Технологическая карта урока Ресурсы земной коры
методическая разработка по географии (8 класс)

Потапова Ирина Леонидовна

Технологическая карта урока географии 8 кл "Ресурсы земной коры" по ФГОС 3

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol_karta_uroka_resursy_zemnoy_kory.docx48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока Ресурсы земной коры

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика 

Потапова Ирина Леонидовна

Место работы

МБОУ «Средняя школа № 68» г.Дзержинск Нижегородская обл.

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Раздел программы Природа, 4 урок

Тема урока 

Ресурсы земной коры

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

 урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

Экономическое воспитание. Экологическое воспитание.  Природопользование-рациональное и нерациональное.

 

Метапредметные

-сопоставлять источники географической информации и выявлять географические закономерности размещения в земной коре рудных и нерудных полезных ископаемых

 –формулировать закономерности размещения в земной коре рудных и нерудных полезных ископаемых;

-структурировать знания в различных видах и формах;

-формулировать суждения, выражать свою точку зрения по различным вопросам изучаемой темы

Предметные :

-проводить классификацию природных ресурсов (минеральных);

-находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: определять какие виды полезных ископаемых соответствуют основным тектоническим структурам, слагающим территорию России;

-находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять закономерности распространения геологических опасных природных явлений на территории страны;

Ключевые слова : минеральные ресурсы, полезные ископаемые, месторождение, бассейн, рудные месторождения, нерудные месторождения, геологические опасные природные явления (землетрясения,  извержения вулканов, снежные лавины, сели)

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

На данном уроке учащиеся изучают   состав полезных ископаемых, особенности размещения рудных и нерудных ископаемых в России; стихийные природные явления, связанные с земной корой

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Посмотрите слайды   и выскажите суждение, о чем пойдет речь на уроке?

ЭОР : Слайд-альбом с электронным приложением «Минералы и горные породы»/Автор –составитель-Е.В.Филатова- 3-е изд., перераб. – М.: Центр Планетариум, 2006.- )Серия слайд-альбомов  «Географическая картина мира»)

Раздел IV Камень, рождающий металл.

 тема урока Ресурсы земной коры.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Что такое горные породы и минералы?

Что такое полезные ископаемые?

Для чего людям нужны  полезные ископаемые?

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься 

Сегодня на уроке мы много узнаем о минеральных ресурсах нашей страны- на какие виды подразделяются , где залегают, какие полезные ископаемые  есть в России? Обозначим на к/карте важнейшие месторождения полезных ископаемых и запомним их.

Ответы на эти вопросы вы получите, посмотрев видео-урок.

 

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Прошу вас фиксировать в тетради план видео-урока. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9621900503474132228&from=tabbar&parent-reqid=1609059865478669-612300108247819285500107-production-app-host-vla-web-yp-146&text=презентация+ресурсы+земной+коры+8+класс+полярная+звезда

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Вопрос- Что вы узнали о ресурсах земной коры?

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Вопрос- Где в России располагаются месторождения полезных ископаемых?

На экране информация о крупных месторождениях полезных ископаемых. Учащиеся сопоставляют ее с картой полезных ископаемых и отвечают на вопрос

Полезные ископаемые России

металлические

горючие

неметаллические

Железорудные

КМА

Кольский п-ов

Урал

З.Саян

Карелия

Нефтегазоносные

З.Сибирь

Урало-Поволжье

Графит

Урал

В.Сибирь

Дальний Восток

Медь

Урал

Забайкалье

Каменноугольные

Печорский

Донецкий

Кузнецкий

Южно-Якутский

и др.

Калийная соль

Поволжье

 Урал

Свинец и цинк

Алтай

С.Кавказ

Приморский край

Буроугольные

Подмосковный

Канско-Ачинский

Поваренная соль

Поволжье

Олово

В.Сибирь

Д.Восток

Апатиты

Кольский п-ов

Бокситы и нефелины

Сев.Урал

Краснодарский край

Алмазы

Якутия

Архангельская область

Слюда

В.Сибирь

Задание-Месторождения значками нанести на к/карту и подписать. На работу 15 мин.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Ребята, вы знаете, что в земной коре могут происходить  опасные природные явления геологического характера. В России бывают такие явления?

Задание: Назовите и покажите на физической карте места, где происходят геологические опасные природные явления.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Задания 4. Природные ресурсы, их использование и охрана

Задания 14. Природные и техногенные явления

Задания 15. Влияние деятельности человека в природе

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

К доске приглашаются 2 ученика, 1-й получает карточку со словом «да», 2-й получает карточку со словом «нет».

Звучат вопросы:

1.Минеральные ресурсы –это полезные ископаемые?

2.Нефть, газ, каменный уголь-это топливные ресурсы?

3.Нерудные полезные ископаемые чаще залегают в складчатых областях?

4.Самые главные топливно-энергетические ресурсы-горючие сланцы и торф?

5.Рудные полезные ископаемые приурочены к складчатым областям или фундаменту древних платформ?

6.Кузнецкий каменноугольный бассейн-это крупное месторождение?

7.КМА-это месторождение алюминия?

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

К доске приглашаются по 2 ученика с каждого ряда.

Задание. На доску прикрепить листочки со словами-горные породы, минералы, минеральные ресурсы, полезные ископаемые, рудные месторождения, нерудные месторождения, нефть, газ, каменный уголь, железная руда, медь, никель, олово, цинк, свинец. Стрелками показать генетические связи.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Наш урок заканчивается. На экране тест, прошу его выполнить.

https://onlinetestpad.com/ru/testview/80348-stikhijnye-prirodnye-yavleniya-v-litosfere

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Учащимся предлагается начертить график, в котором отразить:

-изменение интереса

-уровня познания

-личной активности

(по вертикали на шкале баллы от 5 до -5,

Линии интереса, познания, активности можно изобразить разными цветами,

 начинать график от вертикальной шкалы)

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Параграф 19

1.Сформулировать правила безопасного поведения при землетрясении

 2. Доделать работу на к/карте, если не успели сделать на уроке задание полностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии. Тема урока: «Движения земной коры. Вулканизм»

Конспект урока составлен по принципу системно-деятельностного подхода в рамка ФГОС....

Технологическая карта урока географии "История развития земной коры. Геологическое летоисчисление"

Технологическая карта урока географии "История развития земной коры. Геологическое летоисчисление"...

Ресурсы земной коры

План-конспект урока географии в 8 классе на тему "Ресурсы земной коры" УМК "Полярная звезда"....

Технологическая карта урока географии "Движение земной коры" 6 класс

Технологическая карта урока разработана с целью создания условий для формирования представлений обучающихся о видах движений  земной коры,  землетрясениях и вулканах на уроках географии....

Урок географии по теме "Ресурсы земной коры"

Способствовать формирования представления о составе полезных ископаемых на территории нашей страны....

Урок географии "Природные ресурсы земной коры "

Урок географии в 7 классе по теме "Природные ресурсы земной коры"...