ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
статья по информатике и икт на тему

В статье описан опыт использования межпредметных связей на уроках информатики и ИКТ и МДК Технология обработки на металлорежущих станках для профессии  НПО 15.01.25 Станочник (металлообработка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья130 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям образования еще одну цель формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель, призвана образовательная область «информатика». Системно-информационная концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех предметов. За счет организации межпредметных связей, возникающих в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам.

С одной стороны содержание учебного материала должно способствовать развитию интеллектуальных творческих способностей учащегося,  умению анализировать сущность объектов, явлений и процессов, проводить их целенаправленное исследование и делать на основе этого выводы. С другой стороны, оно призвано обеспечить учащегося необходимыми умениями в использовании современного компьютерного инструментария обработки информации. По окончании обучения должен быть сформирован общеобразовательный уровень информационной культуры обучающегося.

        Информатика позволяет аккумулировать знания из разных предметных областей, в ней реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого обучающегося.

Выполнение практических работ обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, пользоваться  комплексными способами представления и обработки информации, а также  изучить  возможности использования ИКТ для профессионального роста.

        Профессиональная деятельность квалифицированного рабочего особенно профессий широкого профиля, носит интегрированный характер и требует комплексного применения знаний и умений из разных научных и практических областей. Поэтому особенно важны комплексные межпредметные связи в  учебно-производственной деятельности обучающихся.

При изучении дисциплины Информатика и ИКТ в разделе «Технология создания и преобразования информационных объектов» темы «Технология создания и обработки текстовой информации» для профессии НПО 15.01.25 Станочник (металлообработка) подбор заданий к практическим занятиям осуществлялся в тесном сотрудничестве с преподавателями профессионального модуля МДК.02.01. «Технология обработки на металлорежущих станках».

Практические занятия выполняются  с использованием раздаточного материала по будущей профессиональной деятельности таких как: текст№1 «Устройство токарно-винторезного станка», текст№2 «Правила безопасности при работе на токарных станках», текст№3 «Виды, причины и меры предупреждения брака при нарезании резьбы плашками и метчиком». 

Выполнение заданий, наполненных содержанием других модулей профессионального цикла увязанные с информатикой, устанавливают межпредметные связи, что является условием повышения уровня знаний обучающихся, развития их творческих способностей, отработки формируемых навыков, формирования представления о едином мире. Систематические межпредметные связи способствуют решению учебных задач, закреплению знаний и умений  учащихся в процессе их постоянного применения в обучении разным  предметам.

При отработке навыков составления и заполнения таблиц, вставки графических объектов в текст, использование нумерованных и маркированных списков,  расположения текста на страницах, автоматической нумерации страниц, составления автоматических оглавлений обучающиеся повторяют пройденный материал профессионального модуля МДК.02.01. «Технология обработки на металлорежущих станках».

Тема «Технология создания и обработки текстовой информации» изучается на первом курсе в количестве 18 часов (из них: 2 часа теоретические, 10 часов практических, 6 часов внеаудиторная самостоятельная работа).

Особенно важно изучение темы для правильного оформления документов обучающимися, так как отчеты по практикам, рефераты, доклады, должны быть выполнены в печатном виде.

Для мотивации учебной деятельности по данной теме обращаю внимание обучающихся на то, что к итоговой выпускной аттестации им необходимо выполнить письменную экзаменационную работу в текстовом редакторе Мicrosoft Word. Демонстрирую письменные экзаменационные работы выпускников колледжа предыдущих лет, выполненные в данной программе, с разбором этих работ, правильности вставки в текст графических объектов, создания автоматического оглавления, форматирование текста.

В результате  прохождения темы «Технология создания и обработки текстовой информации» у обучающихся должна быть выполнена зачетная работа по теме «Токарно-винторезный станок». Для выполнивших необходимый минимум задания, предлагается работа по индивидуальному форматированию набранного текста. Заинтересовавшиеся в теме обучающиеся могут дополнять материал из собственных источников, как из учебников, так и из интернет ресурсов.

Текст 1. Устройство токарно-винторезного станка

Токарно-винторезные станки с ручным управлением являются наиболее универсальными станками токарной группы и используются главным образом в условиях единичного и мелкосерийного производства. Конструктивная компоновка станка этого типа практически одинакова. (рис.1)

Техническими параметрами, по которым классифицируют токарно-винторезные станки, являются наибольший диаметр D обрабатываемой заготовки или высота центров над станиной (равная 0,5D), наибольшая длина L обрабатываемой заготовки и масса станка.

