Урок географии "Природные ресурсы земной коры "
план-конспект урока по географии (7 класс)

 Зайцева Надежда Александровна

Урок географии в 7 классе по теме "Природные ресурсы земной коры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_klass.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по формированию УУД в 7 классе

Тема урока - Природные ресурсы земной коры

Работа учителя

Работа учеников

Приветствие: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами принимаем гостей и вас есть прекрасная возможность показать себя. Поздороваемся с гостями. Не волнуемся, ведь наши гости пришли у вас учиться, и они будут работать вместе с вами. Вы у меня замечательные географы. Итак, начинаем.

Актуализация знаний: Известный отечественный геолог Александр Ферсман писал: «Мне хочется извлечь сырой, на первый взгляд неприглядный материал из недр Земли … и сделать его доступным человеческому созерцанию и пониманию».

Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?

О чем пойдет сегодня речь? На этом слайде подсказка

Слайд «Природные ресурсы Земли»

Исходя из всего сказанного, сформулируйте тему нашего урока.

Итак, тема нашего урока - Природные ресурсы земной коры

Исходя из темы, сформулируйте, пожалуйста, цель урока. Какие цели вы ставите перед собой на уроке, пожалуйста, Илья.

Я, как учитель, хочу передать вам знания о видах природных ресурсов и особенностях происхождения горных пород, а также сформировать представление о закономерностях размещения полезных ископаемых. Где нам могут пригодиться полученные знания?

Какие природные ресурсы использует человек?

Объяснение первого пункта параграфа.

Какой делаем вывод? - Земельные ресурсы – самый ценный вид природных ресурсов. И не все страны и территории обладают в равной степени этим видом ресурсов.

Используя необходимые карты, назовите территории, обладающие большими запасами земельных ресурсов. Какие карты нам понадобятся? (физическая, климатическая, почвенная)

Почти сразу же, вместе с освоением территории «вширь», люди стали проникать и «вглубь», чтобы использовать богатства недр Земли – минеральные ресурсы. Минералы и горные породы люди используют уже тысячи лет. Мы знакомы с группами горных пород и как они образуются, мы изучали в 6 классе. Сейчас вы, используя прием вопросов, составите по одному тонкому и толстому вопросу. На подготовку вопросов дается три минуты.

Пункт Что происходит с горными породами в природе.

Работаем с текстом учебника, составляем по тексту вопросы.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...

  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если...

Мой тонкий вопрос – Может человек прожить без природных ресурсов? Согласны ли вы, что содержание земных недр везде одинаково? Нет.

Мой толстый вопрос - Дайте объяснение, почему содержание земных недр везде неодинаково? Образование полезных ископаемых зависит от многих факторов.

А знаете ли вы, где искать полезные ископаемые?

Чтение пункта: Где искать полезные ископаемые. Приём Инсерт (insert)

Пометки должны быть следующие:
v - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
-
если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ - если то, что вы читаете, является для вас новым;

? - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям. Следующий шаг - заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V» – знаю

«+» – новое

«?» – вопросы

Рефлексия урока.

Вернёмся к целям нашего урока… Осуществили мы их или нет?

"Рефлексивный экран"

Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Ответы учащихся. Ребята, спасибо за работу на уроке! А теперь я предлагаю оценить свой вклад в достижении цели урока.

Обучающиеся пытаются сформулировать цель. Затем осуществляется проверка формулировки цели.

Анализ карт.

Работа с картами

Комфортный климат, равнинный рельеф, плодор. почвы.

Страница делится на две части - учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые"

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.

Прием "Кубик"

Данный прием используется на этапе осмысления. Положительные стороны приема "Кубик":

– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.

Мастер-класс

«Методический конструктор по формированию универсальных учебных действий учащихся на уроках географии»

1. Мотивационный этап.

Уважаемые коллеги, давайте подумаем, какой выпускник нужен современному работодателю? Конечно же, выпускник, который думает самостоятельно и решает разнообразные проблемы, применяет полученные знания; обладает творческим мышлением. Стремление учиться заложено в самой природе человека – вот тезис, от которого необходимо отталкиваться, организуя обучение.

Коллеги, попробуйте ответить на вопрос: Что значит «быть успешным»? Я думаю, вы согласитесь, что одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности сегодня является компетентность и грамотность в общении. Диалог, живое общение, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти, и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от нас однозначного ответа. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ, и те, на которые ответить столь определенно не возможно. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.

Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".

2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".

3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.

Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

ПРИЁМ «ИНСЕРТ» эффективен и является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Прием работает и на стадии осмысления. Технически он достаточно прост. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким. На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается. У каждого учителя географии ярко выражено стремление не только научить, передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир географии. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться добывать знания. Приглашаю вас в творческую лабораторию учителя географии по формированию универсальных учебных действий учащихся на уроках географии. Презентация

Можно много говорить о технологиях обучения. Каждая хороша по-своему. Предложенные методы позволяют каждому учителю создать свою модель, которая переосмыслена учителем и окрашена творческим, эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.

Притча о Бабочке

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и у нее больше не было сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать….. Настоящий учитель сможет создать такую атмосферу взаимодействия и общения, совместного открытия нового, которая поможет каждому ребенку расправить крылья, раскрыть свои природные таланты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Породы, слагающие земную кору"

Тема урока:  Породы, слагающие земную кору.Цели урока:Обучающие:создание  условия  для усвоения  учащимися знаний терминов: «горные породы»,  о  происхождении магматическ...

Ресурсы земной коры

План-конспект урока географии в 8 классе на тему "Ресурсы земной коры" УМК "Полярная звезда"....

Технологическая карта урока географии "Движение земной коры" 6 класс

Технологическая карта урока разработана с целью создания условий для формирования представлений обучающихся о видах движений  земной коры,  землетрясениях и вулканах на уроках географии....

Технологическая карта урока Ресурсы земной коры

Технологическая карта урока географии 8 кл "Ресурсы земной коры" по ФГОС 3...

Урок географии по теме "Ресурсы земной коры"

Способствовать формирования представления о составе полезных ископаемых на территории нашей страны....