Теорема о площади треугольника
план-конспект урока по геометрии (9 класс) на тему

План-конспект урока в 9 классе "Теорема о площади треугольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc557 КБ
Файл teorema_o_ploshchadi_treugolnika-_geometriya_9_klass.pptx734.64 КБ

Предварительный просмотр:

                     Тема:  Площадь треугольника

Цель урока:

- Доказать теорему о площади треугольника по двум сторонам и углу между ними.  Уметь применять теорему  в решениях задач.

Задачи  урока:

Образовательная:

 - доказать теорему о площади треугольника.  

- научить учащихся решать задачи на применение теоремы о площади треугольника.

- формировать навыки решение задач, используя свойства                 геометрических фигур и  разнообразные методы  решения задач.

Развивающая:

- развивать математическое и логическое мышление, самостоятельность;

- развить внимание, память, умение выражать свои мысли;

- активизировать умение анализировать, делать выводы.

Воспитывающая:

- воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду, умение выступать и слушать;

- активизировать интерес к учебному предмету.

Оборудование, демонстрационный материал:

- доска, компьютер, проектор, экран.

- презентация к уроку;

- листы с заданиями;

- распечатанные творческие задания для домашнего задания;

- таблицы для демонстрации.

Тип урока - Урок изучения нового материала и первичное закрепление.

Структура урока
1) Организация начала урока
2) Актуализация знаний (подготовка к основному этапу)
3) Изучение нового материала.
4) Закрепление.  Применение знаний в знакомой и новой ситуации.

5) Рефлексия
6) Инструктаж домашнего задания.
Формы организации
Фронтальная, групповая и индивидуальная
Методы обучения
1) проблемный 2) частично-поисковый 3) репродуктивный
Средства обучения
Доска, учебник, чертежи, карточки, мультимедиа.
Методы контроля
Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя

   

План урока:

1-й этап. Организационный момент.

2-й этап.  Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

- карточки с тестовым заданием «Синус и тангенс угла».  Самостоятельная работа; взаимопроверка, самопроверка.

меняем по часовой стрелке, решаем. и делаем взаимопроверку.  Ответные карточки на парту.

Подведение итогов:

Взаимопроверка: поменяться тетрадями с соседом по парте (по часовой стрелке), проверить ответы и выставить друг другу оценку.

 Критерии оценки: верно выполнено 4 задания – оценка «5»,  3 задания – оценка «4»,  2-1 задания – оценка «3».

2. Повторение изученного раннее.

   - решение задач на «готовых чертежах» с применением формулы площади   треугольника.

3-этап.  Изучение нового материала

Сообщение темы урока, формулировка цели и задач урока.

Доказательство теоремы о площади треугольника S=∙с ∙в ∙ sinα,

   с использованием координатного метода.

Пусть в треугольнике АВС      ВС=а, СА=в, угол между ними С

S – площадь треугольника S=аh, где h равна ординате точки А,   т.е.

h=в sinС.

Следовательно S=∙с ∙в ∙ sinС

Теорема: площадь треугольника равна половине произведения двух его сторон на синус угла между ними. S=∙с ∙в ∙ sinα.

4-этап.  Закрепление . Применение знаний в знакомой и новой ситуации.

Решение задач с применением формулы площади треугольника S=∙с∙в ∙sinα.

1) задача №1020 а, б

2) задача №1021

   - доказательство теоремы о площади параллелограмма  S=∙с ∙в ∙ sinα ,

   с  использованием  формулы площади треугольника.        

«Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники и иди дальше»  Л.Н. Толстой.

Доказать, что площадь параллелограмма равна произведению двух его  
смежных сторон на синус угла между ними.

Дано: ABCD параллелограмм

AB = a            AD = b

S − площадь параллелограмма

Доказать: S = a ∙b ∙sinA

Доказательство:

Рассмотрим треугольники ∆ABD и ∆СДВ.

Данные треугольники равны по третьему признаку равенства треугольников, значит

площади треугольников также равны,

S∆ABD = S∆СДВ

S∆АВД =∙ АВ ∙ АD ∙ sinA

Площадь параллелограмма

SABCD= S∆ABD + S∆СДВ= 2 ∙ S∆АВД = =2∙∙а∙в∙SinA= a ∙b ∙sinA

SABCD = a ∙ b ∙ sinA

5-й этап.  Учебная самостоятельная работа.

