РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ГЕОГРАФИИ
рабочая программа по географии на тему

Калеев Олег Николаевич

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ГЕОГРАФИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_po_geografii_kaleev_o.n.rar127.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ульянковская основная общеобразовательная школа

Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

«Согласовано»

Руководитель МС

___________ Е.Г.Кирилова

Протокол № 1 от

«29» августа 2017 г.

«Согласовано»                              

Заместитель

директора по УВР

_________ Т.П. Челнокова

 «29» августа 2017 г.

«Утверждаю»                               Директор школы

_________ Н.А. Челнокова

Приказ № 172     от

 «31» августа 2017 г.

Рабочая программа по географии

9  класс 

(базовый уровень)

     Рассмотрено на заседании педагогического совета

                                                                                Протокол №1 от «29» августа 2017 г.

Составитель: Калеев Олег Николаевич

учитель географии высшей кв. категории

2017- 2018 учебный  год.

Пояснительная записка

        Данная рабочая программа по географии для 9 класса соответствует требованиям ФК ГОС  основного общего образования и разработана на основе:

Основной образовательной программы основного общего образования

МБОУ " Ульянковская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»"

Учебного плана МБОУ " Ульянковская  основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»" на 2017-2018 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1, от 29 августа 2017 года) на основании которого выделено 2 часа в неделю (всего 78 часов)

Программ для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы/сост. Е.В.Овсянникова.-  М.:Дрофа,2010

Учебник: В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9  класс – М.: Дрофа, 2008.

  1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета география  


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

  1. письменные
  • тесты
  • ответы на вопросы

правильный ответ – 1 балл

0-49% - «2»

50-69% - «3»

70-89% - «4»

90-100% - «5»

  1. Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.

Требования к устным ответам учащихся:

«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.

«4»- применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;

- измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.

«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;

- устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;

- высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры;

- искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5" Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4" Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. опускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче ского материала, но испытывали затруднения при самостоя тельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2" Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими

источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

  1. Содержание учебного предмета

1. Общий обзор России  Российская Федерация. Экономико-географическое положение. Политико-государственное устройство. Государственная территория России. Географическое положение и границы России. Геополитическое влияние.  4 часа.

2. Население России. Население России.  Численность и воспроизводство населения. Миграции населения.  Демографическая ситуация. Национальный и языковой  состав населения России. Расселение населения. Сельское население России. Народы России. Культура, религия и быт. Урбанизация в России. Города России. Рынок труда и занятость населения.  5 часов.

3. Хозяйство России.  Хозяйство России. Структура экономики. Цикличность развития экономики. Особенности развития хозяйства России. Проблемы современного хозяйства России. Социально-экономические реформы, структурные особенности экономики России. 3 часа

4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. Научный комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность (нефтяная, газовая). Угольная промышленность. Электроэнергетика. Металлургический комплекс. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химическая промышленность. Лесная промышленность. Машиностроительный комплекс. Значение, размещение состав, проблемы комплекса. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс. АПК. Земледелие и животноводство. Проблемы АПК и пути их решения. Пищевая и легкая промышленность. Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт. Связь. Сфера обслуживания. 20 часов.

5. Районы России. Экономическое районирование. Центральный район. ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития. Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы Центральной России. Население и хозяйство Центрального района. Экономика Центральной России. Москва – административный, культурный и научный центр России. Узловые районы Центральной России. Центрально-Черноземный район. Северо-Западная Россия. Калининградская область. Европейский Север. Природа. Народы. Хозяйство Европейского Севера. Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа. Хозяйство Северного Кавказа. Поволжье.  ГП, природные условия и ресурсы, население Поволжья. Хозяйство Поволжья. Урал. ЭГП, природные ресурсы, население. Хозяйство и проблемы Урала. Восточный макрорегион. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. 17часов.

6. 7. География Татарстана. Природные ресурсы, население. Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика. Металлургический комплекс. Химическая промышленность. Лесная промышленность. Машиностроительный комплекс.  АПК. Земледелие и животноводство. их решения. Пищевая и легкая промышленность. Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт. Связь. Сфера обслуживания. 19 часов.

                         


Календарно-тематическое планирование по географии в 9 классе

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

по плану

фактич.

1

Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ.

ПР: Обозначение на контурной карте  природных, экономических, географических, экономических  районов, субъектов РФ.  Сравнение их по различным показателям (размеры территории, границы, численность населения и т.д.).

