Рельеф Земли. Равнины 5 класс. Технологическая карта
методическая разработка по географии (5 класс)

Технологическая карта к уроку в 5 классе по теме" Рельеф Земли. Равнина" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рельеф Земли. Равнины. 5 класс311 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  географии в 5 классе УМК  «Полярная звезда»

Предмет: география        Класс: 5     Тема урока: Рельеф Земли. Равнины.

№ урока по теме: «Литосфера – твёрдая оболочка Земли» -  №5

Тип урока: урок «Открытие новых знаний»  

Цель урока: формирование  общего представления о рельефе как результате взаимодействия внутренних и внешних процессов, происходящих на Земле; изучение особенностей равнинного рельефа

Задачи урока:  Планируемые результаты:

предметные для учителя:

- сформировать представления о рельефе как о постоянно меняющемся компоненте природы;

- формировать знания об основных формах рельефа и распознавать их на карте;

- сформировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени;

- формировать основные навыки и умения  работы с физическими картами и атласом.

Предметные для обучающихся:

представлять рельеф как о постоянно меняющемся компоненте природы;

знать основные формы рельефа и распознавать их на карте;

сформулировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени;

 выявить отличия равнин по характеру поверхности, высоте, способу образования

 создавать образ равнин с помощью различных  средств наглядности;

работать с физическими картами и атласом.

2. Метапредметные:  - • уметь организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• развивать логическое мышление:  владеть смысловым чтением, уметь вести самостоятельный поиск, анализировать, отбирать  информацию, излагать свои суждения
• уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе , представлять себя;
• уметь ориентироваться в окружающем мире,  принимать решения.

3.   Личностные – овладение  определённой системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; - раскрыть значение равнин для жизни и хозяйственной деятельности человека;  проследить изменения равнин под воздействием человека;

Психологическая цель урока:

   - создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта в сотрудничестве между учителем и обучающимися,

Работа с учебником: составление  схем ; работа с рубрикой «Запомните»; работа с текстом и картами учебника, атласом

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Методы обучения: проблемно-диалоговый, наглядно-иллюстративный,  работа с учебником,  частично-поисковый, составление схем, моделирование

Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, атласы, картины гор и равнин,  слайды с изображением равнин и гор , макет равнины, учебник, проектор, компьютер, презентация, интерактивная доска

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять план и схемы

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

5. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факт

№ п/п

Дидакт струк ур

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный этап

Проверка Д/З

Приветствие ребят, проверяет готовность обучающихся к уроку

Здравствуйте, ребята!

-Проверяем д/з

 ТЕСТ ( СЛАЙД 1)

  ( САМОПРОВЕРКА МЕНЯЮТСЯ ТЕТРАДЯМИ)  -- СЛАЙД  2

     

Приветствие учителя. Настрой на доброжелательное отношение друг к другу и учителю.

2.

Определение проблемы урока

   ( СЛАЙД 3)

Прочитайте высказывания мальчика и его учителя:

Мальчик:    Наша Земля имеет ровную поверхность

«Равнина, равнина  Ни яра, ни пади,  Равнина на Север,  Равнина на Юг.

        Как будто гористую землю разгладил    Какой -то гигантский утюг.

Учитель: Наша планета имеет неровную поверхность

 Вокруг Земли крутые горы

С высот небес глядят на нас   И равнинные  просторы   Завораживают глаз.

Включение всех в деловой ритм.

Чтение  двух высказываний, предложенных учителем

3.

Побуждающий диалоги

-Что вас удивило?

-Правы ли они в своих суждениях?

-Предложи свои доводы.

Обсуждение высказываний

4

Подводящий диалог:

Обратимся к высказываниям ученика и учителя

-Почему мальчик считает, что поверхность Земли ровная? Может быть мальчик прав?

-Что считает учитель?  Какой возникает вопрос?  ПРОБЛЕМА

Как устроена поверхность Земли?

Что относится к неровностям?  ( овраги, горы, равнины…)

 Как одним словом это назвать?

