Технологическая карта урока географии «Создание экономического образа Урала»
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Технологическая карта урока географии с использовнием проектно-исследовтельской технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_dlya_konkursa_-_kopiya.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии

Учитель: Терехова Татьяна Валентиновна

Оборудование: 1.Учебник «География России. Население и хозяйство» В. П.Дронов, В. Я.Ром. Из-во М. :Дрофа.2014г; атлас по география 9 кл., карта « Федеральные округа России», презентация « Уральский экономический район»

Тема урока: «Создание экономического образа Урала»

Класс: 9

Тип урока: комбинированный

Цель урока:   создание условий для  формирования   отраслевой специализации Урала, создания экономического образа района.                                                                                

 Планируемые результаты:

предметные:  сформировать представление о хозяйстве  изучаемого района, об особенностях специализаций крупнейших центров района; содействовать пониманию взаимосвязей между компонентами природы, ЭГП и хозяйственной деятельностью  ; овладение навыками нахождения, использования в различных источниках географической информации; умение работать с географической картой.

         метапредметные:  

        регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя,   оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

        познавательные УУД: самостоятельно  давать определение понятиям;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое   высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

        коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение   выражать свои мысли, развивать навыки коллективной работы,

        личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная; групповая .

Педагогические технологии: проектно-исследовательская деятельность.

Продукт урока : Экономический образ Урала

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

                                Планируемые результаты

                                                УУД

1.Организаци-онный  момент

Приветствие  учащихся, проверка готовности учеников к уроку. Россия-это не просто страна, это большое «семей-ство районов». Каждый район имеет свою историю, свое  особое сочетание природы, населения и хозяйства, свое неповторимое лицо.

Итак,  «экономическое лицо» какого района вы должны отразить?

 Слайды 1,2

 Раздает карточки по оценке деятель-ности на каждом этапе.( прилож.1)

Готовы к уроку, приветствуют учителя.  Настрой на деятельность- отражение хозяйственного образа Урала..

Называют тему урока : « Создание экономического образа Урала»

Личностные:  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способ-

ности,  устойчивых познавательных интересов,  

формирования уважительного отношения к труду.

 

2.Актуализация  знаний.

Проводит фронтальный опрос, оце-нивая уровень уже приобретенных знаний и умений учащихся , чтобы иметь информацию о  степени готовности их к восприятию нового  материала.

 1. Вспомнить определение понятий: «экономический район», «специализация».

2.Назвать формулу определения специализации района. Слайды 4,5.

3. Показать Уральский район на карте «Федеральные округа».

 Предлагает  учащимся представить выполненную часть работы по проекту

Сравнить состав района со слайдом 3

Ответить на вопрос: Почему для оценки хозяйства любого района важно знать  его ЭГП, природные условия и ресурсы?

Отвечают на поставленные вопросы.

Работают с картой.

Представляют часть проекта, выполненную в течение 1-го урока.

Оценивают свою деятельность.

Личностные: умения использовать географические   знания для своей деятельности.

Регулятивные: выполнение   учебных действий   в соответствии с заданием,  умение оценивать достигнутые результаты.

Познавательные: умение анализировать, обобщать факты, строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных  связей.

Коммуникативные: умение взаимодействовать  с учителем,  друг с другом, отстаивать свою точку зрения, понимать позицию другого.

Предметные: объяснять значение понятий: «экономический район», «специализация»  района, называть формулу специализации.

3. Мотивация учебной деятель-ности.

Урал-опорный край державы?

 Слайды 6,7

Проблемные вопросы:

Почему Урал  «каменный пояс»?

Почему Урал называют «кладовой» России?

Почему Урал является важнейшей кузницей России? ( прилож.2). Слайд 8

Размышляют и обдумывают проблемные вопросы. Предлагают варианты ответов. Оценивают свою деятельность .

Личностные: Умение слушать и воспринимать  услышанное.

Познавательные: умение анализировать, сравнивать  и обобщать факты.

Регулятивные: выполнение учебных действий  в соответствии с заданием,  самоконтроль. Коммуникативные: умение взаимодействия в общении с другими людьми(учитель,сверстники).