1

2

Географическое положение и границы России

1

3

Экономико- и транспортно-географическое  положение России.

1

4

Государственная территория России

1

5

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

1

6

Численность и естественный  прирост населения.

1

7

Национальный состав населения России

1

8

Миграции населения

1

9

Городское и сельское население. Расселение населения.

1

10

География основных типов экономики на территории России

1

11

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

1

12

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.

ПР № 1. Анализ картографических и статистических материалов, отражающих этапы социально-экономического развития России.

1

13

Научный комплекс

1

14

Машиностроительный комплекс. Роль и значение машиностроения.

ПР Составление схемы межотраслевых связей на примере одной из отраслей промышленности  

1

15

Факторы размещения машиностроения. География машиностроения.

ПР Определение главных районов размещения отраслей наукоёмкого и металлоёмкого машиностроения.

1

16

Военно – промышленный комплекс

1

17

Топливно-энергетический комплекс. Роль, значение и проблемы ТЭК. Топливная промышленность (нефтяная, газовая)

ПР № 3. Нанесение на контурную карту важнейших районов добычи нефти, природного газа, угля.

1

18

Топливно-энергетический комплекс ( угольная)

ПР Составление по картам и статистическим материалам характеристики одного из  угольных бассейнов

1

19

Электроэнергетика

1

20

Комплексы, производящие конструкционные материалы.

1

21

Металлургический комплекс. Чёрная металлургия.

ПР Составлять характеристику одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

1

22

Цветная металлургия.

ПР Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

1

23

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.

ПР Составление схемы межотраслевых связей на примере одной из отраслей промышленности

1

24

Лесная промышленность

1

25

Агропромышленный комплекс.

ПК № 2. Определение по карте размещения отраслей АПК

1

26

Земледелие и животноводство.

ПР Анализ карт «Животноводство», «Растениеводство»

1

27

Пищевая и лёгкая промышленность

1

28

Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль  транспорта.

1

29

Сухопутный транспорт. Железнодорожный, автомобильный

1

30

Водный транспорт.

ПР Анализ технико-экономических и экологических характеристик различных видов транспорта

1

31

Связь. Сфера обслуживания.

1

32

Урок зачёт по теме: «Межотраслевые комплексы»

1

33

Районирование России

1

34

Западный макрорегион. Центральная Россия.

1

35

Районы Центральной России. ПР Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

1

36

Географические особенности областей Центрального района.

ПР Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной их территорий Центральной России.

1

37

Волго-Вятский и Центрально -Чернозёмный район. ПР Изучение национального состава и размещение населения Волго-Вятского района

1

38

Северо – Западный район

1

39

Европейский Север. ПР Характеристика ТПК Европейского Севера

40

Европейский Юг – Северный Кавказ

1

41

Поволжье. ПР Определение факторов развития м сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

1

42

Урал. ПР Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологической проблемы.

1

43

Обобщающий урок. Зачёт по теме: «Западный макрорегион»

1

44

Восточный макрорегион – азиатская Россия. ПР Объяснение размещения крупнейших ТПК установление причин уровня сформированности каждого из них.

1

45

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. ПР Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации.  

1

46

Западная Сибирь. ПР Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского района для жизни и быта человека.

1

47

Восточная Сибирь. ПР Составление характеристики Норильского промышленного узла.

1

48

Дальний Восток. ПР Сравнительная характеристика транспортной обеспеченности Восточной Сибири и ДВ.

1

49

Обобщающее повторение «Восточный макрорегион»

1

ТАТАРСТАН

50

Численность населения

1

51

Трудовые ресурсы

1

52

Общая характеристика хозяйства. ПР Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

1

53

Топливно-энергетический комплекс

1

54

Машиностроительный комплекс

1

55

Химическая промышленность

1

56

Строительный комплекс

1

57

Лёгкая промышленность

1

58

Пищевая промышленность

1

59

Комплекс отраслей, обслуживающих сельское хозяйство.

1

60

Агропромышленный комплекс

1

61

География транспорта

1

62

Промышленное Приволжье

1

63

Сельскохозяйственное Предволжье

1

64

Сельскохозяйственно - промышленное Западное Закамье.

1

65

Промышленное Восточное Закамье

1

66

Промышленное Прикамье.

1

67

Зачёт по теме « Татарстан»

1

68

Повторение




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...