статья " Языковое портфолио как возможность развития самоконтроля и самооценки учащихся"
статья по английскому языку на тему

Кокурина Ирина Алексеевна

В статье автор описывает свой опыт внедрения "Языкового портфолио" в образовательный процесс, дает определение языковому портфолио и приводит этапы работы по его созданию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio.doc50 КБ
Office presentation icon yazykovoe_portfolio.ppt183.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                      Из опыта работы по “Friends1”

“Языковое портфолио как возможность  развития самоконтроля и самооценки учащихся”

Кокурина Ирина Алексеевна, учитель высшей категории

МБОУ лицей №87

В условиях высоких темпов развития современного общества происходит переосмысление целей школьного  образования, где на первый план выходят задачи развития личности учащихся, их интеллектуальных и творческих способностей с тем, чтобы ученик был способен к самореализации в будущем, к самостоятельному мышлению, принятию важных для себя и своей будущей жизни решений.

Однако, чтобы достичь этих целей, необходимо формировать у школьников способность к объективной самооценке, т.е. рефлексии. Всем хорошо известно, что завышенная самооценка, как и заниженная, приводят часто к драматическим последствиям в жизни человека. При завышенной самооценке человек создает проблемы не только себе, но и окружающим, часто возникают сложности психологического характера, связанные с завышенным самомнением субъекта. Но и неумение оценить свои способности по достоинству, занижение своих возможностей ведут не только к неспособности обустроить свою жизнь, но и к определенной закомплексованности.

Поэтому современное образование призвано учить детей не только знаниям, но и умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, выстраивать траекторию собственного интеллектуального развития, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования, т.е. способствовать формированию необходимых навыков рефлексии.

Настроить учащихся на самоконтроль – задача не из легких. Поэтому учителя кафедры иностранного языка лицея №87 обратились к опыту, существующему в зарубежных школах. Как известно, стратегией развития нового поколения специалистов, начиная с их допрофессионального уровня, т.е. со школы, на Западе является методика портфолио как рефлексивная модель роста личности, являющаяся эффективным инструментом самооценки личности. Тем более, одна из наших коллег, Кобец С.А., побывала на стажировке в США, откуда привезла много материала по внедрению данной педагогической технологии.

Что же это такое – языковое портфолио?

Языковое портфолио – это папка языковых и речевых достижений, предоставляющая учащимся возможность задуматься о собственной успеваемости и имеющихся проблемах, найти пути изменения, адаптации и самосовершенствования собственного познавательного творческого труда.

В состав ученического портфолио могут входить:

  • творческие работы, выполненные им самим или в группе, вместе с родителями;
  • мониторинг результатов промежуточных и итоговых тестирований, показывающий степень личного прогресса в изучаемом предмете;
  • грамоты, сертификаты, полученные в конкурсах различного уровня;
  • рефераты, доклады;
  • самая легкая и самая трудная работа для ученика;
  • отчет- самоанализ “Мои достижения за четверть, полугодие, год”.

Для младших школьников языковое портфолио – это коллекция работ, отражающая усилия, прогресс и достижения ученика в одной или нескольких областях (аудирование, письмо, чтение, говорение).

Нужно отметить, что это примерный перечень документов, так как учащийся по собственному выбору формирует свой портфель. Учитель лишь может рекомендовать параметры, по которым это необходимо делать. Однако обязательными его составляющими являются задания различной формы, развивающие рефлексивную самооценку учащегося. Эти задания направлены на основные аспекты иноязычного общения и компоненты учебной деятельности по овладению изучаемым языком: осознание умений, критериев оценки, анализ своих проблем, постановку учебных задач, оценку своего опыта в использовании языка.

В нашем лицее имеется трехлетний опыт внедрения технологии «Языковое портфолио» (Language Portfolio) для каждого ученика, начиная с 1-го класса.

Хочу привести пример работы по созданию языкового портфолио в 5-х классах на базе УМК “Friends1”, который, на мой взгляд, способствует как нельзя лучше формированию объективной самооценки у школьников.

I этап – разъяснительный. Осуществляется до начала работы по учебному пособию (на первом уроке- знакомстве, на родительском собрании), где учитель рассказывает о принципах работы.