Творческая работа:   «открытие» новых формул.

О. Хайяма: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму».

  -вывод формул площадей:  параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата через диагонали этих  фигур,  с использованием формулы площади треугольника. 

-  самостоятельно, по заданному плану, выполнить решение задач на доказательство новых правил.  

Ребята, запишите свою фамилию и имя. Познакомьтесь последовательно  с условием задач.

 Решайте, рассуждайте, выводите формулы по рекомендованному вам плану, внимательно читая и разбирая его пункты. Записывайте свои ответы  в правом столбце.

Задание: Решите самостоятельно  задачи с целью  вывода  новых   формул для  площадей параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата через диагонали этих фигур  с использованием формулы площади треугольника. 

Задача №1.  В параллелограмме АВСД диагонали АС и ВД пересекаются в точке О. Угол между диагоналями равен α. Найти площадь параллелограмма через его диагонали и угол между диагоналями.

План решения:

Ответы учащегося

1.Запишите формулу площади ∆СОД по сторонам ОС и ОД и через синус угла между ними.

2.Обозначить диагонали параллелограмма через d1 и d2 , а угол СОД через  α

3.Выразить ОС через диагональ d1 и

 ОД через диагональ d2

4.Поставьте  найденные значения для  ОС и ОД, выраженные через диагонали  d1 и d2 

в формулу для площади ∆СОД

5.Докажите, что диагонали разбили площадь параллелограмма на четыре равных по площади треугольника.

6.Площадь ∆СОД умножить на четыре, упростите.

7.Запишите получившуюся формулу

8. Сформулируйте правило площади параллелограмма через его диагонали и угол между ними.

Площадь параллелограмма равна половине произведения диагоналей параллелограмма, умноженная на  на синус угла между ними.

6-й этап. Подведение итогов.

Карточка для этапа рефлексии

Ответьте на вопросы:

  1. Данная тема мне понятна.
  2. Я хорошо понял теорему о вычислении площади треугольника по двум сторонам и углу между ними.
  3. Я знаю, как пользоваться формулой для вычисления площади треугольника по двум сторонам и углу меду ними.
  4. Я  сумею найти____________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. При решении задач  у меня все получилось_________________________

__________________________________________________________________

  1. Я понял теорему, но  допустил ошибки при выводе формул площадей четырехугольников через диагонали_____________________________________

____________________________________________________________________

  1. Я доволен своей работой на уроке__________________________________

__________________________________________________________________ 

7-й этап. Домашнее задание:

  1. п. 96 (стр.256);
  2. задание №12, вариантов 12-15 по И.В.Ященко 36 вариантов-2015.     
  3. Творческая работа:  «открытие» новых формул.

Цель:

-Вывести  формулы  площадей параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата через диагонали этих фигур  с использованием формулы площади треугольника. 

-Научить, по заданному плану решения, проводить самостоятельные рассуждения, делать выводы, формулировать определения, применять  формулу  площади треугольника для создания  нового правила.

                 

Задача №2.

 В прямоугольнике АВСД  диагонали АС и ВД пересекаются в точке О. Угол между диагоналями равен α. Найти площадь параллелограмма через его диагонали и угол между диагоналями.

План решения:

Ответы учащегося

1.Дайте определение прямоугольника

Прямоугольник это параллелограмм, у которого углы прямые

2.Свойства  диагоналей прямоугольника.

Диагонали прямоугольника  равны и точкой пересечения делятся пополам.

3.Обозначить диагонали прямоугольника через d , а угол между диагоналями СОД через α

АС=ВД=d,

4.Примените формулу площади параллелограмма S= d1 ∙ d2 ∙sinα  для вывода новой формулы площади прямоугольника, учитывая, что d1 = d2. Обозначьте равные диагонали через d.  

5. Запишите получившуюся формулу и сформулируйте правило площади прямоугольника через диагонали и угол между ними.

