Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 7 класса
рабочая программа (информатика и икт, 7 класс) по теме

Леснова Елена Николаевна

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса по курсу Л.Л. Босовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_klass.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа к учебному курсу по информатики и ИКТ для 7 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного общего образования по информатики и ИКТ (базовый уровень) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года.

Рабочая учебная программ предназначена для учащихся 7 класса общеобразовательного учреждения и  учитывает специфику адресата и условия обучения. Выполнение учебной  рабочей программы направлено на достижение цели работы школы на второй ступени обучения: формирование у обучающихся целостного представления о мире, гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, самостоятельности, развития их  склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, а также способствует реализации модели выпускника основной школы:  

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для      человека и окружающей его среды.

С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 7 классах предмета «Информатика и ИКТ». (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот  предмет, как в начальных, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»  изданной в сборнике «Информатика и ИКТ: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».

Цели программы:

· формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

· пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

·  развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

· воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Методы и формы решения поставленных задач

Проведенная в 5–6 классах работа по формированию навыков самостоятельной работы позволяет увидеть в 7 классе свои первые плоды: учащиеся способны самостоятельно работать с учебником, выполнять задания в рабочей тетради, выбирать и выполнять посильные для себя задания компьютерного практикума.

В 7 классе большое внимание уделяется развитию навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся. 

Формы организации учебной деятельности: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.

Формы проведения уроков: мини--лекция, практикум, урок-игра, урок –контроля, урок-защита проекта, урок - исследования.

Виды и формы контроля: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа; практическая работа.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать/уметь

·  для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

·  называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

· осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

· понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

· приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

· понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

· иметь представление о назначении и области применения моделей;

· различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

· приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

· уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;

· знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

· знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;

·  осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

· приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

· давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

· осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

· выполнять операции с основными объектами операционной системы;

· выполнять основные операции с объектами файловой системы;

· уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

· уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

· выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

· создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

· для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта. 

Изучение информатики  в 7 классе направлено на достижение цели развития коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – языковой, социокультурной, учебно-познавательной:

-языковая компетенция которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.

- социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы;

         - компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях при получении и передачи информации;

- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и социальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами.

Учебно – тематический план

№ п/п

Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока)

Кол-во часов

Использование ИКТ

20%от34 часов

Использование проектной деятельности

30%от34 часов

Использование исследователь-

ской деятельности

20%от34 часов

1.

Объекты и их имена

7

5

3

2.

Информационное моделирование

27

19

2

3

Итого:

34

24

2

6

Основное содержание тематического плана


п/п

Тематический блок, тема учебного занятия

Кол-во часов

1

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows»

(урок- мини лекция, практикум)

1

2

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

(урок-практикум, ИД)

1

3

Состав объектов.

Практическая работа №3»Создаем текстовые объекты» (задания 1-3) (урок-практикум, ИД)

1

4

Системы объектов.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4-6) (урок-практикум)

1

5

Система и окружающая среда.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7-9) (урок-практикум, ИД)

1

6

Персональный компьютер как система.

Контрольная работа №1 по теме «Объекты и системы».

(урок-контроль)

1

7

Анализ контрольной работы. Модели объектов и их назначение.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 1-3) (урок-практикум)

1

8

Информационные модели.

Практическая работа №11 «Графические модели». (урок-практикум)

1

9

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 4-5) (урок-практикум)

1

10

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 6-7) (урок-практикум)

1

11

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 8-9) (урок-практикум)

1

12

Многоуровневые списки.

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».

(урок-практикум)

1

13

Математические модели.

Контрольная работа №2 по теме «Информационное моделирование» (урок-практикум)

1

14

Анализ контрольной работы. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели»  (задания 1-2) (урок-практикум)

1

15

Простые таблицы Практическая работа №6 Сложные таблицы.

(урок-практикум)

1

16

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 5-6) (урок-практикум)

1

17

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задание 7) (урок-практикум)

1

18

Вычислительные таблицы.

Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы». (урок-практикум)

1

19

Электронные таблицы.

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 1-3) (урок-практикум, ИД)

1

20

Электронные таблицы.

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 4-6) (урок-практикум)

1

21

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5-7) (урок-практикум)

1

22

Графики и диаграммы.

Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1-3)

(урок-практикум, ИД)

1

23

Графики и диаграммы.

Визуализация многорядных данных.

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задание 4) (урок-практикум)

1

24

Многообразие схем.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 1-2) (урок-практикум)

1

25

Информационные модели на графах.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 3-5) (урок-практикум)

1

26

Деревья.

Практическая работа №10  «Схемы, графы и деревья» (задания 6-7)

Контрольная работа №3 по теме «Информационное моделирование». (урок-контроль)

1

27

Анализ контрольной работы. Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник.

Управление Чертежником.

Работа в среде «Алгоритмика».(мини-лекция, ИД)

1

28

Исполнитель Чертежник.

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде «Алгоритмика» (урок-исследование)

1

29

Исполнитель Чертежник.

Цикл повторить n раз.

Работа в среде «Алгоритмика» (урок-практикум)

1

30

Исполнитель Робот.

