Подготовка к ОГЭ в 9 классе
консультация по географии (9 класс)

Канева Нина Борисовна

Алгоритм выполнения заданий по ОГЭ в 9 классе (по географии)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание 1

Крупнейшие страны по численности населения:

Китай, Индия, США, Индонезия, Пакистан, Бразилия, Нигерия, Бангладеш, Россия,

Япония

Крупнейшие страны по площади:

Россия, Канада, США, Китай, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан, Алжир

Крупнейшие народы России:

русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне

Самое-самое:

большой остров - Гренландия,

большой полуостров - Аравийский;

большое море - Филиппинское,

маленькое море - Мраморное;

высокие горы- Гималаи,

высокая вершина -Джомолунгма

протяженные горы - Анды,

крупная равнина - Амазонская,

длинная река- Амазонка

Самое-самое:

полноводная река - Амазонка, глубокое озеро-Байкал,

большое озеро-Каспийское море, высокий вдп-Анхель

большое течение - Течение Западных ветров

Самая глубокая впадина на суше находится на Аравийском полуострове Евразии. впадина

Мертвого моря.

Мореплаватели-исследователи: (в атласе 7 кл. на страницах материков есть карта исследования материка)

Джеймс Кук исследовал и нанёс на карту восточное побережье Австралии.

Абель Тасман исследовал районы близи Австралии, в том числе и Новую Зеландию.

Джордж Ванкувер - Остров Ванку́вер — остров, расположенный на западном побережье

Канады в провинции Британская Колумбия.

Первое кругосветное плавание возглавил Фернандо Магеллан.

М.П.Лазарев, Ф.Ф.Беллинсгаузен – открытие Антарктиды.

И.Крузенштерн, Ю.Лисянский – первое русское кругосветное путешествие.

В воздухе более всего азота — 78%. Далее кислород — 21%

На долю пресных вод приходится около 3%.

Нормальное атмосферное давление на уровне моря составляет 760 мм рт. ст.

Самое-самое в России:

большой полуостров - Таймыр,

большой остров - Сахалин,

высокие горы - Кавказ (в Сибири - Алтай),

высокая вершина - Эльбрус

длинная река - Обь с Иртышом,

полноводная река - Енисей,

большое море - Берингово

глубокое море - Берингово,

мелководное и маленькое - Азовское

высокие приливы - Охотское море, зал. Шелихова, Пенжинская губа

Задание 2

Выполняется по административной карте (есть в атласе 8 класса и 9 класса).

Россия имеет сухопутную границу с 16 странами.

  • На западе: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Беларусь, Украина. Здесь же находится Калининградская область, граничащая с Польшей и Литвой.
  • На юге от Черного к Каспийскому морю: Грузия, Южная Осетия, Абхазия, Азербайджан;
  • От Каспийского до Охотского моря: Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея.
  • По морю: Япония (пролив Лаперуза – между Сахалинской областью и Японией, пролив Кунаширский – между Курильскими островами и Японией) и США (Берингов пролив).

ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЕМ ВОПРОС! В ЗАДАНИИ МОЖЕТ СПРАШИВАТЬСЯ ПРО ПОГРАНИЧНЫЕ ГОРНУЮ СИСТЕМУ, ПРОЛИВ, РЕКУ; КРАЙНИЕ ТОЧКИ (крайние точки в атласе 8 класса)!

Пример ответа:

К

А

З

А

Х

С

Т

А

Н

К

И

Т

А

Й

А

М

У

Р

К

А

В

К

А

З

Задание 3

  • Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг.
  • Летом закономерность широтная: чем дальше на север, тем холоднее, на юг — теплее.
  • Самое жаркое лето – г. Астрахань.
  • Самая холодная зима-г. Якутск.
  • Минимальные температуры воздуха в нашей стране в зимний период наблюдаются в Восточной Сибири, максимальные на Восточно-европейской равнине из-за согревающего влияния Атлантического океана.
  • Чем дальше на восток (от Атлантического океана), тем холоднее.
  • Минимальное количество осадков в нашей стране наблюдается в Астраханской области и Республике Калмыкия, максимальное — регистрируется в районе города Сочи.
  • Общая закономерность в распределении осадков в нашей стране сводится к тому, что чем дальше населённый пункт находится от побережья Атлантического или Тихого океана, тем меньше там осадков.
  • Плодородие почв в нашей стране увеличивается с севера на юг, от зоны арктических пустынь на севере до степей на юге.
  • Плодородие почв напрямую зависит от содержания в ней гумуса, так минимальное содержание гумуса в тундрово-глеевых почвах крайнего севера, а максимальное — в чернозёмах степной зоны.

