Опыт реализации лингвистического исследования в школьной образовательной среде
статья по английскому языку

Подгузова Татьяна Рашидовна

Проблемы лингвостилистического анализа текста, а также вопросы теории и практики перевода являются для автора статьи предметом особого интереса в лингвистике и объектом внедрения в образовательный процесс средней школы.

Успешный опыт организации такого вида учебно-исследовательской деятельности по предмету "Английский язык" позволил сформулировать несколько важных составляющих проектной деятельности в области школьной лингвистики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Формирование у школьников лингвистической компетенции – одна из важнейших задач при обучении языкам. Кроме практического владения языком, учащиеся получают общее представление о закономерностях развития и функционирования языка, ведь язык – это живая система, которая отражает культуру народа, его способ мышления, а также его взаимодействие с другими языками. Опыт проектной деятельности в данном направлении формирует не просто речевые и лингвистические, но и социальные и коммуникативные компетенции, а также широкий кругозор и самостоятельность, поэтому он, несомненно, актуален для современного учителя иностранного языка.

Проектная и учебно-исследовательская деятельность, заявленная в ФГОС нового поколения, как часть системно-деятельностного подхода к обучению подразумевает такую организацию процесса, при которой ученик сам оперирует поиском и анализом учебного содержания, что ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.

Проблемы лингвостилистического анализа текста, а также вопросы теории и практики перевода являются для автора статьи предметом особого интереса в лингвистике и объектом внедрения в образовательный процесс гимназии г. Санкт-Петербурга.

Успешный опыт организации такого вида учебно-исследовательской деятельности, лингвистического исследования на материале английского языка позволил сформулировать несколько важных составляющих проектной деятельности в области школьной лингвистики.

Научное исследование – это очень трудоемкий и сложный процесс, который требует максимального напряжения всей энергии человека, его мысли и действия. Конечно, организация и сопровождение такого рода исследования требует от преподавателя высокого уровня знаний основ современной лингвистики, а также методологических основ научного исследования. Основная задача учителя как научного руководителя видится в предельно грамотном построении всего хода работы.

Немаловажной составляющей научно-практического исследования является мотивация, поскольку работа требует внимания и интереса со стороны ученика на протяжении продолжительного периода. Этот компонент отражает:

  • потребность в овладении информацией (знаниями) и способами ее получения;
  • потребность в реализации творческих способностей;
  • потребность в достижении успеха и повышении статуса личности;
  • потребность в общении со сверстниками, педагогами, научными сотрудниками.

Для реализации качественного и успешного исследования необходимо соблюдать и следующий ряд условий: соответствие возрасту, интересам, способностям и возможностям обучающегося, сформированность у учащегося необходимых для проектной деятельности компетенций, наличие достаточной научной информации и доступа к информационным ресурсам, педагогическое сопровождение, наличие ясных критериев оценки на каждом этапе работы и итогового результата, а также возможность презентации результатов работы и признания достижений.

Основные этапы работы над лингвистическим исследованием

На начальном этапе необходимо представить проект исследования с обоснованием выбора темы и рабочего плана работы, опираясь в первую очередь на познавательный интерес ученика. Тема нашей работы «Возможные способы передачи значений русской полифункциональной частицы же при переводе на английский язык (на материале произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и трех текстов английских переводов)» – подсказана непосредственно ученицей, задумавшейся над ролью частиц в русском языке и возможностями их перевода для английского.

Таким образом уже на первом этапе мы обеспечиваем совместную деятельность учителя и ученика. Изменяется при этом роль учителя: из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Затем, на предварительном этапе, работа над исследованием в области переводов потребовала знакомства с некоторыми теориями перевода, классификацией переводческих трансформаций, с понятием эквивалентного перевода и естественности звучания, понятием языковой картины мира; рассмотрения некоторых структурных и лингвостилистических особенностей  сравниваемых языков на всех языковых уровнях.

Формулировка гипотезы исследования, раскрытие замысла, планирование исследования, а также выбор необходимого инструментария (цели, задачи, методы) – ключевой этап работы, который формирует многие исследовательские компетенции.

Собственно проведение исследования – сбор материала и обработка полученного материала, в нашем случае – это проведение лингвистического сравнительно-сопоставительного анализа текстов оригинала и его переводов, а также его количественно-качественного анализа.

Следующая часть работы – оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта. Она предполагает систематизацию и обобщение результатов работы, формулирование выводов и создание текста работы. Наряду с исследовательским, формируются и важные речевые компетенции: практическое овладение научным стилем речи, обучение редактированию научного текста.

Представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования включает в себя обучение основам устного публичного выступления, получение навыков рефлексии над продуктом и результатом учебно-исследовательской работы через проведение анализа проделанной работы, ее результатов. Данное исследование было представлено на двух языках для участия в разных конкурсах. Тем интереснее представлялась работа над презентацией исследования.

Дипломы победителей и призеров на городских и районных конкурсах и конференциях данной исследовательской работы, а также серьезное увлечение ученицей проблемой говорит о перспективности и актуальности проектной деятельности в области лингвистики и открывает широкие возможности ее использования в преподавании иностранных языков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт реализации проекта по внедрению школьной социальной сети как механизма обеспечивающего информационную открытость образовательного учреждения в системе взаимодействия с социумом

«Дневник.ру» позволяет создать единую информационно-образовательную сеть для основных участников образовательного процесса. Он представляет собой современный и удобный инструмент взаимодействия учите...

Опыт реализации модели социокультурного системного развития образовательного учреждения в московской школе №12

В статье представлен опыт школы №12 по опыту реализации модели социокультурного системного развития....

Опыт использования личностно-ориентированной технологии в образовательной среде

Аннотация  В статье изложены основополагающие принципы личностно-ориентированной системы обучения как системы, призванной формировать личность способную активно действовать в социальн...

Методическая разработка «Исследовательская и проектная деятельность при обучении физике как эффективный инструмент реализации ФГОС в условиях цифровой образовательной среды»

Проектная деятельность формирует способность учащихся планировать собственную работу, а учебные исследования наполняют процесс обучения личностным смыслом. Поэтому, для эффективного освоения норм иссл...

Создание условий для развития детской одаренности в условиях школьной образовательной среды

Обобщение опыта работы ОО по созданию условий для выявления и развития творчески одаренных детей, попытка проанализировать условия и деятельность педагогического коллектива учреждения в выявлении...

Отчет о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» МБОУ "СОКШ №4" за 2020-2021 учебный год.

Отчет о работе (мониторинг) по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотич...