«Системно-деятельностный подход при обучении грамматической стороне речи»
методическая разработка по английскому языку (7 класс) на тему

Попова Светлана Ивановна

На современном этапе развития общества меняется подход к образованию. В условиях реализации новых ФГОС системно-деятельностный подход приобретает особую актуальность. Сегодня «Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться, сформировать ключевые компетенции, необходимые в дальнейшей жизни, а также воспитать определенные качества человеческой личности». «Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, а тем самым овладеть универсальными учебными действиями. Именно действие порождает знание». Так, в основе новых ФГОС лежит системно-деятельностный подход.

При осуществлении этого подхода учитель выступает в роли консультанта, а ученик становится субъектом и самостоятельно определяет тему, цель урока, решает проблемную ситуацию, добывает знания, опираясь на инструкции учителя, корректирует свои предположения и оценивает себя. Понятие системно-деятельностного подхода включает в себя целеустремленную систему, направленную на результат, который не может быть осуществлен без обратной связи (рефлексии). Использование данного подхода создает положительную атмосферу урока и развивает познавательный интерес учеников.

 Овладение новыми грамматическими средствами - важный аспект обучения ИЯ (иностранному языку), так как «полноценная коммуникация не может происходить вне или при отсутствии грамматики». Научить грамотной речи можно только на основе системно-деятельностного подхода, когда учащиеся принимают активное участие в планировании урока, осуществлении учебной деятельности, проводят рефлексию учебного процесса и своих достижений.Основную часть упражнений при этом составляют так называемые ситуативные упражнения, ведь в условиях коммуникативного обучения все упражнения должны иметь речевой характер. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и высшей школы РК

Управление образования МО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21  с углублённым изучением немецкого языка»

 «Системно-деятельностный

 подход при обучении

грамматической стороне речи»

Мастер-класс выполнили

учителя английского языка

МАОУ СОШ №21  Попова С.И.,

Солодкая С.В.

г. Сыктывкар, 2016

На современном этапе развития общества меняется подход к образованию. В условиях реализации новых ФГОС системно-деятельностный подход приобретает особую актуальность. Сегодня «Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться, сформировать ключевые компетенции, необходимые в дальнейшей жизни, а также воспитать определенные качества человеческой личности». «Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, а тем самым овладеть универсальными учебными действиями. Именно действие порождает знание». Так, в основе новых ФГОС лежит системно-деятельностный подход.

При осуществлении этого подхода учитель выступает в роли консультанта, а ученик становится субъектом и самостоятельно определяет тему, цель урока, решает проблемную ситуацию, добывает знания, опираясь на инструкции учителя, корректирует свои предположения и оценивает себя. Понятие системно-деятельностного подхода включает в себя целеустремленную систему, направленную на результат, который не может быть осуществлен без обратной связи (рефлексии). Использование данного подхода создает положительную атмосферу урока и развивает познавательный интерес учеников.

 Овладение новыми грамматическими средствами - важный аспект обучения ИЯ (иностранному языку), так как «полноценная коммуникация не может происходить вне или при отсутствии грамматики». Научить грамотной речи можно только на основе системно-деятельностного подхода, когда учащиеся принимают активное участие в планировании урока, осуществлении учебной деятельности, проводят рефлексию учебного процесса и своих достижений.Основную часть упражнений при этом составляют так называемые ситуативные упражнения, ведь в условиях коммуникативного обучения все упражнения должны иметь речевой характер. Рассмотрим этапы формирования грамматических навыков и умений с примерными упражнениями.

(Примеры взяты из УМК «Счастливый английский»авторы:К.Кауфман, М.Кауфман и «Английский язык» авторы: О.В.Афанасьева, И.В.Михеева).

1 этап – ознакомительно-подготовительный. На этом этапе происходит стадия формирования восприятия грамматического явления. На стадии восприятия у учащихся формируются логические универсальные действия, связанные с анализом данного грамматического явления, с выделением его существенных признаков и закономерностей его употребления. Учащиеся извлекают из представленных речевых образцов новое грамматическое явление, анализируют его форму, формулируют выводы и заполняют функциональную таблицу, отражающую употребление и образование нового грамматического явления.

На этом этапе выполняются:

- упражнения на распознавание и узнавание грамматического явления, например:

При показе используются тексты различного характера (монологические, диалогические), в которых изучаемая грамматическая конструкция выделена цветом. Учащиеся слушают текст, опираясь на его визуальный образ.

Текст:

Dear mum,

London is wonderful! Yesterday Jane and I visited the City and the Tower of London. She showed me Trafalgar Square. I enjoyed all those places. We had lunch in a small café near the Houses of Parliament. I wrote and sent you a postcard with a picture of Trafalgar Square. In the evening we watched TV and spoke about London. We are going to visit Oxford soon. I’m very happy I’m writing this letter in English to practise it.

Best wishes ,

Olga

После этого следует задать ученикам вопросы, касающиеся функциональной стороны явления (случаи его употребления) и его формальной стороны (способ образования). Ответы учеников стоит записать на доску.

Past Simple

Какое действие обозначает?

Как образуется?

Как строится утвердительное предложение?

Как строится вопросительное предложение?

Как строится отрицательное предложение?

Какие слова указывают на время?

Затем учащимся предлагается сравнить их выводы с правилом в учебнике (раздел  MEMOилиAskMr.Help),  что делает усвоение грамматического явления осознанным. Использование оперативных схем помогает обратить внимание учеников на формальные признаки грамматической структуры.

C:\Users\21-36б\Desktop\Tablitsa-past-simpl-skan.png

Look at the table. Then read the verbs which express an action in the past in the text given above.

Dear mum,

London is wonderful! Yesterday Jane and I visited the City and the Tower of London. She showed me Trafalgar Square. I enjoyed all those places. We had lunch in a small café near the Houses of Parliament. I wrote and sent you a postcard with a picture of Trafalgar Square. In the evening we watched TV and spoke about London. We are going to visit Oxford soon. I’m very happy I’m writing this letter in English to practise it.

Best wishes ,

 Olga

-упражнения на дифференциацию данного грамматического явления от других явлений, например:

Look and say what verb tenses are used: the Present Simple or Past Simple.

  1. His sister studies English every day.
  2. She studied English two hours ago.
  3. I go to bed at 10 o’clock every day.
  4. I went to bed at 10 o’clock yesterday.
  5. My brother washes his face every morning.
  6. Last night he washed his face with soap and water.

- упражнения на усвоение формообразования грамматического явления, например:

Write the past simple of the verbs in the correct column.

Listen and repeat.

want/open/ wash/ work/ carry/ cook/ cleaned /watch/ play/ visit /travel/ listen.

/id/

/t/

/d/

     wanted

      washed

    opened

2 этап – автоматизация. На этом этапе происходят следующие стадии:

  1. имитация, на которой укрепляется осознание функциональной стороны модели, запоминается формальная сторона грамматического явления; имитативные упражнения не предполагают никакого структурного изменения, поэтому развивают универсальное умение действия по образцу, например:

Describe the hotel according to the picture asin the example:

18_411

- In 1991, there was a cash machine in the hotel.

Далее учащиеся продолжают строить предложения по образцу, используя слова, данные на рисунках, но не меняя грамматическую структуру (Disco-bar,swimming pool, restaurant, post office, gym, cash machine).                                                – In 1991, there was/were.......

  1. подстановка, на которой учащиеся самостоятельно подставляют в одну и ту же грамматическую модель различные слова; при этом формируется умение обобщать, выполнять задание по аналогии, например:

Fill in the blanks with the past simple:

  1. Tim  cleaned  the room. (clean)
  2. Gina   studied  French last year. (study)
  3. The boys played  football. (play)
  4. It  was cold last Sunday. (be)
  5. The bus arrived late. (arrive)
  6. Dad walked the dog. (walk)
  7. John  phoned  his parents. (phone)
  8. Terry  celebrated  his birthday last week. (celebrate)
  1. трансформация, на которой укрепляется операция оформления, зарождается операция самостоятельного вызова модели, формируется универсальное учебное умение выполнять структурные изменения в соответствии с речевой задачей и нормами языка. Например:

Rewrite the text in Past Simple

On Monday we have five lessons. The first lesson is Russian. At this lesson we write a dictation and do some exercises. Nick goes to the blackboard. He answers well and gets a "five". Pete does not get a "five" because he does not know his lesson. After the second lesson I go the canteen. I eat a sandwich and drink a cup of tea.Ido not drink milk.

3 этап – ситуативный или этап выхода в речь. На этом этапе формируются следующие стадии:

  1. репродукция грамматического явления, на которой завершается установление ассоциации между формальной и функциональной стороны модели. У учащихся развивается умение оформить самостоятельный продукт по проблеме с использованием данного грамматического явления. Задания обязательно носят речевой характер, что побуждает ученика высказаться. Например:

Use the verbs in the past simple to make sentences about yourself.

open/wash /work /carry /cook /clean/ watch /play

(last night, yesterday, last weekend, last summer, yesterday afternoon)

eg. I watched TV yesterday.