Площадь прямоугольника равна половине произведения  квадрата его диагонали на синус угла между диагоналями.

Задача №3.

 Вывести  формулу площади ромба через его диагонали и угол между диагоналями.

План решения

Ответы учащегося

1.Запишите  определение  ромба

Свойства диагоналей ромба.

Ромб-это параллелограмм, у которого все стороны равны В ромбе диагонали  взаимно перпендикулярны, и точкой пересечения делятся пополам

2. Запишите через  d1 и d2 диагонали АС и ВД, обозначьте угол между диагоналями α

АС=d1  и ВД=d2 ,∟СОД=α

3.Примените формулу площади параллелограмма S= ∙d1 ∙ d2∙ sinα для вывода формулы площади ромба. Помните, что у ромба  α=90

4.Запишите формулу площади ромба и сформулируйте правило

   

Площадь ромба равна половине произведения его диагоналей

Задача №4.

 Вывести  формулу площади квадрата через его диагонали и угол между диагоналями.

План решения

Ответы учащегося

1.Определение квадрата

Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны

2.Свойства диагоналей квадрата

В квадрате диагонали равны, взаимно перперпендикулярны

3.Примените формулу площади прямоугольника  S=d2 ∙ sinα. Помните, что у квадрата угол между диагоналями   α=90

4.Запишите формулу площади квадрата и сформулируйте правило

Площадь квадрата равна половине квадрата его диагонали.

Литература

  1. Учебник «Геометрия 7-9» автор: Атанасян Л. С. и др., М.«Просвещение» 2011 г.
  2. И.В.Ященко, 36демонстрационных вариантов - 2015.

           

Индивидуальная карточка учащегося____________________________________

Ребята, запишите свою фамилию и имя. Познакомьтесь последовательно  с условием задач.

 Решайте, рассуждайте, выводите формулы по рекомендованному вам плану, внимательно читая и разбирая его пункты.  Записывайте свои ответы  в правом столбце.

Задание: Решите самостоятельно  задачи с целью  вывода  новых   формул для  площадей параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата через диагонали этих фигур  с использованием формулы площади треугольника. 

Задача №1.  В параллелограмме АВСД диагонали АС и ВД пересекаются в точке О. Угол между диагоналями равен α. Найти площадь параллелограмма через его диагонали и угол между диагоналями.

План решения:

Ответы учащегося

1.Запишите формулу площади ∆СОД по сторонам ОС и ОД и через синус угла между ними.

2.Обозначить диагонали параллелограмма через d1 и d2 , а угол СОД через  α

3.    Выразить ОС через диагональ d1 и

 ОД через диагональ d2

4. Поставьте  найденные значения для  ОС и ОД, выраженные через диагонали  d1 и d2 

в формулу для площади ∆СОД

5.Докажите, что диагонали разбили площадь параллелограмма на четыре равных по площади треугольника.

6.Площадь ∆СОД умножить на четыре, упростите.

7.Запишите получившуюся формулу

8. Сформулируйте правило площади параллелограмма через его диагонали и угол между ними.

Индивидуальная карточка учащегося____________________________________

Ребята, запишите свою фамилию и имя.

Познакомьтесь последовательно  с условием задач.

 Решайте, рассуждайте, выводите формулы по рекомендованному вам плану, внимательно читая и разбирая его пункты.

 Записывайте свои ответы  в правом столбце.

Задание: Решите самостоятельно  задачи с целью  вывода  новых   формул для  площадей параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата через диагонали этих фигур  с использованием формулы площади треугольника. 

Задача №1.  В параллелограмме АВСД диагонали АС и ВД пересекаются в точке О. Угол между диагоналями равен α. Найти площадь параллелограмма через его диагонали и угол между диагоналями.

План решения:

Ответы учащегося

1.Запишите формулу площади ∆СОД по сторонам ОС и ОД и через синус угла между ними.

2.Обозначить диагонали параллелограмма через d1 и d2 , а угол СОД через  α

3.Выразить ОС через диагональ d1 и

 ОД через диагональ d2

4.Поставьте  найденные значения для  ОС и ОД, выраженные через диагонали  d1 и d2 

в формулу для площади ∆СОД

5.Докажите, что диагонали разбили площадь параллелограмма на четыре равных по площади треугольника.

