Межпредметные связи на уроках информатики в рамках реализации ФГОС
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Межпредметные связи на уроках информатики в рамках реализации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Межпредметные связи на уроках информатики»

Старункина Е.А. (starunkina@mail.ru)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №13» г. Арзамаса Нижегородской обл.

Одной из основных целей общего образования является формирование  представления об окружающей действительности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у обучающихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания более значимыми и применимыми.

Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников. Знание только своего предмета не дает возможности хорошего творческого обучения. Каждый учитель  знает, что от организации активности в обучении во многом зависит успех урока. Необходимо способствовать созданию интереса, который ведет к активной деятельности учащихся. Благодаря применению на практике знаний из других областей науки, их навыки конкретизируются, становятся более жизненными (Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский).

Межпредметные связи - есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Виды межпредметных связей:

  • косвенная теоретическая связь (используются аналогии, примеры из других областей);
  • практическая связь (задачи из других школьных предметов, решение которых осуществляется с помощью методов и средств информатики).

Умения, приобретаемые на уроках информатики, могут носить четко выраженный прикладной характер, тогда как содержание и решение задач требует также знаний по другим учебным предметам. Основополагающая цель прикладной направленности преподавания информатики – формирование готовности выпускников к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества.

Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с учителями математики, химии, физики, географии и т.д., посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д. Учитель с учетом общешкольного плана учебно-методической работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей.

Результаты использования межпредметных связей:

  • способствует развитию научного стиля мышления учащихся;-
  • даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
  • формирует комплексный подход к учебным предметам;
  • повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла;
  • формирует у учащихся общие понятия физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;
  • формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
  • позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся
  • расширяет кругозор учащихся,
  • приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

В своей работе я стараюсь реализовать межпредметные связи информатики с другими учебными предметами в форме задач метапредметного характера, что позволит обучающимся не только овладеть знаниями и умениями в тех областях, к которым у них есть интерес и склонности, а также научит обучающихся самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться в современном обществе, быть востребованными и успешными.

 Ярким примером межпредметныж связей является УМК Босовой за 5-9 класс.

Очень естественно осуществляется связь информатики и истории, при изучении  тем «Хранение информации», «Носители информации». При изучении файловой системы ребята в качестве примера рассматривают иерархическую структуру династии Рюриковичей. Табличные информационные модели представляем в виде таблиц истории образования городов Золотого кольца России. На уроке обобщения по теме «Хранение и обработка БД» (9 класс) при выполнении практической работы наряду с  описанием типов полей, простых и сложных запросов предлагаю создать по теме «Великая Отечественная Война 1941-1945 гг.» базу данных «Полководцы» (ФИО, биография, сражения, награды, фото). Для решения логических задач берем задания из олимпиадных материалов по математике. Ученики находят решение математических задач в табличном редакторе Excel. Система КОМПАС специально предназначена для обучения компьютерному черчению в школах.  Я использую данную систему не только на уроках информатики, но и на факультативных занятиях по математике в 5 классе. При изучении темы «Прямоугольник», «Ломанная», «Прямоугольный параллелепипед» дети параллельно знакомились с САПР, учились строить чертежи геометрических фигур, наносили размеры.  При изучении темы информатики «Обработка числовой информации в электронных таблицах» опираемся на алгебраические примеры из 9 класса — свойства квадратичных, степенных функций, парабола, гипербола. Задачи алгоритмизации и программирования, привязываю к примерам задач из  алгебры. Например: «Решение квадратных уравнений с помощью языка программирования Pascal» и т. д.

В профильных 10-11-ых классах на уроке информатики обучающиеся изучают язык программирования Паскаль. Для отработки навыков написания программ используются задачи из  курса физики, химии, математики, экономики.

При изучении темы "Моделирование" в 10 классе учащиеся создают модели процессов влияния физической нагрузки на функциональные возможности сердца; создают модели своих биоритмов и биоритмов  известных людей в разные моменты их жизни.

Использование межпредметных связей на уроках информатики показывает, что повышается познавательный интерес обучающихся, а как следствие – познавательная и творческая активность школьников.

Таким образом, можно сделать вывод, что межпредметные связи - важнейший принцип обучения в школе. Их использование способствует целостному восприятию мира, формированию основных учебных компетенций, способствующих развитию умения обнаруживать скрытые зависимости и связи, переносить ранее усвоенный материал на новый, а так же позволяет активизировать уже существующий интерес ученика к предмету или способствует развитию такого интереса.

Список литературы

  1. Победоносцева М. Г. Развитие межпредметных связей информатики в условиях введения новых ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования/М. Г.Победоносцева, М. И. Шутикова // Информатика и образование, 2012.
  2. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Межпредметные связи http://pedsovet.org/  component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4949/Itemid,343/
  4. Основы информатизации учебного процесса http://www.rusedu.info/ Article63.html
  5. Утенков С.А., «Межпредметные связи на уроках информатики» http://fizmat.ruza-gimnazia.ru/?set=content&mc=9
  6. ФГОС: Начальное общее образование [Электронный ресурс] // – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

В статье описан опыт использования межпредметных связей на уроках информатики и ИКТ и МДК Технология обработки на металлорежущих станках для профессии  НПО 15.01.25 Станочник (металлообработка)...

Учет межпредметных связей на уроках информатики

Краткое описание возможных межпредметных связей информатики с другими школьными предметами...

Межпредметные связи на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Стандарты второго поколения предъявляют новые, современные требования к учебному процессу. Учитель математики, начинающий реализовывать Стандарт на ступени основного образования, должен внести изме...

Мастер-класс по информатике "Межпредметные связи на уроках информатики с другими предметами"

Мастер-класс по информатике "Межпредметные связи на уроках информатики с другими предметами"...

Мастер- класс«Использование активных методов обучения на уроках информатики в рамках реализации ФГОС»

Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?  Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что они чи...

Активные методы обучения на уроках информатики в рамках реализации ФГОС

Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?  Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что о...

Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках информатики в рамках реализации ФГОС.

Мотив достижения - это стремление личности добиваться спехов и избегать неудач с целью повышения и сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.Показатели развития мотивации к обучению выступают...