Возможно, он живет на равнине.

Не знает карту.   На большей части Земли рельеф ровный.                                                                

Поверхность Земли неровная.  

   

5.

Вспоминаем то , что знаем

Формулирование темы урока

Сформулируем тему урока. «Рельеф  Земли»

О какой форме рельефа мы будем сегодня говорить,

вы узнаете, отгадав загадку 

Посмотри, какая даль    Без конца и края,

 Речка тихая журчит, В камышах вздыхая.

 Ширь полей, размах степей – Знакомая картина.

 Только нет тебя милей,   Прекрасная …(равнина) 

  -  СЛАЙД С НАЗВАНИЕМ ТЕМЫ 4

Итак, тема нашего урока « Рельеф Земли. Равнины.» (ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДЬ)

Понятие Рельеф – совокупность форм твердой поверхности Земли

Обсуждение темы урока. Чтение учебника. Обсуждение.

Запись темы в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя.

6.

Формулирование плана-версий

Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно сегодня ответить?

( ПУСТЬ     ДЕТИ    САМИ     ОТВЕТЯТ )

( -Что такое равнины?  Как образуются горы и равнины?

-Какие  равнины есть на планете?

-Как равнины делятся по высоте? По внешнему виду и т.д.)

-И ТАК  СФОРМУЛИРУЙТЕ -Цель УРОКА ( узнать больше о рельефе Земли)

 -А Задачи- (знать основные формы рельефа и распознавать их на карте)

Приходят к выводу , что  чего-то ещё не знаем . Не можем ответить на этот вопрос,  не хватает знаний. 

Могут помочь уже имеющиеся  знания, а также информация в учебнике, на карте, самостоятельный поиск информации. Определяют цель  и задачи урока

Цель: узнать больше о рельефе Земли

Задачи: знать основные формы рельефа и распознавать их на карте;

сформулировать новые понятия; отличать формы рельефа друг от друга; работать с картами атласа и учебником

(САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? )

Заполнение таблицы «Самооценка»- 1 этап: активность и правильность

7

Решение проблемы.«Открытие новых знаний»

   

   1.

 -А ТЕПЕРЬ Работаем  в 3 группах: 

 1 группа: моделирование:

 -Я предлагаю вам изобразить в тетради как вы представляете равнину.

Анализ карты полушарий:

2 группа: Вы любите путешествовать? Я предлагаю совершить путешествие по карте. Совершите полёт вокруг Земли. Какие цвета вы увидите на карте , и что они означают? Сделайте вывод о поверхности Земли.

3 группа: Возможно ли движение самолёта вокруг Земли на высоте 1000 м по параллели 30° с.ш.? Для ответа на вопрос воспользуйтесь картой полушарий  (Поясните)

-Что же такое рельеф Земли? ( ДЕТИ ПРОБУЮТ СФОРМУЛИРОВАТЬ)

-А теперь сравним с понятием в учебнике.( стр 80) Запишите определение   в тетради!!!!!!!

1 группа: вывод: Из листка чистой бумаги создают макет земной поверхности и обсуждают, что получилось.

Вывод: поверхность Земли неровная и разнообразная

2 группа: вывод: поверхность Земли имеет неровную поверхность

 3 группа: Выводы: нельзя, т.к. на пути встретятся не только равнины, но и горы высотой свыше 5 000м (определили по шкале высот)

Значит рельеф Земли разнообразный, неровный

САМООЦЕНКА     ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, или справились самостоятельно?

Заполнение таблицы «Самооценка»- 2 этап: активность и правильность выполнения

   2.

    Ребята, прошли миллионы лет с момента образования нашей планеты, рельеф мог бы выровняться под воздействием различных факторов. Но мы доказали, что существует много неровностей.

 Подумайте

 -Какие силы Земли могли создать таких исполинов?

-Какие факторы на это влияют?  -Что является строителем?  СЛАЙД 5 ( ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ СИЛЫ)

 

ДЕТИ ДЕЛАЮТ ВЫВОД о рельефе

-Прочитайте отрывок и скажите, о каких факторах и «разрушительных силах» идет речь?

