Технологическая карта урока географии 6 класс "Атмосферное давление".
план-конспект урока по географии (6 класс)

Урок географии в 6 классе на тему "Атмосферное давление".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии 6 класс

Тема урока: «Атмосферное давление»

Цель урока: . Сформировать представление об атмосферном давлении

 Задачи урока: 

Образовательные: доказать существование атмосферного давления, выяснить причины изменения атмосферного давления и его влияние на здоровье людей, познакомиться с приборами для измерения атмосферного давления

 Развивающие: развивать умения логически мыслить, анализировать, экспериментировать, делать выводы; развивать познавательный интерес к предмету; развивать способность к рефлексии способов и условий действия, к контролю и оценке процесса и результатов своей деятельности;

Воспитательные: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, работать в группе; воспитывать ответственность и аккуратность.

      Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение задач.

 Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: 

средства ИКТ(мультимедийный проектор, компьютер, экран); карта мира;

для опытов: 1)стакан с водой и лист бумаги или открытка и миска;

2)шприц; 3) бутылка, спички, бумага для поджога;

весы.2 колбы.

-карточки с описанием опытов для каждой группы;

-барометр-анероид; 

-рисунок ртутного барометра Торричелли;

Ресурсы:  УМК по географии для 6 класса под редакцией Т.П.Герасимова; Н.П. Неклюковой

 Планируемые результаты:

предметные:

- формирование представления об атмосферном давлении;

- формирование умения проводить эксперимент и делать выводы;

- объяснение роли и влиянии атмосферного давления на жизнедеятельность человека

-формирование умения решать задачи на нахождение атмосферного давления.

метапредметные:

- познавательные: проведение опытов, умение делать выводы и умозаключения на основе полученных результатов. умение работать с текстом учебника; выявлять причины и следствия простых явлений

- коммуникативные: умение работать  индивидуально и в группе; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников;

- регулятивные: оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив;

личностные:

формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение географических объектов; интеллектуальных умений; эстетического отношения к окружающей природе, осознание необходимости изучения окружающего мира

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

УУД

1. Организационный

момент (1 мин.)

1.1. Организует класс, проверяет готовность учащихся к уроку,  Метод проблемного изложения: Перед началом урока я хочу загадать вам загадку: Перед полетом, очень мило, нас стюардесса попросила из ручек вылить все чернила…
вы не могли бы мне сказать: зачем ей это надо было?

ответ на эту загадку мы найдем в ходе урока

1.1. Готовятся к уроку, успокаиваются,

настраиваются на работу, приветствуют учителя

Формирование ответственного

отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию

2. Мотивация и целеполагание

2.1. Актуализирует требования к учащимся. Подводит учащихся к формированию темы урока:

Мотивирует их. Ребята, положите на одну ладонь книгу, на другую – ничего, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? На какой руке вы ощущаете тяжесть, а на какой - ничего не чувствуете? Странно  ведь на вашу вторую ладонь   давит воздух. Причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженого кирпичом, т.е. около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему  мы не ощущаем это?

Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. Подводящий диалог для формулирования целей урока

2.1. Самоопределяются,

планируют учебное сотрудничество с

учителем и сверстниками, выполняют опыт с книгой, определяют тему урока отвечая на вопрос учителя. Совместно с учителем формулируют цели урока

Вывод: тема- атмосферное давление

Записывают цель урока: сформировать представление об атмосферном давлении

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: определяют цели урока,  и способы  их достижения

3.Открытие нового знания

3.1.Демонстрационный опыт взвешивание воздуха в колбах (при нагревании одной из них равновесие весов нарушается) Вопрос: какая колба будет легче и почему? 

Ответ: нагретая колба будет легче, потому что при нагревании воздух, находящийся в колбе, расширился, и часть его вышла из сосуда. Количество воздуха в колбе уменьшилось, и она стала легче.

Если тело имеет вес,  оно может давить на поверхность, на которой  находится Воздух имеет вес, то есть давит на поверхность Земли и все тела на ней – как назовем эту силу?(атмосферное давление)

 

Высказывают свои мнения, отвечают на вопрос.

Записывают определение в тетрадь

Познавательные УУД: работа с текстом; выполнение опытов

Личностные УУД:

-осознавать неполноту знаний,

Проявлять интерес к новому знанию

3.2. Ставит задачу найти определение атмосферного давления в тексте учебника.

Организует проведение

экспериментальных опытов, доказывающих существование атмосферного давления.

Сегодня мы работаем в группах, совместно.

Работают с текстом параграфа- находят определение атмосферного давления

Выполняют опыты по группам

Опыты  доказывают, что атмосферное давление существует

коммуникативные: умение работать  индивидуально и в группе; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников

экспериментируют

сравнивают, анализируют, делают выводы.

регулятивные: оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив

 

3.3 Проводит демонстрационный эксперимент: Вызывается ученик к доске, ему дается пакетик сока, он его выпивает через соломинку, пакет теряет форму. Вопрос: Объясните причину этого?

Учащиеся делают вывод:

Ответ: атмосферное давление уравновешивается давлением воздуха внутри нас и давлением жидкости ( кровь, лимфа

Запись в тетрадь:

внешнее атмосферное давление уравновешивается давлением внутри нашего организма.

