Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 6 класса
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) по теме

Леснова Елена Николаевна

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса по курсу Л.Л. Босовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_klass.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

  Рабочая учебная программа к учебному курсу по информатики и ИКТ для 6 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного общего образования по информатики и ИКТ (базовый уровень) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года.

Рабочая учебная программ предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательного учреждения и  учитывает специфику адресата и условия обучения. Выполнение учебной  рабочей программы направлено на достижение цели работы школы на второй ступени обучения: формирование у обучающихся целостного представления о мире, гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, самостоятельности, развития их  склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, а также способствует реализации модели выпускника основной школы:  

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для      человека и окружающей его среды.

Место и курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения.  Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

Изучение информатики на второй ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:

- обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.

- научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.).

- формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.

- формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;

- формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в  их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

- развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

Креативность данной рабочей учебной программы и ее отличие от примерной в логике построения учебного материала. В настоящее время информатика как учебный предмет проходит этап становления, еще ведутся дискуссии по поводу ее содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходимость включения которых в учебные планы бесспорно. Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны уметь построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме – залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в данном курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи. Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как  представление последовательности, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий поможет школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.

Формы проведения уроков: мини--лекция, практикум, урок-игра, урок -контроля.

Виды и формы контроля: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа; практическая работа.

Ожидаемые образовательные результаты

Рабочая программа курса «Информатика» для 6-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график);  передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. требования к организации компьютерного рабочего места, виды информации по способам её восприятия, по формам представления на материальных носителях,  назначение компьютера и его применение для обработки, основные и дополнительные устройства, виды памяти;
  2. основные понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами, форму представления информации в компьютере, знать объекты текстовой информации;
  3. виды систем счисления;
  4. правила перевода из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора, как копировать и форматировать текст и его фрагменты, редактировать и форматировать текст, создавать надписи;
  5. способы кодирования изображения и способы кодирования информации; текстовую форму представления информации;
  6. как человек познает мир через органы чувств;
  7. об объектах, их существенных признаках, которые находят своё выражение в понятии;
  8. как образуются понятия;
  9. отличия текстового редактора и процессора, основные этапы подготовки текстового документа  c графическими объектами на компьютере, правила ввода текста, приемы работы;
  10. различия общих и единичных понятий,  примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи;
  11. возможности сравнения понятий, возможности графических редакторов, устройства ввода графической информации;
  12. как определяется понятие; понятие классификации, признака  классификации;
  13. понятие суждений и их виды; понятие умозаключения и правила их  получения;
  14. определение алгоритма, его свойства: понятия исполнителя и сочинителя, формального исполнения алгоритма;
  15. представление об исполнителях и системе команд конкретного исполнителя;
  16. способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков; 
  17. правила записи линейного  алгоритма; обозначения блоков;
  18. правила записи  разветвленного алгоритма;  обозначения блоков;
  19. понятие цикла, его разновидности.

уметь:

  1. соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, различать виды информации по способам её восприятия и приводить примеры обработки информации на компьютере, определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  2. создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению;
  3. приводить примеры различных систем счисления,  запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы в WORD;
  4. приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, выполнять базовые операции в процессоре WORD;
  5. переводить из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора; копировать и форматировать текст и его фрагменты;
  6. объяснять принципы двоичного кодирования графической информации;
  7. кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  8. выявлять достоинства и недостатки представления информации в виде текст;
  9. приводить примеры чувственного познания мира, строить таблицы в текстовом редакторе  читать схемы и диаграммы, приводить примеры наглядной информации;
  10. приводить примеры логических приёмов, обрабатывать графическую информацию в WORD;
  11. применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов;
  12. различать общие и единичные понятия, приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи;
  13. приводить примеры равнения понятий по содержанию и объему;
  14. приводить примеры данных логических отношений;
  15. составлять план преобразования информации различными способами;
  16. приводить примеры классификаций по определенному признаку;
  17. приводить примеры различные виды суждений;
  18. приводить примеры умозаключений;
  19. приводить примеры алгоритмов;
  20. составлять алгоритмы и записывать их различными способами;
  21. составлять циклические алгоритмы;
  22. работать в программе PowerPoint.

