РП_Информатика и ИКТ_1_курс_2015_16
рабочая программа по информатике и икт на тему

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и ИКТ

по специальности 21.02.05  Земельно-имущественные отношения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015г

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_informatika_i_ikt_1_kurs_2015_16.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и ИКТ

по специальности 21.02.05  Земельно-имущественные отношения

2015г


Рабочая программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ  разработана в соответствии с  «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»  (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО).

Организация: смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования  «Ельнинский сельскохозяйственный техникум».

Составитель: Балан С.Ф., преподаватель общеобразовательных дисциплин СОГБОУ СПО «Ельнинский сельскохозяйственный техникум».

Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании цикловой комиссии  общеобразовательных и социально-экономических дисциплин

Протокол №   ____ от __________________ 2015 г.

Председатель комиссии ____________________

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка …………………………………………………

Содержание учебной дисциплины ………………….............................

Введение …………………………………………………………………..

  1. Информационная деятельность человека
  2. Информация и информационные процессы
  3. Средства ИКТ
  4. Технология создания и преобразования информационных объектов
  5. Телекоммуникационные технологии

Темы рефератов ……………………………………..................................

Тематический план ……………………………………............................

Требования к результатам обучения ………...........................................

Рекомендуемая литература………………………………………………        

 4

 7

 7

 7

 7

 9

 9

 

 10

 12

 14

 15

 17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины информатика и икт  предназначена  для изучения информатики и икт  в учреждениях  среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) информатика и икт в  учреждениях  среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При освоении   специальностей СПО технического профиля в учреждениях СПО информатика и икт изучается как базовый учебный предмет  –  в объеме 153 часа из них 117 часов обязательная аудиторная нагрузка, 36 часов внеаудиторная самостоятельная работа.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих   целей:

∙        освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

∙        овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

         воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

         приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание  программы представлено пятью темами:

– информационная деятельность человека;

– информация и информационные процессы;

– средства информационно-коммуникационных технологий;

– технологии создания и преобразования информационных объектов;

– телекоммуникационные технологии.

Содержание каждой темы  включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме  практикумов с использованием средств ИКТ.

При  освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.

Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.),  пользоваться  комплексными способами представления и обработки информации, а также  изучить  возможности использования ИКТ для профессионального роста.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной  деятельности  в содержание обучения  включено выполнение практических работ, рефератов.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Изучение учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» заканчивается сдачей дифференцированного зачета.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

1. Информационная деятельность человека

Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Практикум. Образовательные ресурсы сети Интернет  

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения  в  информационной  сфере,  меры  их  предупреждения.

Практикум. Установка программ на ПК

2. Информация и информационные процессы

Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов.  Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

Практикум. Представление чисел в памяти ЭВМ 

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.

Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.

Практикум. Полный цикл работы с программой. Выполнение вычислительных функций.

Использование арифметического цикла, оператора цикла while, итерационных операторов цикла.

Работа с массивами. Использование оператора выбора case.

Использование пользовательской подпрограммы функции и процедуры.

Операции с символами.

Операции со строками.

Графическая обработка данных в среде Турбо Паскаль.

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

Практикум. Работа с файловым менеджером Total Commander и архиватором Winrar

Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.

Практикум. Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.

Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

Практикум. Поиск информации по адресу

Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

Практикум. Работа с электронной почтой на почтовых WWW-серверах

3. Средства информационных и коммуникационных технологий

Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.

Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности).

Практикум. Знакомство с операционной системой.

Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

Практикум. Выполнение операций с каталогами и файлами в локальной сети.

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

Практикум. Антивирусная защита

4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

Практикум. Создание и форматирование документа

Работа с графикой в текстовом редакторе

MS WORD

Работа с таблицами в тестовом редакторе

Работа с Мастером создания буклета

Использование готовых и создание собственных шаблонов

Использование систем проверки орфографии и грамматики

Тезаурусы. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей

Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.

Практикум. Использование вычислительных функций в MS Excel

Содержание таблиц и использование формул

Решение прикладных задач в MS Excel

Представление об организации баз данных  и  системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Практикум. Создание базы данных. Ввод и форматирование.

Изменение структуры БД. Сортировка.

Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.

Практикум. Работа с фрагментами изображения

Создание мультимедийный презентаций в

MS PowerPoint Демонстрация систем автоматизированного проектирования.

