Представление собственного педагогического опыта Лисевцевой Екатерины Ивановны учителя английского языка по проблеме «Формирование коммуникативной компетенции посредством игровых технологий на начальном этапе обучения»
статья по английскому языку на тему

Екатерина Ивановна Лисевцева

             Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что наша главная задача  -  добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.

  Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном  -  овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано  с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися. Необходимость повышения уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

     Об  обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо  обращали внимание на эффективность  использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе.

     Игра - особо организованное занятие, требующее  напряжения эмоциональных и умственных сил. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал - это понять природу счастливого детства, понять своего ребёнка, своих питомцев.

     Игры  помогают детям стать творческими  личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу - значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество - это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень. Таким образом, данная проблема «Формирование коммуникативной компетенции посредством игровых технологий на начальном этапе обучения» является актуальной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №24»

Представление собственного

педагогического опыта

Лисевцевой Екатерины Ивановны

учителя английского языка

по проблеме

 «Формирование коммуникативной компетенции посредством игровых технологий на начальном этапе обучения»

2014


            Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что наша главная задача  -  добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.

  Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном  -  овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано  с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися. Необходимость повышения уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

     Об  обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо  обращали внимание на эффективность  использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе.

     Игра - особо организованное занятие, требующее  напряжения эмоциональных и умственных сил. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал - это понять природу счастливого детства, понять своего ребёнка, своих питомцев.

     Игры  помогают детям стать творческими  личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу - значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество - это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень. Таким образом, данная проблема «Формирование коммуникативной компетенции посредством игровых технологий на начальном этапе обучения» является актуальной.

Обоснование проблемы. Обучение иностранному языку учащихся начальной  школы  является предметом заинтересованного разговора педагогов, филологов и родителей. Психологами установлено, что начальный школьный возраст считается наиболее благоприятным периодом для этого вида деятельности. Однако не всем учителям, владеющим предметом на высоком уровне, удается добиться хороших результатов на данном этапе обучения. Проблема заключается в том, что обучение младших школьников требует иного методологического подхода, чем обучение старших. Главным помощником в данном случае может стать игра.

Целью данной работы является освещение вопроса об использовании игр на уроках иностранного языка при формировании коммуникативной компетенции.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. определить роль игры на уроке английского языка в младших классах;

2. определить место игры в учебном процессе;

3. дать определение понятию «игра» и рассмотреть классификацию игр;

Предметом исследования является игра как важнейший фактор организации процесса обучения иностранному языку школьников.

Объектом исследования является процесс формирования коммуникативной компетенции у младших школьников.

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что ее результаты могут способствовать разрешению многих проблем, связанных с обучением детей младшего школьного возраста иностранному языку

Теоретической базой своего опыта считаю работы учёных, таких как Жукова И.В., Конышева, А.В., Савченко, О. Ю., Степанова, Е.А.

Практическая ценность данной работы состоит в том, что данные методические рекомендации и многие задания и упражнения могут быть применены учителями иностранных языков в школах.

Новизна опыта проявляется именно тем, что игра становится процессом обучения и дает возможность для реализации творческого потенциала учителя и развития коммуникативной компетенции обучающихся.

Методы исследования:

  • изучение литературы;
  • наблюдение за активностью учащихся до и после проведения эксперимента;
  • эксперимент;
  • анализ полученных результатов.

Ведущая педагогическая идея моего опыта – развитие речевых способностей учащихся будет наиболее оптимальным в ситуации применения учителем на уроках английского языка  игровых технологий.

 Этой идеей обусловлено:

  • Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
  • Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта;

Роль игры в обучении младших школьников

 Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности. Именно игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся, а также повышения профессионального мастерства учителя на уровень современных технологий.

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно, насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач - обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения.

Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Возможно, именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными действиями, обозначаемыми словом «игра», мы и не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и объяснения разных форм игры.

В данном случае под игрой понимается деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Другими словами, игрой является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть - ее задачи и нормы отношений между людьми.

         Еще в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. Однако возникшая в средневековье авторитарная система образования стала опираться исключительно на рациональную дидактику. Постепенно утвердилось мнение, что учение – это тяжкий труд, предполагающий принуждение. Игра в такой школе была редчайшим исключением.

С середины ХХ века и вплоть до 1970-х годов на уроках иностранного языка господствовал грамматико-переводной метод обучения, целью которого было изучение грамматики, чтобы через нее научиться читать и понимать тексты на иностранном языке. Только с приходом коммуникативного метода игровые упражнения начинают заменять механически  воспроизводящие.

Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей XIX в., как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Разрабатывая свои философские, психологические и, главным образом, эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях, касались игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства.

Д. Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.  Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, то, что доступно их наблюдению и пониманию (именно «картины» окружающего мира находят отражение в сюжетах и содержаниях детских игр).

Термин «дидактическая игра», под которым понимались специально создаваемые для обучения игры, впервые ввели Ф.Фребель и М. Монтессори. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста, поскольку игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов.

Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и еще для многого другого. В основе этих воспитательных эффектов лежит влияние игры на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

Для детей игра, прежде всего, - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей иностранного языка. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий, преодоление стеснительности, мешающей свободно употреблять в речи слова чужого языка, благотворно сказываются на результатах обучения, незаметно усваивается языковой материал.

Игра - это интересный и эффективный метод обучения в организации учебной деятельности учащихся, который может использоваться на любой ступени обучения. С возрастом игры детей становятся более разнообразными. Развитие коммуникативной компетенции учащихся позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различных видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.

Таким образом, игра является неотъемлемой частью учебной деятельности учащихся начальной школы.

Игровой метод как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников

Психолого-педагогической основой игровых методов обучения является игровая деятельность. Игровые методы  обучения используют различные способы мотивации:

1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).

2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к деятельности (моральные мотивы).

3. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели. В игре учащиеся изначально равны, а результат зависит от самого игрока, его личностных качеств. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает  личностную значимость. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. В игре  есть таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа (познавательные мотивы).

В играх учащиеся достигают целей различных уровней:

На первом уровне происходит удовлетворение от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

На втором уровне достигается функциональная цель, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжетов, ролей.

На третьем уровне учащиеся достигают педагогической цели, решая игровые задачи. Именно на этом уровне происходит усвоение новых слов иностранного языка, использование лексики в речи.         

Решая игровые задачи, учащиеся достигают педагогической цели, сами того не осознавая. Играя в лингвистическую игру, учащиеся   концентрируют  свое внимание  над конкретными задачами, стоящими в игре, а результатом их деятельности будет усвоение новой лексики, общение на иностранном языке, формирование вторичной языковой личности.

Использование игровых методов на уроке иностранного языка оправдано огромным значением игры для психического развития детей в  любом возрасте.

В игровой деятельности осуществляется формирование психических процессов ребенка: осуществляется переход от наглядно-действенного к образному мышлению, развивается способность к абстрагированию и обобщению, развивается произвольное запоминание. Необходимо оговориться, что игровое обучение не может быть единственным методом в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но развивает познавательную активность школьников.

Исследования в психологии и методике показали, что успешность овладения иностранным языком определяют не только когнитивные процессы, но и эмоциональная сфера личности.

Мотивация является пусковым механизмом всякой деятельности. Успехи в деятельности увеличивают мотивацию. Низкая самооценка нередко ведет к скованности, «закомплексованности» и связана с боязнью допустить ошибку, что негативно влияет на овладение языком. В тонкой взаимосвязи с  самооценкой, скованностью, готовностью к риску находится уровень тревожности при усвоении иностранного языка. При этом различают личностную и ситуативную тревожность. Если первая изнуряет организм, являясь помехой в обучении, то ситуативная тревожность создает интеллектуальное напряжение, азарт в обучении.

          Игровой метод имеет богатый обучающий и психотерапевтический потенциал. Игра создает умственное напряжение, без которого невозможен активный процесс обучения в начальной школе. Игра посильна практически каждому  ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Компетентность в решении игровых задач усиливает мотивацию к изучению языка. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую употреблять в речи слова иностранного языка. Постепенно снижается тревожность и скованность, появляется позитивный образ самого себя.

Овладение лексическим материалом требует от учащихся многократного его повторения, что утомляет своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Применение игрового метода обучения способствует выполнению важных задач по формированию коммуникативной компетенции:

  1. создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
  2. обеспечение естественной необходимости многократного повторения  лексического материала;
  3. тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к спонтанной речи.

Обучение лексическим навыкам осуществляется поэтапно:

  1. Введение нового слова и его первичное воспроизведение.
  2. Ситуативная тренировка и создание лексических речевых связей в однотипных речевых ситуациях.
  3. Создание динамичных лексических речевых связей, то есть обучение комбинированию знакомых лексических элементов в различных речевых ситуациях.