Рис. 1. Токарно-винторезный станок:

  1. коробка подач;
  2.  передняя (шпиндельная) бабка;
  3.  поперечные салазки;
  4. резцовая каретка;
  5. задняя бабка;
  6. направляющие;
  7. станина;
  8. ходовой винт;
  9. ходовой вал;
  10. фартук;
  11. суппорт инструментальный

Станок имеет следующие  основные узлы (рис. 1):

  • станину 7, на которой монтируют все механизмы станка;
  • переднюю (шпиндельную) бабку 2, в которой размещают  коробку скоростей, шпиндель и другие элементы;
  • коробку подач 1, передающую движение от шпинделя к суппорту 11 с необходимым передаточным числом с помощью ходового винта 8 при нарезании резьбы или ходового вала 9 при обработке других поверхностей;
  • фартук 10, в котором вращение винта 8 или вала 9 преобразуется в поступательное движение суппорта 11 с инструментом;
  • заднюю бабку 5, в пиноли которой может быть установлен центр для поддержки обрабатываемой заготовки или осевой инструмент (сверло, развертка и т. п.) для обработки центрального отверстия в заготовке, закрепленной в патроне;
  • суппорт 11 служит для закрепления режущего инструмента в резцовой каретке и сообщения ему движения подачи. Суппорт состоит из нижних салазок (каретки), перемещающихся по направляющим 6 станка.
  • по направляющим нижних салазок в направлении, перпендикулярном линии центров, перемещаются поперечные салазки 3, на которых расположена резцовая каретка 4 с резцедержателями. Резцовая каретка смонтирована на поворотной части, которую можно устанавливать под углом к линии центров станка.

Текст №2.

Правила безопасности при работе на токарных станках

Перед началом работы:

привести в порядок рабочую одежду; застегнуть, или обвязать обшлага рукавов, заправить халат (комбинезон), чтобы не было развевающихся концов; убрать волосы под головной убор;

небрежно надетая одежда может привести к травме

убедиться в исправности станка осмотреть ограждение зубчатых колес, приводных ремней и гитары станка; проверить, не оборван ли заземляющий провод; проверить установку светильника местного освещения (свет не должен слепить глаза); проверить станок на холостом ходу и убедиться в исправности кнопок «пуск» и «стоп», органов управления, тормоза систем смазки и охлаждения подъемных и загрузочных устройств

работать, на неисправном станке опасно

привести в порядок рабочее место; убрать .все лишнее со станка и площади рабочего места; осмотреть и подготовить к работе приспособления, режущий и измерительный инструмент и крепежные детали; удобно установить тару для заготовок и деталей; проверить, исправна ли подножная деревянная решетка;

порядок на рабочем месте залог безопасности работы;

о неисправностях станка и электрооборудования немедленно сообщить мастеру или дежурному слесарю (электрику) и до устранения неисправности к работе не приступать

Во время работы станка:

при установке и съеме заготовок и деталей массой более 20 кг пользоваться подъемными устройствами при этом надежно стропить заготовку (деталь). Освобождать от подвески заготовку (деталь) только после ее установки и надежного закрепления на станке;

прочно закреплять обрабатываемые заготовки на станке (в патроне, центрах или на оправке. Не наращивать рукоятки ключа для закрепления заготовок в патроне, не применять подкладок между зевом ключа и гранями гайки. Не оставлять ключ в патроне после закрепления или освобождения заготовки;

правильно и надежно закреплять инструмент. При установке резца применять минимальное число подкладок, перед включением станка убедиться в том, что пуск его никому не угрожает опасностью. Перед тем как остановить станок, выключить подачу и отвести инструмент от заготовки;

работать на режимах резания, указанных в справочнике или операционной карте;

 обязательно отключить станок при временном прекращение работы измерении обрабатываемой заготовки наладке и ремонте станка, уборке рабочего места, смазке станка и регулировке, при перерывах в подаче электроэнергии;

не снимать и не открывать ограждений и предохранительных устройств; не снимать футляров с электрооборудования, не открывать дверей электрошкафов, не прикасаться к клеммам;

не тормозить станок нажимом руки на патрон или заготовку, работать с отрегулированным тормозом;

во время работы перекрывать зону резания защитным щитком на станке, не оснащенном защитным устройством, работать в защитных очках или использовать индивидуальный защитный щиток, применять предохранительный щиток над патроном

при скоростном точении стали пользоваться резцами с накладными стружколомателями или стружколомающими канавками, при обработке чугуна — стружкоотражателями. Не убирать стружку на ходу станка. После остановки станка удалять стружку крючком и щеткой.