5. Телекоммуникационные технологии

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

Практикум. Настройка  программы-браузера.

Методы создания и сопровождения сайта.

Практикум. Создание простейших НТМL-файлов

Форматирование текста на web-странице

Управление цветом. Включение элементов графики в web-страницу

Создание гиперссылок

Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.

Практикум. Форумы и чаты в  Интернет.

Темы рефератов

1. История развития информатики как науки.

2. История появления информационных технологий.

3. Основные этапы информатизации общества.

4. Создание, переработка и хранение информации в технике.

5. Особенности функционирования первых ЭВМ.

6. Информационный язык как средство представления информации.

7. Основные способы представления информации и команд в компьютере.

8. Разновидности компьютерных вирусов и методы защиты от них. Основные антивирусные программы.

9. Жизненный цикл информационных технологий.

10. Основные подходы к процессу программирования: объектный, структурный и модульный.

11. Современные мультимедийные технологии.

12. Кейс-технологии как основные средства разработки программных систем.

13. Современные технологии и их возможности.

14. Сканирование и системы, обеспечивающие распознавание символов.

15. Всемирная сеть Интернет: доступы к сети и основные каналы связи.

16. Основные принципы функционирования сети Интернет.

17. Разновидности поисковых систем в Интернете.

18. Программы, разработанные для работы с электронной почтой.

19. Беспроводной Интернет: особенности его функционирования.

20. Система защиты информации в Интернете.

21. Современные программы переводчики.

22. Особенности работы с графическими компьютерными программами: PhotoShop и CorelDraw.

23. Электронные денежные системы.

24. Информатизация общества: основные проблемы на пути к ликвидации компьютерной безграмотности.

25. Правонарушения в области информационных технологий.

26. Этические нормы поведения в информационной сети.

27. Преимущества и недостатки работы с ноутбуком, нетбуком, карманным компьютером.

28. Принтеры и особенности их функционирования.

29. Негативное воздействие компьютера на здоровье человека и способы защиты.

30. Значение компьютерных технологий в жизни современного человека.

31. Информационные технологии в системе современного образования.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы и темы учебного плана

Максимальная нагрузка

Количество часов

На самостоятельное изучение

Практических занятий

Всего

Сокращения

Введение

1

1

-

-

-

Раздел 1. Информационная деятельность человека

18

10

2

8

4

Раздел 2. Информация и информационные процессы

42

36

2

6

22

Раздел 3. Средства ИКТ

22

14

2

8

6

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

44

38

2

6

28

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии

26

18

-

8

12

Итого

153

117

8

36

72

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:

знать/понимать

  • различные подходы к определению понятия «информация»;
  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
  • назначение и функции операционных систем;

уметь

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся

Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – М., 2012.

Бешенков С.А., Ракитина Е.А.  Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2012.

Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2011.

Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2011.

Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2012.

Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. – М., 2012.

Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2011.

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2012.

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2012.

Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2011.

Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2012.

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2012.

Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы.  – М., 2012.

Для преподавателей

Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. – М., 2012.

Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М., 2012.

Майкрософт. Основы компьютерных сетей. – М., 2012.

Майкрософт. Основы программирования на примере Visual Basic.NET. – М., 2011.

Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. – М., 2011.

Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. – М., 2013.

Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. – М., 2013.

Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.– М., 2013.

Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. – М., 2013.

Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г.  и др.  "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"  включает...

Рабочая программа для специальности Реклама 3 курс 2015-2016 гг.

Область применения программы: реализация требований ФКГСОО к среднему образовательному уровню подготовки специалистов по специальности: “Реклама  ” (031601) в соответствии с примерной программой ...

Рабочая программа по ПДП СПС 4 курс (2015-2019)

РАбочая программа по преддипломной практике для студентов 4 курса специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафное строительство (2015-2019 годы обучения)....

Рабочая программа по физике СП_2 курс 2015_16

Данная рабочая программа составлена в соответствие с требованиями ФГОСпо специальности 22.02.06 "Сварочное производство".На 2-ом курсе дисциплина "Физика"  включена в учебный ...

Курсы 2015

Тема курсов "Проектирование и организация образовательного процесса при обучении математике в соответсвии с требованиями к качеству современного школьного математического образования"...

РП_Физика_1_курс_2015_16

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫФизикапо специальности 21.02.05  Земельно-имущественные отношения...