Ресурсы земной коры
план-конспект урока по географии (8 класс)

Лакушина Оксана Евгеньевна

План-конспект урока географии в 8 классе на тему "Ресурсы земной коры" УМК "Полярная звезда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_resursy_zemnoy_kory_8_klass.docx64.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии.

Учитель географии - Лакушина Оксана Евгеньевна

Место проведения:  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Барлукская средняя общеобразовательная школа  

Класс: 8

Дата проведения: 25.12.2019г

Тема урока: Ресурсы земной коры.

Цель: способствовать формированию представления о составе полезных ископаемых на территории России и особенностях их размещения.

Задачи:

1. Оценить многообразие минеральных ресурсов на территории России.

2.Познакомиться с факторами, влияющими на образование полезных ископаемых и на особенности их размещения.

3.Изучить основные месторождения полезных ископаемых.

Планируемые результаты:

Предметные: Формирование знаний о минерально-сырьевой базе России, об особенностях размещения полезных ископаемых по территории России, о стихийных природных явлениях, связанных с земной корой.

Метапредметные: Формирование умений:  1) подготавливать сообщения о стихийных природных явлениях в литосфере и правилах безопасного поведения в ситуациях, связанных с их проявлениями; 2) объяснять взаимозависимости между особенностями литосферы, жизнью и хозяйственной деятельностью населения России; 3) уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией; 4) решать учебные задачи; 5) создавать таблицы и схемы; 6) работать индивидуально и в группе.

Личностные: Формирование умений и навыков работы в группе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта России, атлас России,  раздаточный материал, учебник географии 8 класс. М.: Издательство “Просвещение”, 2016г под редакцией А.И.Алексеева

Методы: проблемный, проектный, частично – поисковый, беседа

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

Ход урока

  1. Организация начала урока (1мин).
  2. Мотивация учебной деятельности  (3 мин).                                                                                                    Притча. Однажды воин из клана «Ветви дерева» пришел к птице — Хранительнице Черного Камня с просьбой открыть ему новое знание.

Птица взяла в клюв раковину, лежавшую на берегу реки, взлетела в воздух и бросила свою ношу в воду. Раздался всплеск…

 — Ты понял, что это такое? — спросила Птица.

— Да, — ответил воин.

А вы поняли?                                                                                                                           Через короткое обсуждение приходим к выводу: знания нужно добывать самим через активный поиск и деятельность.

  1. Актуализация опорных знаний (3 мин).

Форма работы: групповая, прием: интеллектуальная разминка.

Задание: уставите соответствие между геологической структурой и орографическим объектом. Группам предлагается геологическая структура, задача школьников найти соответствующий им географический объект. Задание выполняется у доски.

Геологическая структура

Орографический объект

Русская платформа

Валдайская возвышенность

Восточно-Европейская равнина

Приволжская возвышенность

Северные  Увалы

Среднерусская возвышенность

Западно-Сибирская платформа

Барабинская низменность

Западно-Сибирская равнина

Ишимская равнина

Сибирская платформа

Среднесибирское плоскогорье

Средне-Сибирская низменность

Плато Путорана

Анабарское плато

Кайнозойская складчатость

(от 30 млн лет до настоящего времени)

Влк. Ключевская Сопка

Кавказ

Срединный хребет

Мезозойская складчатость

(160-70 млн лет)

Сихитэ-Алинь

Колымское нагорье

Герцинская складчатость

(300-230 млн лет)

Урал

Яблоновый хребет

Каледонская складчатость

(460-400 млн лет)

Алтай

Западный Саян

Байкальская складчатость

(700-520 млн лет)

Восточный Саян

Хамар-Дабан

  1. Изучение нового материала.

Совместная формулирование темы урока, постановка целей и задач урока.

В находке геолога много железа,
И тем она людям, конечно, полезна.
Среди ископаемых ценной всегда
Считалась добытая в шахте…
(Руда)

Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают.
(Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу.

(Глина)

Тянусь я тоненьким столбцом

По трубке из стекла,

Сжимаюсь я от холода,

Расту я от тепла.

(Ртуть)

В воде родится,

На огне вырастает.