Игра представляет собой ситуативно-вариативные упражнения, в которых создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью и целенаправленностью воздействия.

Формы и приемы использования игровых методов обучения лексики в начальной школе

Существует несколько групп игр, каждая из которых служит определенной цели, имеет собственную специфику. Многие группы игр могут использоваться на уроке иностранного языка.

I группа – предметные игры, такие как манипуляции с игрушками и предметами. Могут использоваться на дописьменном этапе обучения.

II группа – творческие игры, сюжетно-ролевые игры. Применяются на уроках иностранного языка. Данные игры делятся на ролевые и симуляции (воображаемые ситуации). Первые считают низшим, а вторые – высшим уровнем этого вида учебной деятельности. В ролевой игре о каждой роли дается четкая информация и определенная ролевая позиция, а в симуляции дается задача, которую необходимо решить, что напоминает опыт из собственной жизни. Ситуация может быть и не совсем реальной, однако передается не ролевое, а собственное отношение к проблеме. Этот вид  игровой деятельности особенно эффективен на продвинутой стадии обучения иностранному языку, так как предполагает спонтанные высказывания в рамках воображаемой ситуации. Однако и на начальной ступени обучения эта группа игр эффективно применяется.

III группа – интеллектуальные игры. Активизируют познавательную деятельность школьника, имеют проблемный характер решения задач. Могут применяться на уроках иностранного языка.

IV группа – технические, конструкторские игры.

V группа – дидактические игры. Игры с готовыми правилами, которые служат для решения учебных задач. В эту группу входят собственно лингвистические игры, в которые играют на уроках иностранного языка. Лингвистические игры по количеству участников подразделяются на индивидуальные, парные и групповые. При этом к индивидуальным относят кроссворды, анаграммы, а к парным и групповым – игры типа бинго, совмещение аналогичных картинок и их нахождение с помощью вопросов, заполнение плана квартиры, диктант «в картинках» и другие игры.

Необходимо также помнить об отдельных требованиях к дидактическим играм:

  1. игра должна соответствовать возрасту детей и изучаемой теме;

в игре должны быть задействованы все учащиеся;

  1. инструкции должны быть понятны и не слишком сложны;
  2. оценивание участия в игре должно происходить с положительной окраской;
  3. обсуждение результатов следует начинать с удачных моментов и только потом можно переходить к недостаткам.

Обучение с помощью игры - результат напряженных поисков и размышлений о том, как заставить учеников слушать на уроке, с помощью разных средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз. Обучение с помощью игры - это попытка учить светло, радостно, без принуждения и надрыва.

     Педагогический опыт показывает, что именно использование на уроках английского языка игровых  технологий, создаёт оптимальные условия для развития коммуникативной компетенции учащихся и для их становления как языковой личности, способной решать современные задачи в языковой области знаний.

     Оптимальность и эффективность указанных средств положительно сказывается и на результативности обучения. Практика показала, что у учащихся повысился интерес к изучению английского языка благодаря использованию игр в процессе обучения иностранному языку. Применение игровых технологий при систематической работе по формированию коммуникативной компетенции, способствующей развитию теоретического мышления, языковой интуиции и творческих способностей учащихся, при овладении культурой речевого поведения и общения, формируется и учебно-познавательная компетенция, интерес к предмету, что позволяет учащимся участвовать в олимпиадах по предмету. Есть определенные положительные результаты учащихся при участии во II Всероссийской дистанционной олимпиаде «Рыжый кот»: 2013-2014 учебный год Рузанкина Елизавета-диплом 1 степени, Саушева Алена- диплом 1 степени, Кирьянов Артем- диплом 1 степени, Цыганова Екатерина- диплом 1 степени, Суродеева Алина- диплом 1 степени, Щетинина Ангелина- диплом 1 степени. Участие в III Всероссийской дистанционной олимпиаде «Рыжый кот»: 2013-2014 учебный год, Абаимов Василий-диплом 1 степени, Жеганова Анастасия- диплом 1 степени, Белякова Елизавета- диплом 1 степени, Бажал Никита- диплом 1 степени, Суродеева Алина- диплом 1 степени, Щетинина Ангелина- диплом 1 степени, Шебнев Арсений-диплом 1 степени, Алексеева Ангелина-диплом 1 степени.

В качестве показателей эффективности урока и практической значимости рассматривались следующие параметры:

  • повышение познавательного интереса учащихся, уровня учебной мотивации;
  • увеличение роли самостоятельной работы учащихся;
  • снижение уровня тревожности, создание благоприятной для обучения обстановки на уроке;
  • повышение качества знаний.

