Как научить школьника анализировать художественный текст на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку

Поторочина Ольга Борисовна

Данный материал поможет учителю английского языка научить ребят анализировать художественные тексты на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchit_rabote_s_tekstom.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить школьника анализировать художественный текст на уроках английского языка

     Одной из главных задач современного языкового образования является развитие социокультурной компетенции – приобщение к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка и формирование способности к межкультурной коммуникации, что особенно важно в условиях, когда происходит смешение народов, языков и культур.

     Новый государственный стандарт придает большое значение развитию лингвострановедческих знаний учащихся, и изучение художественной литературы играет здесь большую роль. Чтение помогает школьникам глубже проникнуть в психологию национального характера, лучше понять культуру и историю стран изучаемого языка, улучшить языковую, речевую и учебно-познавательную компетенции. Чтение художественной литературы помогает развитию личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала английского языка: развитие стремления к овладению основами мировой культуры.

     В условиях классно-урочной системы, использование художественных текстов 1) является стимулом для обсуждения самых разнообразных проблем;   2) помогает воспитанию толерантного отношения к другому образу жизни, непривычной для нас системе моральных ценностей; 3) способствует осознанию значимости собственной самобытной культуры. Все это побуждает учащихся обращаться к собственному миру для объяснения чужого.

     Чтение художественных текстов играет особую роль в формировании личностных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся. В сфере личностных УУД, художественное чтение помогает формировать действия нравственно-эстетического оценивания содержания прочитанного, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. В сфере познавательных УУД – анализировать объекты, формулировать проблему, самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера. В сфере коммуникативных УУД – учитывать позиции других людей, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Работая с художественными текстами, учащиеся получают  возможность самостоятельно организовывать поиск информации и приобретают первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

 Работа с художественными текстами на уроках английского языка предполагает

  • осознание учащимися значимости чтения для дальнейшего обучения, саморазвития и отношения к чтению как источнику эстетического, нравственного и познавательного опыта;
  • умение ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл, определять главную мысль и тему;
  • использование приемов анализа текстов;
  • использование различных форм интерпретации содержания текстов (понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на структуру и язык), установления связей, отношений, поступков героев;
  • умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • участие в обсуждении прочитанного текста, высказывание и обоснование собственного мнения.

     Представленные в работе художественные тексты отражают разнообразную тематику согласно государственному образовательному стандарту.  Предлагаемые задания 1) носят компетентностный характер, который развивает интеллектуальный и творческий потенциал учащихся; 2) предполагают осуществление ряда мыслительных операций – выделение, анализ, синтез, сопоставление, сравнение, обобщение; 3) развивают умения анализировать художественный текст.

    Использование приемов технологии критического мышления в заданиях для учащихся, создает условия для свободного развития каждой личности, раскрывают ее творческий потенциал и способствуют осознанию вновь приобретенной информации.

                                               

 Analysis of the Story

I. The Structure of the Text

* I’m going / I’d like to analyze an extract from the book “ …” written by … .

1. The story is about ……….

2. The action takes place in …… .

3. The setting of the story is ……….

4. The narration is conducted in the first / third person.

5. The author wishes to create ………   impression on readers.

II. The Language and the Style of the Text

6. The author’s style is concrete / emphatic / naturalistic / impersonal / realistic / simple ……….

7. The language in the text is quite formal / informal / close to the language of real life ……….

8. The author uses some stylistic devices, for example ……….

III. The Characters

9. The main character(s) in the story is( are) ……… .

10. I would describe the main character as a (an) ……… person.

11. He seems to be stupid, boring, lazy, hard- working, honest, dishonest, careless ……….  

12. The way he acts shows that he ……….

13. His feelings and thoughts are realistic / understandable / hard to understand ……….

14. I like / dislike the character because ……….

IV. The Plot

15. I find the plot of the story simple / realistic / absurd / complex / mysterious / interesting……….

16. The story shows some negative / positive aspects of ……….

17. The story is based on a true story / the author’s own experience/ a dream……….

V. Your Opinion

18. I find the story great / interesting / exciting / sad / awful / funny/ cruel…….

19. It is terrible / boring / old- fashioned / actual/ eternal ……….

20. The main idea of the story is ……….

21. I liked the story because……… / I didn’t like the story because ……… .

*I believe …/ I think … / I’m sure … / I suppose … /  In my opinion … / From my point of view … / To tell the truth … / Speaking frankly …/ It goes without saying …  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественного текста в обучении английскому языку в начальной школе

Чтение художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитич...

Как научить работать с текстом на уроках английского языка

В статье описаны прёмы работы, которые помогут научить учащихся анализировать художественный текст....

Работа с художественным текстом на уроках английского языка

Работа с текстом - один из важных видов работы на уроке иностранного языка.Чтобы приобщить учащихся к чтению на иностранном языке, необходимо, во-первых, стимулировать мотивацию чтения, во-вторых, обе...

Авторская система упражнений направленных на обучение стилистическому анализу иноязычных художественных текстов на уроках английского языка в 10-11 классах

На современном этапе развития общества возросла необходимость владения иностранным языком, причем язык должен быть максимально аутентифицирован, служить средством коммуникации, не быть лишенным экспре...

Статья "Методика работы со стихотворными текстами на уроках английского языка в процессе обучения младших школьников"

Статья касается  важности использования поэтических текстов, песен, сказок в процессе обучения английскому языку....

Эффективные приемы работы с художественным текстом на уроках английского языка в школе.

Автор описывает приемы работы с художественным текстом на уроках английского языка...