Управление Роботом.

Работа в среде «Алгоритмика» (мини-лекция)

1

31

Исполнитель Робот.

Цикл «пока».

Работа в среде «Алгоритмика» (урок-практикум)

1

32

Исполнитель Робот.

Ветвление.

Работа в среде «Алгоритмика» (урок-практикум)

1

33

Контрольная работа №4 по теме «Алгоритмика».

(урок - контроля)

1

34—35

Итоговый проект. Практическая работа №12 «Итоговая работа».

(защита проекта)

2

Календарно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Дата проведения

Корректировка

Основные понятия

и термины

по плану

по факту

        Объекты и их имена        

1.

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows»

1

06.09.12.

Объект, объект операционной системы

2.

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

1

13.09.12.

Классификация объектов

3.

Состав объектов.

Практическая работа №3»Создаем текстовые объекты» (задания 1-3)

1

20.09.12.

Окно, контекстное меню

4.

Системы объектов.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4-6)

1

27.09.12.

Диалоговое окно

5.

Система и окружающая среда.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7-9)

1

04.10.12.

Интерфейс

6.

Персональный компьютер как система.

Контрольная работа №1 по теме «Объекты и системы».

1

11.10.12.

Информатика, информация, компьютер

7.

Анализ контрольной работы. Модели объектов и их назначение.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 1-3)

1

18.10.12.

Модель

8.

Информационные модели.

Практическая работа №11 «Графические модели».

1

25.10.12.

Информационная  модель.

9.

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 4-5)

1

15.11.12.

Словесные информационные модели.

10.

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 6-7)

1

22.11.12.

Понятие

11.

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 8-9)

1

29.11.12.

Текст

12.

Многоуровневые списки.

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».

1

06.12.12.

Многоуровневые списки.

13.

Математические модели.

Контрольная работа №2 по теме «Информационное моделирование»

1

13.12.12.

Математические модели.

14.

Анализ контрольной работы. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели»  (задания 1-2)

1

20.12.12.

Табличные информационные модели

15.

Простые таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 3-4)

1

27.12.12.

Простые таблицы.

16.

Сложные таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 5-6)

1

10.01.13.

Сложные таблицы.

17.

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задание 7)

1

17.01.13.

Логические задачи

18.

Вычислительные таблицы.

Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы».

1

24.01.13.

Вычислительные таблицы.

19.

Электронные таблицы.

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 1-3)

1

31.01.13.

Электронные таблицы.

20.

Электронные таблицы.

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 4-6)

1

07.02.13.

Таблица, управление

21.

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5-7)

1

14.02.13.

Графики и диаграммы

22.

Графики и диаграммы.

Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1-3)

1

21.02.13.

Граф

23.

Графики и диаграммы.

Визуализация многорядных данных.

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задание 4)

1

28.02.13.

Редактирование

24.

Многообразие схем.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 1-2)

1

14.03.13.

Многообразие схем.

25.

Информационные модели на графах.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 3-5)

1

21.03.13.

Информационные модели на графах, взвешанный граф

26.

Деревья.

Практическая работа №10  «Схемы, графы и деревья» (задания 6-7)

Контрольная работа №3 по теме «Информационное моделирование».

1

04.04.13.

Деревья, сжемы

27

Анализ контрольной работы. Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник.

Управление Чертежником.

Работа в среде «Алгоритмика».

1

11.04.13.

Алгоритмы, система команд исполнителя

28

Исполнитель Чертежник.

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде «Алгоритмика»

1

18.04.13.


25.04.13.

Алгоритмы вспомогательные

29

Исполнитель Чертежник.

Цикл повторить n раз.

Работа в среде «Алгоритмика»

1

25.04.13.


Циклические алгоритмы

30

Исполнитель Робот.

Управление Роботом.

Работа в среде «Алгоритмика»

1

02.05.13.

Алгоритмика

31

Исполнитель Робот.

Цикл «пока».

Работа в среде «Алгоритмика»

1

16.05.13.



Цикл «пока»

32

Исполнитель Робот.

Ветвление.

Работа в среде «Алгоритмика»

1

23.05.13.

Ветвление.

33

Контрольная работа №4 по теме «Алгоритмика».

1

Управление, фрагмент

34

Итоговый проект. Практическая работа №12 «Итоговая работа».

1

30.05.13

Информационно-методическое обеспечение

УМК

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Список литературы для учителя

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Список литературы для учащихся

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Сайты

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
  2. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
  3. metodist.lbz.ru
  4. pedsovet.su
  5. festival.1september.ru
  6. openclass.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ 10, 11 классы

материал содержит рабочую программу по  нформатике и ИКТ для 10-11 классов...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса по курсу автора Л.Л. Босовой...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 6 класса

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса по курсу Л.Л. Босовой...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 8 класса

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса по курсу Л.Л. Босовой...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 9 класса

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 9 класса на 68 часов по курсу Л.Л. Босовой...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 10 класса по курсу автора Н.В. Макаровой

Рабочая программа для 10 класса на 34 часа по курсу Н.В. Макаровой...

Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 9 класс Угринович 2018/2019

Рабочая программа основного общего образования по информатике составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Требований к результатам освоения осн...