познавательные: проведение опытов, умение делать выводы и умозаключения на основе полученных результатов. умение работать с текстом учебника; выявлять причины и следствия простых явлений

3.4  История открытия атмосферного давления

Вопросы к классу:

-Какими приборами измеряют атмосферное давление,  и в каких единицах?

-От уровня какого моря отсчитываются отметки глубин и высот?

Читают текст на стр 112-113 и делают краткие записи

4.Первичная проверка

4. До высоты   2000 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт.ст. на каждые 10,5м   На больших высотах эта закономерность нарушается.

Решают задачи предложенные учителем

Записывают решение в тетрадь

Коммуникативные УУД: -групповая работа по решению задач -слушать товарища и обосновывать свое мнение - выражать свои мысли и идеи

5 Усвоение новых знаний

5. Вспомните,  почему поднимаются вверх воздушные шары? (воздух в шарах нагревается при помощи газовой горелки, а теплый воздух легкий). Попробуем ответить на вопрос поставленный в начале урока?

 Вопрос? Существуют ли природные барометры? Рассматривают влияние атмосферного давления на живые организмы

Выясняют от чего зависит атмосферное давление.

Дают ответ на вопрос: почему в самолете просят вылить чернила из авторучек?

Слушают рассказ о пиявках и выясняют связь между атмосферным давлением и поведением пиявок. Выясняют как атмосферное давление влияет на здоровье людей (работа с текстом учебника(Стр113-114))

Причины , влияющие на атмосферное явление

Познавательные УУД: - находить отличия , работа с информационными текстами, объяснение значения новых слов, уметь сравнивать и выделять признаки. решение задач

7.Закрепление

7.1Решение задачи.  

 У подножия горы на высоте 200 м над уровнем моря АД равно 756 мм рт. ст. На вершине оно составляет 720 мм рт. ст. Определите относительную и абсолютную высоту горы.

7.2 Тестовый контроль

Вспоминают, что называется относительной и абсолютной высотой.

Вычисляют эти величины

Отвечают на вопросы теста

Записывают решение задачи:

1)720-756= -36 мм.рт.ст.*10,5=378 м. (относительная высота)

2)378+200=578м.(абсолютная высота)

8.Обобщение, систематизация

8. Организует самопроверку

Подводят итоги, выступают по своему заданию

Находят ошибки и дают правильные ответы

Делают выводы, что нового они узнали об атмосферном давлении

Выводы записывают в тетрадь

9 Рефлексия

Задает вопросы:

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Задает домашнее задание

Оценивают свою деятельность

Д/З §38;вопросы стр.113-114

проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников;

Приложение1 

Опыт 1

Требуется: стакан, вода, тазик.

Ход опыта:1. Наполним обыкновенный стакан до краёв водой.  2. Накроем его листком бумаги.3.  Плотно прикрыв его рукой, перевернём бумагой вниз  4. Осторожно уберём руку, держа стакан за дно.

(Результат: вода не выливается.)

( Это потому, что воду удерживает давление воздуха.)

Опыт 2.

Требуется:  шприц  без иглы.

Ход опыта: 1.Возьми шприц и набери в него воздух. 2.Закрой пальцем отверстие и надави на поршень.3.Не открывая отверстие, опусти поршень.

Результат: сначала поршень будет опускаться с трудом, потом совсем остановится. Палец почувствует сильное давление.

Это потому, что воздух можно сжимать, поршень позволяет воздуху сжаться. (Сжатие усиливает давление воздуха, то- есть давление на палец и поршень.)

Опыт 3.  Требуется: Монета, блюдце с водой, бумага, зажигалка, пустой стакан.

Ход опыта: Монету опустить в блюдце с водой, зажечь бумагу, положить ее в стакан, перевернуть стакан и поставить его на блюдце,

Результат: через некоторое время, вода начинает подниматься в стакан, и можно будет достать монету сухой из воды. (При нагревании воздух расширяется.)

Приложение2 

  Влияние атмосферного давления на живые организмы

Существует равновесие между АД и давлением жидкости и воздуха внутри нашего организма. Если это равновесие нарушается, человек чувствует недомогание – головокружение, слабость, тошноту. Он вынужден принимать лекарства

Тело человека приспособлено к атмосферному давлению и плохо переносит его понижение. При подъеме на высокие горы, (примерно с 4000 м, а иногда и ниже) многие люди чувствуют себя плохо, появляются приступы «горной болезни»: становится трудно дышать, как-бы не хватает воздуха, из ушей и носа нередко идет кровь, можно даже потерять сознание.

И все же люди приспосабливаются и к таким непростым условиям, например, в мире несколько стран (Боливия, Мексика, Перу, Эфиопия, Афганистан), в которых большинство населения проживают на высоте свыше 1000 м над уровнем моря. В Тибете граница обитания человека превышает 5000 м над уровнем моря. Потоси, город, который ещё во времена Инков являлся крупнейшим месторождением серебра в Южной Америке, построен он на высоте 4090 метров и имеет население около 160 тысяч человек. Это самый высокий город на земном шаре. Наблюдения показали, что у горных жителей легкие и сердце имеют больший объем, чем у жителей низин, а их кровь содержит на 12—13% больше красных кровяных шариков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физики "Атмосферное давление"

Этот материал поможет вам провести урок "открытие нового знания" по теме "Атмосферное давление"...

Технологическая карта урока по физике "Давление. Единицы давления.", 7 класс, ФГОС

Данный материал был разработан во время прохождения курсов повышения квалификации в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...