6.Площадь ∆СОД умножить на четыре, упростите.

7.Запишите получившуюся формулу

8. Сформулируйте правило площади параллелограмма через его диагонали и угол между ними.

Площадь параллелограмма равна половине произведения диагоналей параллелограмма, умноженная на  синус угла между ними.

Индивидуальная карточка учащегося____________________________________

Задача №2.

 В прямоугольнике АВСД  диагонали АС и ВД пересекаются в точке О. Угол между диагоналями равен α. Найти площадь параллелограмма через его диагонали и угол между диагоналями.

План решения:

Ответы учащегося

1.Дайте определение прямоугольника

2.Свойства  диагоналей прямоугольника.

3.Обозначить диагонали прямоугольника через d , а угол между диагоналями СОД через α

4.Примените формулу площади параллелограмма S= d1 ∙ d2 ∙sinα  для вывода новой формулы площади прямоугольника, учитывая, что d1 = d2. Обозначьте равные диагонали через d.  

5. Запишите получившуюся формулу и сформулируйте правило площади прямоугольника через диагонали и угол между ними.

Индивидуальная карточка учащегося____________________________________

Задача №2.

 В прямоугольнике АВСД  диагонали АС и ВД пересекаются в точке О. Угол между диагоналями равен α. Найти площадь параллелограмма через его диагонали и угол между диагоналями.

План решения:

Ответы учащегося

1.Дайте определение прямоугольника

Прямоугольник это параллелограмм, у которого углы прямые

2.Свойства  диагоналей прямоугольника.

Диагонали прямоугольника  равны и точкой пересечения делятся пополам.

3.Обозначить диагонали прямоугольника через d , а угол между диагоналями СОД через α

АС=ВД=d,

4.Примените формулу площади параллелограмма S= d1 ∙ d2 ∙sinα  для вывода новой формулы площади прямоугольника, учитывая, что d1 = d2. Обозначьте равные диагонали через d.  

5. Запишите получившуюся формулу и сформулируйте правило площади прямоугольника через диагонали и угол между ними.

Площадь прямоугольника равна половине произведения  квадрата его диагонали на синус угла между диагоналями.

Индивидуальная карточка учащегося____________________________________

Задача №3.

 Вывести  формулу площади ромба через его диагонали и угол между диагоналями.

План решения

Ответы учащегося

1.Запишите  определение  ромба

Свойства диагоналей ромба.

Ромб-это параллелограмм, у которого все стороны равны В ромбе диагонали  взаимно перпендикулярны, и точкой пересечения делятся пополам

2. Запишите через  d1 и d2 диагонали АС и ВД, обозначьте угол между диагоналями α

АС=d1  и ВД=d2 , ∟СОД=α

3.Примените формулу площади параллелограмма S= ∙d1 ∙ d2∙ sinα для вывода формулы площади ромба. Помните, что у ромба  α=90

4.Запишите формулу площади ромба и сформулируйте правило

   

Площадь ромба равна половине произведения его диагоналей

Индивидуальная карточка учащегося____________________________________

Задача №3.

 Вывести  формулу площади ромба через его диагонали и угол между диагоналями.

План решения

Ответы учащегося

1.Запишите  определение  ромба

Свойства диагоналей ромба.

2. Запишите через  d1 и d2 диагонали АС и ВД, обозначьте угол между диагоналями α

3.Примените формулу площади параллелограмма S= ∙d1 ∙ d2∙ sinα для вывода формулы площади ромба. Помните, что у ромба  α=90

4.Запишите формулу площади ромба и сформулируйте правило

        

Индивидуальная карточка учащегося____________________________________

Задача №4.

 Вывести  формулу площади квадрата через его диагонали и угол между диагоналями.

План решения

Ответы учащегося

1.Определение квадрата

2.Свойства диагоналей квадрата

3.Примените формулу площади прямоугольника  S=d2 ∙ sinα. Помните, что у квадрата угол между диагоналями   α=90

        

4.Запишите формулу площади квадрата и сформулируйте правило

Индивидуальная карточка учащегося____________________________________

Задача №4.