.  СЛАЙД ТЕКСТА  6    « Задача разрушительных сил- полное уничтожение гор. Снести  эти зубчатые гребни, острые вершины, крутые утесы, стереть с лица Земли, выровнять до основания_ вот к чему стремятся эти силы, И рано или поздно, в зависимости от высоты гор и твердости горных пород, разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли. Но пока над равниной возвышается хоть один холм, торчит хоть один камень- они не могут успокоится, прекратить свою работу»- писал  Владимир Афанасьевич. Обручев. геолог и писатель. (процессы выветривания. Солнце, ветер, вода ,растения)

(Если затрудняются ответить, подсказка.)

Учитель;    «Дует  грозный и могучий,
Разгоняет злые тучи.
Деревца колышет, гнет,
Воет, иногда поет!
Он сильнее всех на свете.
Догадайтесь, это..
.(Ветер)

--Как этот процесс называется?     Найдите в учебнике с 80.

- Понятие выветривание   запищите  в тетрадь

-Что относится к внешним и внутренним факторам?

-Что происходит под воздействием внешних факторов? (равнины)

-Внутренних факторов? (горы)

Или

Учитель;    «С умом ли, Капля, ты? Меня пробить взялась!

                       Меня, гранитную! Ты .право, стоишь смеха».

                        Но Капля молча все кап, кап… и пробралась.-

                        Настойчивость -залог успеха.

Составляем схему  используем  учебник на с. 80,  и рис 54

  ДЕТИ КОМЕНТИРУЮТ ЧТО ПРОИСХОДИЛО!!!!          ПОТОМ СЛАЙД!!!!

Внешние факторы - выравнивают неровности

земной поверхности

Ветер  Текучая вода  Солнце Организмы Человек

Внутренние факторы - создают неровности

земной поверхности

Землетрясения    Вулканизация  

Вывод: Рельеф является результатом взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.

Внутренние силы созидают горы на подвижных участках земной поверхности.

Внешние факторы разрушают горы.

3

 СЛАЙД 7 ( ОБРАЗОВАНИЕ РАВНИН  СХЕМА

Проанализировать   Схемы образования равнин

 Анализ схемы учебника рис 54 стр. 80 ( ВНИЗУ) и предложенной учителем схемы

ЗАРИСОВКА В ТЕТРАДИ!!!!!

При действии внутренних факторов образуются горы, проходят миллионы лет горы, под воздействием внешних факторов: вода, температуры, ветер, живые организмы, разрушаются. Этот горный участок постепенно выравнивается, становится устойчивым и образуется равнина.

 Вывод: Горы образуются на поднимающихся подвижных участках земной коры, а равнины – на устойчивых.

В образовании гор наиболее активны внутренние силы, а в образовании равнин – внешние.

САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно?

Заполнение таблицы «Самооценка»- 3 этап: активность и правильность выполнения

4.

-Что бы продолжить обсуждение, я предлагаю посмотреть фотографии

 СЛАЙД 8  ( ВИДЫ)

Задание:  Объедините фотографии в две группы и объясните, почему вы так сделали.

1.Что изображено на них?

2. Что общего между ними?

3.  А по каким признакам мы можем сказать, что это горы, а это равнины?

       4. Так что же такое равнина?

Ответы учеников после просмотра слайдов:

Среди ответов прозвучит предложение разделить на ровные и неровные поверхности.

Сравнивают ровную и неровную поверхность.

Горы и равнины, овраги, балки, яры, холмы, впадины

(формы рельефа)

(горы: имеют большую высоту, перепады высот ярко выражены; равнины: ровная поверхность, перепады высот не выражены)

Географический конструктор

 -Попробуем сформулировать определение понятия по принципу

ключевое слово   +  существенные признаки.