Мною собран методический материал: сценарии открытых уроков, внеклассные мероприятия по предмету, имеются публикации по обобщению педагогического опыта, в которых наглядно демонстрируются инновационные формы и приёмы работы с учащимися, ведущие их к успеху.

Представляю статью «Дидактические игры как средство обучения иностранному языку в начальной школе», которая была принята к опубликованию в сборнике «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования» составленном по материалам межрегионального научно-практического семинара (27  марта 2014 года) «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева.


«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Введение

Планируя  уроки английского языка, нужно  думать не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремиться создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к предмету, нужно понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Учителя иностранного языка, постоянно ищут резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Главная задача - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка. К тому же, в настоящее время основным принципом работы современного педагога является не только целенаправленное воздействие на каждого обучаемого, его личностные установки, но и оптимизация совместной деятельности учащихся.
     Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование  даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.

1. Теоретические основы организации познавательных игр как средство обучения

1.1 Понятие дидактических игр

«Игровая  деятельность - это особая сфера  человеческой активности, в которой  личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил».

Игра - это активный способ достичь многих образовательных целей и задач (например, игры на закрепление пройденного материала). Игра - превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, это также идеальный способ расслабиться. Игра помогает снять скованность, особенно если отсутствует элемент соревнования, оценки, подведения итогов. Хотя иногда соревнование оживляет игру. Игра помогает надолго запоминать необходимые сведения и исправлять ошибки учеников, не позволяя им закрепиться в речи, усиливает мотивацию школьников, а ситуативная игра позволяет старшеклассникам окунуться в решение проблем, связанных выбором их будущего профессионального пути.[39,c.12]

Игра – это одно из наиболее эффективных, интересных и востребованных средств  воспитания и обучения детей. Поэтому использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил.

Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр, в которых свободная игровая деятельность выступает как самоцель. Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть обособлены, выделены в явном виде (для преподавателя и в конечном итоге для учащихся). [30,c.75] 
       «Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения».

     Дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
     Дидактические игры можно широко использовать как  средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие  принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. 
     Системы дидактических игр впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем, М. Монтессори, для начального обучения — 
О.Декроли.
     В отечественной  педагогической практике в 40—50-е гг. дидактические  игры рассматривались преимущественно как форма работы в дошкольном воспитании, в начальной школе им отводилась роль средства отдыха от серьёзных учебных занятий. В 1960- 70-е гг. накапливался опыт использования игры как средства активизации учебного процесса не только в начальных, но и в средних классах. С 70—80-х гг. введение обучения с 
6-летнего  возраста стимулировало использование  дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. С 80-х гг. широкое распространение получили деловые игры. Повышение гибкости обучения, расширение свободы действий учителя, а также выразительность, возможности и высокий воспитательный потенциал игры побуждают педагогов применять её на всех ступенях школьного и послешкольного обучения и во внешкольной работе. Важнейшая задача современной школы, во-первых, сочетать формирование индивидуальности и личности ребенка; во-вторых, непосредственно  способствовать сохранению культурного  наследия нации, ее возрождения и  дальнейшего развития; в-третьих, формировать сегодняшние критерии культуры общения у учащихся средствами народной педагогики.

1.2 Виды дидактических  игр

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.

В разных сборниках указано множество (около 500) дидактических игр, но четкой классификации, группировки игр по видам еще нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и др. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно-печатные игры.

Также дидактические игры различаются  по познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.     А.И. Сорокина разработала такую классификацию  дидактических игр как:

Игры-путешествия.

Игры-поручения.

Игры-предположения («Что было бы..?»)

Игры-загадки.

Игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое — через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое— через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.

Игры-поручения  имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».

Игры-предположения  «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого  бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить  картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии или с поставленными условиями созданными обстоятельствами.

 Педагогическая ценность  в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в  далекое прошлое. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.
     «Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Нужно только, обращаясь к загадке, уметь видеть её мудрую глубину и эстетическую привлекательность».
     В настоящее время загадки, загадывание  и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.  


1.3. Особенности организации дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Вот следующие возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств:

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, представление о трудовой деятельности

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется  и активизируется словарь, формируется  правильное произношение звуков, развивается  связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составляются так, чтобы научить детей составлять самостоятельно несложные рассказы.

Нравственное  воспитание. У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Трудовое  воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. В процессе игры дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги и др.

Эстетическое  воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.