 Вывести  формулу площади квадрата через его диагонали и угол между диагоналями.

План решения

Ответы учащегося

1.Определение квадрата

Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны

2.Свойства диагоналей квадрата

В квадрате диагонали равны, взаимно перперпендикулярны

3.Примените формулу площади прямоугольника  S=d2 ∙ sinα. Помните, что у квадрата угол между диагоналями   α=90

4.Запишите формулу площади квадрата и сформулируйте правило

Площадь квадрата равна половине квадрата его диагонали.

Карточка для этапа рефлексии

Ответьте на вопросы:

  1. Данная тема мне понятна.
  2. Я хорошо понял теорему о вычислении площади треугольника по двум сторонам и углу между ними.
  3. Я знаю, как пользоваться формулой для вычисления площади треугольника по двум сторонам и углу меду ними.
  4. Я  сумею найти____________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. При решении задач  у меня все получилось_________________________

__________________________________________________________________

  1. Я понял теорему, но  допустил ошибки при выводе формул площадей четырехугольников через диагонали_____________________________________

____________________________________________________________________

  1. Я доволен своей работой на уроке__________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

        

______________________________________________________________________

Карточка для этапа рефлексии

Ответьте на вопросы:

  1. Данная тема мне понятна.
  2. Я хорошо понял теорему о вычислении площади треугольника по двум сторонам и углу между ними.
  3. Я знаю, как пользоваться формулой для вычисления площади треугольника по двум сторонам и углу меду ними.
  4. Я  сумею найти____________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. При решении задач  у меня все получилось_________________________

__________________________________________________________________

  1. Я понял теорему, но  допустил ошибки при выводе формул площадей четырехугольников через диагонали_____________________________________

____________________________________________________________________

  1. Я доволен своей работой на уроке__________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

S = а h S = · 22 · 15 = 165 Подготовка к ОГЭ

Слайд 2

Подготовка к ОГЭ Найдите площадь равностороннего треугольника. 4 S = S = = 4

Слайд 3

S = а b S = · 4 · 9 = 18 Подготовка к ОГЭ

Слайд 4

Подготовка к ОГЭ S = а h АС = 10 S = · 10 · 4 = 20

Слайд 5

А В С 4 45° Подготовка к ОГЭ

Слайд 6

Теорема о площади треугольника 30.11.2015

Слайд 7

Теорема С А В а b с h S = а h у х ( b h = = S = а

Слайд 8

S = а а b С В А

Слайд 9

А В С 4 45° Подготовка к ОГЭ

Слайд 10

№ 1020(а) S ·6 · 4 · = ·6 · 4 · = = 6 = 12

Слайд 11

А В С D S АВС D = 2 · а а b

Слайд 12

30° 8 11 S = 8 · 11· sin30° = 88 · = 44

Слайд 13

Найдите площадь треугольника S = 8 ·

Слайд 14

Домашнее задание Подг1.111отовка к ОГЭ п.96 (стр. 256) 2. Творческая работа по карточкам 3. Задание №12, вариантов 12-15 по И.В.Ященко 36 вариантов-2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теорема о площади треугольника

Данная презентация посвящена изучению новой формулы для нахождения площади треугольника. На данном уроке повторяются все ранее изученные формулы. В презентации содержатся задачи для подготовки к ГИА....

Теорема о площади треугольника

        Цели урока:- доказать теорему о площади треугольника;- научить учащихся решать задачи на применение теоремы о площади треугольника;-активизировать познавательную дея...

Теорема о площади треугольника

Тема урока  «Теорема о площади треугольника»Тип урока: урок изучения нового...

теорема о площади треугольника

первый урок по теме, используется технология проблемного обучения и работа в группах по заранее заготовленным чертежам....

презентация к уроку "Теорема о площади треугольника"

Презентация предназначена для проведения урока геометрии в 9 классе по теме "теорема о площади треугольника". Содержит объяснение нового материала, решение задач по теме....

теорема о площади треугольника 9 класс

Урок по теме " Теорема о площади треугольника" в девятом классе это переход к решению треугольников. Данная разработка - это открытый урок в рамках школьного методического объединения. для его подгото...