Определение с.81. ( учебник)

Равнина – это  обширные участки поверхности, с небольшим различием   относительных высот не более 200м. ( В ТЕТРАДЬ)  СЛАЙД 9  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    - это участок земной поверхности                  ровный

  –  это форма рельефа                                холмистый            

  - это форма земной поверхности      слабо расчлененный

                                                                           ниже гор

Запись определения понятия «равнина».

Равнина – это  обширные участки поверхности, с небольшим различием   относительных высот не более 200м.     (Определение записывается в тетрадь).

-Познакомившись с основными формами рельефа, ответьте, используя карту, какая из этих форм рельефа является преобладающей на Земле.      60 % - равнины

-Сегодня мы будем изучать равнины. Все ли равнины одинаковы? Чем они отличаются друг от друга?

-Ответьте на вопросы, просматривая фото  на  СТР 81

Равнины, так как занимают большую площадь суши.

ВЫВОД:  Они различаются по форме, высоте, размерам, возрасту и происхождению.

Работа в группах: составление схем, с использованием фото, текста учебника и карт

1 группа : виды равнин по высоте. Примеры

2 группа: виды равнин по форме рельефа. Примеры

3 группа: крупнейшие равнины. Примеры

Выступление группы, а две другие заполняют схемы у себя в рабочих листах .

ПРОВЕРКА  СЛАЙД  10 ПО ВЫСОТЕ ( 1 ГР)

                      СЛАЙД  11 ПО ФОРМЕ( ХАРАКТЕРУ)              

Дополнительные вопросы: ( ЕСЛИ БУДЕТ ВРЕМЯ)

  • На какой равнине мы с вами живем? (Определяют по карте атласа).
  • Какая она по характеру поверхности? (Холмистая), а как ты догадался? (есть низменности, возвышенности, овраги).
  • (А как вы думаете, равнины имеют уклон.(да) как его определить? (по направлению течения рек)

Группам выполнить и нанести равнины на контурной карте:

Восточно-Европейскую равнину

Западно-Сибирскую равнину

Амазонскую низменность

Средне –Сибирское плоскогорье

Вывод 1 группы: равнины по высоте: возвышенности, низменности, плоскогорья

Низменности

0 – 200 м    

Возвышенности

200-500 м

Плоскогорья

500-1000м

Индо-Гангская

Месопотамская

Прикаспийская

Амазонская

Среднерусская

Валдайская

Декан

Среднесибирское

Бразильское

2 группа: плоские и холмистые

3 группа: на Земле существуют крупнейшие равнины:

ЕСЛИ НЕ  УСПЕВАЕМ ПОДИТОЖИТЬ !!!!!!

 РЕБЯТА, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, МЫ  ДОСТИГЛИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА?  

САМООЦЕНКА

Результат САМООЦЕНКИ. КОРРЕКТИРОВАНИЕ

СЛАЙД 13

Выставление оценок

Сегодня на уроке:

  • - Я узнал...
  • - Я понял...
  • - Мне было интересно...
  • - Меня удивило...
  • - Мне было трудно...
  • - Я не понял...

Домашнее задание

Изучить §24

Ответить на вопросы 2 – 5

Выполнить задания 1, 6, 7. 

ЕСЛИ УСПЕВАЕМ ПО ВРЕМЕНИ ( ЕСЛИ НЕТ ТО Д/З)

 описать равнину по плану.  С.83

Затем заслушиваются ответы на проблемные вопросы, которые были заданы в начале урока.

Составление синквейна (короткое пятистишие) по теме:

1. Заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие.

2. В двух словах (2 прилагательными) дается описание темы.

3. Тремя словами дается описание действия в рамках этой темы.

4. Фраза из 4 слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.

5. Это одно слово, по сути своей синонимичное тому, с которого синквейн начинается.

Например:

1. Равнины.    2. Обширные, бескрайние.

3. Образуются, разрушаются, заселяются.

4. Горжусь и восторгаюсь их величием.    5. Поле.