Work in pairs. Imagine you are interviewing a person who lived in Scotland. Use the promts to ask and answer questions.

go/ Scotland

Who/with

How/get

What/visit, see, try

take/photos

enjoy/trip

Yes/June

Family/friends

By plane/train/bus

Visit/ Edinburgh Castle, see/ mountains, lakes, try/haggis

Yes/a lot of, stick/album

Yes/exciting, amazing, etc.

e.g. Did you go to Scotland? Yes, I did.

  1. комбинирование, на которой формируется устойчивость навыка и механизм выбора модели. На этой стадии происходит «сталкивание» изученной грамматической модели с другими, усвоенными раньше, учащимся приходится сочетать умение употреблять разные грамматические формы и лексические единицы, например:

Choose the correct alternative.

Раскройте скобки, употребляя глаголы в одном из следующих времен: the Present Continuous, Present Simple, Past Simple или Future Simple.

1. My friend (to go) to the library every Wednesday. 2. He (not to go) to the country yesterday. 3. Why you (to go) to the shop yesterday? 4. We (to grow) tomatoes next summer. 5. What you (to do) now? 6. He (to sleep) now. 7. Where your father (to work) last year? 8. She (to go) to the South next summer? 9. He (not to watch) TV yesterday. 10. Yesterday we (write) a paper.

Write a short paragraph about what your town was like 100 years ago and what it is like now. Think about :

shops, streets, means of transport, etc.

Tell about how and where you usually spend your holidays, where you spent your last holidays .

4 этап - рефлексия, на котором учащиеся выполняют действия, связанные с личностным самоопределением и социализацией, действия по установлению связи между задачами, содержанием и результатом учебной деятельности. Рефлексию можно проводить как в устной, так и в письменной форме, например:

Я знаю, как........

Я понимаю.........

Я научился.........

Мне легко.........

Мне сложно.......

Осталось непонятным......

Таким образом, образовательные стандарты нового поколения указывают на необходимость интеграции в содержании образования предметных и универсальных учебных умений, что позволит вывести результаты обучения на компетентностный уровень: "Значимость универсальных учебных действий определяется тем, что они способствуют гармоничному развитию всех когнитивных способностей (речи, мышления, памяти, внимания, восприятия) ученика, которые определяют условия высокой успешности учебной деятельности при овладении иноязычной речью как новым способом взаимодействия с поликультурным и многоязычным окружающим миром"

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения.// Педагогика-2009, №4, с.18-20.

 2. Никитенко З.Н. Формирование универсальных учебных действий-приоритет начального иноязычного образования. //Иностранные языки в школе-2010, №6, с.3-9.

 3.Сысоев П.В. Интегрированное обучение грамматике: исследование на ,материале английского языка.//Иностранные языки в школе-2003, №6, с.25-31.

4 .Сысоев П.В. Нужна ли нам грамматика, и если нужна, то какая? //Иностранные языки в школе-2007, №2, стр. 31-35.

5. К.Кауфман, М.Кауфман «Счастливый английский» 6 класс

6. О.В.Афанасьева, И.В.Михеева «Английский язык» 7 класс

7. Ю. Голицынский "Грамматика"- сборник упражнений, издание седьмое.

8. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному
говорению [Текст] / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

9. Рогова, Г.В., Рабинович, Ф.М., Сахарова, Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 351 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...

Консультация для педагогов и родителей: "Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи".

В консультации описаны направления работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи....

Презентация "Влияние логоритмических занятий на коррекцию звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Материал поможет повысить качество логопедической работы с помощью логоритмических занятий.Расскажет о принципах построения логоритмических занятий, о специфике проведения, основных направлениях работ...

Программа по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной речи (для детей старшего дошкольного возраста)

Работа по данной программе направлена на развитие умений для овладения детьми совершенными формами связной речи....

Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи Картотека игр на развитие лексической стороны речи

В данной картотеке собраны игры по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям....

Программа коррекции произносительной стороны речи при общем недоразвитии речи II-III уровня, обусловленном открытой ринолалией, у младших школьников в условиях школы-интерната для детей с ТНР.

Данная  программа создана для  оказания логопедической помощи школьникам с общим недоразвитием речи II - III уровня, обусловленным открытой ринолалией, в условиях школы-интерната для детей с...

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...


 

Комментарии

Солодкая Cветлана Валентиновна

Отличная работа, так держать)