Урок географии в 6 классе по ФГОС. Ориентирование на местности
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

План-конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по географии

тема урока:

«Ориентирование на местности» 6 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

география

Класс

5

Тема урока

Ориентирование на местности

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

давать определение понятию: ориентирование, объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают, делать  вывод о назначении компаса, формулировать алгоритм работы с ним.

- уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал; ставить учебную задачу под руководством  учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение; умение работать с измерительными  приборами. уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; уметь работать с измерительными приборами.

- понимать значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человек; понимание роли и значения географических знаний, сформировать познавательный интерес, направленный на практическое применение новых знаний; сформировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; понимать значение ориентирования для повседневной жизни и деятельности.

Решаемые учебные проблемы

сформировать представление об ориентировании на местности, умений пользоваться измерительными приборами.

Основные понятия, изучаемые на уроке

«ориентирование», «стороны горизонта», «компас», «румбы», «зюйдвестка»;

Вид используемых на уроке средств ИКТ

презентации, мультимедиа, компьютер, проектор

Образовательные интернет-ресурсы

ЭОР, ЦОР, ссылка:  rgo.ru

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний по теме «Ориентирование на местности».

Деятельность учителя

Приветствует учащихся, проверяет готовность уч-ся к уроку.

 - На прошлом уроке мы изучали тему «Глобус и карта». Вспомните, сходства и различия между ними и преимущества каждого.

Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала.

Побуждает к диалогу: вопросы на развитие творчества (вопросы на странице 29).

- Что нужно узнать для  решения проблемы: как ориентироваться на местности?

Деятельность учащихся

Приветствуют учителя (Л).

Вспоминают изученный ранее материал: глобус и карта (П).

Определяют, каких знаний им не хватает (Р).

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения (Р).

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации.

Деятельность учителя

Создает для обучающихся проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление:

Компас помогает ориентироваться.

– Какой у вас возникает вопрос?   

– Почему, заблудившись в лесу и имея только компас, нельзя найти точное направление?

– Сформулируйте тему урока.   

– Если встать лицом к югу, где будет восток, а где запад?   

- Что такое ориентирование и по каким признакам можно ориентироваться на местности?

Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их: какие буквенные знаки на компасе обозначают какие стороны горизонта?

 Задает вопрос, обнажающий житейское, но ошибочное представление учеников: как правильно настроить компас?

- Какое вы заметили противоречие? Что удивило? Как думали сначала, а как на самом деле? Почему не смогли выполнить задание?

Деятельность учащихся

 Вступают в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его (П, К).

Анализируют, сравнивают и обобщают  факты. Выявляют причины (П, Л).

3. ЭТАП Целеполагания.

Деятельность учителя

Предоставляет "конфликтный" материал: Что такое ориентирование и по каким признакам можно ориентироваться на местности?

Создает готовность к предстоящей деятельности: Настроить правильно компас.

Деятельность учащихся

Проявляют познавательную инициативу (П, Л).

Осознают возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицита знаний (П, Р, К).

Осознают цели предстоящей деятельности(П, Р, К).

4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

Предоставляет материал, побуждающего к высказыванию предложений о способах ориентирования на местности с помощью компаса.

Предлагает учащимся совместно с учителем составить план работы.

Деятельность учащихся

Работают в группах, настраивают компас, определяют стороны горизонта (Л, К, Р, П).

Обобщают результаты наблюдения (Р, К, Р).

5 ЭТАП "открытие" нового знании.

Деятельность учителя

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними.

 Предлагает прочитать отрывок текста параграфа и составить план действий по ориентированию на местности.             

1) Определение сторон горизонта.

2) Определение азимута.

3) Определение расстояния по карте или плану.

4) Выбор маршрута движения.

Организует работу в группах.                             

Задание: Определите, в чём разница между понятиями горизонт, линия горизонта, стороны горизонта.  

Задание: Как устроен компас? Как работает компас? Определите по компасу стороны горизонта. Какие способы ориентирования на местности вам известны?

Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности оценками за правильность и скорость решения проблемы.

Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи?

Деятельность учащихся

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи (Р, К).

Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других, представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы (П, К).

Оценивают правильность своих выводов, решений (Л, Р).

Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов (П).

Делают выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике (П). 

Отстаивают свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами (К).

Самостоятельно обнаруживают и формулируют  учебную проблему, определяют цель учебной деятельности (П, Р).

Выдвигают версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели (К, Р, Л).

Сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки самостоятельно (П, Р).

6  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока.

Предлагает на практике поработать в группах (выход на школьную площадку) на определение сторон горизонта по компасу, ориентируясь на местности.

Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах.

Создает ситуации успеха для каждого.

 Работают индивидуально по устранению ошибок.

Подводит к открытию в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме.

Деятельность учащихся

 Вступают в диалог (К).

 Выполняют задания на новый материал в группах (П, К).

 Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме (Р).

Работают в группах (К, П, Р), определяют стороны горизонта на местности (Р, П, К), ориентируются на местности (Р, Л).

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом: вопросы на странице учебника 32.

Предлагает сделать вывод по уроку:

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто получил отметку в дневнике? За что?

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности (Р): называют тему и задачи урока (П, К), отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока (П, Р), высказывают оценочные суждения (К). Определяют степень своего продвижения к цели (Р).

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (П, Р, Л).

Воспроизводят тему и задачи урока (Р, К, Л).

Рефлексируют по заданным вопросам (К, П, Р).

8 ЭТАП Домашнее задание

Записывает и поясняет: параграф 6, вопросы теста на странице 32; подготовка к проверочной работе: вопросы на странице 33-34.

Записывают домашнее задание (П).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект по географии с использованием ЭОР в 6 классе по теме "Ориентирование на местности"

план-конспект по географии с использованием ЭОР в 6 классе по теме "Ориентирование на местности" 6 класс (линия учебников Е.М. Домогацких)...

урок географии 5 класс по теме "План местности"

Тема урокаПлан местностиАвтор учебникаИ.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. СонинЦели урокаСоздание условий для усвоение темы «план местности»; для формирования  понятий: «план местности», «условные...

урок географии 5 класс Ориентирование.

урок географии 5 класс Ориентирование. Папка содержит разработку и презентацию к уроку....

Урок географии в 5 классе на тему "Ориентирование на местности".

Цель урока:сформировать представление о способах ориентирования на местности;учиться с учащимися определять азимут.Задачи урока:ü     образовательные: ввести новые понятия план мес...

Урок, география 6 класс "Озера" (ФГОС)

Тема урока: Озёра Тип урока: Комбинированный Образовательные ресурсыКомпьютер, проектор, физическая карта мира, физическая карта России, презентация, атласы. Цели урока: формирование пр...

урок по географии в 5 классе по теме "Ориентирование на местности

каждый человек должен уметь ориентироваться в разной среде....

Конспект урока по географии в 5 классе по теме "Ориентирование на местности"

Тип урока: урок открытия новых знанийЦель: создать условия для развития и углубления знаний учащихся о плане и карте.Задачи: общеобразовательные: способствовать формированию знаний о сп...