4.Изучение нового материала  (поста-новка учебной задачи).        

Сегодня мы продолжим работу над проектом .

- Как выдумаете, какова наша главная цель  на уроке? Слайд 9

Предлагает, используя  план изучения  экономического района (прилож.3) сформулировать цели урока.

Задает наводящие вопросы:  

-Зная состав района, что вы можете сказать о его населении?;

-Какая отрасль специализации является старейшей для Урала?;

-Подтвердите слова академика А.С. Ферсмана « Урал- минералогический рай».  

Самостоятельно формулируют  цели урока :

отразить особенности  населения и хозяйства Урала, специализацию крупнейших центров Уральского экономического района.

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

Личностные: ответственное отношение к учебе, рассуждение.

Познавательные: : умение анализировать, сравнивать  и обобщать факты..

 Регулятивные: целеполагание, умение организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты.  

Коммуникативные:     умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других.

Предметные:  Использование приобретенных знаний и умений  .        

5. Изучение нового материала( реше-ние поставленных задач)

Предлагает задания (  на выбор) для выполнения проектной деятельности:

-определить главные отрасли спе-циализации Урала;

- выявить  географию размещения сельскохозяйственных   районов;

-определить специализацию  цен-тральных узлов района ( Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Ижевск).

( прилож.4)  

 Заполнить таблицу « Хозяйство Урала» (прилож.5); сверить со слайдом 10

По тексту учебника  подобрать цитаты , отражающие особенность экономики данного района.

 Осуществляет контроль  за деятельностью учащихся.

Работают индивидуально, выполняя  задания,  отыскивая необходимую  информацию для решения  поставленных задач   в различных источниках (текст учебника, таблицы  в учебнике, презентация, карты атласа и др. ).

 Оценивают свою деятельность.

Личностные: рассуждение, умение использовать полученные знания для  деятельности.     Познавательные:  умение определять возможные источники необходимых сведений, производить   поиск нужной информации, анализировать, устанавливать причинно-следственные  связи, преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текст в таблицу), делать обобщения.  Регулятивные: самостоятельно   обнаруживать  и формулировать  учебную проблему, находить пути решения, выбирать средства для достижения цели, оценивать достигнутые результаты. Коммуникативные: умение взаимодествия в общении с учителем.

Предметные : умение работы с географическими картами  и другими источниками .

       

6. Закрепление изученного ма-териала ( прак-тикум)

Предлагает реализовать приобретен-ные знания на практике.

Оказывает помощь в деятельности.

Используют приобретенные  знания и умения. Работают над оформлением проекта.                        

Личностные: умение использовать географические знания для деятельности.

 Регулятивные: выполнение учебных действий  в соответствии с заданием,  самоконтроль.  Познавательные: использовать  различные виды моделирования, исходя из учебной задачи . Коммуникативные: умение выражать свое мнение, прислушиваться  к мнению других .

7) Рефлексия

 Учитель предлагает оценить объективно свою деятельность на каждом этапе урока. Подводит итоги урока. Продолжите фразы на листочках.  1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен.  2.Урок для меня показался коротким   /длинным.                                3.Материал урока мне был понятен/ не понятен, полезен/бесполезен.

Оценивает деятельность

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.  Получают  листочки  и дополняют фразы на них

Регулятивные:-оценка достигнутых  результатов. Личностные: ответственное отношение к учебе, рассуждение.

8)Домашнее задание

  П.52, п. 53. Выполнение   тестовой работы с элементами творчества .    

Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике

Регулятивные: Самоконтроль и взаимоконтроль

Приложение №1

Карточка оценивания деятельности учащихся

Этапы урока

самооценка

Оценка учителя

Общая оценка

Актуализация знаний

Мотивация знаний

Новая тема

Закрепление пройденного

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...

Технологическая карта урока географии в 6 классе Тема «Ветер» Учитель географии Табунова Татьяна Юрьевна

Тема «Движение воздуха»Цель: дать понятие ветер, выявить особенности образования бризов, определить основные характеристики ветра, создать мини-проект по составлению розы ветров.Задачи и п...

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...