Задание 4

Традиционные занятия

Народы России

Оленеводство, рыболовство, охота

ненцы, коми, карелы (Север Русской равнины); ханты, манси (Западная Сибирь); эвенки, якуты, юкагиры (Восточная Сибирь); чукчи, коряки (Северо – Восток Сибири)

Земледелие, пчеловодство, бортничество (это исторический вид пчеловодства, заключающийся в добыче мёда у пчёл, живущих в дуплах деревьев), животноводство, охота, в степях кочевое скотоводство

мордва, марийцы, удмурты, чуваши, башкиры, калмыки, татары (русская равнина); алтайцы, тувинцы, хакасы, буряты, эвенки (Южная Сибирь).

Охота пушная и мясная, сезонное рыболовство, собирательство

нанайцы, удэгейцы, орочи, эвенки, нивхи (Приамурье, Приморье, Сахалин).

Земледелие, отгонное скотоводство, садоводство, виноградарство, виноделие, обработка шерсти

черкесы, чеченцы, ингуши, лезгины, осетины и др. (Северный Кавказ)

Задание 5

Какой из населенных пунктов находится в зоне действия ЦИКЛОНА или АНТИЦИКЛОНА.

ЦИКЛОН - атмосферный вихрь с низким давлением в центре. На карте – замкнутые изобары с низким давлением (буква Н) в центре. ЦИКЛОН = Н

АНТИЦИКЛОН - атмосферный вихрь с высоким давлением в центре. На карте – замкнутые изобары с высоким давлением (буква В) в центре. АНТИЦИКЛОН = В

Задание 6

C:\Users\317\Desktop\УРОКИ 5-10 КЛАСС\ОГЭ\фронты.jpg

Если ожидается ПОХОЛОДАНИЕ – смотрим, к какому городу движется (или ближе всего расположен) холодный фронт (т.е. линия с треугольниками). Треугольники направлены в сторону этого населенного пункта!

Если ожидается ПОТЕПЛЕНИЕ – смотрим, к какому городу движется (или ближе всего расположен) теплый фронт (т.е. линия с полукругами). Полукруги направлены в сторону этого населенного пункта!

Задание 7

Определение объекта по координатам

  • Узнайте, в каком полушарии от экватора находится объект: если с.ш., то в северном полушарии, если ю.ш., то в южном полушарии.
  • Узнайте, в каком полушарии от 0 и 180 меридиана находится объект: если в.д., то в восточном, если з.д., то в западном.
  • Определите, в каком секторе на карте вы будете искать объект. Для определения объекта, карта мира не удобна. Поэтому в атласе 7 класса найдите карту, на которой изображён тот материк или материки, которые располагаются в выбранном вами секторе.
  • Далее считаете координаты: Широту отсчитываем от экватора (к северу (вверх) – северная широта, к югу (вниз) – южная широта); Долготу отсчитываем от 0 меридиана до 180 (к востоку (вправо) – восточная долгота, к западу (влево) – западная долгота. В месте пересечения широты и долготы будет находиться заданный объект.
  • Координаты обозначаются в градусах,
  • На градусной сети широты и долготы обозначены через 10 градусов.

Задание 8

  • Чем глубже залегают горные породы, тем больше их возраст.
  • Чем выше расположены горные породы, тем они моложе.
  • Самый верхний слой самый молодой.
  • Самый нижний слой самый древний.

Пример ответа: 321

3

2

1

Задание 9

Написать просто число (смотрите масштаб в 1 см – 100 м, т.е число, которое получилось при измерении линейкой умножаете на 100; например, 4см*100=400, ответ – 400, 3,6*100=360, ответ – 360)

Пример ответа:

4

0

0

3

6

0

Задание 10

Направление! Одним словом: север, юг, запад, восток ( северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад).

Пример ответа:

С

Е

В

Е

Р

В

О

С

Т

О

К

Ю

Г

О

-

З

А

П

А

Д

Задание 11

Алгоритм выполнения:

Задание 12

Выполняется на бланке номер 2. Ответ выглядит так:

  1. Указываете номер участка (участок № …)
  2. Первый довод (для катания на санках и горнолыжной секции: крутой склон; для игры в футбол – ровная горизонтальная поверхность, для фруктового сада - южная экспозиция склона)
  3. Второй довод (для катания, игры – нет препятствий, для сада - рядом шоссе для вывоза урожая)

Задание 13

Задание на расчеты (ПОНАДОБИТСЯ КАЛЬКУЛЯТОР):

  • Солености вод Мирового океана
  • Доли числа
  • Атмосферного давления
  • Температуры воздуха
  • Определение относительной высоты

Задание 14

Для определения распространения стихийных явлений, а также выявления связей между особенностями природы и географическим распространением стихийных и антропогенных природных явлений используйте различные тематические карты атласа!