Изучение информатики  в 6 классе направлено на достижение цели развития коммуникативной компетенции включает знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе; информационная компетентность самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; у чебно-познавательная -  готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно - познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания; ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Учебно – тематический план

№ п/п

Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока)

Кол-во часов

Использование ИКТ

20%от34 часов

Использование проектной деятельности

30%от34 часов

Использование исследователь-

ской деятельности

20%от34 часов

1.

Компьютер и информация

11

7

1

2

2.

Человек и информация

11

11

1

2

3.

Элементы алгоритмизации

12

4

1

Итого:

34

22

2

5

Основное содержание тематического плана


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

I четверть

1.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

(мини-лекция, практикум, ИД)

1

2.

Файлы и папки. Практическая работа №1.

(урок-практикум)

1

3.

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 (задание1)

(урок-практикум)

1

4.

Двоичное кодирование числовой информации. (Двоичная система счисления) Практическая работа №2 (задание 2).

(урок-практикум, ИД)

1

5.

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор.

(урок-практикум)

1

6.

Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 (задание 1). (урок-практикум)

1

7.

Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 (задание 2) (урок-практикум)

1

8.

Создание документов в текстовом процессоре Word.

 (урок-защита проекта)

1

II четверть

9.

Растровое кодирование графической информации.

(мини-лекция)

1

10.

Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа №4. (урок-практикум)

1

11.

Единицы измерения информации. Практическая работа №5.

(урок-практикум)

1

12.

Контрольная работа.

Информация и знания. Практическая работа №6 (задания 1-2). (урок-практикум)

1

13.

Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 (задания 3-4). (урок-практикум, ИД)

1

14.

Понятие как форма мышления. Практическая работа №7.

(урок-практикум)

1

15.

Как образуются понятия. Практическая работа №8 (задания1-2). (урок-практикум)

1

16.

Структурирование и визуализация информации.

(урок-защита проекта)

1

III четверть

17.

Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 (задание 3) (урок-практикум)

1

18.

Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №8 (задания 4-5) (урок-практикум)

1

19.

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 (задания 1-2)

(урок-практикум)

1

20.

Определение понятия. Практическая работа №9 (задания 3-6)

(урок-практикум)

1

21.

Классификация. Практическая работа №8 (задания 7-8)

(урок-практикум)

1

22.

Суждение как форма мышления. Практическая работа №10 (задания 1-2) (урок-практикум)

1

23.

Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №10 (задания 3-4) (урок-практикум)

1

24.

Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №11. (урок-контроль)

1

25.

Исполнители вокруг нас. Логическая игра. (урок-игра, ИД)

1

26.

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа. (урок-исследования)

1

IV четверть

27-28.

Линейные алгоритмы. Практическая работа №12.

(урок-практикум)

2

29-30.

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа 13. (урок-практикум, ИД)

2

31-32.

Циклические алгоритмы. Практическая работа №14.

(урок-практикум)

2

33.

Контрольная работа. Систематизация информации. Практическая работа №15. (урок-практикум)

1

34-35.

Резерв учебного времени.

1

Календарно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Дата проведения

Корректировка

Основные понятия

и термины

по плану

по факту

Знакомство с компьютером

1.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

1

07.09.12.

информация, данные, информатика, компьютер

2.

Файлы и папки. Практическая работа №1.

1

14.09.12.

файл, имя файла, тип файла

3.

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 (задание1)

1

21.09.12.

бит, двоичное кодирование, система счисления

4.

Двоичное кодирование числовой информации. (Двоичная система счисления) Практическая работа №2 (задание 2).

1

28.09.12.

двоичное кодирование, двоичная система счисления

5.

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор.

1

05.10.12.

двоичное кодирование, двоичная система счисления

6.

Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 (задание 1).

1

12.10.12.

кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации

7.

Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 (задание 2)

1

19.10.12.

кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации

8.

Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа.

1

26.10.12.

двоичное кодирование, текстовый документ

9.

Растровое кодирование графической информации.

1

15.11.12.

графический объект, пиксель, растровое кодирование

10.

Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа №4.

1

22.11.12.

векторное кодирование

11.

Единицы измерения информации. Практическая работа №5.

1

29.11.12.

бит, байт, Кб, Мб, Гб

12.

Контрольная работа.

Информация и знания. Практическая работа №6 (задания 1-2).

1

06.12.12.

информация, знание, факт, правило

13.

Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 (задания 3-4).

1

13.12.12.

ощущение, восприятие, представление

14.

Понятие как форма мышления. Практическая работа №7.

1

20.12.12.

логика, объект, признак, понятие

15.

Как образуются понятия. Практическая работа №8 (задания1-2).

1

27.12.12.

анализ, синтез, сравнение, обобщение

16.

Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа.

1

10.01.13.

17.

Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 (задание 3)

1

17.01.13.

Содержание и объем понятия

18.

Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №8 (задания 4-5)

1

24.01.13.

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

19.

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 (задания 1-2)

1

31.01.13.

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности

20.

Определение понятия. Практическая работа №9 (задания 3-6)

1

07.02.13.

понятие

21.

Классификация. Практическая работа №8 (задания 7-8)

1

14.02.13.

классификация

22.

Суждение как форма мышления. Практическая работа №10 (задания 1-2)

1

21.02.13.

суждение, виды суждений, условия

23.

Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №10 (задания 3-4)

1

28.02.13.

умозаключение

24.

Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №11.

1

14.03.13.

постановка задачи, исходные данные, результат, алгоритм

25.

Исполнители вокруг нас. Логическая игра.

1

21.03.13.

исполнитель, система команд исполнителя

26.

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа.

1

04.04.13.

список и таблица, блок - схема

27-28

Линейные алгоритмы. Практическая работа №12.

1

11.04.13.

18.04.13.

тип алгоритма, линейный алгоритм

29-30

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа 13.

1

25.05.13.

02.05..13.

тип алгоритма, условие, ветвление

31-32

Циклические алгоритмы. Практическая работа №14.

1

16.05.13.

23.05.13.

тип алгоритма, циклический алгоритм

33

Контрольная работа. Систематизация информации. Практическая работа №15.

1

30.05.13.

алгоритм, исполнитель, блок-схема, виды алгоритмов, файл, папка

34

Резерв учебного времени.

1

Информационно-методическое обеспечение

УМК

  1. Босова Л.Л., учебник «Информатика 6», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 (основной);
  2. Макарова Н.В.,  учебник «Информатика 5-6»,  Питер 2006 год (дополнительно);
  3. Босова Л.Л., «Рабочая тетрадь по информатике для 6 класса, 5-е издание, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 (дополнительно).

Список литература для учителя

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
  4. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
  5. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
  6. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  10. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  11. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Список литературы для учащихся

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.

Сайты

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
  2. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
  3. metodist.lbz.ruАвторские мастерскиеИнформатика и ИКТБосова Л
  4. alleng.ru
  5.  smorodino5.ucoz.ruload…dlja_6…po_umkbosovoj…143


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ 10, 11 классы

материал содержит рабочую программу по  нформатике и ИКТ для 10-11 классов...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса по курсу автора Л.Л. Босовой...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 7 класса

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса по курсу Л.Л. Босовой...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 8 класса

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса по курсу Л.Л. Босовой...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 9 класса

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 9 класса на 68 часов по курсу Л.Л. Босовой...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 10 класса по курсу автора Н.В. Макаровой

Рабочая программа для 10 класса на 34 часа по курсу Н.В. Макаровой...

Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 9 класс Угринович 2018/2019

Рабочая программа основного общего образования по информатике составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Требований к результатам освоения осн...