Формирование чувства патриотизма средствами английского языка.
материал по английскому языку (10 класс)

Анненкова Мария Николаевна (Карпова)

Существование современного общества формируется огромными информационными потоками, многие из которых вызывают негативные эффект. Идет агрессивное навязывание вседозволенности и жестокости, размываются границы между культурами и нациями, подменяются духовные ценности, такие как любовь, к Родине и семье, уважение и гордость за землю, на которой живет человек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование чувства патриотизма средствами английского языка.

 «Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать». 

Василий Розанов

Существование современного общества формируется огромными информационными потоками, многие из которых вызывают негативные эффект. Идет агрессивное навязывание вседозволенности и жестокости, размываются границы между культурами и нациями, подменяются духовные ценности, такие как любовь, к Родине и семье, уважение и гордость за землю, на которой живет человек.

С.А. Дружилов отмечает, что эффекты информационных воздействий могут проявляться на нескольких уровнях, в том числе на личностном, что вызывает «снижение у людей способности к самоопределению, самореализации, принятию жизненно важных решений; возникновение акцентуаций характера, деформации мотивационной направленности». Данная ситуация является информационной войной против России, целью которой является впитывание социумом чуждых нашим гражданам идей, принижению значимости понятия долга, чувства патриотизма и любви к родной стране. Происходит целенаправленное воздействие на молодежь для манипулирования ее сознанием. Ведь, как известно, воспитание нравственной, психически и физически здоровой личности является основной задачей культуры и образования. Как следствие, одной из важнейших функций отечественного образования является формирование личности гражданина и патриота. Как сказал в своем выступлении В.В. Путин: «…любовь к Родине – одна из ключевых основ российской государственности и важнейшая ценность для нашего общества, которая неизменно проявляется в решающий для страны момент.

              Известно, что каждый учебный предмет развивает своим содержанием,  и среди множества учебных дисциплин английский язык занимает особое место. Коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, истории, литературы, традиций, культуры дает широкие возможности по воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою родину. Не случайно во ФГОС второго поколения наряду с метапредметными и предметными результатами освоения образовательной программы  большое внимание уделяется личностным результатам, таким как  «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной».

             Преподавание иностранного языка в современной школе дает широкие возможности по воспитанию патриотизма, гражданственности, правовой культуры, по воспитанию высоко нравственной личности. Уроки иностранного языка позволяют осознавать патриотические ценности, формировать взгляды и убеждения, прививать уважение к культурному и историческому прошлому России. Уроки формируют активную жизненную позицию, определяющую весь жизненный путь человека.

Обращаясь к отбору содержания обучения, конечно же, следует отметить, что зарубежные учебники по иностранным языкам имеют некоторые ограничения. Организуя ситуации межнационального взаимодействия, их авторы-составители, как правило, обращаются лишь к реалиям страны изучаемого языка, поэтому возникает необходимость создания собственных учебных пособий и учебников. Таким образом, задача формирования гражданственности и патриотизма не может быть реализована в полной мере, поскольку в зарубежных учебных изданиях отсутствует материал сравнительно-сопоставительного характера.

          Иностранный язык является средством, при помощи которого можно рассказать о своей Родине, городе, селе, своей семье, о своем внутреннем мире, о своем мировоззрении. На уроках каждый имеет возможность для самовыражения и творчества.

         Рассматривая традиции и праздники стран изучаемого языка, мы сравниваем их с традициями своей страны, происходит диалог культур. В данном случае эффективно используется метод проектов. Овладение способностью к межкультурной коммуникации позволяет обмениваться культурным опытом поколений и национальностей. Владея иностранным языком, патриот несет культурное наследие своей страны.

          Огромный потенциал для воспитания патриотизма несут в себе темы о политическом устройстве стран изучаемого языка. На уроках учащиеся анализируют и сравнивают различные политические системы, рассматривают политическое устройство России, изучают историю развития Конституции, историю развития своей страны.

          В старших классах, по моему мнению, уроки можно начинать с краткого обсуждения событий произошедших в стране. Учащиеся с удовольствием высказывают свою точку зрения на то или иное событие. Это также является частью патриотического воспитания.

         Считаю, что каждый урок должен иметь воспитательный потенциал. Воспитательные возможности должны заключаться в содержании учебного материала, в методической системе обучения. На уроке английского языка происходит общение, которое по своей сути –личностно. Личностная направленность является каналом, через который в душу и сознание учащегося проникает воспитательное воздействие. На уроке происходит развитие мышления, памяти, чувств, воображения, формируется мировоззрение, черты характера, усваиваются общепринятые нормы поведения, развиваются эстетические взгляды, развиваются потребности в дальнейшем самообразовании.

            Для развития чувства патриотизма и гражданственности необходимо взять за основу деятельностно-отношенческую концепцию воспитания, включающую когнитивный или интеллектуально-личностный аспект (знания о том, что значит быть патриотом, знания норм  межнациональных отношений), эмоционально-чувственный аспект (внутреннее стремление и убеждение в необходимости соблюдения этих норм), деятельно-практический (поведенческий) аспект.

           Воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотических чувств; стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств. Это могут быть уроки-конференции на языке, доклады и презентации.