УМК “Friends1” имеет четкую и понятную структуру как для учителя, так и для школьников и его родителей. Учебное пособие состоит из 8 разделов, в каждом из которых 4 юнита по 2 урока. Тематический и языковой материал подается по спиральному принципу, что обеспечивает его повторяемость; имеются дифференцированные учебные задания по степени сложности с учетом индивидуальных способностей учащихся; банк дополнительных заданий в книге для учителя позволяет разнообразить и уплотнить учебную работу. После каждого раздела осуществляется нулевой, промежуточный и итоговый контроль. Поэтому учащийся всегда знает, где он находится и в состоянии восполнить пропущенный материал. Успешно ориентироваться и осваиваться в учебном материале помогают ему также яркие красочные картинки, песни, истории, игры, а главное реальные англоговорящие персонажи, которые рассказывают о своей жизни, семье, интересах, активно вступают в диалог со школьниками. Кроме этого существует виртуальный клуб друзей на сайте www.longman.com/friends, где учащиеся могут обсудить свои проблемы, используя язык, изученный в том или ином разделе, и найти новых друзей. Знакомство родителей с персонажами учебника дает им возможность побеседовать со своим ребенком о том, что происходит на уроках, в какие истории попадают герои учебника. Интерес родителей к происходящему на уроках английского – важная составляющая успеха ребенка и роста его уверенности в себе.

Все это делает УМК привлекательным, интересным, способствует развитию познавательного интереса учащихся, повышает их мотивацию к изучению иностранного языка.

II этап – учебный. В начале изучения новой темы вместе с учениками просматриваем содержание уроков в учебнике и составляем утверждения «Что я буду делать?», «Чему я буду учиться?» на протяжении цикла уроков. По мере прохождения раздела обращается внимание учащихся на сочетаемость лексических единиц, на использование грамматических структур в той или иной ситуации, на отличие русского и английского языков (предлоги, артикли, времена), осуществляется формирование учебных стратегий в области поиска и самостоятельной обработки информации на иностранном языке.

III этап – повторение изученного материала и нулевой контроль. После изучения раздела идет  его повторение, затем учащиеся выполняют тест «Проверь себя» в рабочей тетради и осуществляют самопроверку по данным тут же ключам. Целью данного вида работы является проверка приобретенных навыков и умений, выявление проблемных зон и их своевременная ликвидация во избежание ошибок в итоговом тесте. После выполнения данного теста учащийся пишет самоанализ. Задания для самооценки формулируются в терминах:

  • что я могу сделать сейчас;
  • мои трудности связаны с …;
  • мне необходимо …;
  • что мне нужно сделать, чтобы улучшить результат;
  • я доволен своим результатом, потому что … .

IV этап – консультационный. Учитель или сильный ученик осуществляет консультацию по возникшим вопросам во время выполнения теста «Проверь себя».

V этап – промежуточный контроль. Школьники пишут тест из книги для учителя. Затем учителем проводится индивидуальная консультация с каждым учащимся – соответствует ли самооценка ребенка оценке учителя.

Нужно отметить, что в начале данного пути практически всем детям была присуща завышенная самооценка, несмотря на разъяснительную работу, проведенную в самом начале. Однако шаг за шагом ситуация начинает меняться.

В результате работы по технологии «Языковое портфолио» мною отмечены следующие положительные результаты  обучения:

  • учащиеся могут самостоятельно освоить материал по указанной теме, расширить свой лексический запас, закрепить имеющиеся грамматические навыки;
  • учащиеся повысили уровень коммуникативных навыков, приобрели опыт работы в парах и группах сменного состава;
  • учащиеся научились на элементарном уровне оценивать свои успехи и формулировать причины своих неудач в себе, а не во внешних событиях, как это было раньше;
  • повысили уровень выполнения самостоятельных и творческих работ.

Таким образом, портфель учит оценивать себя и документировать свои достижения, что является условием развития способности ученика к рефлексивной самооценке и продуктивной учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Языковой портфель как средство рефлексивного обучения. Из опыта работы учителя английского языка И.А.Кокуриной, МБОУ «Лицей №87»

Слайд 2

Что такое портфель? Языковой портфель - это документ, в котором его обладатель в течение длительного времени собирает и систематизирует свои достижения, полученные квалификации в овладении иностранным языком, а также отдельные виды выполненных им работ. Для младших школьников языковой портфель – это коллекция работ, которая отображает усилия, прогресс и достижения ученика в одной или нескольких областях.