Физическое  воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. [33,c.75].

Дидактические игры предоставляют возможность  развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий — организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Дидактическая игра - эффективная форма проведения уроков в начальной школе, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в её процессе им приходится решать серьезные задания. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

2. Дидактические игры на уроках английского языка.

2.1. Правила организации дидактических игр на уроках иностранного языка.

В школе особое место занимают такие  формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого  ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка.

Таким образом, игру можно рассматривать  как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для  многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближённых к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Так как игровая деятельность используется в рамках учебной программы, нужно уметь правильно включать игры в учебный процесс вообще и в конкретный урок в частности. 

Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока  и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке.

При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие. Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические.

В дидактической игре обязательно  наличие увлекательной задачи, решение  которой требует умственного  усилия, преодоления некоторых трудностей.

Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Важным требованием при проведении различного рода игр является использование всевозможной наглядности.

Кроме того, учитель должен всегда помнить  о таких элементарных требованиях, как соответствие игры возрасту детей и изучаемой теме; нельзя допускать такого момента, когда в игре задействованы не все учащиеся. Также нужно удостовериться, что инструкция понятна и усвоена всеми и учащиеся готовы к осуществлению игровой деятельности.

Воспитательная  и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается  в содержании и направленности его  на решении задач, поставленных педагогом. Игра - превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке.. 

Игры  помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее, если цель игры - просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать.

2.2. Система дидактических  игр по отработке лексики.

При изучении лексики, напрямую происходит формирование коммуникативной компетенции. Так как начальная школа является первым звеном в общей системе школьного образования, то её задача состоит в том, чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей, в том числе, с носителями языка, на элементарном уровне, с учётом реальных потребностей и интересов детей этого возраста.

Формирование коммуникативной компетенции составляет прагматический, или практический, аспект целеполагания, включающий в  себя следующий комплекс знаний, умений и навыков:

знание языковых средств общения - фонетических, лексических, грамматических, и правил оперирования ими,  то есть правил, с помощью которых  эти языковые единицы преобразуются  в   осмысленные высказывания, - так  называемый лингвистический компонент коммуникативной компетенции;

умение использовать языковые  средства в соответствие с  целями, местом, временем и сферами  общения;умение понимать высказывания  в значимых смысловых блоках  и передавать информацию в  связных аргументированных высказываниях;

знание социокультурной специфики  страны изучаемого языка и  умение строить своё речевое  и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой,- так называемый лингвистический социокультурный коммуникативной компетенции;

умение анализировать и оценивать  ситуации общения и в соответствии  с этим строить своё речевое  поведение, осуществлять контроль своих речевых поступков и поступков своих партнёров по общению, а также пользоваться собственным речевым опытом.

Обучение  лексической стороне речи происходит во взаимосвязи с обучением грамматике. Лексические единицы на начальном этапе обучения поступают преимущественно через речь учителя, чаще в речевых образцах, которые сразу же дают ребёнку представление о том, как и где может быть использовано данное слово или словосочетание, то есть, представление о коннотации и коллокации слова. Однако в течение учебного процесса дети начинают усваивать новую лексику и из текстов для чтения.

Большая часть лексики на данном этапе  усваивается двусторонне: для понимания  на слух и использования в собственных  высказываниях.

Согласно  вышеизложенным положениям можно выделить следующую систему дидактических игр по отработке лексики. Лексическая тема – «Post office» (почта).

Начальный этап урока по теме «Post office»: Цель: введение лексического материала по теме. 

1) Игра-кроссворд по теме «Post office». Описание: игра в виде поля из сетки 14 на 14 клеток, в каждой из которых написана буква алфавита. Среди букв зашифрованы слова по данной теме. Перед началом игры обучающиеся  вместе с преподавателем читают и переводят слова из активного словаря. Задача  обучающихся – самостоятельно отыскать среди букв данные слова, опираясь на  список в низу страницы (cлайд 1). Цель: ознакомление учащихся с лексикой по теме «Post office», запоминание графического образа слова. Обучающиеся играют индивидуально или в парах.

2) Игра-упражнение «Вставьте букву». Описание: преподаватель пишет на доске слова из активного словаря, пропускает одну или несколько букв. Задача обучающихся – вставить пропущенные буквы, произнести и перевести слово. Обучающиеся выполняют задание «по цепочке» (Слайд 2). Цель: повторение графического образа слова. 