В последнее время организуется много мероприятий для учащихся с целью воспитания патриотизма и уважительного отношения к Родине, приобщения к истории своей страны. Однако уважение к своей стране и ответственность за её благополучие важно формировать постоянно, на протяжении всех лет обучения в школе и университете. Образовательная программа любого предмета той или иной направленности должна начинаться с воспитания российской гражданской идентичности, уважения к Отечеству, воспитания чувства ответственности и долга перед Родиной. Патриотизм – одна из основополагающих национальных ценностей, и привитие её учащимся высшей школы должно осуществляться при изучении всех предметов, в том числе и на уроках иностранного языка. Обучение иностранному языку осуществляется в рамках диалога культур, когда у школьников развивается  толерантное отношение к проявлению иной культуры, и формируется более глубокое осознание своей собственной. В учебники и пособия по иностранному языку должны быть включены темы ориентированные на системную работу по развитию у обучающихся патриотических чувств. Со страниц учебников учащиеся должны узнавать не только о зарубежной культуре и традициях других народов, что способствует развитию толерантности, но и об известных людях нашей страны, внёсших значительный вклад в развитие разных сфер человеческой жизни.

Выполняя такие задания учебника, обучающиеся научатся рассказывать на иностранном языке о своей малой родине и, что немало важно осознают сопричастность к судьбе России. Развитие патриотизма также предполагает развитие у школьников активной гражданской позиции, формированию обучающимися осознания возможности их личного вклада в развитие общества.

           В канун праздника  Великой Победы я проводила уроки посвященные этой дате. Учащиеся проделали огромную работу при подготовке к урокам: искали информацию о роли Британии и США в Победе, подготовили презентацию о программе ленд-лизинга, подготовили рассказы о родственниках, участвовавших в войне, подготовили презентации об основных битвах ВОВ, искали высказывания великих людей того времени о роли нашей страны в победе над фашизмом. Вся эта работа вызвала большой интерес учащихся и, на мой взгляд, сыграла определенную роль в развитии чувства патриотизма.

Большую роль в патриотическом воспитании школьников играет использование краеведческого материала. Обращение к материалам краеведческого характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. При выборе краеведческого материала стоит учитывать: реальность материалов для учащихся, т. е. учащиеся должны точно представлять, о чем идет речь; заинтересованность учащихся в данном материале; привязанность данного материала к программной теме; социализирующую ценность данного материала.

Основные методы патриотического воспитания школьников, сложившиеся в педагогической практике:

1).Методы воспитания убеждений (методы убеждения): информационно-доказательный метод; поисковый метод; дискуссионный метод; самоубеждение через убеждение других;

2). Методы воспитания привычного поведения (методы упражнения);

3). Методы формирования эмоционально-волевой сферы личности (методы стимулирования): личный пример педагога; игровой подход к организации деятельности; требование; общественное мнение; личный пример педагога.

На своих уроках я использую различные педагогические технологии, помогающие воспитать гражданственность и патриотизм: технологию развивающего обучения, коллективный способ обучения, технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре, информационно-коммуникационные технологии и другие.

                Таким образом, формирование разносторонне развитой поликультурной личности, её мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные и внеклассные формы работы с учащимися. Включение этнокультурного материала в содержание занятий иностранного языка будет способствовать реализации воспитания российского патриотизма. Нельзя любить свою Родину, не зная и не уважая ее культурно-исторического наследия.

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».

Тарас Шевченко.

Список использованной литературы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос.Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).

 2.Белоусова С., Котохина Т., Селезнева Е. Метод проектов на уроках            иностранного языка с использованием краеведческого материала. Интернет-ресурсы.

 3. Беспятова Н.К, Яковлев Д.Е. Военно - патриотическое воспитание детей и подростков.- М., «Айрис», 2006

4.Григорьева Х.Т. Патриотическое воспитание на уроках английского языка

5Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. -2001.-№5.

6. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. Москва. Просвещение, 1988.

7.Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». - М., 2009.

8.  Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия образования  школы//    Иностранные языки в школе.  2005. №3.

 9 . Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., Просвещение, 2011

10. О.И. Палей. Работа с пословицами на уроке английского языка в 9-м классе.

11 .М.И. Дубровин. Английские и русские пословицы и поговорки в иллюстрациях. М. Просвещение. 1993 г.

12. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. //Иностранные языки в школе.  2000, №2, 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование чувства патриотизма.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...

Формирование чувства патриотизма у школьников средствами краеведческой работы

Патриотизм как неотъемлемая часть общенациональной идеи - основа сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев. Актуальность проблемы патриотического воспитания детей обусловлена ещё ...

Уроки иностранного языка с элементами краеведения как средство формирования чувства патриотизма и любви к Родине.

Данная статья рассматривает необходимость включения краеведения на уроках иностранного языка для достижения личностных результатов выпускников основной школы. а именно - стремление к лучшему осознанию...

Формирование чувства патриотизма у воспитанников средствами игровых технологий

Формирование подрастающего поколения в «климате» исторической и культурной памяти – важное условие в учебно-воспитательном процессе сегодня. Цель внеклассного мероприятие &ndash...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ" Приложение к журналу СПО/ №2/23

Статья отражает актуальную сегодня необходимость возрождения в молодом поколении чувства патриотизма и предлагает инструменты для его формирования...