С матерью встретится —

Опять умирает.

(Соль)

Эта драгоценность обрадует вас —

В кольце чистой каплей сверкает …

(Алмаз)

Первичная проверка усвоения новых знаний (5мин).

Учащиеся составляют глоссарий  по изученной ранее  теме (5 класс «Горные породы, минералы, полезные ископаемые», 7 класс «Природные ресурсы земной коры».)

Глоссарий:

  1. Минеральные ресурсы
  2. Полезные ископаемые
  3. Осадочные полезные ископаемые
  4. Магматические полезные ископаемые
  5. Метаморфические полезные ископаемые
  6. Месторождения
  7. Бассейны

Фиксация новой проблемы.

Проблема 1. Чем богаты россияне?

Практическая работа с картой атласа (задание по группам) :

 1 группа: чем богата европейская часть России?

2 группа: чем богата Сибирь?

3 группа: чем богат Дальний Восток?

Проблема 2. Как и где образуются полезные ископаемые?

1 группа: Как и где образуются рудные полезные ископаемые?

2 группа: Как и где образуются нерудные полезные ископаемые?

3 группа: Как и где образуются топливные полезные ископаемые?

Итог работы в группах – схема

Проблема 3. Какие месторождения полезных ископаемых расположены на территории России?

1 группа: Какие месторождения топливных полезных ископаемых  расположены на территории России?

2 группа: Укажите месторождения химического сырья на территории России.

3 группа: назовите и покажите на карте крупнейшие рудные месторождения.

  1. Первичное закрепление знаний.

Самостоятельная работа с учебником и картами  атласа ( 6 мин+2мин проверка и коррекция ошибок). Цель: найти ответы на вопросы теста.

Тест

1. Минеральные ресурсы, используемые в хозяйственной деятельности человека…

  1. Полезные ископаемые
  2. Месторождения
  3. Сырьевые бассейны

2. Рудные полезные ископаемые приурочены к…

  1. Осадочному чехлу древних платформ
  2. Складчатым областям
  3. Фундаменту древних платформ
  4. Фундаменту молодых платформ

3. Нерудные полезные ископаемые приурочены к…

  1. Осадочному чехлу древних платформ
  2. Складчатым областям
  3. Фундаменту древних платформ
  4. Фундаменту молодых платформ

4. Нефтяные месторождения расположены …

  1. В Среднем Приобье
  2. На Прикаспийской низменности
  3. Полуострове Таймыр
  4. Острове Сахалин

5. Запасами природного газа богаты…

  1. Среднее Приобье
  2. Полуостров Ямал
  3. Полуостров Камчатка
  4. Восточная Сибирь

6. Крупнейшие золотоносные бассейны размещены…

  1. В Восточной Сибири
  2. На Дальнем Востоке
  3. В Западной Сибири
  4. На Кавказе

7. Каменноугольные бассейны сконцентрированы…

  1. В Ростовской области
  2. На юге Сибири
  3. На Кольском полуострове
  4. На Камчатке

                       Контроль и самопроверка знаний.

Взаимопроверка, коррекция допущенных ошибок.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 мин)

  1. Тему сегодняшнего урока я познал  на  «_____»
  2. Сегодня на уроке я узнал, что  ___________________________________
  3. Мне бы хотелось узнать больше о ________________________________
  4.  «Визитной карточкой» России можно назвать ______________________
  5. Сегодня я впервые услышал  ________________________________
  1. Информация о домашнем задании: изучить п. 19, ответить на вопросы, заполнить таблицу 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Движение земной коры", 6 класс

Развёрнутый план-конспект  урока, прикреплен вариант самоанализа урока. Материал позволит не только отлично провести урок, но и представить его администрации школы или гостям....

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры

География, 5 класс, раздел "Земная кора"...

Технологическая карта урока Ресурсы земной коры

Технологическая карта урока географии 8 кл "Ресурсы земной коры" по ФГОС 3...

Урок географии по теме "Ресурсы земной коры"

Способствовать формирования представления о составе полезных ископаемых на территории нашей страны....

Урок географии "Природные ресурсы земной коры "

Урок географии в 7 классе по теме "Природные ресурсы земной коры"...