Также можно применять игру «виселица», в которой даны первая и последняя буквы слова, а пропущенные буквы обозначены чёрточками. Обучающиеся должны отгадать, что за слово спрятано за пропусками

( слайд 3).

Основной  этап урока по теме «Post office». Цель: выработка навыка использования новой лексики под контролем преподавателя. 

1) Игра « Соревнование ». Описание: обучающиеся играют в парах: на первом этапе пишут максимальное количество слов по теме, на втором этапе сравнивают количество записанных слов с другими парами. Цель: закрепление лексического материала.

2) Игра - кроссворд. Описание: учащиеся делятся на две группы – A и B. Преподаватель предлагает группам бланки с кроссвордом по теме. Задача  учащихся – заполнить кроссворд  новыми словами до конца, при этом объяснив другой команде значения  недостающих слов ( Слайд 4). Цель: использование новой лексики в речи под контролем преподавателя.

3) Игра « Крестики-нолики ». Описание: преподаватель рисует сетку как для игры в крестики-нолики и заполняет их лексическим материалом, который хочет обсудить. Задача обучающихся – выбрать клетку и объяснить понятие (слово). Если игроки все сделали верно, они получают право поставить крестик/нолик и продолжают игру. Обучающиеся играют в командах или в парах ( Слайд 5). Цель: использование новой лексики в речи под контролем преподавателя.

Завершающий этап урока. Цель: повторение и закрепление  пройденного лексического материала.

1)Игра-упражнение «Составляем слово». Описание: преподаватель говорит обучающимся слово на русском языке, они его переводят на английский и подчёркивают ту букву, на которую преподаватель указывает, а потом из подчёркнутых букв получается новое слово, которое обычно хорошо запоминается. (Слайд 6) Цель: проверка усвоения пройденной лексики и ознакомление с новым словом. Рефлексия: лучше всего использовать данный вид работы при переходе от одной темы к другой, ведь такая проверка знаний намного интереснее и эффективней, чем обыкновенный диктант или контрольная работа. 

2) Игра-упражнение «Угадай слово». Описание: обучающиеся делятся на команды. Преподаватель зачитывает характеристику слова, задача обучающихся – угадать о каком слове идет речь и правильно его произнести (Слайд 7). Цель: повторение лексических единиц, ознакомление с их синонимами. Рефлексия: данное упражнение крайне необходимо при изучении новой лексики, потому что дает возможность разобраться в значениях слов, их синонимах.

Игровые методы были подобраны в соответствии с этапами  изучения лексики иностранного языка, на каждом из которых можно  применять определенные игровые  методики. 

Заключение

Ценность  дидактической игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из них. Организуя жизнь обучающихся в игре, преподаватель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения обучающихся в разных условиях и вне игры - таким образом при правильном руководстве обучающимися дидактическая игра становится школой воспитания.

Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения иностранному языку, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка.

Игровые формы и приемы очень  разнообразны и могут быть использованы на каждом этапе работы с лексикой. На первых этапах уместно использовать типичные игровые упражнения, которые сделают процесс запоминания слов интересным занятием. Игровые методы позволяют создавать вполне реальные ситуации общения между участниками игры. Поэтому игры особенно актуальны на заключительных этапах работы с новой лексикой, на которых происходит употребление слов в речи в конкретных игровых ситуациях.

Дидактические игры часто очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования. Дидактические игры могут быть использованы на каждом уроке иностранного языка, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интернет ресурсов на уроках английского языка как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Современный ребенок живет в мире электронной культуры и для того чтобы говорить с ним на одном языке учителю необходимо владеть современными методиками и новыми оьразовательными технологиями. Интернет...

Использование видеоматериалов на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции.

В этой статье вы сможете познакомиться с методикой использования видеоматериалов на уроках английского языка....

Развивающие игры на уроках английского языка с целью формирования коммуникативной компетенции

Тема самообразования "Развивающие игры на уроках английского языка с целью формирования коммуникативной компетенции".Данная тема чрезвычайно важна для глубокого ее изучения и особенно практического пр...

Использование кейс-технологий на уроках английского языка как средство формирования коммуникативных компетенций

В презентации рассматривается применение кейс-технологий при обучении иностранным языкам....

Доклад. "Использование социокультурного материала в содержании обучения английскому языку как средства формирования коммуникативной компетенции у учащихся средней школы".

Центральными проблемами модернизации обучения  иностранному языку  в школе являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им, при разработке которых наиболее эф...

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

В настоящее время возрастают требования к коммуникативному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора.   Проводимая в стр...