в кулачковом патроне без поддержки центром задней бабки закреплять только короткие заготовки, более длинные поддерживать центром задней бабки;

 нежесткие валы обрабатывать в люнетах:

 не отрезать прутковый материал при большом вылете из шпинделя. Выступающий из нерабочей стороны шпинделя конец прутка ограждать трубчатым кожухом;

 не производить никаких измерений универсальными измерительными инструментами или калибрами на ходу станка;

не раздвигать кулачки патрона до выхода их из корпуса;

 не работать на станке в перчатках или рукавицах; если палец забинтован, поверх бинта надевать резиновый напальчник;

 вытирать руки чистой ветошью, не использовать для этой цели обтирочный материал, которым вытирают станок, так как можно поранить руки мелкой стружкой;

 следить, чтобы охлаждающая жидкость или масло не попадали на решетку и на пол в зоне рабочего места токаря. При обнаружении утечки масла из картеров станка немедленно вызвать слесаря;

 не облокачиваться на станок во время работы;

 при работе с невращающимся задним центром своевременно заполнять смазкой центровые отверстия заготовок; периодически проверять, не отходит ли задний центр. Не допускается работа с жестким центром при частоте вращения шпинделя свыше 150 об/мин; при обработке тяжелых заготовок (массой свыше 30 кг) применять самосмазывающийся центр;

 если патрон крепится к шпинделю на резьбе, применять стопорное устройство, предохраняющее патрон от самоотвинчивания;

 не допускать чрезмерного зажима кулачкового люнета на заготовке, периодически смазывать кулачки, своевременно заменять сработанные кулачки;

 работать только исправным инструментом; при получении инструмента из кладовой проверять, нет ли забоин на конусных хвостовиках инструмента, трещин в твердосплавных пластинках, сколов или выкрошившихся участков на режущих кромках. При получении резца проверять надежность механического крепления пластинки;

 если при прикосновении к станку ощущается удар тока, немедленно выключить станок и сообщить об этом мастеру или дежурному электромонтеру;

 при затачивании не подводить инструмент к торцу плоского круга; не допускать большого зазора между подручником и кругом: не прижимать инструмент с большим усилием к кругу; пользоваться защитным щитком или очками.

После окончания работы:

выключить электродвигатель станка; привести в порядок рабочее место, очистить и смазать станок; аккуратно сложить на рабочем месте заготовки и детали.

Текст №3.
Виды, причины и меры предупреждения брака при нарезании резьбы плашками и метчиком

Виды брака

Причины

Меры предупреждения

Неполная высота резьбы

Неправильно подготовлена заготовка: занижен диаметр стержня или завышен диаметр отверстия

Размеры стержня или отверстия под резьбу принимать по справочнику и тщательно контролировать их

Неодинаковая высота резьбы по всей длине

 Конусность стержня или отверстия под резьбу

Тщательно контролировать заготовку, крепить инструмент в подвижной качающейся оправке

Перекос плашки или метчика в процессе нарезания

Контролировать положение плашки или метчика в момент врезания

Разбивка внутренней резьбы по среднему диаметру:

 пробка Р - не проходит

Завышен средний диаметр калибрующего метчика,
большой передний угол, происходит отжим перьев метчика

Заменить метчик

«Усадка»  внутренней резьбы по среднему диаметру:

 пробка Р -  не проходит

Износ метчика по среднему диаметру

Заменить метчик на более «полный»

Нечистая «рваная» поверхность резьбы

Чрезмерное затупление инструмента

Заменить инструмент

Завышена скорость резания

Откорректировать скорость резания по первой детали

«Растяжка» резьбы

Недостаточная смазка

Улучшить смазку

Притормаживание инструмента в процессе самовыдвижения подвижной части оправки

Устранить перекосы в оправке. Смазать подвижные соединения оправки

Литература

  1. Схиртладзе  А.Г. Станочник широкого профиля – М.: Высшая школа, 2007
  2. Черпаков Б.И. Металлорежущие станки: учебник для нач. проф. образования - М.: «Академия», 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Цели, задачи и способы использования межпредметных связей на уроках...

Использование межпредметных связей на уроках биологии с использованием заданий экологической направленности

Проблема воспитания ответственного отношения человека к природе остро стоит перед всем человечеством. Именно поэтому очень важно заложить   основы экологической этики ещё в дошкольном возрас...

Учет межпредметных связей на уроках информатики

Краткое описание возможных межпредметных связей информатики с другими школьными предметами...

Примеры использования межпредметных связей на уроках математики и информатики в рамках системно-деятельностного подхода в обучении.

Примеры использования межпредметных связей на уроках математики и информатики в рамках системно-деятельностного подхода в обучении. (статья)...

Использование межпредметных связей на уроках информатики

Выступление на педагогической конференции...

Межпредметные связи на уроках информатики в рамках реализации ФГОС

Межпредметные связи на уроках информатики в рамках реализации ФГОС...

Мастер-класс по информатике "Межпредметные связи на уроках информатики с другими предметами"

Мастер-класс по информатике "Межпредметные связи на уроках информатики с другими предметами"...