9. Средняя плотность населения на 1 км2 в Восточном Казахстане составляет:
А) 2 чел. В) 3 чел. С) 3,6 чел. D) 4,7 чел. E) 5,2 чел.
10. Центры цветной металлургии Восточного Казахстана:
А) Каратау, Шымкент, Тараз.  В) Жезказган, Балхаш. С) Зыряновск, Риддер, Усть-Каменогорск.
D) Семипалатинск, Усть-Каменогорск. Е) Саяк, Коунрад, Балхаш.
11. В структуре промышленности Восточного Казахстана доля горнодобывающей отрасли составляет:
А) 69 %. B) 17 % C) 14% D) 27 %. Е) 44 %.
12. Мощные ГЭС Восточного Казахстана:
А) Чардаринская, Шульбинская. В) Капчагайская, Усть-Каменогорская. C) Шульбинская, Бухтарминская.
D) Чардаринская, Капчагайская, Усть-Каменогорская. Е) Капчагайская, Бухтарминская.
13. В Восточном Казахстане по объему выбросов веществ, загрязняющих воздушный бассейн, лидируют предприятия:
А) Легкой и пищевой промышленности. В) Лесной и деревообрабатывающей. C) Цветной металлургии. D) Черной металлургии. Е) Топливной промышленности.
14. Город, возникший в 1720 г. как крепость, у слияния рек Ульбы с Ертысом:
A) Усть-Каменогорск. В) Ридцер. С) Зыряновск. D) Семипалатинск. Е) Аягоз.
15. Самый большой по площади экономический район Казахстана:
А) Северный. В) Южный. С) Центральный. D) Восточный. Е) Западный.
16. Единственный регион Казахстана, который имеет морские транспортные магистрали, связывающие его с Ираном, Азербайджаном и Россией:
А) Центральный. B) Западный. С) Восточный. D) ЮжныЙ. Е) Северный.
17. Главное богатство Западного Казахстана:
А) Хром, никель. В) Известняк, гипс, мергель. C) Нефть, природный газ. D) Вольфрам, молибден. Е) Железная руда, марганец.
18. Огромные запасы хромовых и никелевых руд, месторождения фосфоритов, известняка, мрамора, кварцевого песка, яшмы сосредоточены в:
A) Актюбинской области. В) Мангистауской области. С) Атырауской области. D) Западно-Казахстанской области. Е) Костанайской области.
19. Самая полноводная и судоходная река Западного Казахстана:
А) Ертыс. В) Сырдарья. С) Эмба. D) Урал E) Каратал.
20. Крупный водоем Казахстана, славится уникальными рыбными богатствами, особенно осетровыми (белуха, осетр, севрюга и др.)
А) Аральское море.  В) Озеро Балхаш. С) Озеро Зайсан. D) Озеро Алаколь. E) Каспийское море.

             

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Правильный ответ В С С Д Е В С С Д А А Д А Д В
№ вопроса 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Правильный ответ С Д Д Д С С А Д Е В А А Е Е С
№ вопроса 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40  
Правильный ответ В С С А Е В С А Д Е    



Предварительный просмотр:

Класс: 9

Тема урока: Южный  Казахстан. Хозяйство ЭГП, природные условия, ресурсы, население.

Цели:

  • Создать условия для формирования представления о Южном Казахстане;
  • Создать условия для формирования информационной и коммуникативной компетентностей;
  • Прививать любовь к родному краю.

Ход урока:

  1. Орг. момент
  2. Актуализация опорных знаний методом «Кольцо» (учащиеся встают в круг, взявшись за руки, задают вопросы по цепочке)
  3. Изучение нового материала:
  • Опираясь на параграф и презентацию, выполнить следующие задания:

1 задание: определите ЭГП Южного Казахстана , перечисляя основные экономико-географические объекты:

1) поставщики и потребители продукции, которая производится на его территории;

2) транспортные пути, по которым она доставляется;

3) крупные центры (промышленные и торговые, административные и культурные);

4) места отдыха населения.

Какой вывод можно сделать?

                        2 задание: совместите полезные ископаемые и месторождения, на которых они добываются:

1

Бакыршык

А

Уголь

2

Риддерское

Б

Полиметаллы

3

Николаевское

В

Золото

4

Сатпаевское

Г

Медь

5

Каражыра

Д

Титан

  1. Закрепление:
  • Расскажите о ЭГП Восточного Казахстана. В чем заключаются его главные преимущества для развития экономики?
  • Дайте оценку природным условиям и ресурсам с точки зрения их хозяйственного использования. Какое значение имеет река Ертыс для хозяйства Восточного Казахстана?
  • Назовите причины разной плотности населения на территории Восточного Казахстана и сферы занятости населения.
  1. Итог урока, оценивание
  2. д/з параграф 45, тест на стр. 315
  3. рефлексия:
  • Что вы узнали нового сегодня?
  • Чему научились?
  • Полезна ли для вас эта информация?
  • Как ее можно применить в жизни?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экономическая география Казахстана

Восточный КазахстанОқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:Сформировать знания учащихся о значении химической промышленности, разъяснить ее роль в народном хозяйстве, опреде...

Социально-экономическая география Казахстана

Легкая и пищевая промышленностьОтрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырьеОқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:Сформировать знания о составе, принципах размещени...

Социально-экономическая география Казахстана

География хозяйства Северного КазахстанаОқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:Сформировать знания учащихся об ЭГП Северного Казахстана, показать разнообразие природных усл...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» для 10 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Региональная характеристика мира» для 11 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 11 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...

Итоговая практическая работа региональной части курса по географии 9 класса Раздел Районирование России Социально экономические и экологические проблемы развития экономических районов России

Цель работы: закрепление знаний по разделу районирование России, совершенствование работы с учебником и текстом.Данная практическая работа будет проведена на уроке закрепления.Форма выполнения работы:...

Пакет контрольно-оценочных средств по дисциплине "География" (социально-экономическая география мира).

Контрольно-оценочные средства по Географии (социально-экономическая география мира)....