Предлагаю вам совершить ещё одно  путешествие по  карте по заданным координатам. Индивидуальные задания

  1. 54 ° с.ш. 37  ° в.д.                                                                                                
  2. 60 ° с.ш.  80 ° в.д          СМ ПО ВРЕМЕНИ!!!!!!
  3. 47 ° с.ш. 50 ° в.д.            
  4.  66 °  с.ш   100 °  в.д.  

      Определить какая это  форма рельефа  и их высоту по шкале высот

Определите правильность выполненного задания по учебнику стр. 81 рис 55 фрагменты карт

  • Какая равнина самая высокая? ( плоскогорье)

Какя равнина самая низкая? ( низменность)

Из каких двух слов состоит слово плоскогорье? ( можно попросить прочитать по слогам, если затрудняются при ответе) –

  1. Среднерусская возвышенность  от 200 до 500 м
  2.  Западно-Сибирская равнина до 200 м
  3.  Прикаспийская низменность ниже уровня моря
  4.  Среднесибирское плоскогорье от 500 до 100 м

      (Среднесибирское плоскогорье)  

(Плоская гора)

Таблица самооценки

этап

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

5 этап

итого

д/з

Определение проблемы, темы и цели урока

Путешествие по карте - равнина

Внешние и внутренние факторы

Виды равнин

Закрепление знаний

Активно

Неактивно

Правильно

Неправильно

С ошибками

С подсказкой учителя

С подсказкой ученика

Твоя отметка

Таблица самооценки

этап

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

5 этап

итого

д/з

Определение проблемы, темы и цели урока

Путешествие по карте - равнина

Внешние и внутренние факторы

Виды равнин

Закрепление знаний

Активно

Неактивно

Правильно

Неправильно

С ошибками

С подсказкой учителя

С подсказкой ученика

Твоя отметка

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточка – задание

Составить схему

««Виды равнин по высоте»: проведите анализ рисунков на странице 81  и текст учебника. Схему составить с примерами.

                                      Виды равнин по высоте

   

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточка – задание

Составить схему

«Виды равнин по форме», анализируя текст учебника - страница 82 и текст на карточке.

     Виды равнин по форме  рельефа

           

1. Как угрюмый кошмар исполина,

                           Поглотивший луга и леса,

                           Без конца протянулась равнина

                           И краями ушла в небеса.

                           И краями пронзила пространство,

                           И до звезд прикоснулась вдали

  1. Холмы, холмы – кругом холмы

Задание.   Найдите на карте мира равнины:

Восточно-Европейскую равнину

Западно-Сибирскую равнину

Великие равнины

Индо -  Гангскую низменность

Амазонскую низменность

Средне –Сибирское плоскогорье

Ла-Платская низменность      

 Гвианское       плоскогорье                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме"Литосфера и рельеф Земли" 7 класс

Данная работа может быть использована как для повторения изученного материала, так и для проверки знаний по данной теме....

Карточки-задания по теме "Литосфера и рельеф Земли." 6 класс география.

Данные карточки-задания можно успешно использовать при организации проверки  усвоения учебного материала учащимися 6 класса по географии при обобщении темы:" Литосфера  и рельеф  Земли....

Технологическая карта урока на тему "Рельеф Земли.Равнины." 5 класс ФГОС.

Конспект урока в виде технологической карты по теме "Рельеф Земли. Равнины." 5-6 класс учебник " Полярная звезда"....

Презентация "Рельеф Земли. Равнины"

Презентация для урока в 6 классе "Рельеф Земли. Равнины"...

Технологическая карта урока Разнообразие форм рельефа Земли 7 класс

Технологическая карта урока для 7 класса на тему "Разнообразие форм рельефа Земли"...

Рельеф Земли. Равнины 5 класс. Технологическая карта

Технологическая карта к уроку в 5 классе, по теме " Рельеф Земли. Равнины"...

Методическая разработка урока: "Рельеф Земли. Равнины."

Данная разработка урока направлена на  формирование  общего представления о рельефе как результате взаимодействия внутренних и внешних процессов, происходящих на Земле; изучение особенностей...