Атлас издательства Дрофа:

  • «Опасные природные явления»
  • «Физическая карта России»
  • «Федеративное устройство»
  • «Климат»
  • «Водные ресурсы»

Задание 15

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

  • Лесопосадка
  • Не распахивать склоны или только поперёк
  • Оборотное водоснабжение на производстве
  • Сбор попутного газа
  • Очистка водоемов
  • Сортировка мусора и его переработка
  • Использование вторсырья (металлолом, макулатура, переплав стекла)
  • Закрепление почв растениями
  • Перевод ТЭС на газ
  • Использование ГЭС, АЭС, альтернативных источников
  • Капельный полив растений
  • Все формы охраны природы, рекультивация терриконов

НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

  • Осушение болот
  • Вырубка лесов
  • Продольная распашка склонов
  • Истребление редких растений и животных
  • Загрязнение воздуха, водоемов, поверхности земли
  • Парниковый эффект
  • Отходы промышленности: выхлопные газы автомобилей, кислотные дожди, радиоактивные отходы
  • Подсечно - огневое земледелие
  • Молевой сплав (бревна по рекам)
  • Создание терриконов
  • Вырубка леса в горах
  • Тяжелый транспорт в тундре
  • Карьер в степи
  • Строительство ГЭС на равнинах
  • Избыточное орошение в засушливых районах

Задание 18

1.Проанализировать график хода температур на климатограмме и определить в каком полушарии находится данный пункт, исключить лишние пункты.

2. Проанализировать средние значения температур января и июля на климатограмме.

3. Определить климатический пояс данного пункта путём сопоставления контурной карты в задании с географической картой «Климатические пояса и климатические области мира».

4. Сопоставить средние значения температур января и июля на климатограмме с типами климата, которые характерны для заданных пунктов.

5. Проанализировать величину годового количества осадков.

6. Определить годовое количество осадков заданных пунктов по карте «Климатическая карта мира».

7. Сопоставить сведения о годовом количестве осадков в климатограмме с данными на «Климатической карте мира».

8. Проанализировать режим выпадения осадков.

Задание 19

Расположите регионы в той последовательности, в которой их жилет встречают Новый год.

  • Новые сутки начинаются на линии перемены дат (180 меридиан).
  • Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток.
  • Новый год первыми начинают встречать жители проживающие на востоке России.
  • Найти на административной карте России все три региона, указанные в задании.

Пример ответа:

1

3

2

Задание 20

К одному слогану – один регион. В бланке ответов только две цифры (пример: 21)

Пример ответа:

2

1

Задание 21

Урбанизация - увеличение роли городов и городского образа жизни

Миграция - перемещение населения из одного места проживания в другое

Воспроизводство населения - процесс непрерывной смены поколений

Естественный прирост населения - разница между рождаемостью и смертностью

Режим реки - изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова)

Отраслевая структура хозяйства России - это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.

Задание 23

Для этого задания нужны формулы.

Естественный прирост и миграционный прирост: в ответе может быть отрицательное число (пример: -317244)

-

3

1

7

2

4

4

Задание 25

Если требуется расположить города в порядке увеличения/уменьшения численности населения или плотности населения – открываем карту «Плотность населения» в атласе 9 класса.

Пример ответа:

2

1

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение качественной подготовки выпускников 9,11 классов к ГИА, ЕГЭ. Повторение на уроках русского языка как форма подготовки к ГИА.

Успешная подготовка к ЕГЭ может и должна начинаться не только в старших классах, но и значительно раньше (в 5-9 классах) и проводится на основе текстов небольшого объема.    Задан...

Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"

Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...

Мастер-класс «Из опыта работы по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по математике».

Материал подготовлен к семинару   «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»...

мастер - класс на тему "Подготовка учащихся 9-ых классов к написанию сочинения - рассуждения на ОГЭ по русскому языку", то есть обучение выполнению задания 15.3.

мастер - класс позволит учителю русского языка подготовить учащихся девятых классов к написанию задания15.3. В презентации есть ссылки на линию учебников, по которым работает педагог (Т.А. Ладыженская...

Рабочая программа, "Основы военной подготовки", для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов.

Рабочая программа, "Основы военной подготовки" для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов, внеурочная деятельность....

Статья 1 "У Вас в классе - особый ребенок" К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования

laquo;У Вас в классе - особый ребенок» (К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования)...