Слайд 3

Что должно быть в портфеле? Содержание и структура ЯП зависит от его целевой направленности. Например, ЯП как инструмент демонстрации учебного продукта, в который включаются образцы самых лучших работ учащегося. (Administrative Language Portfolio). ЯП как инструмент обратной связи в учебном процессе содержит материалы выполненных учебных заданий, которые фиксируют степень сформированности определенных умений в различных видах иноязычного речевого общения и способность учащегося реализовать эти умения. (Show Case, Feedback Language Portfolio).

Слайд 4

Show Case , Feedback Language Portfolio -творческие работы, выполненные им самим или в группе, вместе с родителями -контрольные работы, показывающие степень личного прогресса в изучаемом предмете -грамоты, сертификаты участника, полученные в конкурсах различного уровня -рефераты, доклады; - самая легкая и самая трудная работа для ученика -отчет о любимой работе; -отчет «Мои достижения за четверть, полугодие, год» -оценка родителей

Слайд 5

Для чего нужен портфель? Независимо от вида ЯП обязательным его составляющими являются задания различной формы, развивающие рефлексивную самооценку учащегося. Эти задания направлены на основные аспекты иноязычного общения и компоненты учебной деятельности по овладению изучаемым языком: осознание умений, критериев оценки, анализ своих проблем, постановку учебных задач, оценку своего опыта в использовании языка. Таким образом, портфель учит оценивать себя и документировать свои достижения, что является условием развития способности ученика к рефлексивной самооценке и продуктивной учебной деятельности.

Слайд 6

В начале изучения какой-либо темы мы просматриваем содержание уроков в учебнике и составляем утверждения « Что я буду делать? Чему я буду учиться?» на протяжении цикла уроков.

Слайд 7

I’ll act the dialogue I’ll practise fine intonation I’ll learn how to use -since, for -some, any I’ll learn how to speak about recent events -I’ll describe my favourite place in Perm -I’ll write a letter to “In Touch Magazine” -I’ll read about animal care; -I’ll learn about organization for animals -I’ll speak about animal care in Perm I’ll speak about outdoor activities Unit 9 - 12 « Что я буду делать? Чему я буду учиться?»

Слайд 8

My results in the second term I want to have “5” To have “5” I must Learn forms of the verbs Know translation of new words and phrases Study hard, very properly and seriously I must listen and read instruction carefully

Слайд 9

Задания для самооценки формулируются в терминах «Я могу…» «Мне необходимо» «Мои трудности связаны с …» «Что я выучил…?»

Слайд 10

Мой результат Что я выучил ? Что я могу сделать сейчас ? -написать слова -рассказать о… -написать письмо Я выполнил свой план Я доволен своим результатом Что мне нужно сделать, чтобы улучшить результат?

Слайд 11

В результате работы по технологии « Show Case , Feedback Language Portfolio» в течение 3 лет мною отмечены следующие положительные результаты обучения: Учащиеся могут самостоятельно освоить материал по указанной теме, расширив свой лексический материал, закрепить имеющиеся грамматические навыки; Учащиеся повысили уровень коммуникативных навыков, приобрели опыт работы в парах и группах сменного состава; Учащиеся научились на элементарном уровне оценивать свои успехи и формулировать причины своих неудач в себе, а не во внешних событиях, как раньше Повысили уровень выполнения самостоятельных и творческих работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ

Основная функция образования – раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, создать условия для её развития, обеспечить становление средствами образования критичности, самостоятельности, инициативы, тво...

Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки

Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках английского языка...

Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке учебной деятельности на уроках английского языка

Целью работы является описание приемов развития навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка. Работа имеет практическое применение....

ЯЗЫКОВОЕ ПОРТФОЛИО КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Портфолио, создающееся для оценки уровня компетенции в области иностранных языков, получило название «языкового портфолио или портфеля». Создание портфолио (учебно-контрольных файлов и электронного по...

Публичная презентация опыта «Инновационные направления деятельности педагога в процессе обучения «Технологии» и разработке методического инструментария и приемов деятельности для формирования самоконтроля и самооценки учащихся»

Обеспечение   качественной организации образовательного процесса на основе эффективного использования инновационных  образовательных технологий, в том числе дистанционных в рамках препо...

Статья: Добровольческая команда как возможность развития soft-skills навыков необходимых для дальнейшего профессионального самоопределения

В статье рассматривается возможность развития soft-skills навыков, необходимых для дальнейшего профессионального самоопределения при помощи организации добровольческой деятельности....

Статья "Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании "

Методы контроля и самоконтроля направлены на оценку эффективности воспитательного процесса, т.е. на изучение деятельности и поведения воспитанников педагогом (методы контроля) и на познание воспитанни...